Маркетинг на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:41, дипломная работа

Краткое описание

Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: изучить деятельность маркетинговой службы предприятия и на этой основе разработать предложения по повышению эффективности деятельности маркетинговой службы на примере конкретного предприятия.
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
-рассмотрение сущности и значения деятельности маркетинговой службы на предприятии;
-рассмотрение механизма формирования маркетинговой службы на предприятии;
-разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности маркетинговой службы предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ ………………………………………………….…………….7
1.1 Понятие и значение службы маркетинга………………………………….7
1.2 Возникновение и развитие служб маркетинга на предприятии ………..15
1.3 Место службы маркетинга в системе управления предприятием…...…19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ПК «ЕМК», ФИЛИАЛ МК «ШАТУРА»………...……..22
2.1 Краткая характеристика ПК «ЕМК», филиал МК «Шатура» и его продукция…………………………………………………...……………………22
2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия…………….……….24
2.3 Анализ основных показателей работы предприятия………………..…..36
ГЛАВА 3. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ ПК «ЕМК», ФИЛИАЛ « МК «Шатура»……………………………………………………………………...…44
3.1 Общая характеристика маркетинговой службы, оценка маркетинговой миссии ПК «ЕМК», филиал МК «Шатура»……………………..……………..44
3.2 Совершенствование системы управления маркетингом на предприятии ПК «ЕМК», ФИЛИАЛ МК «ШАТУРА»……………………………………….64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...………..75

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломный проект.docx

— 1.81 Мб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3                                                                                                           

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ ………………………………………………….…………….7

   1.1 Понятие и значение службы маркетинга………………………………….7

   1.2 Возникновение и развитие служб маркетинга на предприятии ………..15

   1.3 Место службы маркетинга в системе управления предприятием…...…19

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ПК «ЕМК», ФИЛИАЛ МК «ШАТУРА»………...……..22

   2.1 Краткая характеристика ПК «ЕМК», филиал МК «Шатура» и его продукция…………………………………………………...……………………22

   2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия…………….……….24

   2.3 Анализ основных показателей работы предприятия………………..…..36

ГЛАВА 3. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ  ПК «ЕМК», ФИЛИАЛ « МК «Шатура»……………………………………………………………………...…44

   3.1 Общая характеристика маркетинговой службы, оценка маркетинговой миссии ПК «ЕМК», филиал МК «Шатура»……………………..……………..44

   3.2 Совершенствование системы управления маркетингом на предприятии ПК «ЕМК», ФИЛИАЛ МК «ШАТУРА»……………………………………….64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….71

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ……………...………..75

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ  2

ПРИЛОЖЕНИЕ  3

ПРИЛОЖЕНИЕ  4

ПРИЛОЖЕНИЕ  5 

ВВЕДЕНИЕ

Переход от плановой к рыночной экономике обусловил появление  конкуренции. Предприятия в условиях переходной к рынку экономики  с целью обеспечения успешного  функционирования и получения прибыли  вынуждены производить конкурентоспособную  продукцию. Стремительное развитие товарных и иных рынков послужило  мощным толчком к развитию маркетинговой  деятельности.

Функция маркетинга - одна из уникальных характеристик, отличающих рыночную экономику  от командной. В условиях рыночной экономики  физические и юридические лица самостоятельно принимают решения относительно товаров и услуг, которые они  хотели бы приобрести либо продать  для удовлетворения своих нужд. Производственный сектор реагирует на эти потребности  путем выпуска необходимых продуктов  и услуг по приемлемым ценам. Потребитель  является доминирующей силой, определяющей ответы на ключевые вопросы, возникающие  перед любой экономической системой: как производить, сколько производить  и для кого производить.

Все больше и больше продуктов доступны потребителю, и результат этого  процесса носит название «уровень жизни». В высокоразвитом индустриальном обществе информационная функция маркетинга связана с расходованием миллиардов долларов на то, чтобы сообщить потребителю  все возможное о предлагаемых продуктах и помочь ему определить свои потребности. Рекламируется практически  все, что производится. Если продукт  предназначен для среднего потребителя, он будет широко рекламироваться  по национальному телевидению, радио  или в газетах. Это нормальная практика там, где рынок весьма велик  и большой процент населения  может приобрести данный продукт.

Маркетинг используется и в тех  случаях, когда речь идет о промышленных продуктах (они используются для  производства других продуктов). В данном случае для привлечения потенциальных  потребителей реклама будет ориентироваться на торговые журналы, персональные предложения опционов, использование телефонной и компьютерной связи. Маркетинговая стратегия зависит не только от продукта, но и от того, является ли конечный потребитель частным или промышленным.

