Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Вежливость является неотъемлемой категорией человеческой культуры. Стремление вести себя прилично уходит вглубь тысячелетней истории человечества. Оно зафиксировано в древнейших письменных документах, и совершенно очевидно, что, как феномен человеческой культуры, оно существовало и до появления письменности. Это стремление естественно вытекает из условий совместной жизни людей, и ни одна общественная формация не обходилась без правил и норм общественного поведения. На современном этапе развития гуманитарных наук ученые единодушно сходятся во мнении о том, что вежливость является одним из тех социальных феноменов, посредством, которого межличностное взаимодействие регулируется таким образом, чтобы оно протекало ровно, успешно и бесконфликтно.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Теоретические основы формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте

1.1 Понятие вежливости в психолого-педагогической литературе

1.2 Особенности формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте

1.3 Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости детей старшего дошкольного возраста

Выводы по главе I

Глава II. Экспериментальное исследование возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте

2.1 Диагностика уровня сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте

2.2 Формирование вежливости в старшем дошкольном возрасте посредством сюжетно-ролевой игры

2.3 Динамика уровней сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность понятия вежливости дипломная работа..docx

— 161.46 Кб (Скачать файл)

Департамент образования  и науки

 

Кемеровской области

 

ГОУ СПО Новокузнецкий  педагогический колледж № 2

 

Сюжетно-ролевая игра, как  средство формирования вежливости в  старшем дошкольном возрасте

 

Выпускная квалификационная работа

 

Выполнила: студентка IV курса

 

группы 1-08

 

Балабанова Олеся Александровна

 

Научный руководитель:

 

преподаватель педагогики

 

Стефаненко Е.В.

 

2013

 

 СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Глава I. Теоретические основы формирования вежливости в старшем  дошкольном возрасте

 

1.1 Понятие вежливости  в психолого-педагогической литературе

 

1.2 Особенности формирования  вежливости в старшем дошкольном  возрасте

 

1.3 Возможности сюжетно-ролевой  игры в формировании вежливости  детей старшего дошкольного возраста

 

Выводы по главе I

 

Глава II. Экспериментальное  исследование возможностей сюжетно-ролевой  игры в формировании вежливости в  старшем дошкольном возрасте

 

2.1 Диагностика уровня  сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте

 

2.2 Формирование вежливости  в старшем дошкольном возрасте  посредством сюжетно-ролевой игры

 

2.3 Динамика уровней сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте

 

Выводы по 2 главе

 

Заключение

 

Список литературы

 

Приложение 

 

 ВВЕДЕНИЕ

 

Приоритетным направлением в дошкольном образовании является нравственное развитие личности ребенка, воспитание ценностных мотивов, самостоятельности, любознательности, приобщение детей  к общечеловеческим ценностям. Ребенок  учится осуществлять моральный выбор  посредством освоения этических  эталонов, направленности и соподчинения мотивов, их устойчивости. Если у личности не воспитаны нравственные нормы  поведения и взаимоотношений, то воспитание нравственности будет носить характер усвоения знания, запоминания, а не понимания и принятия этих норм. Обществу нужна личность, обладающая позитивными нравственными знаниями и нравственными качествами.

 

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает  первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться  определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и  привычки правильного поведения.

 

Вежливость является неотъемлемой категорией человеческой культуры. Стремление вести себя прилично уходит вглубь тысячелетней истории человечества. Оно зафиксировано в древнейших письменных документах, и совершенно очевидно, что, как феномен человеческой культуры, оно существовало и до появления письменности. Это стремление естественно вытекает из условий  совместной жизни людей, и ни одна общественная формация не обходилась без правил и норм общественного  поведения. На современном этапе  развития гуманитарных наук ученые единодушно сходятся во мнении о том, что вежливость является одним из тех социальных феноменов, посредством, которого межличностное взаимодействие регулируется таким образом, чтобы оно протекало ровно, успешно и бесконфликтно.

 

Воспитание вежливости как  важного морального качества личности, проявляющегося в общении с людьми - очень длительный тонкий и сложный  процесс. Необходимо отметить, что именно в старшем дошкольном возрасте закладываются  и закрепляются основы овладения  вежливостью.

