Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 17:39, курсовая работа
Целью работы является разработка сбытовой стратегии для повышения эффективности системы управления сбытом и продвижением продукции ООО «Мосавторемснаб».
Задачами исследования являются:
− определить сущность, типологию и этапы сбытовой деятельности организации;
− рассмотреть пути формирования сбытовой стратегии организации;
− установить особенности разработки и управления сбытом продукции организации;
− выполнить анализ внутренней и внешней среды ООО «Мосавторемснаб»;
− выполнить анализ системы управления сбытом и сбытовой стратегии в ООО «Мосавторемснаб»;
− разработать новую более совершенную сбытовую стратегию в ООО «Мосавторемснаб».
Введение 3
1 Теоретические основы управления и разработки сбытовой стратегии 5
1.1 Сущность, типология и этапы сбытовой стратегии организации 5
1.2 Пути формирования сбытовой стратегии фирмы 7
1.3 Особенности разработки и управления сбытом 9
Глава 2. Разработка сбытовой стратегии для повышения эффективности системы управления сбытом и продвижением продукции ООО «Мосавторемснаб» 14
2.1 Общая организационно-правовая характеристика предприятия 14
2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия 15
2.3 Анализ сбытовой стратегии ООО «Мосавторемснаб» 21
2.4 Разработка сбытовой стратегии ООО «Мосавторемснаб» 27
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Московский Государственный Индустриальный Университет
Курсовая работа
По дисциплине: «Стратегический менеджмент»
по теме: «Разработка сбытовой стратегии фирмы»
Группа 09М21
Студент
Руководитель работы _____________________ В.Р.Веснин
Оценка работы _____________________
Содержание
Введение
1 Теоретические основы управления и разработки сбытовой стратегии
1.1 Сущность, типология и этапы сбытовой стратегии организации
1.2 Пути формирования сбытовой стратегии фирмы
1.3 Особенности разработки и управления сбытом
Глава 2. Разработка сбытовой стратегии для повышения эффективности системы управления сбытом и продвижением продукции ООО «Мосавторемснаб»
2.1 Общая организационно-правовая характеристика предприятия
2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия
2.3 Анализ сбытовой стратегии ООО «Мосавторемснаб»
2.4 Разработка сбытовой стратегии ООО «Мосавторемснаб»
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы исследования. Разработка сбытовой стратегии фирмы – ключевое звено маркетинга и своего рода финишный комплекс во всей деятельности фирмы по созданию, производству и доведению товара до потребителя. Собственно, именно здесь потребитель либо признаёт, либо не признаёт все усилия фирмы полезными и нужными для себя и, соответственно, покупает или не покупает ее продукцию и услуги.
Сбыт продукции конечному потребителю в системе маркетинга рассматривается, как единственный способ вернуть вложенные в продукт средства и получить прибыль. Поэтому цель сбытовой стратегии заключается в том, чтобы, во-первых, достаточно точно выявить потребность в продукте и спланировать возможные размеры его продажи, во вторых, выбрать наиболее эффективные каналы продвижения и скорее довести свою продукцию до потребителя, в – третьих, создать максимум удобств для быстрой «встречи» продукта с конечным покупателем.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что особенно в кризисный период для организации управление сбытовой стратегией является очень важным элементом управления в целом и от эффективности работы системы управления сбытом зависит конечный финансовый результат деятельности организации.
В работе использовались современные труды ведущих исследователей в области сбытовой стратегии организации, маркетинга, менеджмента и экономического анализа: Бурцева В.В., Наумова В.Н., Осмоловского Н.Р., Тамаровой Р.И., Бурлакова А.Н., Ламбена Ж., Сулейменовой Б.М. и многих других.
Объектом исследования является сбытовая стратегия ООО «Мосавторемснаб».
Предметом исследования является система управления сбытом продукции в ООО «Мосавторемснаб».
Целью работы является разработка сбытовой стратегии для повышения эффективности системы управления сбытом и продвижением продукции ООО «Мосавторемснаб».
