Консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: теоретически обосновать характерные особенности семейного социально-педагогического консультирования и изучить методику работы социального педагога при проведении семейного консультирования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса 6
социализации
1.1. Социализация и развитие личности 6
1.2. Феномены, механизмы процесса социализации 10
1.3. Роль семьи в процессе социализации ребенка 12
Глава 2. Содержание работы социального 16
педагога с неблагополучной семьей
2.1. Теоретические аспекты феномена неблагополучной 16
семьи
2.2. Виды неблагополучных семей в современном обществе 18
2.3. Влияние неблагополучной семьи на развитие и
воспитание ребенка 27
2.4. Общая концепция Работы социального
педагога с неблагополучной семьей 36
Глава 3. Социально – педагогическая помощь 42
детям из неблагополучной семьи
3.1. Программа «Социально - педагогической 42
помощи неблагополучным семьям»
3.2. Анализ эффективности программы «Социально –
педагогической помощи неблагополучным семьям» 54
Заключение 90
Список литературы 93
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. 3 курс.docx

— 91.32 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

 «Саратовский государственный университет имени И.Г. Чернышевского»

Балашовский институт (филиал)

 

 

Факультет социальной работы

Кафедра социальной педагогики

 

Методика социально-педагогического  консультирования в условиях общеобразовательного учреждения

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине «Методике и технологии работы социального педагога»

 

 

                           Выполнила: студентка III курса

                                                                 заочной формы обучения

                                                                               Полякова Юлия Александровна

                                                              Научный руководитель:

                                                                            кандидат педагогических наук,                             

                                                            доцент Федотова И.А. 

                                                                        _________________(подпись)

 

 

 

 

Балашов-2012

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Теоретический аспект социально – педагогического консуль-тирования в условиях общеобразовательного учреждения……………….6

1.1 Сущность  понятия консультация и социально-педагогического консультирования……………………………………………………………….6

1.2   Формы, виды, стадии и правила консультирования……………………9

Выводы по первой главе……………………………………………………….24

Глава 2. Практическое исследование методики социально- педагогического семейного консультирования........................................27

2.1 Методы и методики социально – педагогического семейного консультирования………………………………………………………………27

2.2 Интерпретация полученных данных в исследовании социально-педагогического консультирования……………………………………………34

Выводы по второй главе………………………………………………………41

Заключение……………………………………………………………………43

Список  литературы…………………………………………………………..46

Приложения…………………………………………………………………….49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Консультирование как вид практической деятельности является одной из ключевых областей психолого-педагогических, социальных, медицинских и других служб. Интенсивное развитие консультирования обусловлено все возрастающей потребностью человека в усложняющихся условиях социального бытия обратиться за помощью к специалисту-профессионалу.  

Процесс консультирования - это форма социально-педагогической помощи человеку в целях поддержки  его возможностей по самостоятельному преодолению трудностей в различных  сферах жизнедеятельности; совместный поиск способов решения проблемы.

Организация консультативной помощи чаще всего  требуется в таких направлениях социально-педагогической деятельности как профилактика явлений социальной, педагогической дезадаптации; повышение уровня социальной адаптации, социальной реабилитации детей и взрослых. 
       В нашей стране впервые вопрос о консультировании был поднят в 20-40-е годы (Б.Г. Ананьев и др.). Однако специальные исследования начинают осуществляться только в 70-80-х годах (А.А. Головей, Н.А. Грищенко), когда возникла необходимость оказания психологической помощи в выборе профессии. В дальнейшем появляется множество монографий и статей (Г.С. Абрамова, А.А. Бодалев, И.В. Дубровина, Л.М. Митина, В.В. Столин и др.), в которых обсуждаются вопросы организации, методов и принципов консультирования.  
        Анализ теории свидетельствует об отсутствии четкого определения этого вида деятельности, трудно однозначно указать сферы его применения, поскольку термин «консультирование» уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики (педагогической, психологической, медицинской, социальной работы).  
       В настоящее время различными учеными выделяется множество функций консультирования, в частности: социализирующая, просветительская, профилактическая, суггестивная, компенсационная. Однако все исследователи как главную выделяют функцию развития личности человека (И.С. Якиманская). В то же время ощущается недостаток исследований эмпирического и прикладного характера.  
       Анализ исследований в области социально-педагогической деятельности показывает, что существует потребность в обосновании методов, способов и технологий, используемых в целях психолого-педагогической помощи клиенту в современных социально-экономических условиях для получения позитивного результата.  
        На основе изучения существующих точек зрения можно определить, что консультирование - это процесс субъект - субъектного взаимодействия, имеющий определенные закономерности, эффективность его зависит от целого ряда качеств, одним из звеньев которых является доверительность. 

       В данной работе рассматриваются основные аспекты семейной консультационной работы социального педагога.

Цель работы: теоретически обосновать характерные особенности семейного социально-педагогического консультирования и изучить методику работы социального педагога при проведении семейного консультирования.

Объектом исследования являются процесс социально-педагогического семейного консультирования.

Предмет исследования: методика семейного консультирования социальным педагогом.

