Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 10:35, контрольная работа
Конъюнктура товарного рынка – временная экономическая ситуация, характеризующаяся совокупностью признаков, выражающих состояние рынка товаров в определенный момент времени. К этим признакам относятся: - изменение во внутренней и внешней торговле; - динамика производства и строительства;- динамика производства и строительства; движение товарных запасов;- динамика цен;- численность занятых и безработных;- динамика издержек производства;- денежные доходы населения и др.
Конъюнктура товарного рынка.
Товарная политика предприятия.
Стратегия маркетинга ГК «Раздолье - Трейд»
Список использованной литературы
Контрольная работа
по дисциплине: «Маркетинг»
Вариант № 6
Исполнитель: студент(ка) II курса заочного факультета
специальности «Маркетинг»
Митракова И.А.
Екатеринбург 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Вариант № 6
Конъюнктура товарного рынка.
Конъюнктура товарного рынка – временная экономическая ситуация, характеризующаяся совокупностью признаков, выражающих состояние рынка товаров в определенный момент времени. К этим признакам относятся: - изменение во внутренней и внешней торговле; - динамика производства и строительства;- динамика производства и строительства; движение товарных запасов;- динамика цен;- численность занятых и безработных;- динамика издержек производства;- денежные доходы населения и др.
Впервые понятие конъюнктуры было использовано в Германии в 17 в. экономистом А.Вагнером.
Наиболее важными факторами, влияющими на конъюнктуру, он назвал изменения в технологии производства, изменения количества урожая в сельском хозяйстве, изменения в экономической политике и социальной структуре общества.
Основоположником
Главной в механизме формирования рыночной конъюнктуры является цена, потому, что она обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает динамику.
Определение понятиям спрос и предложение можно дать и относительно цены. Спрос это количество данного товара, которое может быть приобретенным по определённой цене. Цена это один из основных факторов, влияющих на спрос и предложения, а следовательно и на конъюнктуру рынка.
Конъюнктура хозяйства, как объект исследования, представляет собой конкретное соотношение процесса общественного воспроизводства в определённое время, в различных рамках, например отраслевых. Экономическая конъюнктура, складывающаяся под воздействием конъюнктурообразующих факторов является составной частью экономической науки.
Конъюнктурные исследования - один из методов оперативного изучения рынка, который обеспечивает отрасли и предприятия информацией о состоянии рынка на данный момент, выявляет причины изменения спроса и предложения, а также ожидающиеся направления развития рынка в ближайшие месяцы.
Основу конъюнктурных исследований составила концепция У.Митчела о системе статистического изучения экономических показателей. Эта модель включала следующие блоки:
- Барометр доходов (учетные
- Барометр производства (уровень
занятости, поступление
- Барометр сбыта (оптовый и розничный товарооборот);
- Барометр кредита (денежное обращение).
По данным данной модели исследовались рынки различных товаров, ценных бумаг, валют и.т.д.
Совместно с исследованиями рыночной
конъюнктуры формировалась
Изучение конъюнктуры товарных рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации,
характеризующей развитие рынка в данный период времени. Выбор системы
показателей определяется целями конкретного исследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических характеристик производства.
Все конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие развитие рынка или
сдерживающие его, классифицируются на : - постоянные; - временные; - циклические;- нециклические.
К постоянно действующим факторам относится государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.
Факторы, воздействующие на конъюнктуру периодически называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.
В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.
Факторы нециклического характера определяют специфику производства и
реализацию конкретных товаров. Воздействие различных факторов на процесс производства и обращения любого товара позволяет выявить связи между происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.
Под видами конъюнктуры я понимаю цену, спрос, предложение, наличие ресурсов. Цена, спрос, предложение способствуют установления равновесия на рынке. Спрос - это отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести. Закон спроса - чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и в состоянии приобрести.
Факторы спроса и предложения
1) Изменение объема спроса (предложения)
2) Изменение функции спроса (предложения)
Определенные условия,
при которых приобретаются
1. Располагаемый доход
2. Цены товаров, которые обслуживают сходную потребность так называемых товарозаменителей.
3. Цены товаров, увеличивающих удовлетворение или выгоду от потребления данного товара.
4. Условие ожидания изменения цен в будущем
5. Численность населения
6. Вкусы и предпочтения потребителей
Зависимость спроса от его факторов называется функцией спроса.
Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса:
1. Изменение в полезности вещи
2. Изменение доходов (больше купить за такую же цену)
3. Изменение цены на товарозаменители (при снижении цен спрос
переключается)
Эффект дохода - показывает, как изменяется реальный доход потребителя
при изменении цен, данный доход показывает за счет, какого понижения цены на товар человек стал богаче.
Эффект замещения
- демонстрирует взаимосвязь
Взаимодействие эффекта дохода с эффектом замещения возникает в ситуации с нормальными товарами , те товарами, спрос на которые увеличивается при увеличении доходов потребителя.
Эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях, с одной стороны изменение цен на низкокачественные товары будет вести к увеличению спроса на них (эффект замещения), с другой стороны из-за эффекта дохода потребитель станет богаче, а богатый человек не будет приобретать низкокачественные товары.
Если низкокачественные товары занимают незначительное место в общем объеме потребительского дохода, то эффект замещения больше эффекта дохода и потребитель покупает большее количество низших товаров.
Но в экономической теории может возникнуть ситуация, когда понижение цены на товар приводит к понижению спроса на него и наоборот.
Такой эффект называется эффектом Гиффена. «Парадокс Гифена» заключается в том, что с ростом цены на какой либо товар первой необходимости, лица с низким уровнем доходов увеличивают его закупки, отказываясь от других видов потребления и сводя свое потребление в основном к потреблению данного товара. «Эффект Веблена» предполагает понижение спроса на престижные товары в силу падения цен на них.
В нормальных условиях существует зависимость
между ценой и величиной
Предложение - это количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке по каждой возможной цене в единицу времени.
Объем предложения – это максимальное количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке в единицу времени, при определенных условиях:
1. Цена данного товара.
2. Цены на исходные ресурсы .
3. Цены на другие товары
4. Наличие необходимых ресурсов.
5. Характер применяемой технологии.
6. Инфляционные ожидания.
7. Налоги и дотации.
8. Природно-климатические условия.
9. Количество продавцов.
Спрос может иметь следующие виды: отрицательный спрос, отсутствие спроса, скрытый спрос, падающий спрос, нерегулярный спрос, поддерживаемый спрос, чрезмерный спрос, нежелательный спрос.
Задача конъюнктурных
Выделяются три уровня исследования конъюнктуры :
- Общехозяйственный (показывает состояние мирового хозяйства или хозяйства отдельной страны, группы стран, складывающихся под воздействием конъюнктурообразующих факторов, включает следующие аспекты : экономический потенциал хозяйства и его элементы ( природные, производственные, трудовые, финансовые ресурсы), научно-образовательный и инфраструктурный потенциал; институциональная структура хозяйства. Включает фирменную структуру, масштабы концентрации, специализации производства и сбыта, организационные формы государственного регулирования экономики; система региональных рынков и ее структура, характеристики реализуемых товаров, факторы, влияющие на формирование региональных рынков, уровень экономического развития, распределение доходов между хозяйствующими субъектами и населением, соотношение цен на конкурирующие товары, накопление товарных запасов и др.; соотношение спроса и предложения с учётом степени использования материальных, финансовых, трудовых ресурсов; коммерческие и финансовые условия реализации товаров.
- Отраслевой (показывает положение в отрасли национального или
мирового хозяйства)
- Отдельного товара (показывает положение отдельного товара в
масштабе мирового, национального или регионального рынка)
Одним из главных понятий исследования конъюнктуры является изучение изменений в динамике и соотношении цен. Необходимо установить причины, вызвавшие сдвиг в уровне или структуре цены. Так же необходим анализ изменений технологии производства, условий потребления товаров, учет изменений в оптовой и розничной торговле. Исследования этих изменений помогают лучше понять направления движения цен. На цены и издержки производства товаров воздействует ряд различных факторов.
Оценка этого воздействия, т.е. учет происходящих изменений в уровне цен,
производится путём анализа соответствующих показателей, определяющих динамику и уровень цен различных товаров. После того как получено представление о направлении развития экономики в целом, следует переходить к исследованию развития тех отраслей экономики, которые являются главными потребителями на данном рынке. В результате исследований изменений в объёме и структуре потребления составляется оценка развития производства товара, конъюнктура рынка которого изучается. Анализ развития потребления и производства позволяет сделать вывод об изменении в соотношении между спросом и предложением, определить возможную емкость рынка и будущий уровень цен.
Методы исследования конъюнктуры любого товарного рынка, хозяйства или отрасли разрабатываются на основе показателей, которые могут помочь в определении направления развития производства, торговли и финансов в будущем. При этих исследованиях проводится оценка соотношения предложения и спроса за необходимый отрезок времени, изучение колебаний цен, продажи товаров и услуг, товарных запасов, оценка устойчивости развития рынка. При изучении конъюнктуры рынков необходимо рассматривать показатели, которые могут дать количественную оценку различным изменениям, которые происходят в экономике исследуемой отрасли. Количественное состояние конъюнктуры может быть оценено с помощью следующих групп показателей :
- Измеряется объём и динамика производства в целом, размер инвестиций,
уровень занятости, размеры заработной платы, данные о заказах. Это так
называемые показатели сферы производства.
- Платёжеспособный спрос,
розничной и оптовой торговле. Перечисленное относится к показателям
внутрирегиональной торговли.
- Объёмы, динамика, географическое распределение межрегиональных связей, объёмы импорта и экспорта, объемы грузоперевозок Данная группа показателей относится к группе межрегиональных и внешнеэкономических связей.