Деятельность любого предприятия охватывает практически все вопросы его взаимодействия с рынком. Поэтому в настоящее время организации-участники отечественных и зарубежных рынков вынуждены использовать весь комплекс маркетинговых инструментов для успешного товародвижения и осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Вместе с тем практика показывает, что на многих предприятиях и во многих организациях отсутствует  четкое понимание сущности маркетинговой  деятельности, маркетинговые подразделения  выполняют в основном сбытовые функции, недостаточно внимания уделяется таким  направлениям деятельности, как например, анализ рынка, разработка политики товародвижения, стратегическое маркетинговое планирование. Более того, на многих предприятиях вообще отсутствуют подразделения, специализирующиеся преимущественно  на выполнении маркетинговых функций.

Тема дипломной работы является актуальной в современных  условиях, т.к. новые условия организации  и ведения бизнеса требуют  внедрения принципиально новых  способов маркетинговой политики, изменения  взглядов на сущность и роль маркетинговой  деятельности для обеспечения эффективной  деятельности предприятия в целом. Также на рынке множество конкурирующих  фирм и одним из важнейших факторов влияющих на состояние дел предприятия  оказывает внешняя и внутренняя среда организации. Большую роль в функционировании предприятия  занимает служба маркетинга, потому что  именно он даёт информацию о потребителях, его вкусах и способствует к максимизации процесса сбыта продукции.

Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности  в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: изучить деятельность маркетинговой службы предприятия и на этой основе разработать предложения по повышению эффективности деятельности маркетинговой службы на примере конкретного предприятия.

Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:

-рассмотрение сущности  и значения деятельности маркетинговой  службы на предприятии;

-рассмотрение механизма  формирования маркетинговой службы  на предприятии;

-разработка рекомендаций  по повышению эффективности деятельности  маркетинговой службы предприятия.

Поставленные задачи определили структуру дипломной работы, которая  включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников.

В первой главе дано понятие, раскрыта сущность работы маркетинговой  службы на предприятии и рассмотрено  место службы маркетинга в системе  управления предприятием.

Во второй главе дана организационно-экономическая  характеристика рассматриваемого предприятия  и рассмотрен механизм формирования службы маркетинга.

В третьей главе предложены пути повышения эффективности деятельности маркетинговой службы предприятия.

Объектом исследования является предприятие ПК «ЕМК», филиал МК «Шатура». Предметом исследования являются аспекты организации деятельности маркетинговой службы на этом предприятии.

Научная новизна работы заключается  в теоретическом обосновании  и разработке на этой основе рекомендаций по повышению эффективности деятельности маркетинговых служб на предприятии.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды  отечественных и зарубежных авторов  в области маркетинга, таких как Котлер Ф., (издательство «Питер»), Мескон М. (издательство «Дело»), Фатхутдинов Р.А. (издательство «Питер), Эриашвили Н.Д., (издательство «Юнити»), и ряда других.

В числе информационных источников работы использовались публикации в  периодической печати, в том числе  в общеотраслевых журналах.

Следует отметить, что вопросы, связанные с рассматриваемой  темой освещены в научной и  периодической литературе в объеме, достаточном для написания работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

1.1 Понятие и  значение службы маркетинга

По своей сути вся деятельность компании – закупочная политика, производственно-техническая  политика, кадровая политика, способы  продажи и каналы сбыта, маркетинговая  политика – это тактические мероприятия, направленные на достижение глобальных стратегических целей. Что тогда  составит стратегию?

Необходимость стратегического  подхода. На рис.1 показаны возможные составляющие общей стратегии компании и варианты различных политик, которые компания может осуществлять для своего развития. Здесь мы видим, что ассортиментная политика тесно связана с закупочной и логистической деятельностью и образует единую стратегию организации.

Стратегия заключается в том, чтобы руководство четко понимало пути и способы достижения поставленных количественных (финансовых) и качественных целей. В этом как раз и суть разработки стратегии – каким путем мы будем достигать оборота, скажем, в 1 миллиард рублей в месяц? Что надо для этого сделать? Каких конкурентов учесть, что и каким покупателям продавать, каких поставщиков выбрать в партнеры? 1

Если мы работаем, используя  псевдостратегию «как пойдет», то рано или поздно мы столкнемся с такими обстоятельствами, которые могут  серьезно повлиять на наш бизнес. По статистике, лишь пять процентов из общего числа вновь созданных  предприятий можно считать успешными. Примерно треть новых предприятий  закрываются в течение первого  же года своей деятельности. Почему? Именно по причине того, что руководитель не проявил должного внимания к стратегии  предприятия, пустив ситуацию на самотек  и решая только текущие дела. Успешно  решая оперативные задачи (договориться, вывезти, завезти, установить, распечатать, оплатить, растаможить, нанять, уволить и т. п.), не увидели главного – того, что требует потребитель и диктует рынок.