 

Вся жизнь ребенка-дошкольника  пронизана игрой, только так он готов  открыть себя миру и мир для  себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском  саду.

 

В процессе сюжетно-ролевой  игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре воспитываются все стороны  личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой  стадии развития. Этим объясняются  огромные воспитательные возможности  игры, которую психологи считают  ведущей деятельностью.

 

Использование сюжетно-ролевых  игр способствует оптимальной возможности  воспитания основ вежливости.

 

Вопросы овладения категориями  вежливости у детей старшего дошкольного  возраста нашла разработку в трудах отечественных педагогов и психологов - А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейна, М.Н. Мясищева, А.Г. Ковалева, В.А. Крутецкого, Л.И. Божовича, Н.Д. Левитова, А.А. Люблинской, Е.И. Радиной, В.А. Горбачевой, Я.3. Неверович, Л.П. Васильевой - Гангус, Л.Ф. Островской, С.В. Петериной, И. Н. Курочкиной, О.Ю. Безгиной, Р.С. Буре др.

 

Некоторые аспекты особенностей содержания и организации процесса игры как средства воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного  возраста рассмотрены в работах  Д.Б. Эльконина, Д.А. Виноградовой, С.Н. Карповой, Л.Г. Лысюк, З.М. Богуславской, О.Е. Смирновой и др.

 

Однако необходимо отметить, что анализ теоретических исследований, программно-методических материалов позволили  установить, что в дошкольном образовательном  учреждении недостаточно используются возможности сюжетно-ролевой игры в процессе формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте.

 

С учетом существующего недостатка можно выделить следующее

 

противоречие между задачей  формирования вежливости в старшем  дошкольном возрасте и недостаточным  использованием возможностей сюжетно-ролевой  игры, обеспечивающих успешность её решения.

 

В качестве проблемы исследования выступает следующий вопрос - каковы возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте

 

Тема исследования: «Сюжетно-ролевая  игра как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте»

 

Учитывая тему и ее актуальность, в качестве цели дипломной работы выступает изучение, теоретическое  обоснование и экспериментальная  проверка возможностей сюжетно-ролевой  игры как средства формирования вежливости детей старшего дошкольного возраста.

 

Объектом данного исследования является формирование вежливости в  старшем дошкольном возрасте.

 

Предметом исследования выступает  сюжетно-ролевая игра как средство формирования вежливости в старшем  дошкольном возрасте.

 

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение, что сюжетно-ролевая  игра будет являться эффективным  средством формирования вежливости детей старшего дошкольного возраста, если:

 

1. будет проведена предварительная  работа по накоплению понятий  и слов культурного этикета;

 

2. дети будут не только  знать, но и понимать нравственную  основу вежливости;

 

3. формирование вежливости  дошкольников будет происходить  в сотрудничестве с семьей.

 

В соответствии с целью  исследования, определения его объекта, предмета, проблемы, а также гипотезы были выдвинуты следующие задачи:

 

1. Провести теоретический  анализ психологической и педагогической  литературы с целью выявления сущности процесса формирования вежливости у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры;

 

2. Выявить уровни сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте;

 

3. Экспериментально проверить  возможности сюжетно-ролевой игры  в формировании вежливости в  старшем дошкольном возрасте.

 

Для решения указанной  цели и задач были использованы следующие  методы исследования:

 

анализ психолого-педагогической литературы,

 

эксперимент;

 

изучение и анализ педагогической документации;

 

беседа, опрос, анкетирование.

 

Теоретическая значимость работы заключается в том, что выявлены сущностные характеристики понятия  «вежливость», особенности формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте, а также возможности  использования сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости детей  старшего дошкольного возраста.

 

Практическая значимость: заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в работе ДОУ и родителей  при решении проблем вежливого  общения в старшем дошкольном возрасте.

 

 Глава I. Теоретические  основы формирования вежливости  в старшем дошкольном возрасте

 

1.1 Понятие вежливости  в психолого-педагогической литературе

 

В данном параграфе будут  рассмотрены содержательные и сущностные характеристики понятия «вежливость». Изучение психолого-педагогической литературы позволит раскрыть вопросы о вежливости, как морального качества человека и как культуры общения.

