Жизненный путь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постинтернатный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в изучении проблемы сиротства и описание жизненного пути выпускников детских домов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать характеристику проблемы сиротства и его причин.
Определить основные формы устройства детей-сирот.
Выявить особенности личностного становления детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа.
Обобщить особенности жизненного пути детей-сирот.
Изучить технологии постинтернатной адаптации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Общая характеристика проблемы сиротства……………………….. 7
1.1. Сиротство как социальное явление и его причины……………………... 7
1.2. Формы жизнеустройства детей-сирот…………………………………..... 12
1.3. Характерные особенности воспитанников детских домов……………... 17
Глава 2. Особенности жизненного пути детей-сирот………………………... 22
2.1. Понятие «жизненный путь личности»………………………………….... 22
2.2. Трудности социализации детей-сирот в постинтернатный период…… 26
2.3. Социальные проблемы выпускников детских домов………………….... 31
2.4. Общественное мнение о некоторых аспектах проблемы сиротства…... 39
Глава 3. Социально-педагогическое сопровождение выпускников интернатных учреждений как особая технология адаптации к самостоятельной жизни……………………………………………………….. 46
3.1. Социально-педагогическое сопровождение воспитанников учреждений для детей, оставшихся без родительского попечения……………………….. 46
3.2. Модели постинтернатного сопровождения выпускников………………. 49
Заключение……………………………………………………………………… 56
Библиографический список………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 119.68 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный

национальный исследовательский  университет»

 

Юридический факультет

 

Кафедра социальной работы

 

 

 

 

 

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ 

и детей, оставшихся без попечения  родителей,

  В ПОСТИНТЕРНАТНЫЙ ПЕРИОД

 

 

 

Курсовая работа

студентки III курса 11 группы

очного отделения

специальности «Социальная  работа»

Лошкаревой Ксении Александровны

 

Научный руководитель:

к. пс. н, доцент

кафедры социальной работы

М. И. Баженова

 

Пермь 2012

оГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………....   3

Глава 1. Общая характеристика проблемы сиротства………………………..   7

1.1. Сиротство как социальное  явление и его причины……………………...   7

1.2. Формы жизнеустройства детей-сирот…………………………………..... 12

1.3. Характерные особенности  воспитанников детских домов……………... 17

Глава 2. Особенности жизненного пути детей-сирот………………………... 22

2.1. Понятие «жизненный путь личности»………………………………….... 22

2.2.  Трудности социализации  детей-сирот в постинтернатный период…… 26

2.3. Социальные проблемы  выпускников детских домов………………….... 31

2.4. Общественное мнение  о некоторых аспектах проблемы сиротства…... 39

Глава 3. Социально-педагогическое сопровождение выпускников интернатных учреждений как особая технология адаптации к самостоятельной жизни……………………………………………………….. 46

3.1. Социально-педагогическое  сопровождение воспитанников учреждений  для детей, оставшихся без родительского попечения……………………….. 46

3.2. Модели постинтернатного  сопровождения выпускников………………. 49

Заключение……………………………………………………………………… 56

Библиографический список……………………………………………………. 60

Приложение……………………………………………………………………..  64

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Начиная с 90-х годов ХХ века условия социально-экономической и политической нестабильности в стране, привели к резкому падению уровня жизни большинства населения и особенно болезненно отразились на судьбе социально незащищенных его слоев, прежде всего детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения [19].

Одной из главных проблем  социальной защиты детей-сирот является подготовка их к самостоятельной  жизни.

Исследования, проведенные учеными в различных регионах России, свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути. Привыкнув к тому, что о них постоянно заботятся, дети-сироты и дети, лишенные попечительства родителей после выпуска из дома детства и других детских домов, встав на самостоятельный путь, часто теряются в жестких жизненных условиях. Они, как правило, направляются в профессионально-технические училища, где чаще всего случайно выбирают профессию без учета своих склонностей и способностей. В дальнейшем это приводит к тому, что они либо бросают учебу, либо, получив нежеланную специальность, имеют низкую профессиональную подготовку, в результате чего не могут (да и не особенно хотят) устроиться на работу.

По числу сирот, приходящихся на каждые десять тысяч детей, наша страна занимает первое место в мире, а всего у нас свыше 760 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. По большей части прирост происходит за счет увеличения числа так называемых «социальных сирот», то есть сирот при фактически живых родителях, которые по тем или иным причинам, например, в силу аморального и антисоциального образа жизни, отстраняются от воспитания своих детей.

Несмотря на то, что в  настоящее время общество все  в большей степени обращает внимание на проблему сиротства, психолого-педагогическое ее решение в плане формирования и развития жизненного и профессионального самоопределения детей-сирот еще далеко от   завершения [23].

Особое место в детском возрасте занимает процесс социализации, когда идет интенсивное формирование личности. Как правило, семья имеет в этом процессе основополагающее значение, прививая ребенку необходимый социальный опыт. Полноценное формирование знаний и умений затруднено в условиях закрытых учреждений государственного попечения. Нарушения механизмов социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приводят к дисгармонизации отношений личности с социальной средой. Это проявляется в низком уровне социализации воспитанников детских домов, а также в дезадаптации (зачастую девиантном поведении), отставании в уровне физического, психического и интеллектуального развития.

Ежегодно около десяти тысяч юношей и девушек вступают в жизнь из учреждений для детей-сирот. Выпускники детских домов чаще своих  сверстников оказываются участниками  или жертвами преступлений, труднее  находят и чаще теряют работу или  жилье, с трудом создают семью, более склонны к делинквентному поведению и даже чаще становятся жертвами суицида. То есть, их вхождение в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно [23].

Сложности жизненного пути детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, определяются, прежде всего, специфическими условиями жизни воспитанников в детском доме, школе-интернате, их социально-психологическим статусом, для которого характерно возникновение психической депривации, формированием в его психике таких черт, которые серьезно затрудняют вхождение в самостоятельную жизнь.

Проблема успешной социальной  адаптации выпускников детских  домов имеет несколько аспектов: социально-педагогический, психологический, медицинский, правовой, социально-бытовой. Статистические данные продолжают фиксировать негативные проявления в самостоятельной жизни выпускников интернатных учреждений: высокий уровень смертности от неестественных причин (суициды) (примерно 10% выпускников не доживают до 30-летнего возраста), высокий уровень делинквентного поведения (примерно 30% совершают преступления и оказываются в местах лишения свободы), высокий уровень бродяжничества, употребления психоактивных веществ, асоциального поведения [23].

Негативные явления в  социальной адаптации детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, вызваны несколькими  причинами, наиболее острыми из них  являются отсутствие жилья, низкий уровень  профессионального образования, отсутствие работы, неготовность создать собственную  семью и жить самостоятельно. Выпускник  детского дома попадает в своеобразный «замкнутый круг»: получив профессию (как правило, в училище начального профессионального образования), он выпускается, теряет регистрацию по месту жительства, не имея собственного угла, не может получить регистрацию  по месту жительства, а без нее  не может устроиться на работу.

Для определения отношения  общества к детям-сиротам, было проведено исследование общественного мнения о некоторых аспектах проблемы сиротства, жизненного пути детей-сирот.

Решение проблемы жизненного пути выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, невозможно без разработки научно-методического обеспечения данного процесса.

Объектом работы является проблема сиротства.

Предмет работы: жизненный путь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Цель исследования заключается в изучении проблемы сиротства и описание жизненного пути выпускников детских домов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Дать характеристику проблемы сиротства и его причин.
  • Определить основные формы устройства детей-сирот.
  • Выявить особенности личностного становления детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа.
  • Обобщить особенности жизненного пути детей-сирот.
  • Изучить технологии постинтернатной адаптации.

Курсовая работа состоит  из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка из 32 источников и приложения.

Библиографической основой написания курсовой работы послужили работы различных специалистов в сфере социальной педагогики, психологии, социальной работы. Кроме этого, были использованы официальные материалы государственных органов и нормы законодательства в семейной сфере. Полный перечень источников приведён в конце работы.

