Развитие продуктивной дейтельности на основе исполнения технологииТриз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 14:39, дипломная работа

Краткое описание

Практически все педагоги и психологи признают необходимость более полного изучения творческих процессов и создания системы работы по их активизации. Фактически, до сих пор в образовании большее место отводится использованию репродуктивных методов обучения. Одной из причин такого положения дел, на наш взгляд, является неумение педагога обучить дошкольника обобщенным приемам творческой деятельности, которые ребенок мог бы применять в различных предметных областях. Будучи усвоенными на одном материале, они позволили бы использовать их как инструменты для отыскания способов решения новых задач в других видах деятельности. Рассматривая принципиальную схему решения творческих задач, выделенных М.В.Гамезо, И.Д. Далащенко можно сделать вывод, что процессы мышления и воображения идут параллельно, этапы мыслительного действия представлены как перебор вариантов, предположений и их проверок. Подтверждается мысль о том, что может быть построена специальная работа и по активизации воображения и как результат - человек научается решать творческие задачи. Такая продуктивная деятельность на наш взгляд, должна носить интегративный характер и быть технологичной. Определяя технологию как "... от одного промежуточного состояния к другому, описываемого характеристикой средств, с помощью которого этот переход осуществляется, способов применения средств и фиксаций самого факта переходности".

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
4
Глава 1. Краткая характеристика развития воображения дошкольника в изобразительной деятельности на основе исполнения технологии ТРИЗ…..
8
1.1. Основные особенности развития воображения дошкольника……
8
1.2. Технология ТРИЗ как эффективное условие развития творческого воображения дошкольника в изодеятельности…………………
17
1.3. Выводы по второй главе....................................................................
25
Глава 2. Теоретические основы проблем развитии продуктивной деятельности старших дошкольников…………………………………………
27
2.1 Развитие продуктивной деятельности старших дошкольников на основе ТРИЗ. …………………………………………………………………….
27
2.2 ТРИЗ как средство развития продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..
31
2.3 Продуктивная деятельность старшего дошкольного возраста и условии её реализации в ДОУ………………………………………………….
45
Глава 3. Экспериментальное изучение проблемы развития творческого воображения дошкольника в изобразительной деятельности……………….
59
3.1. Результаты констатирующего эксперимента………………………
59
3.2. Обсуждение результатов частично–поискового эксперимента
65
3.3. Обсуждение результатов контрольного эксперимента……………
76
3.4. Выводы по третьей главе...................................................................
78
Заключение………………………………………………………………………
79
Список использованных источников………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Готово Развитие продуктивной дейтельности на основе Триз.docx

— 178.03 Кб (Скачать файл)

Введение………………………………………………………………………….

4

Глава 1.      Краткая характеристика развития воображения дошкольника в изобразительной деятельности на основе исполнения технологии ТРИЗ…..

8

           1.1. Основные особенности развития воображения дошкольника……

8

1.2.  Технология ТРИЗ как эффективное условие развития творческого воображения дошкольника в изодеятельности…………………

17

          1.3.  Выводы по второй главе....................................................................

25

Глава 2. Теоретические основы проблем развитии продуктивной деятельности старших дошкольников…………………………………………

27

           2.1 Развитие продуктивной деятельности  старших дошкольников на основе  ТРИЗ. …………………………………………………………………….

27

2.2 ТРИЗ как средство  развития продуктивной деятельности  детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..

31

2.3 Продуктивная деятельность  старшего дошкольного возраста  и условии её реализации в  ДОУ………………………………………………….

45

Глава 3. Экспериментальное изучение проблемы развития творческого воображения дошкольника в изобразительной деятельности……………….

59

          3.1. Результаты констатирующего эксперимента………………………

59

          3.2. Обсуждение результатов частично–поискового эксперимента

65

          3.3. Обсуждение результатов контрольного эксперимента……………

76

          3.4.   Выводы по третьей главе...................................................................

78

Заключение………………………………………………………………………

79

Список использованных источников………………………………………….

82

Приложения 1

 

Приложения 2

 

Приложения 3

 

Приложения 4

 

Приложения 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Вопросы  создания  педагогики  продуктивной деятельности  являются  чрезвычайно актуальными в период смены образовательной программы. В ст. 14 §2 Закона РФ "Об образовании" отмечено: "содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в системе мировой и социальных культур, становлению творческого потенциала"1.

