Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 00:35, дипломная работа
В настоящей дипломной работе проведен анализ деятельности студенческого кафе ИП Аванесовой А.В. «Переменка». Данное предприятие обслуживает студентов и сотрудников СевКавГТУ.
Рассмотрена торговая деятельность предприятия за последние три года, включающая три направления:
- реализацию покупных товаров,
- горячих напитков (чай, кофе),
- узкого ассортимента блюд собственного производства.
Введение
Общественное питание играет все возрастающую роль в жизни современного общества. Это обеспечивается, прежде всего, изменением технологий переработки продуктов питания, развитием коммуникаций, средств доставки продукции и сырья, интенсификацией многих производственных процессов [6,9].
По
международным документам термин «общественное
питание» характеризуется такими различными
определениями, как «методы приготовления
большого количества пиши, выполняемые
без предварительной
Ввиду
быстрого развития в последние годы
сети общественного питания
Система организованного (общественного) питания в России имеет давние традиции. Организация питания в образовательных учреждениях - это мало охваченный рынок, но с точки зрения бизнеса он менее рентабельный, т.к. государство регламентирует торговую наценку в данном секторе. Однако организации студенческих столовых и кафе также следует уделять внимание. Несмотря на небольшую прибыльность, это гарантированный сбыт [35, 55].
Глава 1. Место и роль общественного питания в социальной инфраструктуре
1.1 Типы предприятий
Общественное питание как отрасль народного хозяйства представляет собой совокупность предприятий, объединенных по характеру перерабатываемого сырья и выпускаемой продукции, организации производства и формы обслуживания населения [2,40].
Общественное питание выполняет три взаимосвязанные функции: производство готовой продукции, ее реализацию и организацию потребления. Деятельность предприятий общественного питания в процессе выполнения этих трех функций характеризуется рядом признаков, сближающих их с предприятиями пищевой промышленности и розничной торговли [1,40].
По характеру организации производства предприятия общественного питания имеют ряд общих черт с предприятиями пищевой промышленности. Однако отличаются тем, что на них не только организуется производство готовой кулинарной продукции, но и осуществляется ее реализация в специально оборудованных помещениях. Продукция предприятий общественного питания не выдерживает длительных сроков хранения и, как правило, должна реализовываться непосредственно после изготовления. Продукция предприятий пищевой промышленности может храниться сравнительно длительное время и реализуется за пределами предприятий- изготовителей.
Выполнение функции
реализации сближает предприятия общественного
питания с предприятиями
Более двух третей реализуемой предприятиями общественного питания продукции является продукцией собственного производства, а в заводских и фабричных столовых удельный вес ее товарообороте достигает 80% и даже 90%.
До 90% труда, затрачиваемого в общественном питании, является производительным, то есть связанным с созданием новых потребительских стоимостей. Поэтому в классификации отраслей народного хозяйства общественное питание относится к сфере материального производства.
Основными задачами общественного питания являются [1,13]:
- увеличение общего
объема товарооборота
- рост объема выпуска
продукции собственного
- повышение доли продукции
собственного производства в
объеме товарооборота обществен
- повышение удельного
веса общественного питания в
снабжении населения продовольс
- развитие и совершенствование материально-технической базы отрасли;
- широкое внедрение прогрессивных форм и методов обслуживания населения;
- совершенствование
- повышение экономической
эффективности предприятий
- наиболее полное удовлетворение спроса населения;
- улучшения качества выпускаемой продукции;
- повышение культуры обслуживания.
Общественное питание осуществляется в двух формах:
- питание, организуемое
государственными и
- бесплатное или льготное
питание, организуемое
Предприятия общественного
питания могут
Заготовочные предприятия – механизированные предприятия предназначенные для централизованного выпуска полуфабрикатов, а также кулинарных и мучных кондитерских изделий. Это фабрики кулинарных изделий и полуфабрикатов, специализированные цехи по производству полуфабрикатов, кулинарные фабрики, фабрики-кухни, фабрики быстрозамороженных блюд и другие. Эти предприятия оснащены современным высокопроизводительным оборудованием – поточно-механизированными и автоматизированными линиями, автоматами. Из заготовочных предприятий полуфабрикаты, кулинарные и кондитерские изделия, быстрозамороженные блюда поступают на доготовочные предприятия или в розничную торговую сеть.
