Особенности организации воспитательной работы с детьми подросткового возраста в условиях учреждения интернатного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить психолого-педагогические условия и особенности воспитательной деятельности педагога в учреждении интернатного типа.
Объектом исследования является процесс педагогических связей, взаимодействий, способов и средств регуляции взаимодействия детей-сирот и педагогов в учреждении интернатного типа.

Содержание

Введение .................................................................................................................... 3
Глава I. Воспитание детей в учреждении интернатного типа как
педагогическая проблема .......................................................................... 7
Социально-педагогические и психологические особенности
детей-сирот .............................................................................................. 7
1.2. Особенности личности ребёнка, воспитывающегося вне семьи........ 15
1.2.1. Проблемы интеллектуального развития воспитанников ............... 15
1.2.2. Проблемы эмоционально-волевого развития воспитанников....... 16
1.2.3. Совместная деятельность и общение детей со сверстниками....... 20
1.2.4. Проблемы половой идентификации воспитанников
интернатных учреждений ................................................................ 22
1.2.5. Проблемы нравственного развития личности воспитанников....... 24
1.2.6. Проблемы социализации детей-сирот ............................................. 25
Глава II. Особенности организации воспитательной работы с детьми
подросткового возраста в условиях учреждения интернатного
типа ........................................................................................................ 27
Содержание деятельности учреждений интернатного типа
для детей-сирот на современном этапе .............................................. 27
Состояние проблемы на практике – опыт работы автора
Особенности диагностики личностных качеств .............................. 38
Программа подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни «Построй себя сам» ................................. 46
Заключение .............................................................................................................. 49
Библиографический список ................................................................................... 51

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

 



                                                                                                                                       

                                              Оглавление

Введение ....................................................................................................................  3

Глава I.  Воспитание   детей    в    учреждении   интернатного   типа   как

               педагогическая проблема ..........................................................................  7

    1. Социально-педагогические   и   психологические  особенности

детей-сирот ..............................................................................................  7

       1.2.    Особенности личности  ребёнка, воспитывающегося вне семьи........ 15  

    1.2.1.  Проблемы интеллектуального развития воспитанников ...............  15

          1.2.2.  Проблемы эмоционально-волевого развития воспитанников.......  16   

     1.2.3.  Совместная деятельность и общение детей со сверстниками.......  20

   1.2.4.  Проблемы      половой        идентификации    воспитанников

                интернатных  учреждений ................................................................  22

          1.2.5.  Проблемы нравственного развития личности воспитанников.......  24

          1.2.6.  Проблемы социализации детей-сирот .............................................  25

Глава II.   Особенности  организации  воспитательной  работы  с  детьми 

                  подросткового возраста в условиях  учреждения интернатного 

                  типа ........................................................................................................  27

    1. Содержание   деятельности  учреждений   интернатного  типа

для детей-сирот на современном этапе ..............................................  27

    1. Состояние проблемы на практике – опыт работы автора

             Особенности диагностики личностных качеств ..............................  38

    1. Программа подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни «Построй себя сам» .................................  46

Заключение ..............................................................................................................  49

Библиографический список ...................................................................................  51

Приложение..............................................................................................................  53

 

 

 

                                    Введение

                                                                  Сироты,    отвергнутые    дети    узнают

                                                           чрезвычайно рано, что они не такие дети, как

                                                         «те другие», а гораздо хуже и живут совсем не

                                                          по праву, а лишь из гуманности.

                                                                                                         Ф. М. Достоевский

 

Тяжелейшим проявлением кризиса современного российского общества стало   увеличение числа детей-сирот и   детей,   оставшихся без попечения родителей.

 Переход    к    рыночной    экономике    и    связанные   с    ним     процессы имущественного    расслоения    населения,    кризиса    моральных    ценностей, последовательного разрушения   института семьи   еще    в    большей степени усилили распад многих семей и привели к росту числа отвергнутых детей.

Такое общественное явление, как детский дом,   на протяжении многих лет    считавшееся    временным,   обусловленным    объективными    причинами появления массового сиротства послереволюционной и послевоенной разрухи, к сожалению, не изжило себя и в наши дни, более того, на территории России  возникло   много новых детских   домов, причем наблюдается тенденция   к дальнейшему увеличению учреждений интернатного типа.

