Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2015 в 20:19, курсовая работа
Актуальность выбранной темы определяется тем, что важным принципом формирования систе¬мы ипотечного кредитования является прин¬цип адекватного правового обеспечения. Де¬ятельность всех элементов системы нужда¬ется в подробной правовой регламентации. Решающее значение имеет полнота законо¬дательной базы, ее адекватность реальным экономическим процессам, взаимосвязан¬ность, внутренняя непротиворечивость и своевременность разработки. Эффективное ипотечное кредитование способствовало бы оживлению в инвестици¬онной сфере, повышению социальной стабильности в обществе, преодолению глубоко¬го социально-экономического кризиса в це¬лом.
Введение…………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Общие положения об ипотеки……………………………………....7
1.1. Развитие ипотеки в России ……………………………………...………...7
1.2 Общие положения об ипотеке………………………………………………11
1.3 Особенности ипотеки………………………………………………………17
1.4. Государственная регистрация ипотеки…………………………..….........28
Глава 2. Ипотечные банки………………………………………………..…...32
2.1. Основная деятельность ипотечных банков………………………..……..32
2.2. Ипотечные облигации………………………………………………..........35
2.3. Пассивные и активные операции банков…………………………...........37
Глава 3. Особенности регулирования залога (ипотеки) земельных участков………………………………………………………………………….39
3.1. Особенности ипотеки земельных участков………………………….........39
3.2. Правовое регулирование залога (ипотеки) земельного участка ………43
3.3.Проблемные вопросы ипотеки земельных участков и пути их решения…………………………………………………………………………79
3.4.Возможные пути решения проблемных вопросов ипотеки земельных участков…………………………………………………………………………..84
Заключение……………………………………………………………………...86
Список использованных источников………………………………………..
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общие положения об ипотеки……………………………………....7
1.2 Общие положения об ипотеке………………………………………………11
1.3 Особенности ипотеки………………………………………………………17
1.4. Государственная регистрация
ипотеки…………………………..….........
Глава 2. Ипотечные
банки………………………………………………..…...
2.1. Основная деятельность ипотечных банков………………………..……..32
2.2. Ипотечные облигации………………………………………………...
2.3. Пассивные и активные операции банков…………………………...........37
Глава 3. Особенности
регулирования залога (ипотеки) земельных
участков…………………………………………………………
3.1. Особенности ипотеки земельных участков………………………….........39
3.2. Правовое регулирование залога (ипотеки) земельного участка ………43
3.3.Проблемные вопросы ипотеки
земельных участков и пути их решения……………………………………………………………
3.4.Возможные пути решения проблемных
вопросов ипотеки земельных участков…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………..90
ВВЕДЕНИЕ
Тема настоящей выпускной квалификационной работы – «Особенности правового регулирования ипотеки (залога) земельных участков».
Институт ипотеки, обретший более-менее реальные и конкретные черты в российском законодательстве, начиная с 1998 года с принятием Закона РФ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», безусловно, имеет огромное практическое значение, поскольку без реально «работающей» ипотеки невозможно нормальное функционирование многих экономических институтов.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что важным принципом формирования системы ипотечного кредитования является принцип адекватного правового обеспечения. Деятельность всех элементов системы нуждается в подробной правовой регламентации. Решающее значение имеет полнота законодательной базы, ее адекватность реальным экономическим процессам, взаимосвязанность, внутренняя непротиворечивость и своевременность разработки. Эффективное ипотечное кредитование способствовало бы оживлению в инвестиционной сфере, повышению социальной стабильности в обществе, преодолению глубокого социально-экономического кризиса в целом.
В качестве недвижимого имущества земельный участок наделен таким правовым качеством, как обороноспособность. Под обороноспособностью согласно ст. 129 Гражданского Кодекса Российской Федерации1 (далее – ГК РФ), установившей общее понятие обороноспособности гражданских прав, следует понимать возможность земельного участка свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
Из общего положения
об оборото способности земельн
Ограничение или изъятие из оборота определено Земельным кодексом Российской Федерации2 (далее – ЗК РФ) как утвержденные законом условия, при которых земельные участки не могут переходить в собственность установленных субъектов (граждан, иностранных граждан, иных лиц - участников оборота), а также не могут быть объектом сделок.
