Музыкально-эстетическое развитие ребенка в повседневной жизни детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования — определить основные направления музыкально-эстетического развитие ребенка в детском саду.
Из цели исследования вытекают его основные задачи:
1. Рассмотреть сущность, цели и задачи музыкально-эстетического развития.
2. Охарактеризовать особенности музыкально-эстетического развития в дошкольном возрасте.
3. Рассмотреть принципы организации музыкальной деятельности в детском саду.
4. Обобщить опыт по развитию музыкально-эстетического воспитания в детском саду.
5. Провести исследование уровня музыкально - эстетического развития детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА
1.1.Сущность, цели и задачи музыкально-эстетического развития………7
1.2.Особенности музыкально-эстетического развития в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………14
1.3 Принципы организации музыкальной деятельности в детском саду…19
Выводы по первой главе………………………………………………………23
ГЛАВА II. ПРАКТИЧИСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
2.1. Обобщение опыта по развитию музыкально-эстетического развития в детском саду……………………………………………………………………24
2.2. Исследование уровня музыкально - эстетического развития детей дошкольного возраста…….……………………………………………………29
2.3. Рекомендации педагогам по музыкально-эстетическому развитию детей…………………………………………………………………………….36
Выводы по второй главе…………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

доработка2.docx

— 140.46 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкально-эстетическое развитие ребенка в повседневной жизни детского сада

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение …………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА

1.1.Сущность, цели и задачи музыкально-эстетического развития………7

1.2.Особенности музыкально-эстетического развития в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………14

1.3 Принципы организации музыкальной деятельности в детском саду…19

Выводы по первой  главе………………………………………………………23

ГЛАВА II. ПРАКТИЧИСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ

2.1. Обобщение опыта по развитию музыкально-эстетического развития в детском саду……………………………………………………………………24

2.2. Исследование уровня музыкально - эстетического развития детей дошкольного возраста…….……………………………………………………29

2.3. Рекомендации педагогам по музыкально-эстетическому развитию детей…………………………………………………………………………….36

Выводы по второй главе…………………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………………

Список использованной литературы……………………………………………..

Приложение……………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования: музыкально-эстетическое развитие обладает специфическими возможностями влияния на личность благодаря деятельности восприятия. Сложность восприятия музыкального произведения состоит в том, что художественная идея, которую несет тот или иной музыкальный образ, непосредственно не обозначается. Кроме того, музыка — искусство временное: ее звуки отзвучали и угасли. Слушателю, чтобы понять то или иное содержание музыки, необходимо извлекать отзвучавшие образы из уголков памяти, а для этого важно уметь наблюдать музыку, т.е. «тянуться за ниточкой» музыкального рассказа непосредственно в момент ее звучания, прослеживая вереницу музыкальных тем. Именно поэтому Б.В. Асафьев называет музыку не изучаемым, а наблюдаемым явлением, призывая не столько обучать детей разного рода «техническим умелостям» (играть, петь, двигаться), сколько проживать музыкальный образ, вживаться в него, так как основной целью музыкальных занятий является общедуховное развитие детей на основе общения с музыкой.

Воспитательное значение музыки отмечено еще со времен античности, его подчеркивают и отечественные ученые (Н.А. Веглугина,                                    Д.Б. Кабалевский, В.Н. Шацкая, Б.Л. Яворский и др.). Они пишут, что педагогу необходимо приложить немало усилий, чтобы раскрыть духовные богатства музыки, направить восприятие ребенка в нужное русло. Как эго сделать наиболее эффективно? Известно, что познание музыки начинается с эмоционального восприятия, которое углубляется в процессе дальнейшего общения ребенка с музыкальным произведением в различных видах музыкальной деятельности. Н.А. Ветлугина считает, что существует определенный путь в развитии музыкальной деятельности детей: от восприятия к исполнительству и от него к творчеству. От восприятия зависят другие виды музыкальной деятельности, поэтому оно является ведущим. В самом деле, если ребенок неадекватно воспримет тог или иной музыкальный образ, то это непременно отразится на его исполнительской деятельности: он не сможет выразительно спеть мелодию, воплотить художественный образ в музыкально-ритмическом движении, в инструментальной импровизации. Не усвоив навыков исполнительской деятельности, ребенок не сможет прочувствовать музыкальную ткань произведения, понять, «из чего состоит музыка». А это неизбежно скажется на развитии его творчества, потому что, только освоив способы деятельности, ребенок сможет сам стать творцом. Поняв, как «делается» музыка, он будет придумывать простейшие мелодии, танцевальные движения, а также варьировать и комбинировать их элементы.