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ СИРОТСТВА

 

1.1. Сиротство как социальное явление и его причины

 

Сиротство как социальное явление присуще любому обществу, даже самому гуманному, богатому и цивилизованному. Проблема детей-сирот приобретает ещё большую остроту и актуальность, чем когда-либо, так как количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории РФ продолжает оставаться значительным и даже демонстрирует тенденцию к увеличению. В связи с этим, неизвестно как сложится дальнейший жизненный путь детей, которые лишены родительской ласки, любви и заботы.

Существуют два основных типа сиротства: сиротство обыкновенное (вследствие гибели родителей) и социальное сиротство (лишение детей попечения родителей в силу их нежелания или невозможности осуществлять родительские обязанности). На протяжении веков преобладало сиротство обыкновенное. Однако с середины XX в. социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост числа детей, оказавшихся без попечения при живых родителях, наблюдается и в развитых странах. В России социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей – 95% . Скрытые социальные сироты – это дети, имеющие родителей, которые в силу ряда причин не занимаются их воспитанием. Это приводит к тому, что большая часть данных детей попадают в асоциальную группу, что также, представляет большую опасность для общества.

В отечественном законодательстве выделяются категории «дети-сироты», у которых умерли оба родителя или единственный родитель, и «дети, оставшиеся без попечения родителей», – в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными (ограниченно дееспособными), нахождением их в лечебных учреждениях, в местах лишения свободы, в местах содержания под стражей, в связи с наличием родителей, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, уклоняющихся от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказавшихся взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях. Законодательство не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер и их государственной поддержки [14].

Сегодня в России около 950 тысяч детей-сирот, 750 тысяч из которых  живут в приемных семьях, остальные  в детских домах [32]. Ежегодно в России выявляется около 100-130 тысяч детей-сирот. В 2011 году в Пермском крае  зарегистрировано 17 705 детей-сирот. Стоит также отметить, что более 80% родителей этих детей живы и здоровы, но лишены родительских прав [30].

Сиротство как фактор разрушает  эмоциональные связи ребенка  с окружающей его средой, миром  взрослых и сверстников, развивающихся  в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера.  При попадании детей данной категории в социозащитные учреждения и учреждения интернатного типа, у них возникаю значительные отклонения, как в поведении, так и в личностном развитии, поэтому вхождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в самостоятельную жизнь не всегда происходит успешно.

Значительное внимание государства  уделяется причинам,  по которым  численность детей-сирот продолжает оставаться на довольно высоком уровне. Именно в нашей стране корни современного сиротства уходят в ее историю. В наследство от царской России остались десятки тысяч детей-сирот и «полусирот», близкие которых погибли на фронтах Первой мировой войны. Новые сотни тысяч осиротевших, обездоленных и беспризорных детей добавила кровопролитная Гражданская война, а после нее – многолетняя разруха в экономике, эпидемии и голод. Неслучайно массовое детское беспризорничество стало своеобразным символом 20-х гг. ХХ в.

В период восстановления разрушенного войной хозяйства, в годы коллективизации и индустриализации количество сирот и полусирот значительно возросло. В предвоенные годы в лагерях и колониях ГУЛАГа находились десятки тысяч несовершеннолетних детей. Великая Отечественная война лишила сотни тысяч детей крова, семьи и родителей. По утверждению А.М. Нечаевой, «в конце войны в России насчитывалось 678 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей: 400 тысяч из них воспитывались в детских домах, 278 тысяч находились на воспитании в семьях (патронат, усыновление, опека)...».

Но, кроме названных причин сиротства, были и есть другие объективные факторы: стихийные бедствия, аварии, катастрофы, несчастные случаи, болезни и преждевременная смерть родителей. Усугубляют ситуацию и прогрессирующая тенденция к разрушению нравственных устоев семьи, бездуховность, утрата жизненноважных человеческих ценностей. Число обездоленных детей продолжает пополняться и вследствие лишения родителей их родительских прав из-за аморального образа жизни, отказа матерей от содержания и воспитания своих детей, роста числа матерей-одиночек, несовершеннолетних матерей и др [14].

Информация о работе Жизненный путь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постинтернатный период