Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:54, лекция
1. Что такое психогенетика?
2. Методы психогенетических исследований
3. Психогенетические исследования интеллекта
4. Психогенетические исследования личности
5. Влияние среды на функциональные показатели созревания мозга
РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
- Психогенетические исследования интеллекта
Что такое психогенетика?
За более чем столетнюю историю своего развития психогенетика вошла в общую систему психологических знаний, обогатив методологический и методический аппарат обшей психологии. Преимущественно это относится к тем дисциплинам, которые занимаются изучением проблем формирования и структуры индивидуальности.
Психогенетика (в англоязычной литературе традиционно используется название “behavioral genetics” - генетика поведения) сформировалась как междисциплинарная область знаний, предметом изучения которой являются наследственные и средовые детерминанты вариативности психологических и психофизиологических функций человека. На современном этапе развития цель большинства психогенетических исследований — определение относительного вклада генетических и средовых факторов в формирование индивидуально-психологических различий, а также изучение возможных механизмов, опосредующих генетические и средовые влияния на формирование разноуровневых свойств психики.
Несмотря на интенсивное развитие психогенетики как в теоретическом, так и в экспериментальном направлении, вопрос о генетической детерминации психологических особенностей до настоящего времени остается предметом острых дискуссий психологов, генетиков, философов, социологов. Так, ряд психологов и даже генетиков отрицают возможность влияния генетических факторов на нормальное поведение человека, его индивидуальность и интеллектуальные способности. Такое положение в немалой степени обусловлено тем, что конкретные психогенетические исследования потенциально могут привести к негативным социальным последствиям. Необходимо признать, что такие последствия (вплоть до принятия в некоторых странах законодательных актов), к сожалению, действительно имели место в современной истории (исследования по евгенике в США и Великобритании первых десятилетий XX в., в Германии).
Однако основное теоретическое
положение психогенетики, в соответствии
с которым фенотипическая (наблюдаемая,
измеряемая) дисперсия психологических
характеристик обусловлена
Прежде чем перейти к рассмотрению истории развития и современного состояния психогенетики, необходимо дать определение понятий, составляющих основу методологии психогенетики.
Ген ~ единица наследственности, влияющая на развитие некоторой наблюдаемой (измеряемой) характеристики организма (фенотипа). Альтернативные формы гена, занимающего одно и то же место на хромосоме (локус), называются аллелями. Генотип — хромосомный набор аллелей у конкретного индивида.
В любом психогенетическом исследовании предметом анализа является распределение фенотипических значений. В качестве примера можно привести распределение шкальных оценок экстраверсии по пятифакторному личностному опроснику, полученное при обследовании русскоязычной выборки монозиготных — МЗ (генетически идентичных) и дизиготных — ДЗ (имеющих 50% общих генов) близнецов.
Мерой различий между индивидами по исследуемому признаку является
Частота
N = 216
5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 Экстраверсия
Распределение показателей экстраверсии
типическая дисперсия.
Фенотипическая дисперсия есть характеристика популяции — совокупности индивидов, населяющих определенную территорию и вступающих в браки между собой чаще, чем с другими представителями своего вида.
История
развития психогенетики.
В цикле статей под
названием «Наследование
Основополагающей для генетики явилась концепция Менделя, выдвинутая им в работе «Опыты над растительными гибридами», опубликованной в 1865 г. в «Трудах Общества естествоиспытателей» в Брюнне. Опыты Менделя и открытые им законы заложили основу представлений о гене и определили основное направление генетических исследований в XX в.
Принципиальное влияние на развитие всей биологической науки в целом и генетики в частности оказал также выдающийся ученый прошлого столетия Чарльз Дарвин. Сформулированные им представления о механизмах эволюционного развития позволили включить концепции Гальтона и Менделя в более широкий общебиологический контекст.
В начале XX в. бурно развивается
математический аппарат генетики. Основной
проблемой этого периода
Примерно в это же время американский исследователь С. Райт приступил к разработке метода, позволяющего выразить сложноформализуемые гипотезы о причинно-следственных связях в простой и поддающейся проверке форме. Райту принадлежат первые работы по путевому анализу, он же является основателем американской школы популяционной генетики.
Гальтон продолжил развитие методов анализа генетических данных представлениями о том, что корреляционные связи между переменными могут отражать наличие лежащего в их основе общего обусловливающего фактора. Сначала К.Спирмен, а затем Л.Терстоун предложили и разработали методы анализа множественных связей между переменными – широко применяемые в современной психологии приемы факторного анализа.
В середине нашего века идеи Фишера получили развитие в работах Бирмингемской школы, основанной К.Мазером и его учеником Дж.Джиенксом. Благодаря серии исследований, проведенных на экспериментальных организмах, был разработан способ разделения средовой компоненты фенотипической дисперсии на внутри- и межсемейную.
Вплоть до конца 70-х гг. подходы, предложенные Фишером и Райтом, развивались параллельно. Решающий прорыв осуществили в серии своих публикаций К.Клонингер, Дж.Райс и Т.Рейх (1979). Авторы представили обобщенную путевую модель объединяющую модель путей детерминации фенотипической дисперсии генетическими и средовыми факторами с предложенной Фишером моделью результатов ассортативности (неслучайного скрещивания).
Именно в 70-е гг. теоретические и статистические методы стали широко и успешно применяться для анализа поведения человека (Jinks, Fulker, 1970).
Примерно в это же время большой интерес к разработанным в генетике поведения методам стали проявлять специалисты в области психометрики. Одним из первых был поставлен вопрос о вкладе генетических и средовых факторов в общие способности (g-фактор) [Loehlin, Vandenberg, 1968].
С развитием компьютерных технологии связана активная разработка программных средств для анализа генетического материала. За последние два десятилетия шведские исследователи К.Йореског и Д.Сербом (1986) разработали гибкую модель анализа линейных структурных связей, которая была реализована ими в пакете компьютерных программ. В настоящее время для анализа результатов психогенетических исследований применяется уже восьмая версия этой программы.
С 70-х гг. начинается период реализации широкомасштабных долговременных психогенетических проектов в США, Австралии и Великобритании с использованием разнообразных психологических переменных. Позже аналогичные исследования начали проводиться в странах северной Европы (Швеция, Бельгия и Финляндия), а также в Германии и Польше.
В Советском Союзе развитие генетики поведения носило драматический характер. Так, в 20-е гг. нашего столетия в СССР существовало Бюро по евгенике и Общество евгеников, имевшие свой научный журнал, Однако вскоре обнаружилось, что представления евгеников стали противоречить официальной идеологии советского государства, и исследования по евгенике были запрещены.
В 30-е гг., когда генетика человека была объявлена нацистской наукой, прекратил свое существование один из крупнейших в Европе Институт медицинской генетики.
В последующие годы, когда в биологической науке безраздельно господствовала система взглядов Т.Д. Лысенко (1949), генетические исследования (даже с использованием экспериментальных организмов) находились под строжайшим запретом вплоть до начала 60-х гг.
Возрождение генетики человека в СССР было связано с такими событиями, как открытие в 1969 г. Института медицинской генетики и появление первых работ по генетическим основам психофизиологических характеристик человека [Равич-Щербо и др., 1969].
Методы психогенетических исследований
Основной подход, реализуемый в психогенетических исследованиях, в самом общем виде можно представить следующим образом: у родственников различной степени генетического сходства (моно- и дизиготные близнецы, родители-дети, братья, сестры и т.д.) измеряется некоторая психологическая переменная, после чего производится аналитическое разложение дисперсии изучаемого признака на составляющие.
При разложении фенотипической дисперсии применяются методы генетики количественных признаков (биометрической генетики), основы которых были заложены в классической работе Рональда Фишера (1918), посвященной наследуемости показателей роста у людей; дальнейшее развитие эти методы получили в исследованиях наследуемости на материале животных и растений. Применяемые методы хорошо знакомы психологам — в их основе лежит дисперсионный анализ и метод множественных регрессий (более подробно о математическом аппарате генетики см.: [Гиндилис и др., 1978; Роль среды.., 1988; Фогель, Мотульский, 1989).
Дисперсия выгодно отличается от других мер изменчивости одним математическим свойством — различные дисперсии можно складывать, получая при этом величину общей дисперсии, и, наоборот, общую дисперсию можно подразделять на компоненты, вносящие в нее свой вклад. Это свойство определило использование дисперсии в качестве одной из основных категорий генетики количественных признаков, целью которой является разделение дисперсии признака на ряд теоретических составляющих.
Дополнительным источником фенотипической дисперсии могут являться, например, ассортативность браков (неслучайный их характер) и имбридинг (браки между родственниками), приводящей к разновероятностной передаче некоторых генов от поколения к поколению.
Как в психологической, так и в генетической литературе уровень генетической детерминации признака наиболее часто выражается в виде коэффициента наследуемости, представляющего собой вклад генетических факторов в фенотипическую дисперсию. Различают два вида коэффициента наследуемости:
«наследуемый в узком смысле», отражающий только ту часть генетической дисперсии, которая указывает на сходство между родителями и детьми. Этот показатель используется в основном в сельскохозяйственной генетике для прогноза продуктивности потомства;
«наследуемость в широком смысле», или коэффициент генетической детерминации, отражающий общую долю генетических факторов в фенотипической дисперсии.
Совершенно очевидно,
что возможность выделения тех
или иных компонент фенотипической
дисперсии напрямую зависит от состава
исследуемой выборки: чем больше
категорий родственников приним
Р. Кеттел [1960] предложил метод анализа множественной абстрактной дисперсии (МАУА), обеспечивающий максимум надежной информации при разложении фенотипической дисперсии. Данный метод требует обследования 8 типов семей (до 2500 пар детей):
1) МЗ-близнецы, воспитанные вместе;
2) МЗ-близнецы, воспитанные отдельно;
3) сибсы, воспитанные вместе;
4) сибсы, воспитанные отдельно;
5) полусибсы, воспитанные вместе;
6) полусибсы, воспитанные отдельно:
7) неродственники, воспитанные в одной семье;
8) неродственники, воспитанные отдельно.
До настоящего времени предложенный Кеттелом экспериментальный дизайн не был реализован в рамках отдельного исследования из-за чрезвычайной трудоемкости и дороговизны; реально получить исходный эмпирический материал, соответствующий этой схеме, на сегодняшний день представляется возможным путем унификации методов диагностики, используемых в нескольких независимых проектах.
Информация о работе Роль наследственности и среды в развитии индивидуальности