Сказкотерапия в работе психолога ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:54, контрольная работа

Краткое описание

Этот загадочный мир детской души, как он многолик и разнообразен!
И познать его взрослому человеку порой быва¬ет очень нелегко. Но не все так безнадежно, как может пока¬заться на первый взгляд, ведь каждый из нас когда-то тоже был ребенком, и нас тревожили те же проблемы и интересо¬вали те же вопросы, которые интересуют сегодняшних малы¬шей. Нам стоит лишь вспомнить, и мы окажемся в волшеб¬ном мире детства.
А в детстве самое главное — это сказка. Ведь с помощью сказки маленький человек учится преодолевать различные жизненные преграды, познает этот огромный и многообраз¬ный мир, готовится к взрослой жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

Сказкотерапия в работе психолога ДОУ.docx

— 42.81 Кб (Скачать файл)

«Сказкотерапия в работе психолога ДОУ»

Введение

«В сказках  видна диалектика мира: без зла  не может быть добра, и наоборот. Это учит очень важной вещи – воспринимать мир в целом и таким, каков он есть»                                   

                                                                                         Анастасия Самойлова

 

   Этот загадочный мир детской души, как он многолик и разнообразен!

И познать его  взрослому человеку порой бывает очень нелегко. Но не все так безнадежно, как может показаться на первый взгляд, ведь каждый из нас когда-то тоже был ребенком, и нас тревожили те же проблемы и интересовали те же вопросы, которые интересуют сегодняшних малышей. Нам стоит лишь вспомнить, и мы окажемся в волшебном мире детства.

   А в детстве самое главное — это сказка. Ведь с помощью сказки маленький человек учится преодолевать различные жизненные преграды, познает этот огромный и многообразный мир, готовится к взрослой жизни.

    В последнее время все чаще можно услышать, что педагоги используют в своей работе приемы сказкотерапии. И это не может не радовать, ведь таким способом взрослому и ребенку намного легче понять друг друга, а порой — и наладить пошатнувшиеся было взаимоотношения.

   В детском дошкольном учреждении сказка приобретает особую актуальность, ведь она напрямую связана с игрой — основной деятельностью в этом возрасте. С помощью сказочного путешествия ребенок может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и т. п.), научиться общаться с другими детьми, выразить свои мысли и чувства.

   Современная  сказкотерапия для детей направлена  не только на развитие ребенка,  но и на направленную помощь  в трудных жизненных ситуациях.  Сказкотерапия для детей позволяет  «вытащить» из сказочной истории  весь её скрытый потенциал  и использовать его во благо.

 

  1. Понятие «сказкотерапии»

   Сказкотерапия -  пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь ребёнку.

   В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к 
библиотерапии - сказкотерапия, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения - сказки (Д.Ю. Соколов, 1997, Е.Ю. Петрова, 1998 и др.). Этот вид библиотерапии является более приемлемым для работы с детьми старшего дошкольного возраста. [1]

   Сказкотерапия – метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие [6].

   Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».  Как пишет Вачков И.В. [2], сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

   Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне [9].

   В понимании  Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия– это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур [7].

   Ткач Р.М. [8] в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:

1.Сказки для детей,  которые испытывают страхи темноты,  страх пред медицинским кабинетом  и другие страхи.

2. Сказки для гиперактивных  детей.

3. Сказки для агрессивных  детей.

4.Сказки для детей,  страдающие расстройством поведения  с физическими проявлениями: проблемы  с едой;  проблемы с мочевым пузырем и т.д.;

5. Сказки для детей,  которые столкнулись с проблемами  семейных отношений. В случае  развода родителей. В случае  появления нового члена семьи.  Когда дети считают, что в  другой семье им будет лучше.

6. Сказки для детей  в случае потерь значимых людей  или любимых животных. 
1.1. Жанры, используемые в сказкотерапии

   По определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, мифы, сказки. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр.

   Как пишет Вачков И.В. [2], главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как основа любой сказки. Именно точность подобранной метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе, как с детьми, так и с взрослыми.

Функции сказок

Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок [6]:

  • тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню  сознания и подсознания;
  • концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

- о жизненно важных явлениях;

- о жизненных ценностях;

- о постановке целей;

- о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки);

  • в сказке в символической форме содержится информация о том:

- как устроен этот мир, кто его создал;

- что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

- какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

- как приобретать и ценить дружбу и любовь;

- какими ценностями руководствоваться в жизни;

- как строить отношения с родителями и детьми;

- как прощать.

1.2. Типологии сказок

   Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет  шесть видов сказок [5]: художественные, народные, авторские народные, дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки.

Художественные  сказки

   К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Собственно, именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но, тем не менее, успешно ему служат.

Народные сказки

   Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике сегодня.

В свою очередь несколько  слов надо отдельно сказать о сюжетах  сказок.

Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды:

- Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных    

Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о  животных лучше всего передадут  маленьким детям жизненный опыт.

- Бытовые сказки

   В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. Например, одна из русских народных сказок "Кто заговорит первый?"  

- Страшные сказки

   Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.  

  Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков.  При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.

- Волшебные сказки  

   Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека [5].

Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные  смыслы будут проработаны и связаны  с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы  работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию.

- Авторские художественные сказки

   Чтобы помочь пациенту осознать свои внутренние переживания,  желательно выбрать для работы с ним авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией. Сказка  "Две лягушки" подойдет для работы с детьми и взрослыми. Эта сказка очень терапевтична при работе с целью, или когда человек теряет последнюю надежду, не хочет жить или теряет последние силы. Бороться за свою жизнь, свое здоровье, свои цели надо до последнего, т.к. у каждого из нас всегда есть тот единственный шанс, внутренние ресурсы, которые помогают справиться с любыми трудностями, стоящими на жизненном пути человека.

- Психокоррекционные сказки

   Ткач Р.М. [8] считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

1.  Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но, ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2.  Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.

3.  Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

-  Жили-были - начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют  делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных;

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок  предпочитает волшебные сказки.

- И вдруг однажды…- герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

- Из-за этого…- показано, в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

- Кульминация - герои сказки справляются с трудностями.  

- Развязка - развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.  

- Мораль сказки…- герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

   По мнению Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д.  [5] психокоррекционные  сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и  проблематике.

   Для создания психокоррекционной сказки психологу можно использовать следующий алгоритм.

  • в первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру;
  • потом описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью;
  • далее поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписать герою все переживания ребенка;
  • поиск героем сказки выхода  из создавшегося положения. Для этого необходимо начинать усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации;
  • осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений.

   Зарубежные психологи часто называют психокоррекционные сказки психотерапевтическими историями.

   Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая её содержание. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.

Психотерапевтические  сказки

   Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, — со стороны жизни духа. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.

    1. Основные методы сказкотерапии

По мнению Чех Е.В. [9] можно выделить несколько методов сказкотерапии:

- рассказывание сказки

- рисование сказки

- сказкотерапевтическая диагностика

- сочинение сказки

- изготовление кукол

- постановка сказки

Метод «Рассказывание и сочинение сказки»

   Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т.к. при этом психолог (терапевт) может наблюдать, что происходит в процессе консультирования с клиентом [9].

Психолог (терапевт) и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.

Информация о работе Сказкотерапия в работе психолога ДОУ