Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:18, доклад
В общественном сознании сосуществуют два вида жестокости. Жестокость первого вида — по отношению к человеку — осознается и порицается, другая же — по отношению к природе — узаконена, приобрела силу привычки, не подпадает под моральный анализ и, естественно, осуждение. Она получила «права гражданства» на заре человеческой цивилизации с благословения суровых законов борьбы за выживание. Но все больше и больше появляется людей, которые стремятся расширить рамки гуманности, становясь, в частности, на путь вегетарианства.
В древние времена жестокость заявляла о себе и в суровых межчеловеческих отношениях (апогей которых — каннибализм), и в безжалостном отношении к природе. По мере исторического процесса нравы межличностных отношений смягчались, в то время как бездушие по отношению к природе сохранялось и усугублялось. И в современном цивилизованном обществе по сравнению с прошлым, значительно более гуманным, царит грубейшее, архаичнейшее варварство по отношению к природе. Причем эта «реликтовая» жестокость тщательно укрывается и обществом, и каждым отдельным человеком от суда совести. Только экологические трудности поставили в полной мере перед широкой общественностью проблему правомерности, и более того, острейшей необходимости распространения ответственности человека с исключительно межличностных отношений на мир в целом.
Каковы
же нравственные и философские основы
ненасилия в индуизме. Чтобы ответить
на этот вопрос, нужно обратиться непосредственно
к анализу проблем ненасилия,
который дается в замечательном
памятнике индийской
Содержание книги, входящей в качестве составной части в «Махабхарату», составляет разговор между Арджуной и Кришной, принявшим облик принца одной из царских династий перед началом сражения. В этом разговоре излагаются основы мироздания, религии, роль и назначение человека и его путь к спасению.
Диалог
начинается с того, что Арджуна
высказывает сомнение Кришне, взявшему
на себя роль возничего колесницы
прославленного лучника принца Арджуны,
о целесообразности войны, т.е. совершения
насилия, сомневается также в
том, имеет ли он моральное право
на войну, тем более что на противоположной
стороне находятся его
Таким образом, в приведенном отрывке ненасилие не признается ценностью. Поскольку душа человека вечна, то в принципе жизнь и смерть не имеют значения, что делает возможным оправдать насилие. Однако дальнейший ход мысли показывает, что все гораздо сложнее. Оправдывается, как в приведенной ситуации, только насилие во имя определенных принципов. Во имя религиозных принципов, например, оправдывается жертвоприношение. Кришна утверждает, что сражение предопределено свыше, как предопределен и его исход, а задача Арджуна как в этом, так и в другом деле исполнять свой долг, главное состоит в том, чтобы делать свое дело (любое), не привязываясь к результатам, к продуктам деятельности. Отказ же от долга, предначертанного свыше, есть религиозный грех.
В «Бхагават-гите»
неоднократно подчеркивается, что самое
важное для человека - это отрешенность
от мира, от чувственных удовольствий,
материального богатства. Плоды
деятельности не принадлежат человеку.
Рассуждения заканчиваются
Отказ от насилия в «Бхагават-гите» - это этический принцип и знание, выступающее в противовес невежеству.
В других
текстах этой книги ненасилие
рассматривается и как
Таким
образом, ненасилие по отношению
к человеку и всему живому на Земле
выступает, с одной стороны, как
некоторая ценность, выражающаяся одновременно
и как этический принцип, и
как знание, и как божественное
качество, и как форма аскетизма.
По своему содержанию это: а) непрерывание
чьей-либо жизни, так как человек
не вправе нарушить произвольно цепь
перевоплощений; б) отказ от поступков,
причиняющих страдания и
Даосизм. Основателем даосизма считается древнекитайский философ Лао-цзы, написавший трактат «Дао-дэ-цзин». В центре даосской концепции учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао находится везде и во всем, его никто не создал, все происходит от него, оно всему дает начало, форму и имя. Познать Дао, «путь», слиться с ним, следовать ему - в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется Дао через Дэ, и если Дао все порождает, то Дэ все вскармливает. Так же, как и в других религиозных концепциях Востока, постичь Дао можно через самоотречение, уход от страстей и суетности жизни. Достигается это при помощи специальных процедур, получивших название даосской йоги.
С точки зрения анализа проблемы ненасилия даосизм интересен тем, что он выступил против всякого манипулирования личностью, которое признавалось конфуцианством. Даосизм утверждает принцип ненасилия прежде всего для каждого человека, ставшего на путь познания великого Дао. Этот процесс познания нельзя ускорить или замедлить, нельзя навязать, каждый индивид в соответствии со своей духовной природой проходит свой путь сам. Для этого необходимо забыть все нормы и условности, а вместе с этим свое « Я ».
В качестве
универсального принципа и одновременно
метода достижения Дао является принцип
«не-деяния» («у-вэй»), который в контексте
обсуждаемой проблемы имеет большое
значение для понимания сути ненасилия.
Принцип «не-деяния» означает не
неделание, а отстранение от своих
дел, своих мыслей, переживаний, страстей,
т.е. умение встать по отношению к
себе как бы в позицию стороннего
наблюдателя, приобрести то, что мы
сегодня называем эмоциональной
устойчивостью. Если в негативном смысле
«не-деяние» характеризуется
Таким
образом, хотя в даосизме специально
и не решалась проблема ненасилия, однако
разрабатывались ее принципиальные
положения, которые в дальнейшем
развивались другими
Ислам. Догматика ислама сводится к следующим положениям: вера в Бога, предполагающая внутреннюю убежденность, исповедание веры словом и совершением добрых дел; исповедание, что Мухаммед - пророк Аллаха; признание существования ангелов и злых духов; ожидание Страшного Суда; убеждение, что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяние за свои дела: кто праведники- блаженство в раю, а грешники - мучения в аду; признание существования божественного предопределения, поскольку Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.
В соответствии с догматикой строятся практические и обрядовые заповеди, к которым относятся: пятикратная ежедневная молитва; обязательное омовение перед молитвой и в других специально оговоренных случаях, налог в пользу бедных, ежегодный пост и паломничество (хадж) в Мекку.
Рассмотрим
теперь, каким образом ставится проблема
ненасилия в мусульманстве. В
отличие от других религий в исламе
полностью оправдывается
Достаточно
жесткая система наказаний
Таким
образом, видно, что в данной религиозной
системе идеи ненасилия найти
достаточно сложно. Но тем не менее
в силу того что ненасилие является
действительно общечеловеческой ценностью,
оно не могло быть не представлено
в исламе, в частности в Коране.
Во-первых, здесь звучат призывы
к кротости и доброте, обещается
награда для людей
Итак,
в исламе, с одной стороны, провозглашается
закон «воздающей справедливости»
- «за добро - добро», «за зло - зло»;
во имя религиозных принципов
оправдывается насилие
Христианство. Наиболее последовательно проблема ненасилия решается в христианстве. Основными идеями христианства являются такие, как идея греховности, идея спасения и искупления, идея богочеловека-спасителя. Из идеи греховности выросло, с одной стороны, учение о грехопадении как причине всех несчастий, обрушившихся на человечество, с другой - учение об избавлении, спасении. Таким избавителем и спасителем признается Иисус Христос, который принес себя в жертву человечеству, миру. Его добровольная жертва избавила человечество от греха. Поэтому вера в Иисуса Христа, следование его учению - путь личного спасения для каждого верующего. Эти положения способствовали образованию двух полюсов нравственности - добра и зла. Ни в какой другой религии проблема добра и зла не была поставлена так радикально, как в христианстве.
Мир создан Богом, который благ, всемогущ и добр, об этом же свидетельствует концепция искупления; поэтому в качестве центрального по сложности ставится вопрос о происхождении зла.
О природе и происхождении зла, об отношении зла к Богу (теодицея) в христианстве сложилась достаточно целостная концепция. Отечественный историк философии А.П.Скрипник, анализируя христианскую концепцию зла, раскрывает понимание зла в христианской теодицеи. Теодицея - это оправдание Бога за наличное в мире зло. Например, Августин Блаженный предлагал два аргумента: метафизический и эстетический. Согласно первому зло произошло не от Бога, а от небытия, из которого Бог создал мир. Согласно второму зло как контраст добра, его тень, является таковым только для человеческого восприятия, а в целом есть часть всеобщего порядка и служит совершенству Вселенной. Греховность и порок, дурные сами по себе, укрепляют веру и добродетели. С этой целью Бог и «допускает» их возникновение. Августин высказывает также идею о саморазрушении, самонаказании зла, что фактически обосновывает идею непротивления.
А.П.
Скрипкин излагает также христианское
учение о грехе и природе зла
в свете мифа о первородном
грехе. В Новом Завете можно найти
достаточно подробную классификацию
греховных действий и качеств: ложь,
блуд, лукавство, корыстолюбие, злоба,
зависть, убийство, распри, обман, злонравие,
злоречивость, клевета, богоненавистничество,
обида, самохваление, гордыня, изобретательность
на зло, непослушание родителям, безрассудность,
вероломство, нелюбовность, непримиримость,
немилостивость и многое другое. Склонность
к греху объясняется
Информация о работе Вегетарианство как нравственная ценность