Задачами исследования являются:
− определить сущность, типологию и этапы сбытовой деятельности организации;
− рассмотреть пути формирования сбытовой стратегии организации;
− установить особенности разработки и управления сбытом продукции организации;
− выполнить анализ внутренней и внешней среды ООО «Мосавторемснаб»;
− выполнить анализ системы управления сбытом и сбытовой стратегии в ООО «Мосавторемснаб»;
− разработать новую более совершенную сбытовую стратегию в ООО «Мосавторемснаб».
Информационной базой исследования является учебная, монографическая отечественная и зарубежная литература, публикации государственного комитета Российской Федерации по статистике, положения по бухгалтерскому учету, периодическая печать, нормативные акты.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1 Теоретические основы управления и разработки сбытовой стратегии
1.1 Сущность, типология и этапы сбытовой стратегии организации
В деятельности любой организации существенное значение имеет правильная организация товародвижения или сбытовая политика. Именно в системе сбыта концентрируется результат всех предыдущих усилий организации.
Сбыт – это одна из функций маркетинга, связанная с комплексом деятельности по реализации продукции организации.
Вся совокупность действий по управлению сбытом образует сбытовую политику организации, предполагающую использование ряда стратегий, к которым относятся стратегии: формирования канала распределения товара, охвата рынка, ценообразования, ассортимента продукции.
Сбытовая политика выполняет следующие функции: создание каналов сбыта продукции и услуг; определение момента выхода организации на рынок; обеспечение системы товародвижения; работа с контрагентами организации. Уровень обслуживания покупателей играет важнейшую роль в сбытовой деятельности организации, он определяется такими факторами, как: скорость выполнения заказа; возможность срочной поставки товара или услуги по специальному заказу: готовность обратно принять поставленный товар или услугу; обеспечение различной порционности товаров и услуг по желанию покупателей и др [6, c.45].
Сам по себе ни один из факторов не является решающим для создания рациональной системы сбыта товаров и услуг, но в комплексе они влияют на уровень обслуживания, престиж, позиции на рынке, а, следовательно, конкурентоспособность фирмы.
Сбыт – комплекс коммерческих, организационных и технологических мероприятий по доведению товара или услуги до конечного потребителя.
К организационным относятся: подбор партнёров по сбыту; заключение договоров с ними; учёт и контроль выполнения договоров; определение каналов сбыта; разработка планов сбыта и графиков поставок.
Коммерческими мероприятиями являются: изучение рынка, потребителей (порядок проведения исследования рынка приведен в приложении А); изучение конъюнктуры рынка; стимулирование сбыта; продвижение товара на рынке.
Технологические мероприятия включают в себя: производство товаров и услуг; соблюдение количественных и качественных характеристик товаров и услуг; подготовку к продаже и др.
Задача деятелей рынка сбыта состоит в том, чтобы осуществить взаимовыгодные товаро-денежный обмен между продавцом и покупателем (рис. 1.1).
Рис. 1.1 Взаимодействие субъектов маркетинговой системы на рынке сбыта
К основным видам сбыта относятся:
1. Торговля продукцией и услугами. На неё приходится около 50% общего объёма мировой торговли.
2. Поставки дополнительных товаров и услуг.
3. Лизинг – долгосрочная и краткосрочная аренда машин, оборудования и иных материальных средств.
4. Международные торги. Это конкурсная форма реализации заказов на закупку товаров и услуг.
5. Инжиниринг – продажа технического опыта, в основном проектирования объектов, методов организации производства, эксплуатация предприятий и реализации продукции.
6. Иностранные инвестиции. Широкое распространение в нашей стране получили совместные предприятия с участием иностранных партнеров. В совместном предприятии предусматривается формирование общей собственности, создание общих органов управления и распределение прибыли в соответствии с долями участия партнеров.
7. Торговля технологиями на основе лицензий и др.
Проведение целенаправленной сбытовой политики предполагает ориентацию всех действий фирмы на установленный целевой сегмент, благодаря чему обеспечивается эффективное с коммерческой точки зрения формирование номенклатуры и ассортимента товаров и запланированные объемы продаж.
1.2 Пути формирования сбытовой стратегии фирмы
При формировании сбытовой стратегии организации для определенного товара или услуги приходится учитывать множество факторов, основными из которых являются [7, c.20]:
1. Особенности конечных потребителей – их количество, концентрация, величина средней разовой покупки. Уровень доходов, закономерность поведения при покупке товаров, требуемый режим работы продавца, услуги торгового персонала и т.д.