Практически все педагоги и психологи признают необходимость более полного изучения творческих процессов и создания системы работы по их активизации. Фактически, до сих пор в образовании большее место отводится использованию репродуктивных методов обучения. Одной из причин такого положения дел, на наш взгляд, является неумение педагога обучить дошкольника обобщенным приемам творческой деятельности, которые ребенок мог бы применять в различных предметных областях. Будучи усвоенными на одном материале, они позволили бы использовать их как инструменты для отыскания способов решения новых задач в других видах деятельности. Рассматривая  принципиальную схему решения творческих задач, выделенных М.В.Гамезо, И.Д. Далащенко2 можно сделать вывод, что процессы мышления и воображения идут параллельно, этапы мыслительного действия представлены как перебор вариантов, предположений и их проверок. Подтверждается мысль о том, что может быть построена специальная работа и по активизации воображения и как результат - человек научается решать творческие задачи. Такая продуктивная деятельность на наш взгляд, должна носить интегративный характер и быть технологичной. Определяя технологию как "... от одного промежуточного состояния к другому, описываемого характеристикой средств, с помощью которого этот переход осуществляется, способов применения средств и фиксаций самого факта переходности"3.

В науке развитие воображения детей рассматривается в контексте разных видов детской деятельности, что привело к выявлению специфических особенностей воображения, связанных с конкретным видом деятельности -изобразительной деятельностью.

Особым подходом на наш взгляд, к анализу механизмов воображения и его развития отмечается концепция В.В. Давыдова.4 Ученый считает, что воображение является одним из основных образований дошкольного детства. В основу исследования этого направления легло представление о таких основных особенностях воображения, как возможность "схватывать" целое раньше части и переносить черты этого объекта реальности на другой.

В работах О.М.Дьяченко5 выявлены общие механизмы и этапы развития воображения дошкольников, а также параметры оценки продуктов выполнения творческих заданий, фиксирующие наиболее существенные характеристики творческих процессов. Это такие параметры как флувнция (количество правильных ответов), флексибильностъ (количество различных категорий ответов) и оригинальность (частота встречаемого ответа). Данные параметры оценки творческих продуктов, на взгляд О.М. Дьяченко - основные тенденции в развитии продуктивного воображения. Флуенция фиксирует именно продуктивность, направленность воображения; не стихийность создаваемых образов, а подчиненность поставленной задаче. Флексибильность показывает возможности вариативности ответов детей, т.е. на сколько различными могут быть признаки действительности, отталкиваясь от которых ребенок строит образы воображения. Оригинальность отражает степень индивидуализации выполнения творческих заданий. По мнению О.И. Дьяченко6 оригинальность в сочетании с флуенцией легли в основу стратегической линии построения технологии по развитию произвольного воображения. В качестве категориального аппарата используется адаптированная в работе с дошкольниками система методов развития воображения. ( Р.С. Альтиуллер, Д. Арнольд, А. Осбори, Дж. Родари, В. Цвикки и др.).

 На основе выше изложенного  нами была сформулирована цель  работы.

 

 Цель:

- способствовать развитию продуктивной деятельности старших дошкольников в изобразительной деятельности, используя нетрадиционные методы      и приемы - технологию ТРИЗ.

Задачи:

- Теоретические задачи 1.Проанализировать подход от участия  к развитию продуктивной деятельности старших дошкольников.

2. Разработать педагогические  условия и приемы методов ТРИЗ.

3. Апробировать и оценить  эффективность развития продуктивной  деятельности старших дошкольников.

Эмпирические 4.. Раскрыть развитие продуктивной деятельности старших дошкольников с учетом ФГТ.

Объект: Процесс развития творчества в дошкольном возрасте.

Предмет: Творческое воображение детей 6 лет в изобразительной деятельности.

Гипотеза:

Если   в   процессе   обучения   изодеятельности   использовать нетрадиционные методы и приемы, в частности технологию ТРИЗ и РТВ, которая способствует наибольшей активизации детей, посильности заданий, учета индивидуальных особенностей каждого, в этом случае будут дополнены знания детей о новых техниках изображения, будет развиваться творческое воображение, а общий уровень проявления творчества повысится.

Методы:

Исследование проводилось (2012 - 2013 г.г.) в три этапа, на каждом из  которых, в зависимости от задач, применялись определенные методы.

I этап  

Был связан с теоретическим анализом работ дидактов по вопросам обучения, а также философской, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме. На данном этапе была определена цель, основные задачи, гипотеза, осуществлялся анализ опыта работы практиков дошкольных учреждений по проблеме.

II этап  

На основе современной психолого-педагогической науки разработана и описана система работы. Проведен пробный эксперимент с целью проверки эффективности предлагаемой системы, разработана и апробирована система заданий.

