Совершенствование системы обслуживания на предприятии общественного питания на примере ресторана «Гранатовый сад»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:28, дипломная работа

Краткое описание

Ресторан (от фр. restaurer, восстановить, крепить) - заведение, которое продает готовую еду, и напитки по заказу для употребления в пищу на месте.
Ресторанный бизнес отличается от всех остальных видов бизнеса. Это предприятие, которое объединяет в себе искусство и традиции, механизмы деятельности и опыт маркетологов, философию обслуживания и концепцию формирования потенциальной аудитории.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Индустрия общественного питания как объект изучения 5
1.1 Специфика деятельности предприятий общественного питания 5
1.2 Историческая справка по возникновению предприятий общественного питания 6
1.3 Происхождение и история развития предприятий общественного питания в России 10
1.4 Современное состояние и тенденции развития предприятий общественного питания в России 17
1.5 Формы и методы обслуживания и организации услуг 23
1.6. Специальные формы организации обслуживания 27
Глава 2. Общая характеристика ресторана «Гранатовый сад» 32
2.1 Характеристика ресторана «Гранатовый сад» 32
2.2 Организационная структура ресторана «Гранатовый сад» 33
2.3 Сервисная деятельность ресторана «Гранатовый сад» 38
2.3.1 Система обслуживания в ресторане 38
2.3.2 Особенности обслуживания банкетов и приемов 39
2.3.3 Услуги, предоставляемые предприятием 40
2.3.4 Маркетинговый анализ коммерческой деятельности предприятия 41
Глава 3. Совершенствование системы обслуживания на предприятии общественного питания на примере ресторана «Гранатовый сад» 46
3.1 Организация труда работников торговой группы 46
3.2 Выбор рациональных форм и методов обслуживания 48
3.3 Выводы и рекомендации по совершенствованию системы обслуживания 50
3.4 Пути повышения оборота ресторана «Гранатовый сад» 53
Заключение 56

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение

Ресторан (от фр. restaurer, восстановить, крепить) - заведение, которое продает  готовую еду, и напитки по заказу для употребления в пищу на месте.

Ресторанный бизнес отличается от всех остальных видов бизнеса. Это предприятие, которое объединяет в себе искусство и традиции, механизмы  деятельности и опыт маркетологов, философию обслуживания и концепцию  формирования потенциальной аудитории.

Из года в год ресторанный бизнес стремительно развивается. Идет серьезная конкурентная борьба за посетителей. Именно этот фактор заставляет топ-менеджеров продумывать не только основную стратегию и стиль деятельности ресторана, но и детали, придающие заведению уникальность и неповторимость.

Только при формировании грамотно разработанной концепции  и последовательного комплексного внедрения всех составляющих ресторанного бизнеса, гарантирован успех в развитии деятельности ресторана.

Рестораны играют довольно важную роль в жизни человека. Кроме удовлетворения физиологических нужд в питании, «выход» в ресторан несет важную социальную функцию.

Человеку нужно не только поесть, но и пообщаться. Рестораны - это одни из немногих мест, где работают все органы чувств, которые генерируют общее чувство удовлетворения. Вкус, зрение, обоняние, тактильные ощущения объединяются в оценке кушаний, обслуживания и атмосферы ресторана.

Эффективная работа ресторана  зависит от нескольких факторов. Как  и любая сложная система, ресторан начинается с замысла его основателей и заканчивается контролем функционирования учреждения.

Главную роль в этом выполняет  практическая философия его владельца  и/или директора. Ее раскрывает подход к ведению бизнеса, который определяет этические и моральные ценности, что реализуются в процессе функционирования предприятия. Главная идея основателей ресторана определят его кредо, и призвана максимально удовлетворять посетителей, поэтому тема дипломной работы представляется достаточно актуальной.

Целью данной дипломной работы является изучение организации деятельности предприятий общественного питания на примере ресторана «Гранатовый сад».

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить индустрию общественного питания;
  • исследовать характеристику предприятий общественного питания;
  • проанализировать современное состояние и тенденции развития общественного питания в России;
  • характеристика ресторана «Гранатовый сад»;
  • разработка рекомендаций по улучшению организации обслуживания в ресторане «Гранатовый сад».

Объектом исследования является ресторан «Гранатовый сад».

Предметом изучения является организация деятельности предприятий  общественного питания на примере  ресторана «Гранатовый сад».

Теоретической и методологической основой для написания дипломной  работы являются

Структура дипломной  работы включает введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.

 

Глава 1. Индустрия общественного питания  как объект изучения

1.1 Специфика деятельности предприятий  общественного питания

Общественное питание как отрасль народного хозяйства представляет собой совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей, объединенных по характеру перерабатываемого сырья и выпускаемой продукции, организации производства и формы обслуживания населения.