В педагогике искусства музыка понимается как своего рода общение между людьми, так как, отражая мир в специфических художественных образах, несет в себе эмоции другого человека. Разгадать закодированный смысл музыкальных произведений - непростая задача, требующая определенной подготовки слушателя, т.е. воспринимающего сознания. Только вдумчивое вслушивание в музыкальную ткань произведения дает возможность ребенку прочувствовать образный строй музыки, проникнуться эмоциями. Развивая эмоциональную сферу детей с помощью музыки, педагог подпитывает их эмоциональную восприимчивость, что, в свою очередь, способствует проявлению у ребят эстетического отношения к миру.

Эстетическое отношение к действительности - это философская категория, которая, по мнению Э. Канта, обозначает особое отношение к действительности, в процессе которого человек не просто оценивает степень совершенства ее явлений, но и проявляет и переживает развитие в нем способности и возможности творческой деятельности. А.А. Мелик-Пашаев считает, что развить у детей эстетическое отношение к жизни можно, если научить их смотреть на мир глазами большого художника: в привычном видеть новое, в известном - незнакомое, искать и находить новые краски, звуки, оттенки. Словно в продолжение этой мысли, Л.В. Школяр призывает педагогов воспитывать у детей художественную зоркость: вслушиваться, всматриваться, вчувствоваться в окружающий мир. Таким образом, воспитывая особую чуткость к жизненным явлениям и предметам окружающего мира, можно развивать у детей эмоциональное восприятие.

Преподавая музыку как живое образное искусство, педагог тем самым дает пищу для музыкальных впечатлений ребенка, развивает эстетическое отношение к искусству, приобщает детей к миру музыкальных образов в процессе музыкальной деятельности. В этом случае музыкальное восприятие детей развивается от поверхностного уровня к более глубокому, от эмоционального «схватывания» музыкального содержания к более прочувствованному и осознанному.

Основополагающее значение для осмысления роли музыкального искусства во всестороннем воспитании детей и развитии их музыкального творчества имеют работы ученых-психологов, педагогов, ведущих специалистов в области эстетического воспитания детей дошкольного возраста (Б.В. Асафьев, Ю.Б. Алиев, Е. Алмазов, В.М. Бехтерев, Т.С. Бабаджан, О.Н. Варшавская, Н.А. Ветлугина, А.И. Катинене, А.В. Кенеман, Д.Б. Кабалевский,).

Объектом исследования является музыкально-эстетическое развитие.

Предмет исследования — музыкально-эстетическое развитие ребенка в повседневной жизни детского сада.

Цель исследования — определить основные направления музыкально-эстетического развитие ребенка в детском саду.

Из цели исследования вытекают его основные задачи:

1. Рассмотреть сущность, цели и задачи музыкально-эстетического развития.

2. Охарактеризовать особенности музыкально-эстетического развития в дошкольном возрасте.

3. Рассмотреть принципы организации музыкальной деятельности в детском саду.

4. Обобщить опыт по развитию музыкально-эстетического воспитания в детском саду.

5. Провести исследование уровня музыкально - эстетического развития детей дошкольного возраста.

6. Разработать рекомендации педагогам по музыкально-эстетическому развитию детей.

Гипотеза исследования: применение игровых методов способствует музыкально-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

При проведении исследования использовались следующие методы: анализ литературных источников, изучение и обобщение опыта, теоретические методы (метод анализа и синтеза), эксперимент.

База исследования:  _________________________________.

Структура работы определена ее предметом и объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА

 

1.1.Сущность, цели и задачи музыкально-эстетического развития

 

 

Музыка, как вид искусства, дарит неисчерпаемые возможности для гармоничного развития ребенка, поэтому музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств, способствует его умственному и эмоциональному развитию.

