Государственное и муниципальное управление как особый вид деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:00, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время система государственного и муниципального управления в большинстве стран претерпевает серьезные изменения, что находит свое проявление не только в необходимости развития концептуальных основ государственного и муниципального управления, но и в изменении форм, методов и технологий управления органов государственной власти и местного самоуправления. По словам Д.А. Медведева, «мы должны выйти на такие изменения в законодательстве и в государственном управлении, которые помогут переходу всей нашей экономики на инновационный характер развития»1. Управление на основе научных данных обобщенного исторического опыта поможет преобразовать Россию, повысить её военный, экономический и интеллектуальный потенциал. Незнание основ государственного и муниципального управления не только выводит человека за пределы общегосударственного процесса модернизации, но и является информационным тормозом развития бизнеса.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное и муниципальное управление как особый вид деятельности.doc

— 831.50 Кб (Скачать файл)

Аннотация

 

     В настоящее время система государственного и муниципального управления в большинстве стран претерпевает  серьезные изменения, что находит свое проявление не только в необходимости развития концептуальных основ государственного и муниципального управления, но и в изменении форм, методов и технологий управления органов государственной власти и местного самоуправления. По словам Д.А. Медведева, «мы должны выйти на такие изменения в законодательстве и в государственном управлении, которые помогут переходу всей нашей экономики на инновационный характер развития»1. Управление на основе научных данных обобщенного исторического опыта поможет преобразовать Россию, повысить её военный, экономический и интеллектуальный потенциал. Незнание основ государственного и муниципального управления не только выводит человека за пределы общегосударственного процесса модернизации, но и является информационным тормозом развития бизнеса.

     Простому  гражданину всегда полезно знать, как  устроено государство и его органы. В первую очередь для того, чтобы ориентироваться при необходимости, как и куда ему надлежит обращаться. В России функционирует 76 органов исполнительной власти. И это только на федеральном уровне! Свои органы власти есть на уровне субъектов Российской Федерации. Как правильно обращаться во все эти органы и надо ли?

     Вести бизнес в государстве, не понимая  не только его законов, но принципов  и механизма управления, невозможно. Индивидуальному предпринимателю, руководителю малого предприятия приходится самостоятельно общаться с представителями государственных и муниципальных органов, используя чужой опыт или опыт собственных ошибок. Крупные общества и корпорации предпочитают содержать специальный штат сотрудников, задачей которых является установление связей с государственными и муниципальными органами и отстаивание перед ними интересов этих обществ и корпораций. Корпорации активно участвуют в лоббистской деятельности, проводя свои интересы в жизнь. И здесь без дисциплины «Основы государственного и муниципального управления» не обойтись.

     Дисциплина  «Основы государственного и муниципального управления» раскрывает основы современных  знаний в области государственного и муниципального управления с учетом мирового и российского опыта.

     Для освоения данного курса предполагается знание таких общепрофессиональных дисциплин, как «Отечественная история», «Макроэкономика», «Правоведение», «Менеджмент», «Статистика», «Социология», «Политология» и др.

     Знания, полученные в процессе освоения дисциплины «Основы государственного и муниципального управления», используются в дальнейшем при более углубленном изучении специальных курсов по специальности, при выполнении дипломных работ и в последующей практической деятельности. 

     Цель: дать студентам представления об основах государственного и муниципального управления как области практической деятельности и объекте научных исследований. 

     Задачи  изучения дисциплины:

  • изучить особенности организации и функционирования органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях, а также органов муниципального управления;
  • приобрести навыки, позволяющие самостоятельно исследовать специфику процессов управления в органах государственной и муниципальной власти.
 

     В результате изучения дисциплины обучаемый должен

     иметь представление:

  • о политико-территориальных уровнях управления;
  • об основных функциях органов государственного и муниципального управления;
 

     знать:

  • основные интерпретации понятий «государственное управление», «муниципальное управление», «государственный орган»;
  • общие принципы организации и структуру современного государственного и муниципального управления;
 

     уметь:

  • применять системный подход при изучении основных проблем государственного и муниципального управления;
  • соотносить общие принципы управления и принципы организации государственного управления;
  • выделять внешние и внутренние факторы организационной среды государственного и муниципального управления.
 

     Данный  интернет-курс позволяет не только получить определенные теоретические  знания, но и дает возможность обучающимся  приобрести навыки творческого разрешения возникающих практических ситуаций.

Тема 1. Государственное и муниципальное управление как особый вид деятельности

     Управленческая  деятельность человека Она может измеряться масштабами организации  и сложностью процессов. Государственное управление по сути осуществляется в рамках одной из самых больших и сложных организаций – государства. Вследствие этого оно обладает специфическими чертами и свойствами, коренным образом отличающими его от иных видов управления (корпоративного, например). Принципы и методы государственного и муниципального управления также обусловлены характеристиками государства. При этом большинство государств выработали общие принципы и методы управления. Поэтому необходимо рассмотреть сущность указанных институтов, в том числе и через призму исторических воззрений на государственное управление.

 

     Цель  темы - создание у учащихся представления о сущности государственного и муниципального управления, его отличиях от иных видах управленческой деятельности человека. 