Общественное питание  выполняет три взаимосвязанные  функции: производство готовой продукции, ее реализацию и организацию потребления. Деятельность предприятий общественного  питания в процессе выполнения этих трех функций характеризуется рядом признаков, сближающих их с предприятиями пищевой промышленности и розничной торговли.

По характеру организации  производства предприятия общественного  питания имеют ряд общих черт с предприятиями пищевой промышленности. Однако от предприятий пищевой промышленности предприятия общественного питания отличаются тем, что на них не только организуется производство готовой кулинарной продукции, но и осуществляется ее реализация в специально оборудованных помещениях. Продукция предприятий общественного питания не выдерживает длительных сроков хранения и, как правило, должна реализовываться непосредственно после изготовления. Продукция предприятий пищевой промышленности может храниться сравнительно длительное время и реализуется за пределами предприятий- изготовителей.

Выполнение функции  реализации сближает предприятия общественного  питания с предприятиями розничной  торговли. Предприятия общественного  питания, как и предприятия розничной  торговли, реализуют продукцию населения  в обмен на его денежные доходы. Общественное питание организационно входит в состав торговли. Его оборот составляет более 10% общего розничного товарооборота государственной и индивидуальной торговли страны. Однако по характеру реализации продукции предприятия общественного питания существенно отличаются от предприятий розничной торговли, так как они не только реализуют, но и организуют потребление готовых блюд и кулинарных изделий и предоставляют населению различные виды услуг.

Основными задачами предприятий  общественного питания являются наиболее полное удовлетворение спросов населения, улучшение качества выпускаемой продукции, повышение культуры обслуживания.

1.2 Историческая справка по возникновению  предприятий общественного питания

1.2.1 История возникновения общественного питания

Существуют доказательства, что племена в Дании приготавливали пищу в больших кухнях и ели вместе большими группами 12.000 лет назад. Древние Египтяне оставили рисунки людей, готовящих пищу.

Первые кабаре (магазины по продаже вин и ликеров) были созданы примерно в 4.000 году до Рождества Христова. Кабаре функционировали во времена Римской и Византийской Империй. Большинство из них располагались в городах вблизи от храмов и домов правительства. В средние века города пришли в упадок и важными центрами экономической активности стали феодальные поместья, где короли, лорды и князья должны были кормить двор и прислугу численностью до 30.000 человек. По сути, это были своего рода первые предприятия массового питания социальной сферы.

Примерно в 1.200 году в  Лондоне появились публичные кулинарные магазины, которые предлагали посетителям готовую пищу на вынос. Спустя 200 лет появились скатерти, стекло и хрусталь, а также приборы (ножи и вилки). Вместо наваливания пищи кучей на общее блюдо, повара начали подавать еду в меньших количествах и красиво оформляли блюда.

В 1765 году A. Boulander открыл в Париже магазин по продаже супов, вывеска на котором приглашала голодных людей зайти и восстановить силы. Он называл свой суп “le restaurant divin”  – «божественное укрепляющее  средство». Французское слово “restaurer”, означающее «восстанавливать» и стало началом для слова «ресторан». Рестораны Буландера были очень популярны и подобные им стали открываться по всей Европе.

В Америке основу для  создания предприятий питания положил  туризм. В 1634 году Samuel Cole открыл первую в Америке таверну. В 1656 году в штате Massachusets был издан закон, требовавший, чтобы каждый город в Колонии имел таверну или аналогичное предприятие. Первая кофейня появилась в Бостоне в 1670 году.

Население Америки росло и требовало все больше постоялых дворов, а затем гостиниц и ресторанов. По мере увеличения числа гостиниц повара заимствовали кулинарные идеи и рецепты от европейских поваров, медленно изменяли их и создали то, что сейчас известно как американская кухня.

Американские предприятия  питания, таким образом, получили начало и развивались с таверн и гостиниц. Расположенные вблизи центров экономической  активности, таверны представляли собой  места встреч для обмена информацией, для разговоров о политике под аккомпанемент хорошей пищи и эля. Наибольшим успехом пользовались таверны и гостиницы, владельцы которых были в курсе всех местных событий.

Примерно в 1740 году в  Бостоне появились первые дилижансы, доставлявшие новых посетителей  для гостиниц и таверн. В Америке становятся популярными гостиницы вдоль дорог (позднее названные мотелями), а Бостон признан местом рождения американского гостиничного бизнеса.

К началу 1800 года гостиницы  и таверны вдоль дорог начали утрачивать свое значение как места  общения людей. Им на смену пришли рестораны. Первые три – The Sans Souci, Niblo’s Garden & Delmonico’s – были открыты в Нью-Йорке в 1820 году и стали наиболее модными предприятиями питания. Первые два предлагали гостям французскую кухню, а Delmonico’s – американскую.