Гипотеза исследования: мы предположили, что документация по организации семейного консультирования социальным педагогом в условиях школы является составной частью методики социально – педагогического семейного консультирования.

Задачи исследования:

1. изучить  и проанализировать литературу  по проблеме исследования;

         2. изучить методику работы социального педагога – семейного консультанта;

3. проанализировать  результаты экспериментального  исследования.

Методы, используемые при исследовании – анализ теоретической литературы и анализ документации по работе школьного социального педагога.

          Теоретическая значимость: систематизирование социально – педагогического исследования по проблеме работы социального педагога с социально – педагогическим семейным консультированием.

          Практическая значимость: состоит в разработке научно и практически обоснованных педагогических рекомендаций по использованию педагогического консультирования. Данные рекомендации могут быть использованы руководителями школ, учителями в качестве методической основы педагогического процесса.

Научная обоснованность и достоверность  полученных результатов обеспечена теоретико-методологической обоснованностью  исходных теоретических позиций, использованием методов, адекватных сущности изучаемого явления и задачам исследования, длительным педагогическим экспериментом, проведенным в МОУ СОШ №4 г. Жирновска.

          База исследования: МОУ СОШ №4 г. Жирновска.

         Структура работы: данная  работа содержит введение, в котором определен объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы исследования; две главы (теоретическая и практическая); заключение, список используемой литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

    1. Сущность понятия консультация и консультирования

 

Согласно  общепринятому определению, консультация это: 1) совет специалиста по какому-либо вопросу, одна из форм учебных занятий; 2) Совещание специалистов по какому-либо вопросу. 3) Учреждение для оказания помощи населению советами специалистов по тем или иным практическим вопросам.[20;98]

Термин  «консультация» обычно используется для  обозначения процесса выяснения  мнений по определенному вопросу  или услуге. Эти процессы обычно кратковременны, организованы для сбора  информации по конкретной теме или  проблеме и направлены на получение  отзывов и мнений.

Слово "консультация" употребляется  в нескольких значениях: это и  совещание, обмен мнениями специалистов по какому-либо делу, и совет, даваемый специалистом, и учреждения, которые  дают такие советы, например, юридическая  консультация. Таким образом, консультироваться - значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу.

Консультирование  можно определить как процесс  диалога, ведущий к принятию решения. Понимание консультирования как  диалога предполагает постоянный обмен  мнениями и информацией, а не единичное  мероприятие.

Консультирование - непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода проблем, где основным средством  воздействия является определенным образом построенная беседа.

Консультирование  помогает человеку выбирать и действовать  по собственному усмотрению, обучает  новому поведению, способствует развитию личности. Также акцентируется ответственность  клиента, т.е. признается, что независимый  индивид способен в соответствующих  обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.

Консультирование - широко распространенный и один из основных инструментов в области  интеллектуальных технологий. Консультативная  практика применяется в любой  сфере, где используются психологические  знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе.

Психологическое консультирование имеет свою, ярко выраженную специфику, которая определяется предметом, целями и задачами этого  процесса, а также тем, как консультант  осознает свою профессиональную роль в индивидуальной логике жизни семьи. На особенности консультирования, несомненно, влияют теоретические предпочтения консультанта.[11;21]

Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно  обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших  мест несомненно принадлежит психологическому консультированию. Трудно дать четкое определение этому виду деятельности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово "консультирование" уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы.

Основная  цель психологического консультирования — это оказание психологической  помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении  проблем и налаживании межличностных  отношений с окружающими. Но ответить однозначно на вопрос, в чем именно и как эта психологическая  помощь должна выражаться, не так просто. В принципе,

человеку, побывавшему на приеме у специалиста, должно стать лучше, чем было.

Консультирование  включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование руководителей, и многое-многое другое.[11;36]

Но, пожалуй, наиболее широкой сферой применения психологического консультирования на сегодняшний день является помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем. Эта область  включает в себя множество отдельных  направлений, среди которых можно  выделить такие, как работа с супружескими парами, совместное консультирование детей и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь разводящимся и т.д.

Консультирование - непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода проблем, связанных с трудностями  в межличностных отношениях, где  основным средством воздействия  является определенным образом построенная  беседа.

          Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.

Консультирование  помогает обучаться новому поведению.

Консультирование  способствует развитию личности.

В консультировании акцентируется ответственность  клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах  принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение  клиента.

Сердцевиной консультирования является “консультативное взаимодействие” между клиентом и консультантом, основанное на философии  “клиентцентрированной” терапии.

Таким образом, консультирование можно определить как процесс диалога, ведущий  к принятию решения. Оно предполагает постоянный обмен мнениями и информацией, а не некое единичное мероприятие.

Принципы консультирования:

1. Доброжелательное  и безоценочное отношение к клиенту. Клиент должен чувствовать себя уютно и комфортно. Его должны внимательно слушать, оказывать поддержку и не осуждать.

2. Ориентация  на ценности и нормы клиента.  Нужно опираться на систему  ценностей самого клиента. Уважая  их, консультант сможет воздействовать  на них.

Информация о работе Консультирование