Бухгалтерский учет денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является рассмотрение теоретических основ учета денежных средств на расчетном счете.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) определить сущность безналичных расчетов; 2) рассмотреть нормативно-правовое регулирование учета денежных средств на расчетном счете; 3) изучить действующий порядок документирования денежных средств и денежных документов на расчетном счете в организациях; 4) рассмотреть совершенствование учета денежных средств на расчетных счетах.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Экономическая сущность учета денежных средств 3
1.1 Понятие и формы безналичных расчетов 3
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета денежных средств на расчетном счете. 8
1.3 Обзор литературы 9
Глава 2. Бухгалтерский учет денежных средств 11
на расчетных счетах 11
2.1 Расчетные документы, порядок их заполнения 11
2.2 Синтетический и аналитический учет по расчетному счету 19
2.3 Инвентаризация денежных средств на расчетном счете 27
Глава 3. Совершенствование учета денежных средств 28
Выводы и предложения 30
Список использованной литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

peredelka.docx

— 55.92 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 2

Глава 1. Экономическая сущность учета денежных средств 3

1.1 Понятие и формы безналичных расчетов 3

1.2 Нормативно-правовое регулирование учета денежных средств на расчетном счете. 8

1.3 Обзор литературы 9

Глава 2. Бухгалтерский учет денежных средств 11

  на расчетных счетах 11

2.1 Расчетные документы, порядок их заполнения 11

2.2 Синтетический и аналитический учет по расчетному счету 19

2.3 Инвентаризация денежных средств на расчетном счете 27

Глава 3. Совершенствование учета денежных средств 28

Выводы и предложения 30

Список использованной литературы 31

 

 

 

Введение

В рыночной экономике между  предприятиями постоянно совершаются  сделки по поводу покупки средств  и предметов труда, реализации продукции (работ, услуг). За приобретенные товарно-материальные ценности у поставщиков, за выполненные подрядчиками  для организации работы и оказанные услуги следует уплачивать денежные средства и, соответственно, получать платежи от покупателей за реализованную продукцию и выполненные для них работы.

Для расчетов сельскохозяйственным организациям необходимы денежные средства. С их помощью завершается превращение  денежной формы выделенных средств  в производственные запасы, получение  денежной выручки и заключенного в ней дохода. Этим самым денежные расчеты выступают важнейшим  фактором обеспечения кругооборота средств, а их своевременное завершение служит необходимым условием непрерывного процесса производства. Денежные средства находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов, на счетах в банках, в аккредитивах, чековых книжках и т.д.

Расчеты на территории Российской Федерации осуществляются путем безналичных перечислений через систему банка или в виде платежей наличными деньгами (безналичные и наличные расчеты).

Безналичные расчеты производятся путем перечисления средств со счета плательщика на счет получателя в кредитной организации (банке). Для проведения безналичных расчетов и хранения денег предприятию открывают расчетные счета.

Значение безналичных  платежей в условиях развитой экономики  возрастает. Это обусловлено ускорением взаиморасчётов, повышением уровня безопасности, снижением уровня операционных издержек. Таким образом, учёт безналичных денежных средств выступает в современной теории бухгалтерского учета на первые планы. Это и обуславливает актуальность выбранной темы курсовой работы: «Бухгалтерский учет денежных средств на расчетных счетах».

Целью написания  курсовой работы является рассмотрение теоретических  основ учета денежных средств  на расчетном счете.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) определить сущность безналичных расчетов; 2) рассмотреть  нормативно-правовое регулирование  учета денежных средств на расчетном  счете;  3) изучить действующий  порядок документирования денежных средств и денежных документов на расчетном счете в организациях; 4) рассмотреть совершенствование  учета денежных средств на расчетных  счетах. 

Глава 1. Экономическая сущность учета  денежных средств

1.1 Понятие и формы  безналичных расчетов

Денежная система страны представляет собой совокупность таких элементов, как национальная валюта, в виде официальной денежной единицы, денежное обращение и субъекты, обеспечивающие его осуществление, что регулируется в полном объеме исключительно государством.

Существует две формы денежных средств: наличная и безналичная. Наличная форма представлена банкнотами (купюрами) и монетами, безналичная – записями на счетах, открываемых хозяйствующими субъектами в банках, и электронными деньгами. [20]

Расчеты между юридическими лицами и гражданами-предпринимателями  осуществляются, как правило, в безналичном  порядке.

