Шпаргалка по учебной дисциплине «Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 19:59, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по учебной дисциплине «Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста».

Вложенные файлы: 1 файл

lektsii_dlya_4_kursa_doshnach.doc

— 869.00 Кб (Скачать файл)

 

Вопросы к экзамену по учебной дисциплине «Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста»

(7 семестр, Дошнач41)

 

  1. Познание формы, размера, количества в процессе сравнения………3
  2. Сериация как способ познания размера, количества, чисел………4
  3. Познание свойств групп и отношений между группами в процессе классификации предметов по признакам…………………………..8
  4. Классификация по совместимым свойствам как способ развития предпосылок логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………10
  5. Особенности и методика освоения детьми дошкольного возраста формы предметов и геометрических фигур: этапы познания геометрических фигур детьми дошкольного возраста…………….13
  6. Развитие у детей представлений о форме в процессе игр и упражнений (младший дошкольный возраст)……………………14
  7. Развитие у детей представлений о форме в процессе игр и упражнений (3-4 года)………………………………………………15
  8. Развитие у детей представлений о форме в процессе игр и упражнений (4-5 лет)………………………………………………17
  9. Развитие у детей представлений о форме в процессе игр и упражнений (5-6 лет)……………………………………………………………………19
  10. Особенности и методика освоения детьми дошкольного возраста размеров предметов и величин: последовательность освоения величин в дошкольном возрасте………………..21
  11. Особенности и методика освоения детьми дошкольного возраста размеров предметов и величин: овладение детьми дошкольного возраста измерением величин……………………24
  12. Особенности и методика освоения детьми дошкольного возраста размеров предметов и величин: познание прямых и обратных зависимостей в процессе измерения величин……………….28
  13. Особенности и методика развития у детей дошкольного возраста представлений о массе предметов и способах измерения массы……………………………………………………………..30
  14. Развитие пространственных представлений в дошкольном возрасте: особенности пространственной ориентировки ребенка дошкольного возраста………………………………………………………..33
  15. Развитие пространственных представлений в дошкольном возрасте: методика развития пространственных представлений и умений ориентироваться…………………………………………35
  16. Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста……………………………………………………………..38
  17. Методика развития временных представлений у детей дошкольного возраста…………………………………………..40
  18. Освоение последовательности частей суток…………………41
  19. Знакомство с календарем………………………………………42
  20. Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….43
  21. Развитие у детей умения понимать отношения временной последовательности………………………………………………44
  22. Освоение количественных отношений, чисел и цифр детьми дошкольного возраста……………………………………………45
  23. Особенности познания количественных отношений, чисел и цифр в дошкольном возрасте. Зависимость восприятия численности от пространственно-качественных особенностей множеств……47
  24. Зависимость восприятия численности от пространственно-качественных особенностей множеств………………………..51
  25. Содержание развития у детей количественных и числовых представлений……………………………………………….52
  26. Современные технологии развития числовых представлений в дошкольном возрасте…………………………………………….55
  27. Палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша как полифункциональные дидактические средства……………..57
  28. Увеличение и уменьшение чисел. Решение практических задач…60
  29. Методические приемы в обучении решению арифметических задач…………………………………………………………………….61

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способы познания свойств и отношений в дошкольном возрасте

Основными способами познания таких свойств, как форма, размер и количество, которые ребенок осваивает уже в дошкольном возрасте, являются сравнение, сериация и классификация.

  1. Познание формы, размера, количества в процессе сравнения

Сравнение — первый способ познания свойств и отношений, который осваивают дети дошкольного возраста и один из основных логических приемов познания внешнего мира.

Познание любого предмета начинается с того, что мы его отличаем от всех других и в то же время находим его сходство'с другими объектами. В процессе установления различий выявляются свойства отдельных предметов или же их групп. Каждая группа свойств связана со специфическими познавательными действиями. Так, установление сходства и различий по цвету является результатом зрительного обследования объектов, по форме — зрительного и осязательно-двигательного обследований, по размеру  —  зрительного,   тактильного,   осязательно-двигательного обследований и измерения, по количеству — зрительного и тактильного обследований счета.

В результате сравнения дети обнаруживают, что среди предметов, которые их окружают, есть разные, не похожие друг на друга, а есть одинаковые. Первоначально дети выделяют «сенсорные» различия, т. е. такие, которые делают предметы внешне не похожими друг на друга. Эта непохожесть может быть обусловлена цветом, формой, размером, пространственным расположением частей, вкусовыми, температурными, тактильными и другими свойствами. В процессе манипуляций с предметами дети открывают их свойства. Чем больше ребенок находит различий между объектами, тем больше свойств он обнаруживает и тем более дифференцированным становится его восприятие.

Постепенно ребенок открывает для себя, что не только отдельные предметы могут быть похожими или не похожими по каким-либо признакам друг на друга, но и одна группа предметов может быть похожей на другую или отличаться от нее. Так, подсолнухи, яблоки, помидоры имеют круглую форму, а огурцы и кабачки — овальную. В результате развивается способность выделять свойство группы и сравнивать между собой группы предметов. Такая способность является необходимым условием для перехода к познанию существенных признаков предметов и явлений. Ребенок стремится найти такой признак, благодаря которому один класс объектов отличается от другого (например, деревья — от кустов, автобусы — от троллейбусов, треугольники — от квадратов и т.д.).

Успешность познания количества и количественных отношений групп предметов зависит от овладения приемами сравнения.

Сравнивать предметы можно «на глаз». Дети первоначально прибегают к этому самому простому, но не всегда результативному приему сравнения. Более эффективными являются приемы непосредственного сравнения {наложение, приложение, соединение линиями) и опосредованного сравнения с помощью предмета-посредника. В основе этих приемов лежит установление взаимнооднозначного соответствия между элементами двух множеств. В результате практических или графических действий дети образуют пары из предметов разных групп. К более сложным и точным опосредованным приемам сравнения по количеству и размеру относятся счет и измерение условной меркой.

Одним из первых дети осваивают прием наложения. Этот прием позволяет обнаружить сходство и различие по количеству, размеру, форме, цвету и другим признакам. Для сравнения двух групп предметов по количеству каждый предмет одной группы дети поэлементно накладывают на предметы другой группы. Так, чтобы узнать, поровну ли конфет и печений, дети на каждое печенье накладывают по одной конфете. Для сравнения полосок по размеру (длине, ширине) одну полоску накладывают на другую, совмещая края полосок с одной стороны. Наложив одну геометрическую фигуру на другую (например, круг на квадрат), понимают, чем они отличаются друг от друга.

Приложение — более сложный прием сравнения. Сущность этого приема заключается в пространственном приближении сравниваемых предметов друг к другу (при этом изначально предметы пространственно разделены). В этом случае ребенку сложнее обнаружить сходство или различие между группами предметов.

В ситуациях, когда сравниваемые предметы нельзя пространственно приблизить друг к другу, используются приемы соединения их линиями или предметы-посредники. Соединение линиями применяется при сравнении групп предметов по количеству. Например, чтобы правильно ответить на вопрос: всем ли куклам сшили новые платья, нужно попарно соединить линиями рисунки кукол и платьев.

Сравнение с помощью предметов-посредников имеет место в случаях, когда вышеперечисленные приемы применить нельзя (сравниваемые предметы находятся на большом расстоянии и их нельзя перемещать). Для того чтобы узнать, одинаковые ли длины имеют стол воспитателя и детская кроватка в спальне, дети используют третий предмет — посредник (веревку, палку, ленту). Посредник должен быть длиннее обоих сравниваемых предметов или равным по длине большему предмету. Ребенок поочередно прикладывает предмет-посредник к сравниваемым протяженностям и фиксирует на нем карандашом или фломас-| ером длину каждого предмета. Затем он сравнивает «перенесенные» на предмет — посредник длины и делает вывод о том, что длиннее (стол воспитателя или детская кровать). Аналогично с помощью предмета-посредника сравнивается емкость сосудов.

При сравнении совокупностей предметов по количеству в качестве посредника используется третья совокупность предметов. Для того чтобы узнать, чего на участке больше — деревьев или кустарников, дети возле каждого дерева кладут по игрушке. Затем собирают их и заново раскладывают по одной возле каждого кустарника. Лишние игрушки «говорят» о том, что деревьев больше; недостаток игрушек — о том, что кустарников больше. Если возле каждого кустарника лежит игрушка, лишних игрушек нет, значит, деревьев и кустарников поровну.

