Профориентация в детском лагере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Определение роли и эффективных путей ранней профориентации в условиях профильного оздоровительно образовательного лагеря учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние и возможности профессионального самоопределения в условиях профильного оздоровительно-образовательного лагеря в период каникулярного отдыха;
2. Разработать модель деятельности профильного образовательно-оздоровительного лагеря по профессиональному самоопределению учащихся;

Содержание

Введение 3
12 Глава 1 Теоретические основы деятельности профильных
оздоровительно-образовательных лагерей и профессиональной
ориентации в них.
1. Организационные основы каникулярного отдыха детей
2. Профильные лагеря учреждений дополнительного образования D^ детей как часть государственной системы детского отдыха и оздоровления.
3. Педагогические основы деятельности профильного оздоровительно- -*4образовательного лагеря.
Глава 2 Профильный оздоровительно-образовательный лагерь как " средство профессионального самоопределения учащихся.
4. Профориентация в программе и модели профильного детского оздоровительно-образовательного лагеря учреждения дополнительного "^ образования детей.
5. Особенности организационно-педагогических условий 95профессиональной ориентации учащихся в каникулярное время средствами туристско-краеведческой деятельности.
2.3.0рганизационно-педагогическая деятельность Рязанского областного * *центра детско-юношеского туризма и экскурсии по формированию готовности к осознанному выбору профессии подростком в условиях профильных оздоровительно-образовательных лагерей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 138
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 141

Вложенные файлы: 1 файл

котанс Андрей янисович.docx

— 117.98 Кб (Скачать файл)

Введение 3

12 Глава 1 Теоретические основы деятельности  профильных

оздоровительно-образовательных  лагерей и профессиональной

ориентации  в них.

  1. Организационные основы каникулярного отдыха детей
  2. Профильные лагеря учреждений дополнительного образования D^ детей как часть государственной системы детского отдыха и оздоровления.
  3. Педагогические основы деятельности профильного оздоровительно- -*4образовательного лагеря.

Глава 2 Профильный оздоровительно-образовательный лагерь как " средство профессионального самоопределения учащихся.

  1. Профориентация в программе и модели профильного детского оздоровительно-образовательного лагеря учреждения дополнительного "^ образования детей.
  2. Особенности организационно-педагогических условий 95профессиональной ориентации учащихся в каникулярное время средствами туристско-краеведческой деятельности.

2.3.0рганизационно-педагогическая  деятельность Рязанского областного * *центра детско-юношеского туризма  и экскурсии по формированию  готовности к осознанному выбору  профессии подростком в условиях  профильных оздоровительно-образовательных  лагерей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 138

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 141

ПРИЛОЖЕНИЯ. 165

Ь>


 

Введение  к работе:

 

Концепция программы модернизации российского образования  на период до 2010 года ставит задачи профилизации старшего звена общеобразовательной школы. В связи с этим растёт роль системы дополнительного образования детей, как фактора обеспечивающего готовность к осознанному выбору профессии, возможность смены деятельности и получения допрофессионального образования в достаточно широком спектре. В новых социально-экономических условиях в системе дополнительного образования развиваются формы организации летнего отдыха учащихся, которые опираются на традиции, опыт внешкольной работы с учетом изменений, произошедших в стране. Значительную роль играют профильные оздоровительно-образовательные лагеря системы дополнительного образования детей, организуемые в каникулярный период, использующие опыт работы пионерских лагерей советского периода.

Перед системой дополнительного  образования стоит  задача за короткий летний каникулярный период не только обеспечить восстановление здоровья учащихся, но и оказать  помощь в определении  будущей профессии. В то же самое время  эти задачи вступают в противоречие с  экономическими возможностями  системы образования, ограниченностью  возможностей большинства  родителей влиять на условия для  полноценного отдыха, оздоровления, занятости, социализации и профориентации своего ребенка

Анализ  организации профориентации детей в каникулярный период в системе  дополнительного  образования позволяет  выделить следующие  противоречия:

- между необходимостью  раннего профессионального самоопредеі^ния

детей и слабой возможностью системы основного (школьного) образования удовлетворить  эти требования;

между необходимостью использования опыта системы дополнительного образования детей и недостаточной разработанностью организационно-педагогических вопросов профессионального самоопределения учащихся;

между имеющимся кадровым потенциалом системы  дополнительного  образования и  отсутствием методик  по организации профессионального  самоопределения  учащихся в каникулярный период.

Проблема  исследования определяется противоречием между  практической востребованностью в ранней профессиональной ориентации школьников и недостаточным использованием возможностей для решения этой задачи системы дополнительного образования в течение каникулярного времени.

Исследования  данной темы опираются  на системно-деятельный подход 
в воспитании, созданный русскими и советскими педагогами: 
К.Д.Ушинским, П.Ф.Лесгафтом, П.ПБлонским, С.Т.Шацким,

А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским; на исследования Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева о  личностно-деятельном подходе к развитию ребенка. Мы отталкиваемся от теорий учёных, опирающихся на такие основоположения как природосообразность, гуманизм, свободное воспитание: В.Н.Мясишева, Л.И.Божович; на работы О.С.Богдановой, Н.ИБолдырева, М.И.Богатова, В.В.Дранишникова, А.Г.Ковалёва, В.МКоротова, В.М.Илыша, В.С.Лазарева, А.В.Мудрика, МЛ.Скаткина, Ю.Л.Сокольникова, Б.Е.Ширвиндта и других, рассматривающих социальные аспекты системы дополнительного образования детей.

Основываясь на диалектическом принципе взаимосвязи объективных  и субъективных условий, применён антропологический  подход к анализу

5 воспитательной системы образовательно-оздоровительных лагерей. При

рассмотрении  влияния временного детского коллектива на развитие детей в

условиях профильного лагеря учреждений дополнительного образования

детей мы опирались на работы видных советских  педагогов Ю.В.Буракова,

В.П.Бедерхановой, О.С.Газмана, Т.СГолиневича Л.В.Ершовой,

МИ.Журавлёвой, В.П.Ижитского, А.Г.Кирпичника, МБ.Коваль,

К.ИТравинина, А.АЮрикова и других, а также на теоретиков педагогики:

Ю.К.Бабанского, Е.В.Бондаревской, Н.Г.Гончарова, Ф.Ф.Королёва,

Л.И.Новиковой и других, работавших над теорией возникновения и развития

педагогических  технологий.

Вопросы профессиональной подготовки хорошо освещены в  работах 
В.А.Квартального, И.В.Зорина, В.А.Кальней и других; туристско- 
краеведческой деятельности - А.А.Остаїтца-Свешникова,

Ю.СКонстантинова, И.А.Дрогова и других.

Вопросы воспитания, профориентации и программно-методических основ учебной деятельности дополнительного образования отражены в исследованиях А.К. Бруднова, В.А. Горского, А.Г. Нагорного, С.Н. Чистякова, А.Я. Журкиной и других.

Недостаточная разработанность  интересующей нас  проблемы и её 
важная практическая значимость в развитии дополнительного образования в 
каникулярный период определили тему исследования: «Профильный 
оздоровительно-образовательный лагерь как средство

профессионального самоопределения  учащихся».

Цель  исследования: Определение роли и эффективных путей ранней профориентации в условиях профильного оздоровительно образовательного лагеря учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля.

6 Объектом исследования является деятельность учреждений

дополнительного образования детей  в условиях каникулярного  отдыха.

Предмет исследования - профильный оздоровительно-

образовательный лагерь как средство профессионального  самоопределения  учащихся

Задачи  исследования:

  1. Проанализировать состояние и возможности профессионального самоопределения в условиях профильного оздоровительно-образовательного лагеря в период каникулярного отдыха;
  2. Разработать модель деятельности профильного образовательно-оздоровительного лагеря по профессиональному самоопределению учащихся;
  3. Разработать рекомендации по профессиональному самоопределению учащихся в профильных оздоровительно-образовательных лагерях на основе туристско-краеведческой деятельности,

Гипотеза  исследования: В основу исследования положена гипотеза о том, что профессиональное самоопределение учащихся в условиях профильного оздоровительно-образовательного лагеря будет успешно реализовываться, если:

