Совершенствование системы управления товарооборотом в торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 13:22, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является исследование системы управления товарооборотом и разработка мероприятия по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
определить сущности товарооборота;
ознакомиться с понятием и видами товарооборота;
разработать механизм управления товарооборотом;
определить факторы, влияющие на товарооборот;
проанализировать финансово-хозяйственную деятельность торговой организации ООО «ТК «МИЛКа»;
исследовать систему управления товарооборотом в торговой организации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ТОВАРООБОРОТА 5
1.1. Понятие и виды товарооборота -
1.2. Механизм управления товарооборотом 11
1.3. Факторы, влияющие на товарооборот 15

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ТК «МИЛКа» 31
2.1. Характеристика торговой организации -
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
ООО « ТК «МИЛКа» 35
2.3.Анализ системы управления товарооборотомв торговой организации 44

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТОВАРООБОРОТА
В ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ТК «МИЛКа» 54
3.1.Мероприятия по совершенствованию управления
товарооборотом ООО «ТК «МИЛКа» -
3.2.Расчет эффективности от внедрения
предложенных мероприятий 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76

Вложенные файлы: 1 файл

Diplom.docx

— 295.62 Кб (Скачать файл)
Ульяновский государственный технический университет
Институт авиационных технологий и управления
Кафедра «Экономика, управление и информатика»

 

 

 

Хайруллина Роза Радиковна

 

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРООБОРОТОМ В ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Дипломный проект по специальности 08050765 «Менеджмент организации»

 

 

 

Научный руководитель   ст. преподаватель_И.В. Антипова   

(ученая степень, должность, инициалы, фамилия)

__________________ «____» _____________ 20__ г.

(подпись)    (дата)

 

Нормоконтроль ст. преподаватель_И.В. Антипова   

(ученая степень, должность, инициалы, фамилия)

__________________ «____» _____________ 20__ г.

(подпись)    (дата)

 

 

Допущен к защите в ГАК:  зав. кафедрой ЭУиИ, к.э.н. И.Г. Нуретдинов 

(ученая степень, должность, инициалы, фамилия)

__________________ «____» _____________ 20__ г.

(подпись)    (дата)

 

 

 

 

 

 

Ульяновск 2012 
ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                          3

1. СУЩНОСТЬ ТОВАРООБОРОТА                5

1.1. Понятие и  виды товарооборота      -

1.2. Механизм управления товарооборотом     11

1.3. Факторы, влияющие  на товарооборот     15

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ТК «МИЛКа»             31

2.1. Характеристика торговой  организации       -

2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности

 ООО « ТК «МИЛКа»                                                      35

2.3.Анализ системы управления товарооборотомв торговой организации                               44

 

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ  ТОВАРООБОРОТА

     В ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ТК «МИЛКа»            54

3.1.Мероприятия по совершенствованию управления 
       товарооборотом ООО «ТК «МИЛКа»        -

3.2.Расчет эффективности от внедрения 
       предложенных мероприятий         62

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                      73

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                76

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Товарооборот является одним из важных показателей уровня жизни населения страны. Он характеризует объем займа покупных фондов потребителей в виде денежных доходов, которые получены как оплата труда и обмениваются в розничной торговле на товары соответственно спросу населения.

Актуальность темы заключается в том, что главным количественным показателем, позволяющим оценить объемы работы организации, является ее товарооборот. Показатель товарооборота является основой для расчета всех оценочных показателей (валового дохода, прибыли, уровня издержек, рентабельности). От его динамики зависят во многом результаты хозяйственной деятельности организаций торговли. Рост товарооборота влечет за собой увеличение валового дохода, а, следовательно, и прибыли организации. От объёма и структуры товарооборота зависят также такие показатели, как доход, прибыль, рентабельность, сумма и уровень издержек обращения, фонд оплаты труда, численность торговых работников, финансовое состояние предприятий.

Объектом исследования выступает Общество с ограниченной ответственностью «Торговая компания «МИЛКа», занимающаяся реализацией молочной продукции.

Предмет исследования – система управления товарооборотом в торговой организации.

Целью дипломной работы является исследование системы управления товарооборотом и разработка мероприятия по ее совершенствованию.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • определить сущности товарооборота;
  • ознакомиться с понятием и видами товарооборота;
  • разработать механизм управления товарооборотом;
  • определить факторы, влияющие на товарооборот;
  • проанализировать финансово-хозяйственную деятельность торговой организации ООО «ТК «МИЛКа»;
  • исследовать систему управления товарооборотом в торговой организации;
  • разработать мероприятия по совершенствованию управления товарооборотом ООО «ТК «МИЛКа»;
  • рассчитать эффективности от внедрения предложенных мероприятий.