Доготовочные предприятия – небольшие предприятия, работающие на полуфабрикатах высокой степени готовности и готовых охлажденных блюдах, которые поступают из заготовочных предприятия общественного питания. К ним относят: столовые доготовочные и столовые раздаточные, вагоны рестораны, кафе, закусочные, буфеты и т.д.
Предприятия с полным циклом производства
осуществляют обработку сырья, выпускают
полуфабрикаты и готовую
Предприятия общественного питания, предназначенные для удовлетворения потребности в питании и проведении досуга, различаются между собой по типам, по размерам, а также по видам оказываемых услуг [1,2,13].
Тип предприятия общественного питания – это вид предприятия с характерными особенностями обслуживания, ассортимента реализуемой кулинарной продукции и номенклатуры, предоставляемых потребителям услуг.
При определении типа
предприятия учитывают
- ассортимент производимой
и реализуемой продукции, его
разнообразие и сложность
- техническую оснащенность (материальную базу, инженерно-техническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно-планировочное решение и т. д.);
- методы обслуживания;
- квалификацию персонала;
- качество обслуживания (комфортность, этику общения, эстетику);
- номенклатуру предоставляемых потребителю услуг.
В соответствии с ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 года №198 (далее ГОСТ Р 50762-95) выделяют следующие типы предприятий общественного питания.
Ресторан - считается наиболее комфортабельным предприятием питания с самым широким ассортиментом блюд сложного приготовления. В ресторане высокий уровень обслуживания сочетается с организацией отдыха посетителей. В ресторане потребителям предоставляют в основном обеды и ужины, а при обслуживании туристических групп может быть и полный рацион питания.
Рестораны размещают преимущественно на центральных, оживленных улицах, в аэропортах, на пристанях, теплоходах, морских судах, при гостиницах, мотелях, в центрах туризма и местах массового отдыха.
Бар – предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары.
Кафе – предприятие общественного питания, предназначенное для производства и реализации блюд менее сложного приготовления в ограниченном ассортименте, а также разнообразных горячих и холодных напитков, мучных кондитерских изделий, сладких блюд. В зависимости от ассортимента продукции кафе подразделяют на две группы: общего типа и специализированные (кафе - кондитерская, кафе - мороженное, детское, кафе национальной кухни и т.д.).
Столовая – наиболее распространенный тип предприятия общественного питания. Основное назначение - приготовление и реализация потребителям преимущественно продукции собственного производства.
Закусочная – предприятие быстрого обслуживания. Ассортимент закусочных включает холодные и горячие блюда, сосиски, сардельки, пельмени, вареники, яичницы, а также напитки. Наиболее широко распространены специализированные закусочные: пельменная, вареничная, шашлычная, блинная, пирожковая, сосисочная, бутербродная и т.д. Закусочные имеют высокую пропускную способность и размещаются в оживленных местах, по пути движения туристских маршрутов.
Кроме того, в ГОСТ Р 50647-94 дополнительно выделены следующие объекты сферы общественного питания:
- диетическая столовая – столовая, специализирующаяся в приготовлении и реализации блюд диетического питания;
- столовая - раздаточная – столовая, реализующая готовую продукцию, получаемую от других организаций общественного питания;
- буфет – структурное подразделение организации, предназначенное для реализации мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров и ограниченного ассортимента блюд несложного приготовления.
Все кулинарные изделия, которые производит общественное питание, а также товары носят название продукции общественного питания [1,2,21].
К продукции собственного производства относят сырье и продукты, прошедшие кулинарную обработку и получившие вид кулинарного изделия.
Кроме обеденной продукции к продукции собственного производства относится так называемая прочая продукция: кондитерские изделия, выпечные изделия, горячие напитки, полуфабрикаты, мороженное и молочные продукты, которые реализуются через кухню или бар, яйца, джем и др.
К покупным товарам относятся продукты, которые приобретаются предприятиями общественного питания у промышленности или торговли без кулинарной обработки. Сюда входят: хлеб, хлебобулочные изделия, алкогольные напитки, пиво, консервы, реализуемые в банках; кондитерские изделия и мороженное промышленной выработки, сырые яйца, фрукты, ягоды, виноград, цитрусовые и бахчевые культуры.
В состав розничного товарооборота
предприятий общественного
Помимо реализации продукции
населению для
Совокупность розничного и оптового оборотов представляет собой валовой оборот общественного питания [22]. Графически состав оборота общественного питания представлен на рис. 1.
Рисунок 1 Состав оборота общественного питания
Валовой доход торговых
организаций и предприятий
Информация о работе Организация деятельности кафе «Переменка»