Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:29, курсовая работа
Профессиональный тип (склад) мышления – это преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приёмов решения проблемных задач, способов анализа профессиональной ситуации, принятия профессиональных решений, способов содержания предмета труда, так как профессиональные задачи нередко обладают неполнотой данных, дефицитом информации, ибо профессиональные ситуации быстро меняются в условиях нестабильности общественных отношений.
Целью курсовой работы является изучение психофизиологических особенностей профессионального профиля мышления личности.
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональный тип (склад) мышления – это преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приёмов решения проблемных задач, способов анализа профессиональной ситуации, принятия профессиональных решений, способов содержания предмета труда, так как профессиональные задачи нередко обладают неполнотой данных, дефицитом информации, ибо профессиональные ситуации быстро меняются в условиях нестабильности общественных отношений.
В настоящее время, когда происходит обновление всех сторон жизни нашего общества, все более очевидным становится необходимость глубокой научной разработки психологических основ формирования современного профессионального мышления специалиста. Поэтому данная тема исследования актуальна в современном мире.
Изучение литературы показало, что проблема формирования профессионального мышления в настоящее время считается одной из важнейших в психологии и требует дальнейшей разработки.
Формирование профессионального мышления должно осуществляться на основе именно теоретического типа мышления. При таких условиях оно будет одновременно и творческим и диалектическим. Только такой подход позволит современному специалисту не просто работать, а улучшать условия производства, овладевать новыми орудиями труда и конструировать их, - иначе говоря, создавать возможности для творчества. Профессионализма можно достичь и на основе эмпирического мышления, но тогда он будет нетворческим, ибо творчество всегда связано с умением решать новые, оригинальные, неожиданные, нестандартные задачи.
Целью курсовой работы является изучение психофизиологических особенностей профессионального профиля мышления личности.
Исходя из вышепоставленной цели, можно
определить ряд задач, которые необходимо
решить:
- рассмотрение
мышления как особой формы
психического отражения
- изучение
характеристик факторов, влияющих на развитие
мышления личности;
- рассмотрение
особенностей
- исследование
профессионального профиля
Объект: танцоры, шоу-балет «Искра».
Предмет: Психологические особенности профессионального
профиля мышления
личности.
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛЯ МЫШЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Мышление
как особая форма психического
отражения действительности
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты. Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда не бывал на Марсе, однако в результате мышления он получил определенные сведения и об элементарных частицах материи, и об отдельных свойствах планеты Марс. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.
Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.
Мышление дает ответ на такие вопросы,
которые нельзя разрешить путем непосредственного,
чувственного отражения. Благодаря мышлению
человек правильно ориентируется в окружающем
мире, используя ранее полученные обобщения
в новой, конкретной обстановке. Деятельность
человека разумна благодаря знанию законов,
взаимосвязей объективной действительности.
Мышление - высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанная на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы - соответственно - психологии и физиологии.
Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.
Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.
Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма познавательной и преобразующей активности человека. Исследуется различными науками, в том числе психологией, где определяется как познавательная деятельность человека. Эта деятельность может быть различной в зависимости от уровня обобщения и характера используемых в этой деятельности средств.
Наиболее распространенное понимание мышления связано с процессом решения задач. При этом выделяются требования задачи и ее условия. Задача должна быть не только понята субъектом, но и принята им, т. е. включена в систему его потребностей и мотивов.
Преимущества, которые дает человеку мышление,
заключаются также в том, что с его помощью
он может, «не сходя с места» и, таким образом,
находясь в безопасном положении, «проиграть
в уме» различные варианты возможных (и
невозможных) событий, которые в действительности
нигде и никогда не происходили; предвосхитить
наступление наиболее вероятных событий,
чувственно не воспринимаемых в данный
момент в данном месте, и подготовиться
к соответствующим ответным действиям,
спланировать их и корректировать их в
процессе их осуществления, то есть мышление,
являясь частью психики, выполняет одну
из основных ее функций - функцию упреждения
событий. Таким образом, с помощью мышления
человек познает не только сущее, действительное,
но и возможное, он не только познает, но
и создает его.
Мышление является предметом исследования
многих дисциплин: философии, в рамках
которой исследуются общие отношения
между мышлением и материей; социологии,
где изучается зависимость мышления от
социальной структуры общества и процесса
его развития; логики, которая исследует
закономерные связи между такими основными
формами мышления, как понятие, суждение
и умозаключение; физиологии и других
наук. Реально совершающееся мышление
может быть, и часто бывает, неправильным
с точки зрения формальной логики. Оно
может определяться субъективными пристрастиями,
быть непоследовательным, свернутым, в
процессе его осуществления могут допускаться
логические ошибки, но именно это живое,
обусловленное собственно психологическими
факторами мышления и интересует психологов.
При изучении мышления конкретных людей
в конкретных обстоятельствах были получены
очень важные факты. В частности, было
обнаружено, что с точки зрения достижения
конечного результата, «ошибка» - понятие,
весьма относительное, так как именно
«ошибка» может выполнять очень важную
подготовительную функцию при решении
задач. Если логика изучает отношения
между готовыми, уже сформированными понятиями,
то психологию интересует также сам по
себе процесс формирования понятий, при
котором может происходить, например,
приписывание вещам отсутствующих у них
свойств. Кроме того, психологию интересуют
не только развитые формы мышления, основанные
на оперировании понятиями, но и более
простые его формы. Основной тезис о взаимосвязи
психических явлений реализуется в исследовании
влияния на мышление других психических
процессов, состояний и свойств личности,
таких как эмоции, установки, характер,
личностные особенности.