2. Возможности самой фирмы – ее финансовое положение, конкурентоспособность, основные направления рыночной стратегии, масштабы производства.
3. Характеристика товара или услуги – вид, средняя цена, сезонность производства и спроса.
4. Уровень конкуренции и сбытовая политика конкурентов – число и концентрация конкурентов, их сбытовая стратегия и тактика, взаимоотношения в системе сбыта.
5. Характеристики и особенности рынка сбыта – фактическая и потенциальная емкость, обычаи и торговая практика, плотность распределения покупателей, средний доход покупателей.
6. Сравнительная стоимость различных сбытовых систем.
Для достижения коммерческого успеха при использовании того или иного типа торгово-сбытовой деятельности нужно тщательно проанализировать все финансовые вопросы, провести сравнительную характеристику затрат и результатов.
Алгоритм процесса планирования и формирования сбытовой стратегии организации [1, c.45]: анализ рыночной конъюнктуры; определение видов продукции и услуг для сбыта; составление сметы затрат на сбыт; селекция каналов сбыта; организация торговых коммуникаций; планирование и анализ хода и динамики продаж; координация деятельности системы сбыта.
Исходным пунктом разработки и планирования сбытовой стратегии является анализ рыночной конъюнктуры. Конъюнктура – это сложившаяся на рынке экономическая ситуация, характеризующаяся определенным соотношением спроса и предложения, уровнем цен и товарных запасов. Анализ конъюнктуры предполагает исследование факторов, которые имеют особое значение в прошлом, настоящем и будущем. Формой анализа конъюнктуры является конъюнктурный обзор или справка, в которых дается представление об особенностях развития рынка, его тенденциях, выявляются основные причинные связи между разнообразными явлениями.
При определении товарных групп и услуг для сбыта фирма должна решить следующие задачи [3, c.75]: удовлетворение запросов потребителей; оптимальное использование потенциала организации; оптимизация финансовых результатов организации; завоевание новых покупателей.
Кроме того, при выборе товара или услуги должны быть учтены следующие факторы: соотношение цены и качества товара и услуги; стадия жизненного цикла товара и услуги; уровень конкуренции; наличие заменителей товаров и услуг.
1.3 Особенности разработки и управления сбытом
Разработка и управление сбытовой деятельностью – это анализ, планирование, организация и контроль сбытовой деятельности организации с целью наиболее полного удовлетворения нужд потребителей и получения выгоды для себя.
При разработки и управлении сбытовой деятельности организаций сферы торговли невозможно обойтись без такого понятия, как сбытовой потенциал предприятия (СПП), которое позволит уменьшить дисбаланс между теоретическими наработками в области сбыта и их практическим применением. Сбытовой потенциал – это имеющиеся рыночные, интеллектуальные, коммуникационные, управленческие и организационно-технические ресурсы, которые можно использовать для решения задач в области сбыта. Предлагаемая структура сбытового потенциала организации представлена на рисунке 1.2.
Рис. 1.2 Структура сбытового потенциала организации
Разработка и управление сбытовой стратегией представляют собой непрерывный повторяющийся процесс. На большинстве крупных и средних предприятий торговли подразделение сбыта называется отделом сбыта, на малых – менеджер по управлению сбытом.
Цель разработки и управления сбытовой стратегии – достижение запланированных результатов путем мотивации работников отдела сбыта к выполнению своих обязанностей наилучшим образом [5, c.109].
Все ситуации продаж отличаются друг от друга, но большинство менеджеров, клиентов и торговых работников соглашаются, что существуют некоторые характеристики, которые необходимы для работы в качестве торгового представителя. Даже если существуют какие-то универсальные характеристики, для каждой компании, важно выработать собственный набор критериев набора продавцов.
Процесс разработки и управления сбытовой деятельностью организаций может содержать следующие этапы: анализ рыночной ситуации и прогноз сбыта продукции; разработка стратегии сбыта в комплексе с остальными видами рыночной деятельности организации; выбор каналов сбыта; формирование системы управления каналами сбыта; организация сбытовой деятельности и ее контроль.