Безналичные расчеты происходят через  кредитные организации или Банк России по счетам, открытым на основании  договора, если иное не установлено  законодательством и не обусловлено  используемой формой расчетов.

Безналичные расчеты – расчеты, осуществляемые путем перечисления сумм со счетов плательщика на счет получателя или путем зачета взаимных требований.

Обязательным участником расчетов в безналичной форме  являются учреждения банков. Правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов устанавливает Центральный банк России.

Безналичные расчеты между  юридическими лицами осуществляются в  разных формах, под которыми понимаются определенные законодательством и  банковской практикой способы надлежащего  исполнения денежных обязательств через  банки.

В Положении Центрального банка России о безналичных расчетах в Российской Федерации, а также в ст. 862 Гражданского Кодекса Российской Федерации  указаны следующие формы  безналичных расчетов: платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, по инкассо. Конкретные формы расчетов, способы платежа предусматриваются в договорах. Выбор формы расчетов определяется видом товара, спросом и предложением на него, способом транспортировки грузов, финансовым положением контрагентов, временем поставки товара и его оплаты. [20]

В настоящее время в  денежном обороте России преобладают  расчеты платежными поручениями.

Расчеты платежными поручениями  регулируются § 1 гл. 26 ГК РФ и Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации. Платежное поручение представляет собой оформленное соответствующим расчетным документом распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его  банку перевести определенную денежную сумму со своего счета на счет получателя денежных средств, открытый в этом или другом банке. Такими получателями могут быть поставщики, подрядчики, финансовые органы, страховые и другие организации. Платежные поручения, как и все другие расчетные документы, составляются на бланках определенной формы. В нем обязательно указывают назначение перечисляемых сумм. На основании надлежаще оформленного платежного поручения банк должен списать указанную сумму со счета клиента в срок не позднее следующего дня за днем поступления в банк платежного поручения при достаточности денежных средств на счете клиента. Если денежных средств на счете клиента недостаточно для исполнения платежного поручения, возможны два варианта действий. При первом варианте банк в соответствии с заключенным договором предоставляет клиенту кредит в сумме недостающих средств для оплаты счета (овердрафт).  При втором варианте такое поручение помещается в картотеку и исполняется по мере поступления средств на счет клиента. Обязательство плательщика считается исполненным в момент зачисления суммы платежа на корреспондентский счет банка получателя. Платежное поручение выписывают для предварительной оплаты счетов поставщиков или после получения плательщиком товарно-материальных ценностей или оказанных ему услуг, а также для расчетов с бюджетом. Платежное поручение действительно при наличии на первом экземпляре подписей руководителя и главного бухгалтера сельскохозяйственной организации и печати. Оно используется для местных и иногородних расчетов. Расчеты платежными поручениями имеют ряд положительных сторон: сравнительно простой и быстрый документооборот, ускоренное движение денежных средств, возможность предварительной проверки плательщиком качества оплачиваемых товаров или услуг.

Схема 1. Расчеты  платежными поручениями.


1

Место для ввода текста.

 

 

 

 

  1. Передача  плательщиком в банк платежного поручения;
  2. Подтверждение банка принятия платежного поручения и передача выписки с расчетного счета;
  3. Перечисление средств в банк получателя;
  4. Зачисление средств на счет получателя.

Расчеты по инкассо регулируются §4 гл. 46 ГК РФ и Положением о безналичных  расчетах в Российской Федерации. При  расчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется по поручению и за счет клиента осуществить действия по получению от плательщика платежа  и (или) акцепта платежа. Акцепт - согласие на оплату или гарантирование оплаты денежных, расчетных, товарных документов. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (исполняющий банк). Инициатором платежа при инкассовой форме расчетов в отличие от расчетов по платежному поручению выступает получатель. Расчеты в порядке инкассо проводятся на основании таких расчетных документов, как платежные требования, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовые поручения, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Схема 2. Расчеты по инкассо.

1

 

Импортер (плательщик)


6

 

 

 

 

 

Банк экспортера (банк-эмитент)

 

 

    1. Заключение экспортером и импортером контракта о продаже товаров на условиях расчетов по документарному инкассо (1А- Отправка товара);
    2. Экспортер предоставляет банку инкассовое поручение и коммерческие документы;
    3. Пересылка инкассового поручения и коммерческих документов представляющему банку;
    4. Предъявление документов импортеру;
    5. Оплата документов;
    6. Перевод платежа банку экспортера;
    7. Зачисление средств на счет экспортера.