Рисунок  1- Стратегия организации.

С начала возникновения рынка  в основе производства товаров и  оказания услуг господствовал принцип: «Производить как можно больше, ибо  рынок безграничен». Предприятие  в своей деятельности исходило из увеличения объема выпускаемой продукции  и повышения ее качества при одновременном  снижении издержек производства.

В условиях ограниченных производственных возможностей и при неограниченном спросе подобный принцип был оправдан и обеспечивал должную прибыльность на вложенный капитал. Это явилось  мощным стимулом к развитию массового  производства на основе использования  результатов научно-технического прогресса. Последнее привело к тому, что  производственные возможности начали превосходить наличный спрос, и рынок  товаров стал характеризоваться  большей насыщенностью. Это усилило конкуренцию между производителями за потребителя, что, в свою очередь, обусловило изменение принципов ведения бизнеса, т.е. способствовало переходу от ориентации на производство к ориентации на сбыт. В результате на первое место вышел потребитель со всеми своими специфическими потребностями и желаниями. Сложившаяся ситуация создала предпосылки для возникновения и направления деятельности, на предприятии, которое получило название «маркетинг».2

Маркетинг в переводе с английского означает «действие на рынке», т.е. деятельность в сфере рынков сбыта. В классическом понимании маркетинг - это, прежде всего предпринимательская деятельность, связанная с продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю. Современные специалисты в сфере экономики рассматривают его в более широком смысле - как философию бизнеса, определяющую стратегию и тактику фирмы (предприятия) в условиях конкуренции .3

Производственная  деятельность предприятия, связанная непосредственно с изготовлением продукции и оказанием услуг, должна строиться так, чтобы обеспечивать рациональное использование наличных производственных ресурсов, постоянное снижение издержек производства и выпуск продукции, удовлетворяющей требованиям рынка. Это достигается соответствующей организацией производства, выбором технологии и оборудования, оптимальным использованием производственных площадей.

Финансово-экономическая деятельность - это экономическое обоснование выгодности развития производства тех или иных товаров или оказания услуг на кратко-, средне- и долгосрочные периоды времени, расчеты экономической эффективности внедряемых видов продукции и техники, а также рациональное распределение сырья, материалов и оборудования между производственными подразделениями, чтобы обеспечивать высокую рентабельность, непрерывность работы и выпуск высококачественной продукции.

Маркетинговая деятельность обеспечивает гибкое приспособление производственной, финансовой, торговой, сбытовой, кадровой деятельности предприятия к изменяющейся экономической ситуации (доходы, цены, конъюнктура) к требованиям потребителей на рынке.

В условиях перехода к рыночной экономике служба маркетинга - это важнейшее звено в управлении предприятием, которое совместно с другими службами создает единый интегрированный процесс, направленный на удовлетворение запросов рынка и получения на этой основе прибыли.

Предметом деятельности маркетинговой  службы на современном предприятии  являются хозяйственные связи с  заказчиками товаров и услуг, дистрибьюторскими, маркетинговыми и  логистическими центрами, поставщиками материальных ресурсов и услуг; общественные связи со средствами массовой информации, с органами исполнительной власти; внутрикорпоративные управленческие отношения с подразделениями  и службами компании .4

Службу маркетинга возглавляет  заместитель директора предприятия  по маркетингу (коммерческой работе), или  маркетинг-директор. Он несет ответственность  за организацию исследований, направленных на достижение намеченных целей, контроль за выполнением маркетинговых мероприятий. Обязанности всей совокупности сотрудников  должны полностью охватить функции  отдела. В состав маркетинговой службы должны входить специалисты по изучению рынков, формированию товарного ассортимента, специалисты по ценам, сбыту, рекламе  и др. Для выполнения исследовательской  работы могут также привлекаться эксперты из научно-исследовательских  центров, которые специализируются по этим вопросам. Необходимо, чтобы  должностные инструкции предусматривали  самостоятельность и ответственность  работников.

Информация о работе Маркетинг на предприятии