Музыка и песня являются не только постоянными спутниками человека на протяжении всей его жизни, они являются наиболее сильным средством эмоционально-образного познания ребенком окружающей действительности, способствуют формированию его личности. Под влиянием хорошей музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания, поэтому так важно уделять особое внимание музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к музыке. Приобщение к музыке ребенка именно в период дошкольного возраста, оказывает огромное влияние на дальнейшее музыкальное развитие человека, препятствуют образованию дурных навыков и вкусов, изменить или устранить которые значительно труднее, чем воспитать хороший музыкальный вкус.

Целью музыкально-эстетического развития является:

Приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости, воспитание музыкальных способностей и любви к музыке, развитие и формирование музыкально-эстетических вкусов, интересов и потребностей, развитие художественно-творческих способностей детей.

Известно, что возраст 2-4 лет является переходным этапом в развитии личности ребенка, поэтому так важно именно в этот возрастной период акцентировать внимание на развитии музыкальных способностей, необходимых для дальнейшего гармоничного развития человека. Музыка способствует формированию эмоциональной, интеллектуальной, духовной сферы, поэтому необходимо начинать приобщение ребенка к миру музыки как можно раньше. Уроки музыкально-эстетического развития погрузят Вашего ребенка в волшебную страну Музыки и помогут раскрыть музыкальный потенциал, заложенный природой в каждом человеке. i1.jpg

Возраст 4-6 лет характеризуется становлением интересов ребенка, поэтому на этом этапе важно знакомить детей с шедеврами классической музыки, что способствует развитию хорошего музыкального вкуса. На уроках музыкально-эстетического развития ребенок начинает приобщаться к классической музыке, приобретает необходимые знания о выдающихся композиторах, обретает певческие навыки, развивает музыкальную память, овладевает навыком бережного отношения к своему голосовому аппарату, развивает координацию музыкального слуха и певческого голоса.

Возраст 7-9 лет. В этот возрастной период важно продолжить формирование хорошего музыкального вкуса ребенка, развивать и поддерживать интерес ребенка к музыке, формировать культуру слушания классической музыки, способствовать развитию координации музыкального слуха и певческого голоса, овладению своим голосовым аппаратом и правилами гигиены голоса.

 

 

1.2. Особенности  музыкально-эстетического развития

в дошкольном возрасте

 

Понятие музыкальное восприятие  формируется как одна из форм музыкальной деятельности, которая заключается в эстетическом познании окружающей действительности, воспроизведение музыкальной образности. Восприятие  слуховое и слухо-двигательное, зрительное, тактильное в музыкальной деятельности выступает в качестве приоритетного. По- настоящему  гармоничный человек эмоционально чуток, восприимчив, он способен чувствовать прекрасное и наслаждаться удивительным миром искусства. Огромную роль в эмоциональном развитии играет музыка, как «язык чувств».

Отметим, что эстетика (от греч.Aisthetikos — чувственное восприятие) — наука о прекрасном, об искусстве и художественном творчестве, которая анализирует отношение искусства к действительности, сущность и проявление прекрасного в жизни искусства[16, с. 88].Эстетическое воспитание является исторически древнейшим направлением воспитания и образования. Одной из основных задач музыкально-эстетического воспитания в детском саду, является развитие эстетического вкуса детей. Прослушивание лучших произведений музыкального искусства может глубоко повлиять на детей, вызывать благородные чувства, положительно отразиться на духовном развитии.

Музыкальное воспитание как вид взаимодействия человека с музыкой являются основой для развития музыкальных способностей. Познавательно-творческие возможности детей развиваются в активной музыкальной деятельности, в целенаправленном анализе музыкальных произведений.

Организацию слушания музыки следует осуществлять с учетом последних достижений психологии, педагогики, социологии, эстетики. Восприятие базируется на ряде психических процессов — на мышлении, воображении, памяти, потребностях, вкусах. В целом восприятие музыки представляет для дошкольников большую трудность, что связано, с одной стороны, со спецификой музыкального художественного образа, с другой – с возрастными особенностями дошкольника. Детям-дошкольникам с неустойчивым вниманием и малым по объёму запоминанием трудно воспринять и понять развивающийся во времени музыкальный образ. Им нужно помочь войти в мир музыки, помочь её услышать и понять.

Информация о работе Музыкально-эстетическое развитие ребенка в повседневной жизни детского сада