Земельный налог: особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 08:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является исследование является выявление существующих проблем в области земельного налогообложения и определение возможных путей их решения на основе рассмотрения правовых и теоретических аспектов земельного налогообложения, а также практики его применения муниципальными образованиями города Москвы.
В соответствии с поставленной целью выпускной квалификационной работы были сформулированы и поставлены следующие задачи:
- изучить теоретическую базу по земельному налогообложению;
- оценить экономическую и социальную значимость земельного налогообложения;
- проанализировать основные элементы земельного налога
- исследовать практику применения земельного налогообложения в муниципальных образования города Москвы;
- выявить проблемы и перспективы перспектив развития земельного налогообложения;
- рассмотреть правовые аспекты вопроса земельного налогообложения;
-выявить роль информационного обеспечения в области кадастровой оценки земель.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 5
1.1. Экономические основы и сущность земельного налогообложения 5
1.2. Нормативно-правовая база земельного налогообложения 14
Выводы 16
2. АНАЛИЗ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ 17
2.1 Место земельного налога в структуре доходов города Москвы 17
2.2 Анализ обязательных и факультативных элементов земельного налога 21
2.3 Практика применения земельного налога на уровне муниципальных образований Москвы …………………………….…………………………………….28
Выводы 33
3. ПЕРПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 34
3.1 Оценка существующих проблем применения земельного налога и пути их решения………………………………………………………………………………….34
3.2 Налог на недвижимость как перспектива развития земельного налогообложения в Российской Федерации 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..51

Вложенные файлы: 1 файл

Земельный налог.doc

— 581.00 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Финансово-экономический факультет

 

Кафедра налогов и налогообложения

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине: «Налогообложение физических лиц»

 

на тему:

 

«Земельный налог: особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности физических лиц. Анализ существующей практики»

 

 

 

Выполнил: Кокорева И.М.

Группа: НВ-302

Научный руководитель:

Горохова Н.А.

 

 

 

 

 

 

Москва –  2011 г

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Создание рыночной системы  землепользования требует научных  разработок, прослеживающих эволюцию российского законодательства в  сфере земельного налогообложения  от дореволюционной до современной  России, учитывающих как зарубежный опыт, так и экономические и политические реалии Российской Федерации.

В нашей стране происходит формирование демократической модели местного самоуправления. Земельный  налог, несмотря на небольшую долю в  общем объеме доходных поступлений  на федеральном уровне, выступает в качестве важного источника формирования доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и местных самоуправляющихся единиц. Поэтому проблемы становления и совершенствования правовой базы, регулирующей вопросы земельного налога, следует рассматривать и в контексте формирования правовых основ местного самоуправления.

Отсутствие экономически обоснованного принципа формирования налоговой ставки, отражающего различия в местоположении и плодородии земельных  участков, а также наличие значительного  количества необоснованных льгот не создавало стимулов к эффективному использованию земель. Все это вызывало многочисленные судебные разбирательства, в том числе в отношении ежегодного индексирования ставок. Поскольку система налогообложения земли уже не отвечала существующим в стране экономическим условиям, было принято решение реформировать земельное налогообложение.

Как известно, в проект налогового кодекса РФ включен новый  налог - налог на недвижимость. Представляется, что при формировании новой нормативно-правовой базы будет полезно обратиться к уже накопленному опыту, сфокусированному в принципах правового регулирования отдельных видов налогов (в том числе и земельного налога).

Вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы выпускной  квалификационной работы.

 Целью исследования является исследование является выявление существующих проблем в области земельного налогообложения и определение возможных путей их решения на основе рассмотрения правовых и теоретических аспектов земельного налогообложения, а также практики его применения муниципальными образованиями города Москвы.

В соответствии с поставленной целью выпускной квалификационной работы были сформулированы и поставлены следующие задачи:

-   изучить теоретическую  базу по земельному налогообложению;

- оценить экономическую  и социальную значимость  земельного  налогообложения;

- проанализировать основные  элементы земельного налога 

- исследовать  практику  применения земельного налогообложения  в муниципальных образования  города Москвы;

- выявить проблемы  и перспективы перспектив развития земельного налогообложения;

-  рассмотреть  правовые  аспекты  вопроса земельного  налогообложения;

-выявить роль информационного  обеспечения в области кадастровой  оценки земель.

Объектом предстоящего исследования выступают общественные отношения, связанные с установлением и взиманием земельного налога на территории города Москвы.

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  

1.1. Экономические  основы и сущность земельного  налогообложения

Земля является объектом налогообложения с древних времён. Пожалуй, это один из самых простых объектов налогообложения, учёт которого не требует больших затрат и данный объект практически невозможно занизить, а тем более, скрыть от налоговых органов. А при правильной организации работы по взиманию земельного налога, можно достаточно точно прогнозировать величину налоговых поступлений в бюджет.

Земельный налог в Российской Федерации, да и в большинстве  развитых 
стран, является местным налогом. Данный налог зачисляется в полном объёме в местный бюджет по месту нахождения объекта налогообложения. Учитывая, что одно из основных направлений реформ в нашей стране заключается в переносе части функций управления в регионы (например, вопросов социальной сферы), закономерно возникает вопрос о передачи части бюджетных доходов в местные бюджеты путём закрепления за ними местных налогов. Всё это и определяет важность земельного налога для экономического развития России на современном этапе. 