При этом земельные участки, изъятые из оборота, в соответствии с указанной статьей ГК РФ должны быть прямо указаны в законе, а земельные участки, ограниченные в обороте (ограниченно обороноспособные), определяются в порядке, установленном законом. И в соответствии с ч. 3 указанной ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Таким образом, ограничение, изъятие из оборота, ограничение оборота, а также и допущение к обороту земельных участков должно быть урегулировано земельным законодательством, а именно Земельным кодексом РФ, иными федеральными законами. К упомянутым федеральным законам прежде всего следует отнести те из них, которые устанавливают особые требования к обороту иной, прочно связанной с землей недвижимости, и прежде всего природных объектов. В данном случае следует иметь в виду Лесной кодекс.
Существующие пробелы в законодательном регулировании сделок с земельными участками в известной степени могут быть оправданы, поскольку российская правовая система только осваивает рынок земельных участков, легализованный в стране сравнительно недавно. Для адекватного регулирования данных отношений право обязано верно оценивать роль рынка земельных участков в экономических отношениях, социальные и политические последствия развития этого рынка.
Целью данной дипломной работы является исследование особенностей правового регулирования ипотеки (залога) земельных участков и выявление проблем регулирования гражданского оборота земельных участков.
В рамках дипломной работы будут решены следующие задачи:
- исследованы правовые основы регулирования оборота земельных участков;
- рассмотрено понятие оборота земельных участков в российском праве;
- исследованы проблемы соотношения частно - правового и гражданско-правового регулирования оборота земельных участков;
- рассмотрено понятие
и классификация сделок с
- исследованы условия
действительности сделок с
- рассмотрены особенности правового регулирования купли-продажи, аренды и залога (ипотеки) земельных участков.
Объектом исследования выступают нормы российского гражданского и земельного законодательства, регламентирующие различные вопросы оборота земельных участков.
Настоящее исследование состоит из ведения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Общие положения об ипотеке
1.1 Развитие ипотеки в России
Правительство Российской Федерации в своем постановлении № 28 от 11 января 2000 г. одобрило Концепцию развития ипотечного кредитования в нашей стране, в соответствии с которой открываются не использованные ранее возможности рыночных кредитно-финансовых механизмов, открывающих и определяющих место ипотеки в общей системе жилищного финансирования.
11 ноября 2003 года Государственная Дума приняла Закон об ипотечных ценных бумагах, без которого невозможно действие Закона «Об ипотеке». С его принятием появятся законодательные предпосылки для развития нового сектора фондового рынка – рынка ипотечных облигаций и других видов ипотечных ценных бумаг.
Закон, о котором идет речь,- не столько финансовый, сколько социальный. Во всем мире финансирование жилищного строительства построено на ипотечных ценных бумагах. У нас в России главный вопрос сегодня - не что, где и как строить, а на какие деньги? До сих пор приоритет финансирования сохраняется за бюджетными источниками, но нельзя забывать, что для самого бюджета основным направлением в ближайшие годы будет обслуживание государственного долга.
Многообещающие ипотечные программы пока чаще всего остаются нежизнеспособными схемами, поскольку нет ни механизма рефинансирования, подобного принятому на западных рынках, ни нормативных средств защиты инвестора. Поэтому значение закона об ипотечных ценных бумагах трудно переоценить. Прежде всего, в процесс их эмиссии и обращения будут включены кредитные организации и специализированные агентства. То есть в перспективе любой банк, обладающий полным пакетом ипотечных кредитов, получит возможность выпустить под них свои бумаги, гарантированные федеральными или местными властями.
Отличительная особенность
ипотечных ценных бумаг - высокая
обеспеченность. Их покупатель защищен
от большинства рисков и
Закон обязывает эмитента до начала выпуска любого из видов ипотечных ценных бумаг сформировать ипотечное покрытие. С одной стороны, это - источник получения платежей по ипотечным бумагам, с другой - обеспечение. В пул ипотечных кредитов включаются не любые ссуды, а только наиболее качественные. Следовательно, многократно возрастают требования к унификации и стандартам ипотечного кредитования (они прямо указаны в законопроекте), что обеспечивает минимизацию возможных рисков при долгосрочном жилищном кредитовании и повышает надежность бумаг.