 

Категория вежливости - это  непосредственная составляющая процесса ежедневного общения людей на самых различных уровнях. Как  феномен человеческой культуры и  как один из обязательных элементов  общения, вежливость исследовалась  в культурологии, социолингвистике, дидактике, философии, лингвистики, психологии, этнографии и др.

 

Понятие вежливости, возникшее  на основе синтеза религиозных и  светских норм, видоизменялось под  воздействием социальных и исторических факторов. Нормы вежливости формировались  в процессе взаимного общения  людей и приобрели форму императивного  требования, которому человек должен следовать при достижении различных  целей. При этом в качестве одного из путей реализации требований этики  вежливость находила различные обоснования. [3, с.33]

 

В восточных и античных представлениях вежливость, как и  другие нормы морали, происходила  из природы самого человека, его  естественных потребностей. Человек  являясь частью, продолжением вселенной, чтобы не страдать и быть счастливым, должен избегать дурных поступков и  воплощать добродетели: быть великодушным, кротким, правдивым, общительным, любезным.

 

Теснейшим образом с нормами  межличностного общения связана  христианская этика, дающая иное основание  категориям морали.

 

Необходимость принятых христианством  моральных норм обосновывается через  понятие греха, воздаяния за грех. В христианской этике каждый человек -- «образ и подобие» Бога, «венец» деяний, обладатель великого сокровища, святыни-души. Отсюда вытекает требование уважения и жертвенной любви к «иному», к ближнему. Христианство выдвигает и другие моральные принципы: смирение, прощение обид, непротивление злу, повиновение, укрощение гордости, кротость, заботу о чести. Христианская этика становится верховным законом, проникающим во все сферы человеческой деятельности; отступление от него является грехом.

 

Таким образом, необходимо отметить, что если в дохристианской (восточной  и античной) этике жизнедеятельность  человека подчинялась внешним регуляторам  поведения, то христианство «включает» регуляторы внутренние (страх, вину, заботу о чести и др.).

 

Содержание понятия «вежливость» в европейской культуре формировалось  на основе христианских заповедей в  сочетании со специально созданными правилами поведения - этикетом. [21, с.34-36]

 

Б.В. Бушелева отмечает, что культурологические корни этикета уходят в систему условных ритуалов, в соблюдении которых главную роль играет форма поведения. В связи с тем, что этикет обслуживает внешнюю сторону общения, несет в себе элемент игры и может выступать как самостоятельное социальное явление (например, во времена абсолютных монархий - придворный этикет, дипломатический этикет), а христианская этика подразумевает совпадение содержания и формы поведения, явление вежливости получает в этике двойственную оценку. [6, с.10]

 

По мнению В. Трофименко и А. Волгина, начиная с эпохи Просвещения понятие «вежливости» перестает соотноситься только с жизнью двора и аристократии, формы вежливости становятся менее сложными, начинают выступать как часть общечеловеческой культуры. Различные социальные слои вырабатывают свои правила общения. Вежливым считается тот, кто ведет себя в соответствии со своим положением в обществе. Это послужило толчком к тому, что уже в XIX веке вежливость начинает рассматриваться в качестве средства регуляции человеческих отношений. [27, с.15]

 

С возникновением и развитием  прагматизма, заменившего основные этические категории «добра»  и «зла» категориями «успех»  и «неуспех», нормы морали стали  рассматриваться не только в качестве средства поддержания интересов и устранения конфликтов в обществе, но и в качестве средства достижения индивидом какой-либо цели.

 

Понятие вежливость неоднозначно, о чем свидетельствует тот  факт, что в каждой культуре существует свой концепт вежливости и сама эта  категория имеет разные толкования. Так, например, как отмечают В.М. Матвеев  и А.Н. Панов, в русском языке  «вежливый» означает «соблюдающий правила  приличия; учтивый», в английском - «демонстрирующий свое уважение к другим». В китайском  языке вежливость - это проявление скромности, уважения и почитания  в речи и поступках, выражение  степени почтения. [16, с.45]

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте