Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 23:13, реферат

Краткое описание

Целью данной работы явялется изучение особенностей эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет средствами искусства. Объектами исследования являются процессы эстетического воспитания детей дошкольного возраста 3-4 лет. Гипотеза исследования: эстетическое воспитание детей дошкольного возраста 3-4 лет будет эффективно, если:
Педагогический процесс строится с учётом существующего эстетического опыта воспитанников
осуществлена методика эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет , средствами искусства.

Содержание

Введение 2
Глава I. Теоретический анализ проблемы эстетического 5
воспитания дошкольников 3-4 лет средствами искусства 5
1.1 Понятие и содержание эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет 5
1.2 Роль искусства в системе эстетического воспитания 14
дошкольников 14
Глава 2.Опытно-экспериментальные исследования, направленные на изучение эстетического развития детей 3-4 лет средствами народного искусства 19
2.1.​ Анализ общеобразовательных и специализированных программ для ДОУ по эстетическому воспитанию средствами народного искусства 19
искусство эстетический воспитание дошкольник 19
Анализ результатов исследования 25
2.2 Методика изучения эстетического развития ребёнка 3-4 лет 28
Заключение 41
Список литературы 43

Вложенные файлы: 1 файл

эстетическое_воспитание.docx

— 170.05 Кб (Скачать файл)

эстетическое воспитание детей  дошкольного возраста средствами народного  искусства.

 

Оглавление

Введение 2

Глава I. Теоретический анализ проблемы эстетического 5

воспитания  дошкольников 3-4 лет средствами искусства 5

1.1 Понятие  и содержание эстетического воспитания  дошкольников 3-4 лет 5

1.2 Роль искусства  в системе эстетического воспитания 14

дошкольников 14

Глава 2.Опытно-экспериментальные  исследования, направленные на изучение эстетического развития детей 3-4 лет  средствами народного искусства 19

2.1.​ Анализ общеобразовательных и специализированных программ для ДОУ по эстетическому воспитанию средствами народного искусства 19

искусство эстетический воспитание дошкольник 19

Анализ результатов исследования 25

2.2 Методика  изучения эстетического развития  ребёнка 3-4 лет 28

Заключение 41

Список литературы 43

 

 

 

 

Введение

 

Ситуация переходного периода  развития общества, которая обостряет процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире приводит к предпочтения ценностей художественно-эстетического развития личности и необходимости гуманизации образования. На практике все еще замечается приоритет интеллектуального развития над эмоциональным в ущерб последнему и, в конечном итоге, в ущерб развитию личности ребенка в целом. Для формирования современного гармонически развитого человека необходимыми условиями являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода. А также высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, толерантность в межличностном, межнациональном и социальном общении. На современном этапе основными задачами являются развитие духовной сферы личности детей, воспитание ее нравственных и эстетических качеств с учетом общечеловеческого, конкретно-исторического и национального.

 Развитие этих качеств неосуществимо без создания эффективной системы обучения и воспитания. К организации обучения и воспитания, в частности, реализации воспитывающей функции обучения актуализируется поиск новых подходов [4; 110].

Актуальность. Актуальность работы заключается в том ,что в практике эстетического воспитания детей имеются противоречия. которые отражаются между необходимостью работы по обеспечению адаптации и социализации детей и суждениями о механизмах её реализации в процессе эстетического воспитания, между научным подходом к реализации работы по эстетическому воспитанию и интеллектуальным развитием детей. Разработку проблемы эстетического воспитания детей средствами искусства актуализируют эти противоречия и отсутствие научных исследований в данном направлении.

Средствами музыкального искусства, вопросы эстетического воспитания детей дошкольного возраста, анализируютsq в работах Д.Б. Лихачева, Н.А. Ветлугиной, М.Б. Зиминой, Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского, Е.В. Рыбак, Шацкой В.Н. Маркевич И. Д., Ковалицкой Л.М., Бочкаревой О. А., Королевой Т.В. и др .

Целью данной работы явялется изучение особенностей эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет средствами искусства.

Объектами исследования являются процессы эстетического воспитания детей дошкольного возраста 3-4 лет. 

Предметом исследования являются процессы эстетического воспитания детей дошкольного возраста 3-4 лет средствами искусства.

Гипотеза исследования: эстетическое воспитание детей дошкольного возраста 3-4 лет будет эффективно, если:

  • Педагогический процесс строится с учётом существующего эстетического опыта воспитанников
  • осуществлена методика эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет , средствами искусства.

Задачами данной работы являются:

  1. Изучение литературы по проблеме эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
  2. Сделать анализ и обобщение классификаций методов и средств эстетического воспитания. Установить место искусства в системе эстетического воспитания
  3. Разработать и апробировать экспериментальную методику эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет средствами искусства.
  4. Сделать обработатку результатов исследования с помощью методов математической статистики и сформулировать выводы.

Методами исследования являются анализ научной литературы по проблеме исследования, наблюдение, педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов исследования с помощью математических методов.

Методологическую  основу для исследования составляют теория эстетического воспитания Д.Б. Лихачева, методика музыкального воспитания Ветлугиной Н.А., теория художественно – эстетического воспитания Бочкаревой О.А. А также работы Шацкой В.Н., Теплова Б.М., Маркевич И.Д., Комаровой Т.С. Ковалицкой Л.М., Бочкаревой О.А., Королевой Т.В.

Теоретическая значимость заключается в выявлении особенностей эстетического воспитания детей средствами искусства в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Практическая  значимость состоит в разработке и экспериментальной проверке методики эстетического развития дошкольников 3-4 лет средствами искусства. Она может найти применение в практике дошкольных образовательных учреждений.

Апробация результатов  исследования: результаты исследования внедрены в образовательный процесс МБДОУ ЦРР детский сад «ЛУчик» г. Москва.

База исследования: МБДОУ ЦРР детский сад «ЛУчик» г. Москва.

средняя группа.

Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретический анализ проблемы эстетического

воспитания дошкольников 3-4 лет средствами искусства

1.1 Понятие и содержание эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет

 

Термин «эстетика» происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д. Дидро  и Н.Г. Чернышевский) полагали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. В основу системы эстетического воспитания легла эта категория. Данная проблема разработана в трудах таких педагогов и психологов,как Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Д.Б. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, И.Д. Маркевич и другие. [42; 105] В современных условиях проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, которые  стоят перед обществом. Эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» в кратком словаре по эстетике.

Для определения понятия "эстетическое воспитание" существует множество положений. Своеобразное понимание сущности эстетического  воспитания обуславливает и различные  подходы к его целям.

В.Н. Шацкий предлагает следующую формулировку: «Отечественная педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в общественной жизни, выявлениях искусства» [48; 74].

Д.Б. Лихачев, также как  и многие другие педагоги, и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу. А также обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [18; 98].

Эстетическое воспитание Д.Б. Лихачев определяет как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, который способен воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, жить и творить "по законам красоты" безобразное в жизни и искусстве. В эстетическом становлении ребенка автор подчеркивает главную роль целенаправленного педагогического воздействия.

Проблема целей и задач эстетического воспитания требует особенного внимания.

Эстетическое воспитание гораздо шире, оно затрагивает  как  художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Используя для своих целей художественное воспитание, эстетическое воспитание развивает человека не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности. Л.П. Печко считает, что цель эстетического воспитания состоит в активизации способности творчески трудиться, для достижения высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического. Рукавицын М. М., считает что конечной целью эстетического воспитания является гармоничная личность, всесторонне развитый человек образованный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства". Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания. [49; 75].

 

Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Различные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Эстетическая воспитанность, предполагает наличие эстетического идеала, которая включает в себя представления о совершенном, совершенство в искусстве и действительности.

Выделяют такие структурные компоненты эстетического воспитания, как:

  • эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
  • эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;
  • воспитание творческих потребностей и способностей [38; 12].
  • художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов.

Как части эстетической воспитанности, с эстетическим идеалом связан художественный вкус.. Художественный вкус представляет с собой развитие способности  чувствования и оценки совершенства и несовершенства, единства или противоположности  содержания и формы в искусстве  и жизни. Художественный вкус может  присутствовать у школьников на разных уровнях, в значительной мере определяя  тем самым уровень эстетической воспитанности [37; 201].

В «Программе воспитания в  детском саду» сформулированы основные задачи развития эстетического отношения  к окружающей действительности, интересов, способностей детей. С помощью воспитания эстетического отношения к окружающему формируются многих качества личности ребенка..

Программа художественного  воспитания, которое ведется на занятиях, может быть сформулирована довольно четко.

Для того чтобы правильно  организовать работу по эстетическому  воспитанию разумно отметить его примерное содержание, определить конкретные требования, которые соответствуют общим задачам воспитания, для детей каждой возрастной группы.

Эстетическое воспитание является сложным процессом оно не изолировано от общего педагогического процесса. Пронизывая многие стороны жизни ребенка, оно тесно связано с нравственным, умственным, физическим развитием детей . Оно реализуется в основных формах организации их деятельности, в игре, занятиях, быту, труде, на праздниках и в развлечениях. В числе программных требований названы также навыки культурного поведения, физического развития, приобретению культурно-гигиенических навыков. Органическое сочетание эстетического и этического наиболее наглядно проявляется в отношении к труду, к общественной жизни. Эстетическое воспитание сосредоточено на развитие восприятия, воображения, памяти и на развитие интересов, чувств, склонностей и способностей. Они содействуют возникновению активного отношения к жизни.

В дошкольном детстве эстетическое отношение к окружающему проявляется  в своеобразных формах, постепенно, порой малозаметно. Начиная с  доступных и простых, постепенно требования усложняются. В младшей группе дети играют со строительным материалом, расставляют кубики ровно, один к другому. Старшие расставляют кубики симметрично по форме и цвету, укладывая их аккуратно и красиво. Некоторые отклоняются от симметрии, проявляя инициативу и выдумку в сочетании линий и красок. В результате выполнения самых простых требований у детей раннего возраста развивается чувство ритма, формы, цвета. [27; 14].

 Задачи и методы эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет

Эстетическое воспитание является основной стороной воспитания ребёнка. При эстетическом воспитании обогащается чувственный опыт, эмоциональная сфера личности. Оно влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, влияет на физическое развитие

Задачи эстетического  воспитания дошкольников различается двумя группами [34; 21].

Первая группа задач направлена на развитие эстетического отношения детей к окружающему. Оно развивает умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное, воспитывает художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Информация о работе Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного искусства