Для достижения поставленных задач при выполнении данного дипломного проекта использовались следующие методы: аналитический, графический, системного анализа, статистической обработки информации, экономико-математического моделирования.

 

 

1. СУЩНОСТЬ ТОВАРООБОРОТА

 

1.1. Понятие и виды товарооборота

 

Товарооборот – это объем продаж товаров торговой организацией в денежном выражении за определенный период времени, (процесс обращения товаров). Анализ товарооборота позволяет оценивать соответствие имеющихся товаров спросу населения для принятия мер по оптимизации структуры товарооборота, увеличению объема продаж, ускорению товарооборачиваемости, ритмичности и равномерности продаж. Товарооборот подразделяется на оптовый, розничный и оборот общественного питания. [6, стр.228]

Оптовый товарооборот – это продажа товаров одной организацией другой организации для последующей перепродажи или потребления. Обязательный признак операции, относимой к оптовой торговле – наличие счета-фактуры.

Розничным товарооборотом называется выраженный в денежной форме объем продаж товаров населению для удовлетворения его личных потребностей, а также реализация товаров в порядке мелкого опта различным учреждениям, организациям, предприятиям для обслуживаемых ими контингентов. На этом процесс обращения товара завершается он поступает в сферу потребления. Экономическая сущность розничного товарооборота выражается отношениями, связанными с обменом денежных средств на товары. Розничный товарооборот передает товары конечным потребителям и характеризует завершение процесса обращения. Товары из сферы обращения поступают в сферу потребления, становятся собственностью потребителя, используются или образуют потребительский фонд (перестают быть товарами). Стоимость товаров, созданная в процессе производства, меняет свою форму через розничный товарооборот. В результате возмещаются производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития производства.

Экономическая сущность розничного товарооборота выражается отношениями, связанными с обменом денежных средств на товары. Розничный товарооборот передает товары конечным потребителям и характеризует завершение процесса обращения. Товары из сферы обращения поступают в сферу потребления, становятся собственностью потребителя, используются или образуют потребительский фонд, перестают быть товарами.

Стоимость товаров, созданная в процессе производства, меняет свою форму через розничный товарооборот. В результате возмещаются производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития производства.

Розничный товарооборот – это важнейший показатель торговой организации. Его можно рассматривать как результат деятельности организации, и от него зависит объем валового дохода и прибыли, характеризующий эффективность торговой деятельности. О значимости данной организации на рынке потребительских товаров можно судить по объему товарооборота, который выражается размером денежной выручки за проданные товары. Товарооборот имеет качественную и количественную характеристики. Качественная связана со структурой товарооборота, ассортиментным составом, количественная характеристика товарооборота – с объемом реализации в денежном исчислении.

Следует четко различать понятия «величина» и «состав» товарооборота: величина – это совокупность сумм торговой выручки, сданной в кассу или банк, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам), а состав товарооборота складывается из различных видов продаж.

Состав розничного товарооборота включает: выручку от реализации продовольственных и непродовольственных товаров через розничную торговую сеть (магазины, ларьки, палатки), через сеть торговых автоматов или использования развозной или разносной торговли; продажу товаров населению в кредит с рассрочкой платежа; товарооборот предприятий общественного питания, реализующих полуфабрикаты, продукцию собственного производства, покупные товары; продажу печатных изданий (книг, газет, журналов), в том числе и по подписке; выручку от реализации медикаментов в аптеках; продажу товаров различным организациям, учреждениям, предприятиям для их непроизводственного потребления и другие виды продаж.

Структура (или ассортиментный состав) товарооборота включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, реализуемые конкретным торговым предприятием. Эти товары делят на ассортиментные группы и подгруппы и при дальнейшей детализации рассматривают виды, сорта, модели, размеры.

К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия, относят: объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах, ассортиментную структуру по отдельным товарным группам (в рублях и процентах), однодневный товарооборот, товарооборот в расчете на одного работника, в том числе на работника прилавка (торговой группы), время обращения товаров в днях и скорость товарооборота (число оборотов).

Анализ показателей товарооборота позволяет установить основные качественные и количественные показатели работы торговой организации в текущем периоде. От глубины и полноты анализа, правильности сделанных выводов по результатам анализа зависит экономическая обоснованность расчетов на предстоящий период. По результатам анализа можно судить, в какой степени выполнен прогноз продаж и удовлетворен покупательский спрос, чем были вызваны изменения в товарообороте за отчетный период, оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии.