 По   статистике   и   по данным   Генеральной   прокуратуры   Российской Федерации   на   сегодняшний   день   выпускники учреждений общественного воспитания плохо подготовлены к жизни в обществе, трудно адаптируются и ориентируются в нем.

Проблемы   социальной адаптации этой категории детей освещаются   в многочисленных психолого-педагогических исследованиях как отечественных (М.И. Буянов, И.А. Залыгина, Е.М. Рыбинский, Г.В. Семья, Е.О. Смирнова   и др.), так и зарубежных (У. Боулби, М. Раффер, С. Броу и др.) ученых.

В последние   годы   усиливается интерес общественности к проблемам учреждения интернатного типа. Принят ряд правительственных документов, защищающих права ребенка,   появились публикации   в печати,  в которых внимание авторов, к сожалению, сосредоточено в основном на материальных проблемах воспитания   сирот. Это очень важно,  но  не  исчерпывает всей  глубины вопроса.

        Поэтому особо значимой задачей для  педагогов являются организация психолого-педагогических    исследований,      направленных     на     изучение особенностей развития психики детей в условиях учреждении интернатного типа;  разработка конкретных программ и   методических   материалов для данного контингента детей, внедрение их в жизнь.

 Тем   более   что   дети,   воспитывающиеся  в   условиях   учреждений общественного    воспитания,   испытавшие    дефицит   родительского    тепла, отличаются     отставанием   в    интеллектуальной    (ограниченный кругозор, недостаточное развитие некоторых форм мышления: образного, логического и т.д.)   и    эмоциональной    (отсутствие    избирательности   и    постоянства    в эмоциональных привязанностях; трудности в общении с окружающими детьми, которые  выражаются   в   редком  проявлении   сочувствия,  сопереживания, повышенной агрессивности,  потребительском отношении к жизни) сферах.

 Ключевой фигурой в организации педагогического процесса всегда был, есть и будет педагог. В условиях учреждения интернатного  типа значимость его в жизни ребенка гораздо больше, чем просто воспитателя в детском саду или учителя в школе.

        Как правило, в учреждениях данного типа воспитывается неоднородный контингент   детей:   часто    в    одной   группе   находятся   дети   и нормально развивающиеся, и с различной степенью задержки психического и речевого развития;   дети, пережившие тяжелые   эмоциональные стрессы   (убийство, алкоголизм родителей, война) и имеющие опыт бродяжничества. К тому же многие группы – разновозрастные. Для работы в  них   нужны педагоги,   не только обладающие общепедагогической компетентностью, но и владеющие основами дефектологии, психологии и патопсихологии.

       Изменение   социального   состава сирот,    вызвавшее увеличение   среди

них количества детей   со сложными, комплексными видами отклонений,  с трудностями в развитии, обучении, поведении требует особых педагогических подходов   к    воспитанию  и   развитию   данной  категории детей   включая организацию деятельности по принятию ими социальных ценностей.

        Для   детей-сирот, воспитывающихся   вне семьи, в отрыве от общества, в условиях учреждений интернатного типа, интернат – это школа, в которой учащиеся   живут и находятся на частичном   государственном   обеспечении формирование системы социальных ценностей приобретает особое значение, и именно поэтому особое значение здесь приобретает роль педагога.

       Однако   рад    вопросов,   связанных  с    организацией    воспитательной деятельности    интернатного   учреждения по   присвоению   воспитанниками-сиротами социальных ценностей, и роль в этом процессе педагога остается неразрешенным. В связи с этим возникает необходимость исследования данной темы.

 Актуальность   и   недостаточная разработанность проблемы определили тему нашего исследования: «Особенности воспитания  детей-сирот в учреждении интернатного типа».

Цель исследования – изучить        психолого-педагогические       условия и особенности воспитательной деятельности педагога в учреждении интернатного типа.

        Объектом исследования     является    процесс    педагогических     связей, взаимодействий, способов и средств регуляции взаимодействия детей-сирот и педагогов в учреждении интернатного типа.

Предмет исследования – развитие воспитательного процесса   в   школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №2.

