Мотивация персонала в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 17:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: на основе изучения теоретических аспектов системы мотивации на предприятии и анализа деятельности общеобразовательного учреждения «Эликманарской СОШ», разработать комплекс мероприятий по совершенствованию системы мотивации и стимулирования труда персонала в организации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи: - рассмотреть понятие и сущность мотивации и стимулирования труда в организации; - рассмотреть существующие теории мотивации в менеджменте; - рассмотреть методы стимулирования; - дать общую характеристику рассматриваемого предприятия;

Содержание

Введение……………………………………………………………………... 3
1 Теоретические основы управления мотивацией и стимулированием труда персонала в организации………………………………………..……
5
1.1 Понятие и сущность мотивации и стимулирования труда персонала в организации………………………………………………………………...
5
1.2 Процессуальные и содержательные теории мотивации……………… 12
1.3 Методы стимулирования персонала……………………………..…… 24
2 Анализ управления мотивацией и стимулированием труда персонала в МОУ «Эликманарская СОШ»……………………………………………
31
2.1 Общая характеристика МОУ «Эликманарская СОШ»……………… 31
2.2 Система мотивации в МОУ «Эликманарской СОШ»………………... 42
3 Разработка мероприятия по совершенствованию системы мотивации в МОУ «Эликманарская СОШ»……………………………………………..
58
Заключение………………………………………………………………..... 71
Список использованных источников и литературы……………………… 74
Приложение 1 (обязательное) Критерии для выплат стимулирующей части фонда оплаты труда …………………….…………………………….
78
Приложение 2 (обязательное) Анкета ……………...……………………. 90
Приложение 3 (обязательное) Средняя заработная плата в МОУ «Эликманарская СОШ» за 3 года .………………….………………………
93

Вложенные файлы: 1 файл

Soderzhanie_kap.docx

— 437.72 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………...

3

1 Теоретические основы  управления мотивацией и стимулированием  труда персонала в организации………………………………………..……

 

5

1.1  Понятие и сущность  мотивации и стимулирования труда персонала в организации………………………………………………………………...

 

5

1.2 Процессуальные и содержательные  теории мотивации………………

12

1.3 Методы стимулирования  персонала……………………………..……

24

2 Анализ управления мотивацией и стимулированием труда персонала в МОУ «Эликманарская СОШ»……………………………………………

 

31

2.1 Общая характеристика  МОУ «Эликманарская СОШ»………………

31

2.2  Система мотивации  в МОУ «Эликманарской СОШ»………………...

42

3 Разработка мероприятия по совершенствованию системы мотивации в МОУ «Эликманарская СОШ»……………………………………………..

 

58

Заключение……………………………………………………………….....

71

Список использованных источников и литературы………………………

74

Приложение 1 (обязательное) Критерии для выплат стимулирующей части фонда оплаты труда …………………….…………………………….

 

78

Приложение  2 (обязательное) Анкета ……………...…………………….

90

Приложение 3 (обязательное) Средняя заработная плата в МОУ «Эликманарская СОШ» за 3 года .………………….………………………

 

93


 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Знание того, что движет человеком, что побуждает его  работать эффективно, какие мотивы лежат в основе его поведения, позволяет создать действенную  систему управления работником, направленную на повышение его труда в организации. Развитие предприятий зависит от форм и методов стимулирования персонала, поскольку ни одна система управления не станет результативно функционировать, если не будет разработана эффективная  модель мотивации, побуждающая конкретного  индивида и коллектив в целом  к достижению личных и коллективных целей. Поэтому актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки предложений по поиску и совершенствованию  методов стимулирования труда персонала, базирующихся на обеспечении взаимосвязи  материальных и социально-психологических  мотивов и стимулов трудовой деятельности. Разработка и внедрение системы  мотивации позволит полнее задействовать  трудовой потенциал работников, что  в итоге повысит эффективность  функционирования всей организации.

Объектом исследования является МОУ «Эликманарская СОШ». А предметом исследования  -  управление мотивацией и стимулированием труда персонала в МОУ «Эликманарская СОШ».