Ассортимент товаров – это перечень наименований товаров. Различают полный ассортимент (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент, а также основной и дополнительный ассортимент. К основному ассортименту относятся товары, формирующие основную часть объема продаж торговой организации. Товары дополнительного ассортимента реализуются в целях оказания покупателям дополнительных услуг и получения дополнительной прибыли. При анализе определяют коэффициент обновления ассортимента как отношение новых товаров по определенной группе к общему числу их разновидностей. Также при анализе определяют степень выполнения плана по ассортименту.

Для расчета среднего процента по ассортименту необходимо разделить товарооборот, засчитанный в счет плана, на величину планового товарооборота. Выполнение плана по ассортименту не всегда означает выполнение плана по структуре. Анализ товарооборота торгового предприятия по товарной структуре предполагает количественную и стоимостную оценку реализации отдельных товаров и товарных групп в общем объеме товарооборота, а также определение динамики структурных сдвигов.

Результаты анализа используются для изучения влияния структуры товарооборота на основные показатели деятельности: валовой доход, издержки, прибыль и выявления соответствия структуры товарного предложения покупательскому спросу – и оказывают решающее воздействие на формирование заказов поставщикам и выбор самих поставщиков. Анализ товарооборота по товарным группам и отдельным товарам ведется на основе данных квартальных и годовых отчетов о реализации товаров. Выявленные результаты позволяют определить положительные стороны работы, закрепить и развивать их в планируемом периоде, а также вскрыть недостатки и наметить мероприятия по их устранению на перспективу.

 

Товарооборот имеет качественную и количественную характеристики. Качественная связана со структурой товарооборота, количественная характеристика товарооборота – с объемом реализации в денежном исчислении.

Следует четко различать понятия «величина» и «состав» товарооборота: величина – это совокупность сумм торговой выручки, сданной в кассу или банк, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам), а состав товарооборота складывается из различных видов продаж. [6, стр.250]

Товарооборот торговой организации осуществляется в различных видах и формах. В зависимости от специфики операции купли – продажи товаров в составе товарооборота торговой организации выделяют его следующие виды:

1) Розничный товарооборот, который характеризует объемы продажи непосредственно населению, потребительских товаров, для собственного использования.

2) Оптовый товарооборот, который характеризует выручку от продажи потребительских товаров, которые прошли определенную техническую обработку на данной организации (хранение, оптовая рассортировка, транспортирование, предпродажная подготовка), разным оптовым покупателям для последующей реализации конечным потребителям. Оптовая реализация товаров может осуществляться в следующих формах:

  • оптовый региональный товарооборот – продажа товаров оптовым покупателям своего региона;
  • межрегиональный товарооборот - реализация товара оптовым покупателям других регионов;
  • внешнеторговый товарооборот – продажа товаров оптовым покупателям других стран.

3) Торгово-посреднеческий товарооборот, который определяется объемом посреднических операций купли – продажи потребительских товаров без каких-либо технических обработок на данной торговой организации розничными или оптовыми покупателями. В составе торгово-посреднеческого оборота выделяют: Оборот на биржевом рынке, то есть посреднические операции купли – продажи товаров на различных товарных, специализированных или универсальных биржах, через образованные брокерские конторы или брокерские места. Оборот на внебиржевом рынке, в состав которого включают объем посреднических сделок, которые были составлены вне товарных бирж с отечественными или зарубежными участниками. [10, стр.516]

К показателям, характеризующим товарооборот торговой организации, относят: объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах, ассортиментную структуру по отдельным товарным группам (в рублях и процентах), однодневный товарооборот, товарооборот в расчете на одного работника, в том числе на работника прилавка (торговой группы), время обращения товаров в днях и скорость товарооборота (число оборотов). Анализ показателей товарооборота позволяет установить основные качественные и показатели работы торговой организации в текущем периоде. От глубины и полноты анализа, правильности сделанных выводов по результатам анализа зависит экономическая обоснованность расчетов на предстоящий период. По результатам анализа можно судить, в какой степени выполнен прогноз продаж и удовлетворен покупательский спрос, чем были вызваны изменения в товарообороте за отчетный период, оценить степень соответствия фактических результатов деятельности организации намеченной стратегии. [5, стр.42]

Информация о работе Совершенствование системы управления товарооборотом в торговой организации