1. Определены роль и место профильного оздоровительно- 
образовательного лагеря учреждения дополнительного образования детей в 
системе организованного каникулярного отдыха и его возможности по 
профессиональному самоопределению учащихся, определены

организационно-педагогические условия и тенденции  использования каникулярного  времени в целях  более ранней профориентации;

2.Разработана  модель деятельности  профильного образовательно-оздоровительного  лагеря и слагаемые  его деятельности  по профессиональному  самоопределению  учащихся, включающие  в себя блок

7 профориентации, выступаюпщй в профильном лагере во взаимодействии с

обучением, оздоровлением и  воспитанием учащихся;

3. Разработаны рекомендации  по дальнейшему  совершенствованию

системы работы профильных оздоровительно-образовательных  лагерей

(смен) по профессиональному  самоопределению  учащихся,

предусматривающие:

- наличие программно-методического  обеспечения работы  лагеря;

- использование форм  и методов туристско-краеведческой  деятельности 
учащихся;

- организацию сотрудничества  с учреждениями  и предприятиями, 
соответствующими профилю лагеря.

Разработка  и экспериментальная  апробация теории и методики системной  деятельности в профильных оздоровительно-образовательных  лагерях (сменах) по профессиональной ориентации детей отрабатывалась в ходе многолетнего исследования в несколько  этапов. Этапы исследования:

I этап (1985 - 1993гтЛ Изучение проблемы и анализ литературы. Накопление 
практического опыта в организации летних оздоровительных лагерей. 
Изучение системы летнего отдыха учащихся и работы лагерей различных 
направлений.

II этап (1993 - 2001 гтЛ Определение целей и задач экспериментальной 
работы по организации образовательно-оздоровительных детских лагерей. 
Участие в организации работы по выходу из кризиса системы летнего отдыха 
1990-х годов. Участие в становлении профильных лагерей, в проведении 
работ по апробированию образовательных программ, программ 
деятельности, механизмов организации профильных лагерей.

III этап (2001 — 2003 гг.) Отслеживание и анализ результатов работы. 
Подведение итогов деятельности по организации летнего отдыха учащихся и

8 туристско-краеведческой деятельности в профильных образовательно-оздоровительных лагерях и влиянию их на профессиональное самоопределение учащихся за исследуемый период. Выявление наиболее оправданных форм и методов организации образовательно-оздоровительных лагерей с точки зрения развития профессиональной ориентации в них. Обобщение полученных данных, оформление работы.

Базой опытно-экспериментальной работы являлся Рязанский областной Центр детско-юношеского туризма и экскурсий, организующий за сезон около десятка профильных лагерей, с общим охватом учащихся более тысячи человек ежегодно (начиная с 1991 года). В работе также участвовали Рыбновский детско-юношеский центр туризма и Касимовская станция детского и юношеского туризма, в сотрудничестве с Государственным Историческим музеем, государственным учреждением «Центр по учету и охране объектов историко-культурного наследия», Рязанским государственным педагогическим университетом имени С.А.Есенина, Главным управлением ГО и ЧС Рязанской области. Изучен опыт лагерей Рязанской области и Рязанского областного Центра детско-юношеского туризма и экскурсий: физико-математический лагерь, туристский лагерь, лагерь по спортивному ориентированию «Призма», археологический лагерь «Вятич», лагерь по программе «Школа безопасности» «Ратоборец». Все эти лагеря используют в своей работе туристско-краеведческую деятельность, но разнопрофильны и размещаются в разных условиях.

Научная новизна н теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

- дано обоснование  деятельности профильных  оздоровительно-образовательных  лагерей по ранней  профориентации и  формированию готовности  к осознанному  выбору будущей  профессиональной  деятельности детей;

разработана модель деятельности профильных оздоровительно-образовательных  лагерей по ранней профориентации и  формированию готовности к осознанному  выбору будущей профессии  школьником;

определены  организационно-педагогические возможности профильных оздоровительно-образовательных  лагерей по формированию готовности к осознанному  выбору профессиональной деятельности детей.

Практическая  значимость исследования определяется разработкой модели организации профильных оздоровительно-образовательных лагерей и рекомендаций по профессиональному самоопределению учащихся в каникулярный период.

Информация о работе Профориентация в детском лагере