III этап  

Связан с анализом  практических результатов,  уточнением  и корректировкой методики. В ходе проведения эксперимента было получено подтверждение исходной гипотезы, оценена достоверность полученных результатов, подведены итоги, сформулированы выводы. Для   проверки   эффективности   экспериментального   обучения использовались: наблюдение, изучение продуктов детской деятельности. Результаты исследования обрабатывались методом математической статистики.

Научная новизна:

Впервые апробирована система технологии ТРИЗ в продуктивной изодеятельности для развития творческого воображения дошкольника.

Практическая значимость:

Использование данного материала дает возможность воспитателю детского сада развивать творческое воображение дошкольника, осуществлять индивидуальный подход и формировать творческую личность в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Краткая характеристика развития воображения дошкольника в изобразительной деятельности на основе исполнения технологии ТРИЗ

1.1 Основные особенности развития воображения дошкольника

Под воображением понимают психически познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте7.

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого: за кажущимся его богатством скрывается бедность, скудность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений недостаточно. Каждый период детского развития творческого воображения работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок. Опыт ребенка складывается и растет постепенно, отличается глубоким своеобразием. Детство – пора наиболее развитой фантазии, но по мере развития ребенка его воображение идет на убыль. Ребенок живет в фантастическом мире. В процессе развития ребенка развивается его воображение, достигая зрелости только у взрослого человека. Ребенок воображает гораздо меньше, чем взрослый, но доверяет продуктам своего воображения, поэтому ненастоящего, вымышленного у ребенка больше8.

На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры, а для средних и старших выполнение взятой на себя роли. Постепенно воображение начинает опираться на предметы, вовсе не похожие на замещаемые.

Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формируется до начала действия, то неустойчиво, замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации. Возникновение замысла происходит, под влиянием ситуации, кратковременного эмоционального переживания. У детей до пяти лет создание новых образов протекает непреднамеренно, но руководить деятельностью воображения малыши не могут.9

В старшем дошкольном возрасте, при развитом воображении замысел предвосхищает исполнение; воображение переходит во внутренний план. Произвольный характер воображения возможен при использовании детьми особых средств образов особого типа, которые можно назвать символическими.

В символическом образе слиты: особое реальное обозначение реальности и отношение к ней ребенка.10

Важным моментом в целеполагании и планировании выступает оформление замысла и плана в речи. Включение снова в процесс воображения делает его осознанным и произвольным. Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира. Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит мышление с воображением. Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стереотипы. И решение интеллектуальных проблем становится творческим процессом.11

Познавательная потребность детей удовлетворяется с помощью воображения. Следовательно, воображение расширяет границы познания, позволяет "участвовать" в событиях, которые не встречаются в обыденной жизни. Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов – это тесно связанный с действительностью процесс. Именно в реальном мире находится источник образов воображения. Важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего быть не может. Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5–7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, придумывают себе друзей, с которыми ребенок переживает впечатления. Нередко и дети более младшего возраста рассказывают о вымышленных, не вполне реалистических событиях в своей жизни, утверждая, что им купили собаку, подарили котенка и др. Причина подобных фантазий кроется в личностных проблемах, которые есть у ребенка. В создании таких фантазий кроется развивающая защитная функция воображения, которая помогает решить малышу проблемы, избавиться от тревожащих воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества.12 Игра с вымышленными персонажами позволяет сделать вывод о недостаточном удовлетворении потребности в общении. Придумывать сильных друзей, которые защищают ребенка, побуждают чувство страха, неуверенности. Таким образом, происходит становление механизма защиты13.

Выделяют два основных типа воображения 14:

1. Пластическое или внешнее  – пользуется данными внешних  впечатлений, строит из элементов, заимствованных извне.

2. Внутреннее или эмоциональное  – строит из элементов, взятых  изнутри15.

Воображение – это не просто процесс свободного фантазирования, а особая форма активности, направляемая самим ребенком на создание некоторого продукта.

Три основных показателя при оценке продуктов воображения (где проявляется уровень развития творческих способностей):

  1. Структурность продукта воображения

сочинение – построение текста

текст – нагромождение эпитетов

игра – развитие сюжета.

2.   Детализация образов воображения. Ребенок представляет не просто схему событий, а создает яркие образы.

3.   Оригинальность продуктов воображения. Умение отступить от знакомых стандартов и создать собственное.

Произведения дошкольников

– подражательны;

– новая структура;

– подбор средств самой деятельности

– использование символов для передачи собственного осмысления действительности.

Таким образом, высокий уровень овладения символическими образами предполагает достаточно выраженное для возраста наличие основных показателей развития воображения16.

Информация о работе Развитие продуктивной дейтельности на основе исполнения технологииТриз