Под мышлением понимают нечто, происходящее
где-то «внутри», в психической сфере,
и то психическое «нечто» влияет на поведение
человека таким образом, что оно приобретает
нешаблонный, нестандартный, неповторяющийся
характер. Человеческое мышление, обладая
всеми присущими ему специфическими свойствами,
не обнаруживающимися в рассудочной деятельности
животных, не является в то же время внезапно
возникшим феноменом и имеет определенные
предпосылки - биологические и социальные.
В качестве исходных условий для возникновения
мышления выступают две формы деятельности:
предметная деятельность и общение. Внутри
этих условий - совместных действий с предметом
- в формировании мышления участвуют как
собственно биологические, так и социальные
предпосылки. В качестве биологической
предпосылки выступает развитое восприятие,
которое дает субъекту максимально адекватный
образ объекта, без чего невозможна адекватная
манипуляция им и, соответственно, невозможно
отражение связей как внутри объекта,
так и между объектами. Без регулирующей
функции образов невозможны также первичные
исходные формы предметной деятельности
и общения: без наличных образов люди,
образно говоря, просто не нашли бы ни
объекта для совместных действий, ни друг
друга. В свою очередь, совместная предметная
деятельность и общение, развиваясь, становятся
мощной движущей силой и главным фактором
развития мышления. Исключительно мощным
средством формирования мышления, таким
образом, является вовсе не созерцание,
а деятельность, действие, которое, по
образному выражению С.Л. Рубинштейна,
«как бы несет мышление на проникающем
в объективную действительность острие
своем». Разламывая кость, раскалывая
орех, копая землю, бросая камень, царапая
и пробивая мягкое твердым, человек постигает
открывающиеся при этом связи между объектами.
Исходной предпосылкой для развития мышления
является непосредственная преобразующая
активность отдельного индивида. Данная
активность приводит к формированию первой
фазы всего процесса - формированию и совершенствованию
специальных органов действия. У человека
таким органом является рука. Совершенствование
руки заключалось в постепенном приобретении
ею такой формы, при которой один палец
противопоставлен остальным, что способствует
совершению разнообразных и тонких действий.
Вторая фаза определяется тем, что действие
становится орудийным и коммуникативно-опосредованным,
то есть, и сами орудия, и цели, и значение
действия определяются совместно с другими
людьми. Далее орудийная коммуникативно-опосредованная
деятельность сама становится главным
фактором становления мыслительных процессов.
Обе фазы этого процесса переплетаются
и взаимно влияют друг на друга. Наблюдения
за детьми, которых воспитали животные,
полностью подтверждают эти представления:
у них морфологически (биологически) развитый
орган действий - рука - в действительности
не является таковым или является только
отчасти, в той же мере у них оказывается
неразвитым и мышление.
Итак, на начальных этапах мощным средством
развития мышления является практическое
действие. В дальнейшем, при развитом мышлении,
уже мысль становится средством организации
действия, предваряющим его фактором,
выполняющим программирующую и регулирующую
функцию. При этом, практическое действие
не утрачивает своего значения и продолжает
выполнять роль одного из основных средств
совершенствования мысли. Об этом следует
помнить каждому, кто в своем интеллектуальном
развитии не желает останавливаться на
достигнутом.
В психологии мышление — совокупность
умственных процессов, лежащих в основе
познания; к мышлению именно относят активную
сторону познания: внимание, восприятие,
процесс ассоциаций, образование понятий
и суждений. В более тесном логическом
смысле мышление заключает в себе лишь
образование суждений и умозаключений
путём анализа и синтеза понятий.
Мышление - опосредованное и обобщённое
отражение действительности, вид умственной
деятельности, заключающейся в познании
сущности вещей и явлений, закономерных
связей и отношений между ними.
Мышление как одна из психических функций
- психический процесс отражения и познания
существенных связей и отношений предметов
и явлений объективного мира.
Мышление представляет собой порождение
нового знания, активную форму творческого
отражения и преобразования человеком
действительности. Оно порождает такой
результат, какого ни в самой действительности,
ни у субъекта на данный момент времени
не существует. Мышление (в элементарных
формах оно имеется и у животных) также
можно понимать как получение новых знаний,
творческое преобразование имеющихся
представлений.
Мышление в отличие от восприятия выходит
за пределы чувственно данного, расширяет
границы познания. В мышлении на основе
сенсорной информации делаются определенные
теоретические и практические выводы.
Оно отражает бытие не только в виде отдельных
вещей, явлений и их свойств, но и определяет
связи, существующие между ними, которые
чаще всего непосредственно, в самом восприятии
человеку не даны. Свойства вещей и явлений,
связи между ними отражаются в мышлении
в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.
На практике мышление как отдельный психический
процесс не существует, оно незримо присутствует
во всех других познавательных процессах:
в восприятии, внимании, воображении, памяти,
речи. Высшие формы этих процессов обязательно
связаны с мышлением, и степень его участия
в этих познавательных процессах определяет
их уровень развития.
Информация о работе Психологические особенности профессионального профиля мышления личности