Отчет о прохождении консультативной практики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 22:14, отчет по практике

Краткое описание

Цели практики:
Ознакомление с консультативной деятельностью психолога;
Освоение приемов консультирования на практике.
Задачи практики:
1. Изучение литературы, опыта работы педагога (наблюдение, общение, изучение документации);
2. Изучение и разработка приемов и техник, которые могут быть использованы в процессе оказания психологической помощи;
3. Осуществление консультативной деятельности, апробирование роли консультанта;
4. Обучение и применение на практике навыков и приемов эффективного взаимодействия;
5.Оценивание и анализирование полученных результатов консультативной деятельности, планирование дальнейшей работы.
Этапы практики:
Ознакомительный
- чтение литературы по консультированию;
- наблюдение за работой психолога – консультанта;
II. Деятельностный
- проведение консультаций
А) групповых;
Б) индивидуальных.
Оценочно – рефлексивный.

Содержание

Цели и задачи практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Этапы практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Понятие психологического консультирования, цели . . . . . . . . . . . . . .

Структура процесса консультирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Общие требования, предъявляемые к психологическому консультированию и к психологу-консультанту. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Индивидуальная консультация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Групповые консультации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Рефлексия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение №1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение №2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение №3. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение №4. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение №5. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение №6. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

dnevnik_konsultiruemogo.doc

— 494.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Отчет

   о прохождении консультативной практики

 

 

 

 

 

                   ВЫПОЛНИЛ :                                                                                        ПРОВЕРИЛ:                                                                                                                                                                           

 

 

                Орлова Е.А                                                                                             Вострокнутова Т.Ф.

 

     ЗС- 031000-61(к)

                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         Ижевск, 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Цели и задачи практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

  1. Этапы практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

  1. Понятие психологического консультирования,  цели . . . . . . . . . . . . . .

 

  1. Структура процесса консультирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  1. Общие требования, предъявляемые к психологическому консультированию и к психологу-консультанту. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

  1. Индивидуальная консультация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

  1. Групповые консультации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

  1. Рефлексия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

Приложение №1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

Приложение №2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

Приложение №3. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

Приложение №4. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

Приложение №5. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

Приложение №6. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели практики:

  1. Ознакомление с консультативной деятельностью психолога;
  2. Освоение приемов консультирования на практике.

 

Задачи практики:

1. Изучение литературы, опыта работы педагога (наблюдение, общение, изучение документации);

2. Изучение и разработка  приемов и техник, которые могут  быть использованы в процессе  оказания психологической помощи;

3. Осуществление консультативной деятельности, апробирование роли консультанта;

4. Обучение и применение  на практике навыков и приемов  эффективного взаимодействия;

5.Оценивание и анализирование  полученных результатов консультативной  деятельности, планирование дальнейшей  работы.

 

Этапы практики:

 

  1. Ознакомительный

- чтение литературы  по консультированию;

- наблюдение за работой  психолога – консультанта;

 

II. Деятельностный

- проведение консультаций

А) групповых;

Б) индивидуальных.

 

  1. Оценочно – рефлексивный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие психологического консультирования,  цели.

 

Психологическое консультирование – специально организованный процесс общения, благодаря которому у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, обеспечивающие отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации [ 7 ].

 

Целью психологического консультирования является оказание психологической помощи клиенту. Разговор с психологом должен помочь человеку в решении проблем, их осознании.

 Как отмечает Г.С. Абрамова (1997), цель психологического консультирования — культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения (Таблица 1)[10].

 

Таблица 1.

Основные методические подходы к психологическому консультированию

(по Г.С. Абрамовой)

Направление, его представители

Методические приемы, используемые в консультировании

Основной метод и задача

Цель, результат

I. Глубинная психология (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Берн)

Анализ символов повседневности (направленная ассоциация клиента на заданное слово). Фрейдовская ошибка — ошибки, описки, обмолвки клиента, раскрывающие подсознательные переживания клиента.

Анализ сновидений через поток  свободных ассоциаций по поводу содержания сна. Анализ сопротивления клиента  как проявление механизма вытеснения чего-либо. Анализ содержания переноса клиента (к чувствам) и контрпереноса.

Метод свободных ассоциаций. Выявление и изучение детских стереотипов поведения через работу с подсознанием

Интерпретация свободных мыслей и действий клиента в терминах психоанализа.

II. Бихевио-ральное направление (Д. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура)

Тренировка настойчивости (вопросы, ролевые игры, перечисление альтернатив). Моделирование социально-желательного поведения. Тренировка релаксации (уменьшение тревожности, страхов). Поощрение за желаемое поведение. Анализ дневниковых записей клиента. Составление программ профилактики рецидивов поведения

Метод оперативного научения. Перевод  субъективных переживаний клиента в реально наблюдаемые действия

Изменение поведения клиента

III. Гуманистическая психология (К. Роджерс, Ф. Перлз, В. Франкл)

Открытые и закрытые вопросы. Отражение чувств, пересказ, самораскрытие психолога. Восприятие «здесь» и «теперь». Пустое кресло. Беседа с частью «Я». Диалог верхней (авторитарной) и нижней (с чувством вины) собаки. Фиксированное ощущение. Парадоксальные намерения. Перемена отношения. Убеждение и призыв

Метод эмпатического научения. Понять мир клиента и поддержать его  во время ответственного решения

Повышение ответственности человека за свои поступки, социальная самоактуализация


 

 

Модель  психологического консультирования

Ни одно направление в психологии не может отразить все возможные ситуации, которые могут возникнуть в процессе консультирования, поэтому чтобы представить процесс консультирования более структурированным воспользуемся моделью, которая включает в себя этапы и технологии, используемые в психологическом консультировании.

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ  (По Ю.Е. АЛЕШИНА) [2]

Этапы психологического консультирования

Содержание этапов психологического консультирования

Технологии, используемые на разных этапах психологического консультирования

1 этап.

Знакомство с клиентом. Начало беседы.

(5-10 мин.)

1) Приветствие  2) Пауза (40-60 сек.)   

3) Знакомство (принцип равенства  имен) 

4) Как будет проходить работа (рассказать об условиях, принципах  консультирования)

Результат этапа: принятие клиентом осознанного решения о вступлении в процесс консультирования

 

Технология установления контакта

(подстройка к клиенту на невербальном  и вербальном уровнях)

2 этап

Расспрос клиента 

(25-35 мин.)

2.1. Формирование консультативных гипотез

(10-15 мин.)

2.2. Проверка консультативных  гипотез

(15-20 мин.)

Цель: Понимание сути проблемы клиента

Направления работы:

1) Эмпатическое слушание  

2) Стимулирование клиента на  рассказ

3) Структурирование беседы

4) Осмысление того, что говорит клиент

2 алгоритма проверки  гипотез:

1) Начать задавать вопросы, связанные  с уточнением возникших у консультанта  идей.

2) Изложение гипотезы (осуществление  интерпретации).

В случае согласия клиента с предположениями  консультанта проводится анализ 2-3-х конкретных ситуаций

Результат этапа: принятие клиентом гипотезы консультанта о причинах проблемы

 

 

 

 

Технология активного слушания

 

 

 

Технология работы с эмоциональными переживаниями клиента

3 этап

Оказание воздействия

(10-15 мин.)

3.1. Коррекция установок клиента

 

 

 

3.2.Коррекция поведения  клиента

Формирование в сознании клиента цепочки событий:

Негативные чувства клиента → цель клиента →  неадекватные средства достижения цели →  негативные чувства партнера → усугубление проблемы

Результат подэтапа: выраженное непринятие клиентом прежних способов поведения в конфликтной ситуации, установка на поиск новых способов.

Помощь клиенту в формулировании возможных альтернатив привычному поведению, их критическая оценка. Совместная разработка детализированного плана позитивного реагирования клиента

 

 

 

 

Технология работы с эмоциональными переживаниями клиента

4 этап

Завершение консультативной  беседы

(5-10 мин.)

1)Подведение итогов беседы

2) Обсуждение вопросов, касающихся  дальнейших отношений

3) Обсуждение домашнего задания

4) Прощание с клиентом

Обобщение, резюмирование


 

Общие требования, предъявляемые к психологическому консультированию и к психологу- консультанту

 

Система общих, профессиональных и  морально-этических требований, предъявляемых  к психологическому консультированию и к практической работе психолога-консультанта, лучше всего отражена в существующих кодексах профессиональной этики практических психологов. Многие положения этих кодексов непосредственно применимы к работе психолога-консультанта.

Есть, кроме того, ряд существенных отличий хорошего, профессионально подготовленного психолога-консультанта от плохого, профессионально не вполне подготовленного. Представленная ниже Таблица 2 включает в себя перечисление в сравнении десяти особенностей поведения хорошего и плохого психолога-консультанта.

Таблица 2

Сравнительные особенности поведения во время  консультации хорошего и плохого  психолога-консультанта

 

№ п/п

Сравниваемые особенности  поведения

Хороший психолог-консультант

Плохой психолог-консультант

1

Постановка целей консультирования

Пытается помочь клиенту  в достижении им самим определенных целей

Пытается навязать клиенту  свои собственные цели, игнорируя  желание клиента

2

 

 

 

 

Стратегия консультирования, проявляемая в

рекомендациях, предлагаемых клиенту

Предлагает клиенту  разные способы поведения и,

если это необходимо,

называет клиенту конкретные действия, которые следует совершить

Предлагает клиенту  только разные способы поведения, фактически отказываясь давать ему конкретные советы и рекомендации, даже если клиент об этом просит

3

 

 

 

 

Восприятие

Происходящего во время консультации

Понимает и способен принять и признать как правильную любую точку зрения на проблему, практически действовать в соответствии с ней

Ограничен в своем  мышлении лишь одной единственной точкой зрения, не способен понять и

признать точки зрения других

4

 

 

 

 

Теоретическая психологическая  ориентация при толковании исповеди

клиента

 

 

Понимает, принимает и  практически работает внутри разных теорий.

Хорошо видит и высоко оценивает потенциальную полезность многих

альтернативных психотерапевтических подходов

Может практически работать только внутри одной-единственной теории или одного психотерапевтического  подхода.

Другие теории и подходы воспринимает как не верные

5

Осознание собственных  возможностей и

ограничений

Осознает собственную

ограниченность. Согласен работать под  контролем более опытного психолога-консультанта. Делится своим опытом с другими  психологами-

консультантами и готов воспользоваться  их опытом работы

Действует без осознания

ограниченности собственных возможностей.

Отказывается работать

под контролем других

психологов-консультантов. Не любит  делиться

секретами и профессиональным опытом с другими психологами-консультантами, не использует в своей работе их опыт

6

Осознание психологического влияния, оказываемого на клиента, и  обратного влияния клиента на психолога-консультанта

Осознает, как его собственные  действия влияют на клиента и как  поведение клиента в свою очередь  влияет на него

Не осознает своего влияния на клиента и обратного воздействия клиента на него самого

 

7

Ориентация на личность клиента и на его проблему во время  проведения исповеди

Следует за чувствами  и мыслями клиента, не задает ему  лишних вопросов во время исповеди

Уделяет большое внимание вопросам, не имеющим прямого отношения к делу клиента. В свою очередь может игнорировать вопросы, волнующие самого клиента

8

Ответные реакции на действия клиента и на ситуацию консультирования

В состоянии достаточно гибко реагировать на широкий спектр ситуаций и проблем, возникающих в процессе проведения консультирования

Есть ситуации, для  которых психолог-консультант не может подобрать адекватную реакцию  или же отвечает на них одной и  той же однотипной, однообразной, негибкой реакцией

9

Уважение человеческого достоинства клиента

Честно и с должным  уважением относится к клиенту

Не уважает клиента, может разговаривать с ним  в оскорбительном тоне

10

Конфиденциальность консультирования

Сохраняет в тайне  все, что касается клиента, его проблемы и личной жизни, и обязательно просит у клиента разрешения, если возникает необходимость сообщить о нем кому-либо какие-нибудь сведения

Без разрешения клиента  обсуждает его проблему и то, что  касается лично его, с посторонними людьми


 

В дополнение к сказанному остановимся на качествах, которыми психолог-консультант должен обладать и которые он должен проявлять в общении с клиентами:

1. Способность к эмпатии, сопереживанию,  сочувствию. Под этой способностью  понимается умение глубоко психологически  проникать во внутренний мир другого человека – клиента, понимать его, видеть происходящее с его собственных позиций, воспринимать мир его глазами, принимать как допустимую и правильную его точку зрения.

2. Открытость. Пытаясь понять клиента,  проникнуть в его внутренний мир, психолог-консультант откровенно сообщает ему о своих собственных чувствах, вызывая с его стороны эмпатическую реакцию и тем самым делая его открытым для себя.

3. Выражение личной заботы о  клиенте с помощью сопереживания,  сочувствия ему, а также жестов, мимики, пантомимики.

4. Доброжелательность. Доброе, эмоционально  положительное отношение к клиенту,  личная заинтересованность и  участие в решении его проблем.

5. Безоценочное отношение к клиенту,  в том числе к соблюдению  с его стороны тех моральных, этических норм, которых он в своем поведении придерживается, даже если это поведение самому консультанту не нравится.

6. Отказ от нравоучений, навязывания  клиенту своих советов.

7. Доверие к клиенту, вера  в его способность и возможность  самостоятельно справиться со своей проблемой.

8. Готовность и стремление консультанта  не столько избавить клиента  от своих переживаний, сколько  направить его переживания в  конструктивное русло 

9. Умение держать оптимальную  психологическую дистанцию между  собой и клиентом.

10. Умение вселять в клиента  уверенность и решимость переделать себя [9].

 

 

Индивидуальная  консультация

 

Консультируемый: Ваня, подросток.

 

1 консультация.

 

Повод обращения: Конфликтные отношения с отчимом.

« Что мне делать, главная  проблема в моей жизни - это отчим!»

Ход консультации: Знакомство.

В начале консультации познакомилась  с клиентом, попросила сесть, как ему будет удобно.

В. Выбрал самое значимое место в кабинете (сел за учительский стол) (нет условий для проведения консультации в отдельном кабинете) и попросил выйти всех тех, кто присутствовал в кабинете.

В начале консультации я попросила В. рассказать о его настроении, о себе, а также подробнее рассказать о его запросе, с которым он пришел.

В.: «Судьба распорядилась, и я родился». Вспоминает, что в начальной школе он попадает в класс, в котором не хотел бы  учиться. Мама переводит его в класс, где нет его друзей по садику Он говорит, что в классе все делились на подгруппы. Часто возникали такие ситуации, что с ним поначалу играли, подлизывались к нему, а потом «кидали». «Ненавижу людей, которые сначала подлизываются, а потом кидают».

Информация о работе Отчет о прохождении консультативной практики