Самые сложные способы сравнения, которыми овладевают дети дошкольного возраста, — это счет и измерение. Они относятся к опосредованным способам сравнения. При их использовании выводы об отношениях между сравниваемыми объектами делаются на основе сравнения чисел, выражающих размер или количество объектов. Например, чтобы узнать, чего больше — яблок или груш, дети посредством счета определяют число яблок (например, 8 штук) и число груш (7 штук). Сравнивая полученные в результате счета числа (8 и 7), они устанавливают, что яблок больше на одно. Аналогичным образом дети определяют отношения между предметами по конкретным величинам с помощью измерения. Вывод о том, какой объект длиннее, короче, выше, ниже, тяжелее, легче и т. д., дети делают, сравнивая числа, которые выражают результаты измерений.

Таким образом, используя разные приемы сравнения, дошкольники познают свойства (форму, количество, размер), а также отношения равенства, подобия и порядка.

  1. Сериация как способ познания размера, количества, чисел

Сериация (упорядочивание множества) осуществляется на основе выявления некоторого признака предметов и их распределения в соответствии с этим признаком. Сериационные ряды строятся в соответствии с правилами. Правило определяет, который элемент из двух (произвольно взятых) предшествует другому элементу. Основными характеристиками упорядоченного ряда являются неизменность и равномерность направления нарастания (или убывания значения) признака, на основе которого строится ряд.

Например, если из двух объектов меньший всегда должен предшествовать большему, то множество упорядочивается в направлении от самого меньшего к самому большому элементу. Так, ленты раскладывают от самой короткой к самой длинной, чашки расставляют от самой низкой к самой высокой и т. д.

Сериация как способ познания свойств и отношений позволяет:

  • выявить отношения порядка;
  • установить последовательные взаимосвязи: каждый следующий объект больше предыдущего, каждый предыдущий — меньше следующего (или наоборот: каждый следующий объект меньше предыдущего, каждый предыдущий — больше следующего);
  • установить взаимнообратные отношения: любой объект упорядоченного ряда больше предыдущего и меньше следующего (любой объект упорядоченного ряда меньше предыдущего и больше следующего);
  • открыть закономерности следования и порядка.

Дети дошкольного возраста осваивают сериацию в процессе выстраивания по порядку конкретных предметов. Исходным условием для овладения сериацией является освоенность сравнения.

Для выполнения сериации необходимо:

  • выявить основание сериации, т. е. выделить признак (конкретную величину), по которому необходимо упорядочить предметы (размер, длина, масса и пр.);
  • определить направление ряда (по нарастанию или по убыванию величины);
  • выбрать из всех имеющихся предметов (в соответствий с направлением ряда) начальный элемент (самый маленький или самый большой);
  • для продолжения ряда каждый раз из оставшихся предметов выбирать самый маленький (большой).

Усложнение сериационных заданий обеспечивается путем:

• постепенного увеличения числа объектов, которые необходимо упорядочить;

  • уменьшения величинных различий между соседними элементами ряда;
  • увеличением числа различительных признаков в предметах сериации (что способствует развитию умения абстрагировать свойства не только от самих предметов, но и от других свойств).

В практике используются различные сериационные дидактические материалы: рамки-вкладыши, игрушки-вкладыши (матрешки, кубы, бочонки и др.), сериационные наборы М. Монтессори для упорядочивания предметов по разным признакам (цвету, запаху, размеру, различным протяженностям и др.).

Палочки Кюизенера (цветные числа) и цветные полоски, построенные по такому же принципу, различаются не только длиной, но и цветом. При этом все палочки одинаковой длины имеют одинаковый цвет. Количество палочек в наборе таково, что позволяет строить два разнонаправленных ряда: один — по нарастанию длины, другой — по убыванию. Чтобы построить ряд, ребенку всегда необходимо абстрагировать длину от более сильного в плане непосредственного восприятия свойства — цвета палочки.

Дети осваивают сериацию через систему следующих игровых упражнений:

  • построение сериационного ряда по образцу;
  • продолжение начатого ряда;
  • построение сериационных рядов по правилу с заданными крайними элементами;
  • построение рядов по правилу от начальной точки;
  • построение по правилу с самостоятельным определением начальной точки ряда;
  • построение ряда от любого элемента;
  • поиск пропущенных элементов ряда.

Информация о работе Шпаргалка по учебной дисциплине «Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста»