Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 12:56, курс лекций
Организационные изменения являются постоянным спутником успешных организаций. Данное положение подтверждается практикой работы менеджеров всех уровней. Источниками изменений являются: ориентация руководителя и команды менеджеров на успех, организационные кризисы и патологии, внешняя среда организации. Научиться успешно управлять организационными изменениями непросто. Необходимы как глубокие знания теории организационных изменений, так и навыки управления персоналом. В предлагаемом конспекте лекций в краткой форме изложена целостная концепция управления организационными изменениями. Он подготовлен по материалам публикаций Г.В. Широковой, Дж. Стюарта, А.Г. Теслинова, И.П. Башкатова, А.А. Колотилина и других, в том числе зарубежных авторов.
Введение 5
1 Цели и задачи дисциплины 6
2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины 6
3 Содержание дисциплины
3.1 Основные понятия теории организационных изменений 7
3.2 Внутренние и внешние источники изменений 12
3.2.1 Принципы успеха менеджера 12
3.2.2 Закономерности развития организации 26
3.2.3 Организационные патологии 64
3.2.4 Внешняя среда организации 75
3.3 Основополагающие идеи и принципы управления
организационными изменениями 83
3.3.1 Понятие, сущность, характеристики и история теории
организационных изменений 83
3.3.2 Классификация организационных изменений 88
3.3.3 Сущность, цели и задачи управления изменениями 97
3.3.4 Причины и принципы преодоления сопротивления
организационным изменениям 100
3.3.5 Факторы успешного проведения организационных
изменений 101
3.4 Модели управления организационными изменениями 118
3.4.1 Модель управления организационными изменениями
К. Левина 118
3.4.2 Модель управления организационными изменениями
Л. Грейнера 120
3.4.3 Модель управления организационными изменениями
Б. Хайнингса 123
3.4.4 Теория Е и теория О управления организационными
изменениями 126
3.4.5 Модель преобразования бизнеса Ф. Гуияра и
Дж. Келли 128
3.4.6 Модель кривой перемен Дж. Дак 132
3.5 Стратегические типы организационных изменений 143
3.5.1 Реструктуризация управления организацией 143
3.5.2 Реинжиниринг бизнес-процессов 165
3.6 Методы проведения организационных изменений 170
3.6.1 Бенчмаркинг 171
3.6.2 Концепция «Шесть сигм» 179
3.7 Оценка эффективности управления организационными
изменениями 183
Список информационных источников 192
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский государственный технический университет «МАМИ»
Кафедра «Маркетинг и менеджмент»
А.В. Семьянинов
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине «Управление организационными изменениями»
для студентов, обучающихся по специальности
080507.65 «Менеджмент организации»
и направлению 080500.62 «Менеджмент»
Одобрено методической комиссией по гуманитарным и
социально-экономическим дисциплинам
Москва 2010
УДК 005.22(075)
Разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом ВПО 2000 г. для специальности 080507.65 «Менеджмент организации» и направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки студентов на основе рабочей программы дисциплины «Управление организационными изменениями»
Рецензенты: к.в.н., профессор кафедры «Управление повседневной деятельностью подразделений» ГОУ «Серпуховской военный институт» Лукьянченко М.Д.
к.в.н., доцент директор Серпуховского филиала НОУ ВПО «Национальный институт имени Екатерины Великой» Сторчак В.Л.
Работа подготовлена на кафедре «Маркетинг и менеджмент»
Конспект лекций по дисциплине «Управление организационными изменениями» для студентов экономического факультета / А.В. Семьянинов – М.: МГТУ «МАМИ», 2010. С. 193
В конспекте лекций по дисциплине «Управление организационными изменениями» отражено основное содержание, цели и задачи дисциплины, а также требования к ее освоению.
Данное учебно-методическое пособие может быть использовано как студентами специальности «Менеджмент организации» и направления «Менеджмент», так и специалистами-практиками при изучении дисциплины.
УДК 005.22(075)
© А.В. Семьянинов, 2010
© МГТУ «МАМИ»
Содержание
Введение 5
1 Цели и задачи дисциплины
2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины 6
3 Содержание дисциплины
3.1 Основные понятия теории организационных изменений 7
3.2 Внутренние и внешние источники изменений 12
3.2.1 Принципы успеха менеджера
3.2.2 Закономерности развития
3.2.3 Организационные патологии
3.2.4 Внешняя среда организации
3.3 Основополагающие идеи и принципы управления
организационными изменениями 83
3.3.1 Понятие, сущность,
характеристики и история
организационных изменений 83
3.3.2 Классификация организационных изменений 88
3.3.3 Сущность, цели и задачи управления изменениями 97
3.3.4 Причины и принципы преодоления сопротивления
организационным изменениям 100
3.3.5 Факторы успешного проведения организационных
изменений 101
3.4 Модели управления организационными изменениями 118
3.4.1 Модель управления организационными изменениями
К. Левина 118
3.4.2 Модель управления организационными изменениями
Л. Грейнера 120
3.4.3 Модель управления организационными изменениями
Б. Хайнингса 123
3.4.4 Теория Е и теория О управления организационными
изменениями 126
3.4.5 Модель преобразования бизнеса Ф. Гуияра и
Дж. Келли 128
3.4.6 Модель кривой перемен Дж. Дак 132
3.5 Стратегические типы организационных изменений 143
3.5.1 Реструктуризация управления организацией 143
3.5.2 Реинжиниринг бизнес-процессов 165
3.6 Методы проведения организационных изменений 170
3.6.1 Бенчмаркинг 171
3.6.2 Концепция «Шесть сигм» 179
3.7 Оценка эффективности управления организационными
изменениями 183
Список информационных источников 192
Введение
Организационные изменения являются постоянным спутником успешных организаций. Данное положение подтверждается практикой работы менеджеров всех уровней. Источниками изменений являются: ориентация руководителя и команды менеджеров на успех, организационные кризисы и патологии, внешняя среда организации. Научиться успешно управлять организационными изменениями непросто. Необходимы как глубокие знания теории организационных изменений, так и навыки управления персоналом. В предлагаемом конспекте лекций в краткой форме изложена целостная концепция управления организационными изменениями. Он подготовлен по материалам публикаций Г.В. Широковой, Дж. Стюарта, А.Г. Теслинова, И.П. Башкатова, А.А. Колотилина и других, в том числе зарубежных авторов.
Отличительными особенностями
данного учебно-методического
Центральное место в содержании конспекта лекций отводится факторам успешного проведения организационных изменений. Речь идет о формировании в системе управления организации, во-первых, трансформационного треугольника преобразований, во-вторых, условий для следования маршрутной карте действий, и, в-третьих, соблюдения «естественных законов» преобразования организации.
Известные модели управления процессом преобразований в организации, стратегические типы преобразований и методический инструментарий необходимы обучаемым для формирования конкретного организационного механизма достижения целей в организации с учетом ее ресурсов и внешней среды.
1 Цели и задачи дисциплины
Цели изучения дисциплины:
- усвоение наиболее
общих правил и рекомендаций,
позволяющих студентам
- усвоение методических
рекомендаций, позволяющих успешно
управлять организационными
- усвоение методических
рекомендаций, позволяющих сформировать
эффективную и результативную
организационную структуру
Знания, получаемые студентами при изучении учебной дисциплины «Управление организационными изменениями», позволят им успешно решать следующие сложные практические задачи:
- обосновывать целесообразность организационных изменений;
- убеждать сотрудников в
- разрабатывать рациональную
- оперативно формировать эффективную и результативную организационную структуру управления организации.
Фундаментальному освоению дисциплины «Управление организационными изменениями» способствуют знания по другим дисциплинам, таким как: «Теория организации», «Основы менеджмента», «Психология и педагогика», «Управление производительностью», «Социология».
2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Критерии оценок знаний студентов при сдаче экзамена по дисциплине: «ОТЛИЧНО» - если студент глубоко и прочно усвоил весь материал, включенный в программу экзамена, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, тесно увязывает с практикой в
соответствующей предметной области, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с практическими заданиями (при их наличии), правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок;
«ХОРОШО» - если студент твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий (при их наличии);
«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - если студент усвоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий (при их наличии);
«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»
- если студент не знает
3 Содержание дисциплины
3.1 Основные
понятия теории
Анализ перемен, происходящих
в мире, позволяет сделать вывод
о непредсказуемости изменений.
Например, воссоединение Германии и демократизация бывших
стран коммунистического блока в Центральной
и Восточной Европе. Даже за пять лет эти
события было невозможно предвидеть. В
данном случае это изменение представляет
собой событие.
Из второго примера видно, что изменение разворачивается во времени, поскольку господствующая роль капитализма неуклонно возрастает. Иначе говоря, изменение происходит.
Таким
образом, под изменением, в широком
смысле, можно понимать устойчивый
сдвиг или постепенное изменение набора
условий в какой-то среде: в мире, государстве,
организации, группе людей, конкретном
человеке и др.
Среди практиков управления организационными изменениями бытует мнение, что под изменением можно понимать просто-напросто различие. В организации можно выделить три уровня изменений:
- организационный;
- групповой(командный);
- индивидуальный.
Такое разделение на три уровня не должно пониматься в том смысле, что один уровень исключает другие. На практике их трудно разделить и работать в пределах одного уровня в отрыве от двух других.
Это разделение обеспечивает полезную аналитическую структуру для размышления над ролью и задачами различных подходов и методов к управлению изменениями в организации.
Одновременно следует
признать, что для успеха любой
стратегии изменения
Изменения в
организации можно описать
- степенью плановости изменения(оно может
быть плановым или неожиданным);
- источниками изменения(воля администрации или внешние силы);
- характером организационного
изменения(оно может быть
Существуют и другие определения организационных изменений:
Информация о работе Лекции по «Управление организационными изменениями»