 Задачи исследования:

    • Изучить литературу по теме исследования.
    • Выявить характерные особенности детей, оставшиеся без попечения

               родителей.

    • Рассмотреть особенности организации и проведения педагогической диагностики  детей  подросткового  возраста   в условиях учреждения интернатного типа.

        Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической

литературы;   анализ   и   обобщение  педагогического опыта;  педагогическое наблюдение;     индивидуальные    и   групповые       беседы,       анкетирование, тестирование,   изучение психологической,    педагогической   и    медицинской документации, продуктов деятельности детей.

 Гипотеза исследования: мы предполагаем, если образовательное учреждение интернатного типа будет иметь целевую программу подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни «Построй себя сам», то системное использование разнообразных форм и методов воспитательной работы обеспечат успешность социализации   воспитанников интерната в обществе. Воспитание детей-сирот будет успешным, если использовать следующие пути и педагогические условия: 1) изучение особенностей личности ребёнка; 2) вовлечение детей-сирот в разнообразную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность; 3) забота о здоровье и  физическом развитии воспитанников; 4) воспитание трудовых умений и навыков; 5)  развитие познавательных, личностных и эмоционально-волевых сфер, которые имеют фундаментальное значение для детей; 6) выявление социально-педагогических, психологических и медицинских проблем детей-сирот.

        База исследования:  исследование проводилось на базе школы-интерната для детей-сирот   и детей, оставшихся без попечения родителей №2. Исследованием было охвачено 9 воспитанников, 1 воспитатель, 1 психолог.

       Курсовая работа  состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, шести подпараграфов, заключения, библиографического списка  и приложения. 

 

Глава I.    Воспитание детей    в     учреждении    интернатного     типа   

                   как педагогическая проблема

         1.1.    Социально-педагогические и психологические особенности

    детей-сирот

       В    1984 – 1985   годы   в   нашей   стране   была   предпринята    попытка

комплексного   реформирования   всех   звеньев   образования. Предполагалось придать   приоритетный   характер   развитию   этой   жизненно важной сферы. Целевая   установка   реформы: «все ценное,    добытое    трудом     нескольких поколений   педагогов, советской   школой   и  педагогической  наукой,   все, выдержавшее испытание временем, должно быть бережно сохранено и активно использовано».

 Однако начавшиеся социально- экономические преобразования в России породило много социальных проблем. В условиях инфляции,   безработицы, вынужденной   миграции   населения,   падения   социального престижа   семьи «положение детства» ухудшилось. Созданная за годы советской власти система учреждений   не   смогла справиться   с   нарастающей численностью детского сиротства. Особую тревогу вызывает постоянно увеличивающееся количество детей,   оставшихся    без   попечения   родителей,  –  социальных   сирот. Такое явление приобретает в стране все более угрожающие масштабы, продолжает расти и число детей, ставших сиротами впервые месяцы жизни.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на воспитание в семью (под опеку, попечительство, на усыновление, в приемные и патронатные семьи). Однако следует отметить, что усыновляются преимущественно дети раннего возраста. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей  в подростковом возрасте, как правило, направляются в детские дома.

        Анализ условий жизни детей перед поступлением в учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей, показывает, что редко можно выделить какую-либо одну, изолированную   причину   или обстоятельство, приведшее сюда    ребенка.   В    большинстве    случаев   в    семьях    имелось    сочетание неблагополучных факторов, что делало невозможным дальнейшее проживание детей   либо   создавало   прямую   угрозу   их   жизни   и   здоровью.    Зачастую неблагоприятные условия существовали достаточно долго и оказали негативное влияние на психическое и физическое здоровье детей. Жестокое обращение с детьми, пренебрежение к их потребностям и интересам, безработица родителей – вот неполный перечень причин роста социального сиротства. Проблемы и последствия социального сиротства, организация работы с неблагополучной семьей отражены в работах  И.Ф.Дементьевой, А.А.Лиханова, Л.Я.Олиференко, Е.М. Рыбинского, Т.И. Шульги и др.

Информация о работе Особенности организации воспитательной работы с детьми подросткового возраста в условиях учреждения интернатного