     Задача  темы – рассмотрение имеющихся на сегодняшний день подходов к определению государственного и муниципального управления, его принципов и методов, а также воззрений на данные институты сквозь призму истории. 

     Вопросы:

     1. Понятие и сущность государственного и муниципального управления.

     2. Принципы и методы государственного  управления.

     3. Возникновение и эволюция науки  государственного управления.

      Вопрос  1. Понятие и сущность государственного и муниципального управления.

 

     Государственное (муниципальное) управление надлежит рассматривать в двух аспектах:

    • как область человеческой деятельности, вид управления вообще;
    • как научную дисциплину и учебный курс.
 

     Государственное (муниципальное) управление является специфическим  видом управленческой деятельности. Государственное управление осуществляют уполномоченные государственные органы, преимущественно органы исполнительной власти.

     Муниципальное управление – органы местного самоуправления, преимущественно местные администрации. В данном курсе будет принципиально рассматриваться деятельность государственных и муниципальных исполнительных органов2. И те, и другие наполняют чиновники – государственные (муниципальные) служащие. Совокупная деятельность нескольких чиновников относительно одного вопроса в рамках государственного (муниципального) органа, как правило, образует одно его действие управленческого характера. Например, издание какого-либо предписания государственным (муниципальным) органом требует задействования нескольких его структурных подразделений.

     Соответственно велики и масштабы деятельности государственного управления: территория всего государства либо его часть. Государственное управление действует в интересах государства и всего населения. Управленческая деятельность органов муниципального управления осуществляется преимущественно в границах муниципального образования и соответственно в интересах его населения.

     Авторитетный  российский специалист в области  теории государственного управления Г.В. Атаманчук выделяет три специфических свойства государственного управления:

  1. Опора его на государственную власть.
  2. Распространенность на все общество: не только на всю территорию государства, но и на граждан, находящихся за её пределами. Устанавливаемые государством обязательные нормы и правила действуют и в пространстве, во времени. Так, время действия закона может быть ничем не ограничено.
  3. Системность государственного управления. «Только его наличие придает ему необходимую согласованность, координацию, субординацию, определенную целеустремленность, рациональность и эффективность».3
 

     Муниципальное управление по аналогии с вышеперечисленным  обладает также несколькими специфическими чертами:

  1. Опора на государственную власть в сочетании с широким участием населения в принятии решений.
  2. Реализация исключительно в границах конкретного муниципального образования и теоретически глубокая связь с местными традициями, преемственность.
  3. Системность.
 

     Как дисциплина государственное и муниципальное  управление исследует правила, которыми люди руководствуются и следуют, реализуя управленческую деятельность. Часть этих законов сокрыта в самой человеческой деятельности и глубинно связана с мыслительными моделями, рефлексами. Некоторые сложные экономические схемы стимулирования при их радикальном упрощении вполне укладываются в схему опыта И.П. Павлова с мнимым кормлением.

     Данная  дисциплина изучает государство  как пространство осуществления управления, государственные (муниципальные) органы и должностных лиц как субъектов государственного (муниципального) управления и соответственно их управленческие функции и формы их реализации.

      Вопрос  2. Принципы и методы государственного управления.

 

     Под принципом государственного управления видный российский специалист в области  государственного управления Г.В. Атаманчук  понимает «закономерность, отношение или взаимосвязь общественно политической природы и других групп элементов государственного управления, выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению»4.

     Не  все принципы установленные актами государственных и муниципальных  органов соблюдаются в действительности. В этой связи мы можем говорить о наличии реальных принципов государственного (муниципального) управления, в которые на практике трансформируются законодательно установленные принципы. Так, например, принцип законности преобразуется в принцип относительного соблюдения закона, допускающий отдельные отступления от духа и буквы закона. В силу объективных причин любая управленческая система должна допускать вероятность отклонения своих элементов от соблюдения установленных принципов, но не попустительствовать таким отклонениям.

     Существуют  общие принципы государственного (муниципального) управления и специальные принципы государственного (муниципального) управления в конкретной области (сфере) управления. Например, принципы государственного управления ценами или принципы государственного управления в области использования и охраны водных объектов.

     Также выделяют общие принципы государственного и муниципального управления и принципы государственного управления и муниципального управления в отдельности.

     К общим принципам государственного и муниципального управления относят:

  1. принцип законности;
  2. принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;
  3. принцип разделения властей;
  4. принцип регламентации деятельности государственных (муниципальных) органов и должностных лиц;
  5. принцип открытости и гласности. Соблюдение данного принципа не исключает ограничения доступа к сведениям, составляющим государственную тайну;
  6. принцип объективности принятия решений.
 

     К общим принципам следует отнести  также и принцип профессионализма и компетентности: лица, которые осуществляют государственное (муниципальное) управление, занимаются этим профессионально на постоянной основе.

     Примером  специальных принципов могут  служить принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха:

  • приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;
  • обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;
  • недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды;
  • обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;
  • научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом (ст.3 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

Информация о работе Государственное и муниципальное управление как особый вид деятельности