Цель исследования: на основе изучения теоретических аспектов системы мотивации на предприятии и анализа деятельности общеобразовательного учреждения «Эликманарской СОШ», разработать комплекс мероприятий по совершенствованию системы мотивации и стимулирования  труда персонала в организации.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть  понятие и сущность мотивации и стимулирования труда в организации;

- рассмотреть  существующие теории мотивации в менеджменте;

- рассмотреть  методы стимулирования;

- дать общую  характеристику рассматриваемого  предприятия;

- провести  анализ существующей системы мотивации в организации;

- разработать мероприятия по совершенствованию системы мотивации и стимулирования труда персонала в организации.

Методами  исследования являются: анализ, изучение и обобщение научной литературы, сравнение полученных данных.

Практическая  значимость дипломной работы заключается  в том что, данные могут использоваться предприятием при совершенствовании системы мотивации и стимулирования труда персонала в организации.

Структура дипломной  работы обусловлена целью и задачами, поставленными и решенными в  ходе исследования.

Работа состоит  трёх глав. В первой главе рассматриваются понятия и сущность мотивации и стимулирования, рассмотрены основные теории мотивации, а также методы стимулирования. Во второй главе представлен анализ системы мотивации в МОУ «Эликманарской СОШ».  В третьей главе сформулированы предложения по совершенствованию существующей системы мотивации в МОУ «Эликманарской СОШ», а также проводится оценка эффективности предложенных мероприятий.

Теоретической и методической  базой для написания  работы послужили учебники  и  учебные пособия различных авторов  в области мотивации и стимулирования труда персонала в организации, а так же сайты Интернета, приказы, положения и постановления МОУ «Эликманарской СОШ».  Понятие и сущность  мотивации труда персонала на предприятии более подробно рассмотрены в работах Н.И. Кабушкина, О.С. Виханского, а методы стимулирования в работах Дж. М. Иванцевича, Лобанова А.А.

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ И СТИМУЛИРОВАНИЕМ ТРУДА ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ

1.1  Понятие  и сущность  мотивации и стимулирования труда персонала в организации

 

В условиях рыночной экономики и  формирования новых механизмов хозяйствования встает необходимость работать по-новому, считаться с законами и требованиями рынка. Поэтому возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности организации. Главной задачей в данных условиях является поиск эффективных способов управления трудом, которые обеспечивают активизацию человеческого фактора. Руководство любой организации приходится заботиться о том, чтобы у каждого работника была своя цель, разделенная с общей целью предприятия, а также принимать управленческие решения, связанные с активацией деятельности ее сотрудников. В этих условиях решающим причинным фактором результативности деятельности людей является мотивация.

Управление социальной системой и  человеком, в отличие от управления техническими системами, содержит в  себе как необходимый элемент  согласование целей объекта и  субъекта управления. Результатом его  будет трудовое поведение объекта  управления и в конечном итоге  определенный результат трудовой деятельности. Для управления трудом на основе мотивации  необходимы такие предпосылки, как  равное выявление склонностей и  интересов работника с учетом его персональных и профессиональных способностей.

В современной теории управления существует несколько подходов и определений понятия «мотивация».

Кабушкин Н.И.  считает, что «Мотивация – это процесс побуждения себя и других людей  к деятельности для достижения личностных целей организации» 1.

По мнению, Полукарова В.Л. «мотивация – это особый вид управленческой деятельности, имеющий целью активизировать людей, работающих в организации, и побуждающий их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах» 2.

Согласно Короткову Э.М., «мотивация – это метод управления, опирающийся на мотивы деятельности человека» 3.

Можно сущность мотивации раскрыть, как стремление работника удовлетворить свои потребности, то есть получить определенные блага, посредством трудовой деятельности 4.

Синтезируя рассмотренные определения, можно сказать, что мотивация – это побудительная причина, повод к тому или иному действию.

Иными словами   мотивация  – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированною на достижение определенной цели.

В структуру мотивации труда входят: потребность, которую хочет удовлетворить работник; благо, способное удовлетворить эту потребность; трудовое действие, необходимое для получения блага; цена – издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия.5

Общая модель процесса мотивации представлена на рисунке 1. Данная  модель  мотивации отражает взаимосвязь основных составных элементов мотивации,  а  также позволяет отследить последовательность этих элементов и конечный результат  (удовлетворение  или неудовлетворение потребности).


Рисунок 1 - Модель мотивации

 

 

Согласно приведенной  модели 1, можно сказать что самое важное в мотивации - ее неразрывная связь с потребностями человека, которые выражаются в нужде в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития организма, личности и социальной группы6. Следовательно, потребности человека  служат мотивом к действию, определяют мотивационное поведение человека7.