Введение земельного налога было связано с переходом от монопольной собственности государства на землю  к многообразию  форм собственности, землевладения и землепользования. С возникновением  многоукладной экономики споры о земельной  ренте как  научной категории утратили чисто теоретическое значение и приобрели  большой  практический интерес, так как именно рентные отношения определяют функции земельного налога  и на их основе, в свою очередь, устанавливаются величины налоговых ставок. 

Земельный налог – одна (но не единственная)  из форм 
проявления земельной ренты. Последняя  присутствует также в цене земли, влияет на другие элементы  налогообложения.

Кроме этого, вхождение в  рыночную экономику, принятие нормативных  актов, касающихся развития аграрной реформы и земельных отношений, коренным образом меняют роль земли и ее функционирование в экономических отношениях. Введение платы за землю, не отрегулированное специальными законодательными актами, в ряде мест привело к непосильному налогообложению новых форм хозяйствования и землепользователей граждан, превратив целесообразность введения этого налога в свою противоположность. Буквально до недавнего времени методические разработки и принятые подзаконные акты по регулированию земельных отношений и налогообложению не учитывали многих важных теоретических положений, требующих практического решения. Это было связано, в первую очередь, с отсутствием должной кадастровой и на этой основе стоимостной оценки земли.

В соответствии со ст. 15 первой части Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный  налог является одним из двух местных налогов, существующих на данный момент в системе налогов Российской Федерации (другим местным налогом является налог на имущество физических лиц).

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Согласно ст. 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.

Население непосредственно путем  местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения. 
        Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ.

При установлении местных налогов  представительными органами муниципальных  образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ. Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

К местным налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.

В целях своевременного зачисления региональных и местных  налогов и сборов, подлежащих распределению между бюджетом субъекта РФ и бюджетами муниципальных образований, в ГРКЦ, РКЦ Главного управления (Национального банка) Банка России, кредитных организациях на территории субъекта РФ органам федерального казначейства Министерства финансов РФ открыт лицевой счет на балансовом счете N 40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства". На указанном балансовом счете открывается отдельный лицевой счет с символом отчетности банка 02 в 15-м и 16-м разрядах номера лицевого счета. 
           Лицевой счет с символом отчетности банка 02 на балансовом счете N 40101 открывается Управлению федерального казначейства по субъекту РФ и его отделениям в установленном порядке при условии заключения соглашения между территориальным органом федерального казначейства Министерства финансов РФ и соответствующим органом местного самоуправления об обслуживании исполнения бюджетов муниципальных образований. При этом необходимо учесть, что органами федерального казначейства Министерства финансов РФ должно быть представлено в ГРКЦ, РКЦ Главного управления (Национального банка) Банка России, кредитной организации распоряжение соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления о предоставлении им права на распределение поступающих региональных и местных налогов и сборов, подлежащих распределению между бюджетом субъекта РФ и бюджетами муниципальных образований по нормативам, установленным в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством РФ, а также решениями органов представительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления. 
          С момента открытия органам федерального казначейства Министерства финансов РФ лицевого счета с символом отчетности банка 02 на балансовом счете N 40101 налоги и сборы, подлежащие распределению между бюджетом субъекта РФ и бюджетами муниципальных образований, отдельным платежным поручением налогоплательщика по каждому виду налога в полной сумме зачисляются на указанный лицевой счет. Налоговые органы извещают налогоплательщиков об указанных изменениях.

Пунктом 1 ст. 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определено, что местные налоги и сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. В подпункте 4 п. 3 ст. 15 этого Закона указано, что установление местных налогов и сборов находится в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ (в ред. от 21 марта 2005 г.) (далее - ГК РФ) местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.

Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления вправе получать в местный бюджет предусмотренные законами РФ и законами ее субъектов налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования. Таким образом, филиалы, представительства или другие обособленные подразделения юридического лица, составляющие отдельный баланс, имеющие в банке или ином кредитном учреждении текущий счет, являются самостоятельными плательщиками налогов, а за филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и текущего счета, расчеты по исчислению и уплате местных налогов и сборов осуществляет юридическое лицо (головное предприятие).

Земельный налог  обеспечивает стабильное поступление  средств в местные бюджеты. Плательщиком земельного налога и арендной платы  является предприятие и граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена  земля в собственность, владение, пользование или аренду на территории России. Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогами площади.  Если земельный участок находится в пользовании нескольких юридических лиц, то по каждой части налог исчисляется отдельно. От уплаты земельного налога полностью освобождаются заповедники, национальные парки и ботанические сады, научные организации, экспериментальные и учебно-опытные  хозяйства, НИИ, учреждения социального обслуживания, инвалиды войны, труда, инвалиды детства и т.д.

Не облагаются земельным налогом земли, занятые  полосой слежения вдоль государственной  границы для обеспечения государственной  безопасности, земля общего пользования, граждане впервые организующие фермерские хозяйства освобождаются от уплаты налога в течении 5 лет с момента предоставления земельного участка, военнослужащие, которым предоставлены участки для строительства индивидуального жилья.

Информация о работе Земельный налог: особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности физических лиц