Расчеты аккредитивами регламентированы §3 гл.46 ГК РФ и Положением о безналичных  расчетах в Российской Федерации. Эта  форма расчетов применяется для расчетов покупателя с одним поставщиком товаров. При расчетах по аккредитиву банк, действующий по письменному поручению плательщика об открытии аккредитива (банк-эмитент) обязуется произвести платежи в пользу получателя средств по представлении им документов, соответствующих всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочие другому банку (исполняющему) произвести такие платежи. В качестве исполняющего банка может выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк. В заявлении на открытие аккредитива указываются наименование и адрес поставщика, сумма аккредитива, срок его действия, род товаров, подлежащих оплате, документы, которые должны быть предъявлены для получения платежа (товарно-транспортные накладные, сертификаты качества и т.д.), и др. [20]

Банк на основании заявления  переводит средства со счета покупателя банку, обслуживающему поставщика, и выставляет аккредитив. После отгрузки товаров поставщик предъявляет обслуживающему его банку транспортные и другие документы, подтверждающие выполнение им условий поставки. Банк поставщика зачисляет средства на счет поставщика по мере отгрузки им покупателю материальных ценностей, которые оплачиваются с аккредитива. Аккредитив выдается на срок договора и по согласию покупателя и поставщика может быть продлен. Оплата с аккредитива ограничивается суммой, определяемой в договоре. По истечении установленного срока аккредитив закрывается. При частичном использовании суммы аккредитива ее остаток перечисляется на расчетный счет покупателя. Аккредитивная форма расчетов обеспечивает поставщику своевременную оплату отгруженной продукции или оказанных услуг, ускоряет расчеты с покупателем, а покупателю гарантирует получение купленных ценностей, но «замораживает» денежные средства.

Схема 3. Расчеты аккредитивами.


6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Заявление на аккредитив;
    2. Депонирование средств;
    3. Извещение об аккредитиве;
    4. Отгрузка материальных ресурсов;
    5. Документы, подтверждающие отгрузку;
    6. Зачисление денег на расчетный счет с аккредитива.

Порядок расчетов чеками  регламентирован  §5 гл.46 ГК РФ, Положением о безналичных  расчетах в Российской Федерации, а  также Положением о чеках, утвержденным постановлением ЦИК СССР и СНК  СССР от 6 ноября 1929 г., сохраняющим силу на территории России по настоящее  время. Расчеты чеками применяются  для одногородних расчетов по товарным и нетоварным (за услуги) операциям. Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое  лицо, имеющее денежные средства в  банке, которыми он вправе распоряжаться  путем выставления чеков. Чекодержатель - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек. Плательщиком является банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Чек оплачивается за счет денежных средств чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек  до истечения установленного срока  для его предъявления к оплате. Выдача чека не является погашением денежного  обязательства, для исполнения которого он выдается. Оплата признается совершенной  только после предъявления чека в  банк к платежу и факта удовлетворения этого требования. [20]

Банк выдает чеки чекодателю для  его расчетов с контрагентами  на основании договора банковского  счета и при наличии средств  на счете.

Чекодержатель может сам явиться  в банк - плательщик за получением чековой  суммы или обратиться в свой банк с требованием об инкассировании чека. Банк, обслуживающий чекодержателя, выставляет чек на инкассо для  получения платежа. Расчетные чеки брошюруются в виде чековой книжки (по 10, 20, 25, 50 листов). Чек действителен в течение 10 дней, не считая даты выписки. Чеки могут быть использованы при расчетах за товары с мелкооптовыми базами и за услуги транспорта и связи.

Для получения лимитированной чековой книжки плательщик оформляет  заявление с указанием количества чеков. Его подписывают руководитель предприятия, главный бухгалтер и заверяют печатью. Одновременно с заявлением покупатель представляет в банк платежное поручение на перечисление денежной суммы с его расчетного счета на отдельный счет. После депонирования этих средств организация имеет право на получение лимитированной чековой книжки в банке. Банк, оформляя лимитированную чековую книжку, проставляет: наименование банка, его номер и местонахождение, наименование плательщика (чекодателя), номер его лицевого счета в банке, предельный размер суммы, на которую может быть выписан чек. Расчетный чек оформляется плательщиком и передается предприятию-получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции. Затем поставщик составляет реестр чеков и предъявляет его вместе с чеками в свой банк для оплаты.

Информация о работе Бухгалтерский учет денежных средств