Под потребностью понимается состояние человека, выступающее источником его активной деятельности и создающееся нуждой, которую он ощущает по отношению к предметам, необходимым для его существования8.

Согласно Казначевской Г.Б.  потребность – осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждению действию9.

 Выделяют первичные  и вторичные потребности.  Первичные  – это физиологические, они  заложены генетически. Например, потребности в пище, тепле, отдыхе  и пр. Вторичные потребности по своей природе носят психологический характер, они возникают в ходе познания и обретения жизненного опыта. Их еще так же называют социальными потребностями: потребность в успехе, уважении, власти, принадлежности к чему-либо и др. Это потребности высшего уровня по отношению к физиологическим10

Потребности можно удовлетворить  вознаграждением.  Вознаграждение –  это то, что человек считает  для себя ценным.  Менеджеры используют внешние вознаграждения, которые  даются организацией (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения, получаемые посредством  самой работы (чувство успеха при  достижении цели, чувство содержательности и значимости выполняемой работы и др.) 11

По модели, представленной на рисунке 1, в процессе мотивации  для побуждения человека к конкретным действиям для удовлетворения потребностей необходимо пробудить в нем определенные мотивы.

По мнению Виханского  О.С «мотив – это то, что вызывает определенные  действия человека» 12.

А по Короткову Э.М  «мотив  - это внутренняя сила, побуждающая  человека к осуществлению определенных действий» 13.

Таким образом, мотив –  это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость.

Эффективность управления во многом зависит от того, насколько  успешно осуществляется мотивирование. В зависимости от того, какие при  этом преследуются цели, какие задачи оно решает, выделяют различные типы мотивирования. Один из них – когда  посредством внешних воздействий  на человека приводятся в действие конкретные мотивы, побуждающие человека к определенным действиям, приводящим к необходимому результату. При этом важно точно знать, какие мотивы способны побуждать человека к желательным  действиям, а также каким образом  вызывать эти мотивы. Данный тип  мотивирования похож на торговую сделку: «Я дам тебе то, что тебе надо, а ты предоставишь мне то, в чем я нуждаюсь»14. Если у двух сторон не оказывается точек соприкосновения, процесс мотивирования не имеет места.

Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение человека, образует его  мотивационную структуру. Она достаточно устойчива, но поддается целенаправленному  формированию, например, в процессе воспитания. У каждого человека она индивидуальна и обусловливается множеством факторов: достигнутым уровнем благосостояния, социальным статусом, квалификацией, ценностями и т.д.

Следующим элементом в модели мотивации  является действие, то есть комплекс взаимосвязанных  мероприятий, побуждаемых потребностями  и направленных на достижение конкретной цели. Цель, в свою очередь, представляет собой осознанный образ желаемого  результата. Замыкающим элементом в  модели мотивации является результат, то есть совокупный итог деятельности. В данной модели мотивации результатом может быть удовлетворение, частичное удовлетворение или неудовлетворение потребностей.

Реализация одной или нескольких моделей мотивации образует систему  мотивации. Система мотивации - это комплекс материальных и нематериальных стимулов, призванный обеспечить качественный и производительный труд работников, а также привлечь в компанию наиболее талантливых специалистов и удержать их15.

Эволюция развития систем мотивации  имеет достаточно длительный период, который можно разделить на восемь этапов.

На первом этапе, начиная с учения Тейлора, система мотивации изучает  реакцию человека на обязательные условия  труда и его результаты, соизмеряя с ними размеры оплаты16.

На втором этапе человек труда  познается как существо социальное, групповое, способное нормально  существовать только в условиях социального  коллектива. Труд человека покупается, а система стимулирования и размеры оплаты труда определяются работодателем. Система стимулирования труда работников предполагает тактическую игру на стимулах сотрудников (то есть на их потребностях и интересах) для достижения того или иного результата.

Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действия определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей и другое, что может быть предложено в компенсацию за его действия17

Так по Короткову Э.М.  «стимул – фактор воздействия, который  менеджер использует для достижения поставленных целей  и получения  результатов. Другими словами стимул – это то, к чему стремится человек,  прилагая при этом определенные усилия для получения желаемого результата. Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования.  Стимулирование имеет различные формы. В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование18.

Информация о работе Мотивация персонала в школе