Есть еще одна особенность ипотечных бумаг - их владельцы наделены, не только правом требовать от эмитента выплаты номинала и процентов, но и особыми правами в отношении ипотечного покрытия.
В проекте закона определены два вида бумаг: долговые и долевые. Закладные листы - это фактически ипотечные облигации, обеспеченные покрытием. При неисполнении эмитентом своих обязательств держатели бумаг получают перед другими кредиторами преимущественное право на удовлетворение своих требований из стоимости покрытия. Ипотечный сертификат участия - одна из наиболее существенных новелл законопроекта. Таковыми признаются эмиссионные бумаги, владельцы которых, по сути, становятся собственниками самого покрытия.
С помощью покрытия эмитент обеспечивает исполнение своих обязательств, а само оно обладает некоторыми чертами залога. Фактически в законе предложен новый способ обеспечения обязательств, что потребовало явного указания на то, какие обязательства обеспечиваются и кто является субъектом отношений. Особенно важно, что имущество, составляющее покрытие закладных листов, не включается в общую конкурсную массу в случае ликвидации или банкротства их эмитента.
Законопроект определяет и требования к покрытию, деля его на основное и дополнительное. К основному покрытию отнесены собственно ипотечные кредиты и закладные, к дополнительному - денежные средства и сами ценные бумаги.
Учет денежных требований по ипотеке осуществляется путем их отражения эмитентом на отдельном балансе и через ведение реестра ипотечного покрытия. Денежные требования по обеспеченным ипотекой обязательствам, входящие в состав основного покрытия, должны отвечать специальным требованиям:
- по размеру кредита -
сумма займа не должна
- по денежной оценке -
рыночная стоимость
Учитывается и кредитоспособность. Кроме того, недвижимость, выступающая предметом ипотеки, обязательно страхуется от рисков утраты и повреждения в полной стоимости на весь срок действия кредитного договора. В действующем законодательстве эта область практически не регулируется. Не определены ясно и отношения, возникающие при доверительном управлении ценными бумагами. Поэтому пришлось добавить в проект четкие положения об обслуживании ипотечного кредита и определить обязательства сторон в процессе обслуживания.
К своему владельцу ипотечная бумага попадает в результате процедуры эмиссии, детально описанной в законопроекте. По сравнению с обычными, процедура выпуска ипотечных бумаг имеет определенные отличия. В частности, принятию эмитентом решения об их выпуске должно предшествовать получение разрешения на эмиссию и формирование покрытия.3
Несколько слов о налогообложении. С принятием закона на российском финансовом рынке появятся новые ценные бумаги - долгосрочные финансовые инструменты, используемые инвесторами (в том числе физическими лицами) для накоплений и сбережений. Наша налоговая система пока не учитывает особенности налогообложения операций с подобными инструментами. Между тем существует мировой опыт введения в законодательство особых режимов налогообложения операций с закладными, ипотечными кредитами и ипотечными ценными бумагами (в том числе, по НДС, налогам на доход от капитала и на имущество). Однако подробный анализ проблемы в рамках российской налоговой системы до настоящего времени не проводился. А как показывает наш опыт, налоговая проблема обостряется именно тогда, когда на рынок выводятся новые финансовые инструменты.
Непросто решается вопрос и о праве на эмиссию. Например, отдельные положения ГК РФ и Закона «О банках и банковской деятельности» блокируют оборот закладных ипотечных кредитов, что в будущем наверняка затруднит формирование ипотечных пулов и скажется на ликвидности ипотечных бумаг.
Некоторый положительный эффект достигнут в связи с принятием поправок в Закон «Об ипотеке», касающихся закладной. Но этого недостаточно. Вопрос, видимо, надо ставить более широко - целесообразно готовить правовые условия для создания в России специализированных ипотечных банков. Таким статусом может быть наделен специализированный эмитент ипотечных ценных бумаг.
Информация о работе Особенности регулирования залога (ипотеки) земельных участков