Delmonico’s был не просто  знаменитым рестораном, он стал  символом американского шикарного  обеда. В 1832 году к братьям  Delmonico присоединился их 19-летний  племянник из Швейцарии, ставший  всемирно известным Лоренцо Дельмонико, который в течение более 50 лет был законодателем моды в отношении вкуса продуктов и блюд, декоративного оформления ресторанов и формирования клиентуры. Дельмонико пал жертвой «Сухого закона» в 1923 году.

Развитию и совершенствованию  предприятий питания во многом способствовали открытия и изобретения тех лет.

В 1789 году американец Benjamin Thompson изобрел дровяную кухонную плиту; 1803 году был использован первый льдо-холодильник; в 1825 – впервые использована газовая  плита; в 1860-х была изобретена посудомоечная  машина (в Сан-Франциско), а George M. Pullman создал вагон-ресторан (railroad dining car) и положил начало этому бизнесу.

В 1890-х появляются первые кафетерии (Калифорния, John Krueger взял за основу шведский стол).

С начала 19 века развивается  социальное направление в организации питания.

В 1815 году Robert Owen основал  большую обеденную комнату для  рабочих и их семей, чем положил  начало службе питания при производственных предприятиях в Америке.

В 1902 году Yllinois Bell основал  предприятие питания внутри завода.

Корни службы питания при школах и госпиталях находятся в Европе:

в 1849 году во Франции появляется первая программа обеспечения школьников завтраками; в 1865 году в Англии Victor Hugo открыл первую школьную столовую.

В Америке (Нью-Йорк) первая школьная столовая была открыта в 1853 году. К 1910 году “penny lunch programs” были распространены практически во всех начальных школах.

Служба питания в  госпиталях существовала в той или  иной примитивной форме в течение  нескольких веков. Но в 1854 году Florence Nightingale, реформатор профессии медицинского ухода и первый больничный диетолог, ввела штатную единицу сестры-диетолога в английском военном госпитале в Scuturi (Турция) во время Крымской войны. Это она подчеркнула роль правильной диеты в период выздоровления пациентов и положила начало научному подходу к лечению, уходу и питанию в больницах и госпиталях.

1.2.2 Развитие общественного питания в XX веке в Европе и Америке

В 1925 году Clarence Birdseye разработал метод замораживания некоторых  блюд и продуктов и к 1950 году большое число компаний начали производить замороженную продукцию.

60-е года 20 века могут  быть с уверенностью названы  эрой готовых блюд. Основная цель  ученых и поваров – создать  готовые блюда в упаковке (охлажденные  или замороженные), которые могут  быть быстро приготовлены относительно неквалифицированными работниками при достаточно высоком качестве пищи.

Наибольшее распространение  получили предприятия быстрого обслуживания, в том числе предприятия типа Drive-in, Drive through, “help yourself”, take away, а также предприятия питания в прачечных, гастрономах и т.д. и службы доставки обедов на дом или в офис (кейтеринг).

Концепцию ресторана  быстрого обслуживания создал Рэй Крок (1902-1984). Эта концепция включала: быстрое  обслуживание, чистое и уютное помещение и недорогая еда. Простота блюд сочеталась с прекрасным обслуживанием. Девизом Крока был: «Качество. Сервис. Чистота. Стоимость», так называемый стандарт QSCV (Quality, Service, Cleanness, Value).

В 70-е и 80-е годы двадцатого столетия в связи с появлением новых тенденций в образе жизни и питании происходят изменения в меню ресторанов. Они переходят к более легкой и полезной пище, рекомендуемой диетологами. Усиленно развиваются предприятия общественного питания в школах и колледжах, медицинских учреждениях, на фабриках и заводах, в офисах, а также на транспорте.

1.3 Происхождение и история развития предприятий общественного питания в России

1.3.1 История возникновения общественного  питания в России

На Руси приготовление  пищи долгое время было делом сугубо семейным. Ведала им, как правило, наиболее старшая по возрасту женщина в семье. Профессиональные повара впервые появились при княжеских дворах, а затем уже – в монастырских трапезных.

Приготовление пищи на Руси выделилось в отдельную специальность  в 11 веке. В рассказе Лаврентьевской летописи (1074 г.) говорится о том, что в Киево-Печерском монастыре была целая поварня с большим штатом монахов-поваров. У князя Глеба был старейшина поваром по фамилии Торчин, первый из известных нам русских поваров.

Характер приготовления  блюд русской кухни в значительной мере обусловлен особенностям русской печи, которая в качестве очага столетиями (с 14 века) верно служила и богатому, и простому народу. Блюда готовили в горшках и чугунках, жарили рыбу и птицу крупными кусками, было много запечных, тушеных и запеченных блюд.

Информация о работе Совершенствование системы обслуживания на предприятии общественного питания на примере ресторана «Гранатовый сад»