Социально-психологические детерминанты командообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 07:30, диссертация

Краткое описание

Кроме того, недостаточно четкое понимание того, что представляет собой команда и какие детерминанты должны лежать в основе ее формирования, определяет не высокий уровень качества практических исследований в этой области.
В связи с этим, актуальность данной работы определяется существующими потребностями как в теоретико-методологическом плане, который выражается в построении социально-психологической модели командообразования, так и в научно-практическом плане, а именно в области разработки такой технологии командообразования, которая способствовала бы быстрому и эффективному переходу группы от одной стадии к другой, более развитой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ : 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОЦЕССА КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 12
1.1. Проблема определения понятия «команда» в социальной психологии 12
1.2. Анализ представлений о моделях развития групп в отечественной и зарубежной социальной психологии 23
1.3. Существующие технологии командообразования 45
1.4. Современные методы оценки эффективности командной работы 52
1.5. Краткие выводы 56
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И
ТЕХНОЛОГИЯ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 58
2.1. Концептуальный подход к построению социально-психологической модели командообразования 58
2.2. Процесс построения модели командообразования 66
2.3. Детальный анализ основных составляющих и особенностей модели командообразования 83
2.4. Описание технологии командообразования 92
2.5. Краткие выводы 117
ГЛАВА 3. АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ
КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 120
3.1. Предварительная диагностика исследуемого объекта 120
3.2. Основные результаты тренинга командообразования 134
3.3. Краткие выводы 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 151
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 152

ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

дисертация.doc

— 4.98 Мб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

П ? п і   л г 3 ? 1 9 " На правах РУкописи

Филиндаш Павел Вячеславович

Социально-психологические детерминанты командообразования

Специальность 19.00.05 - «Социальная психология»

Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Научный руководитель

доктор психологических наук, профессор

Сергиенко Сергей Константинович

Москва-2009

 

2

содержание

введение : 3

глава 1. теоретические и методологические основы 
процесса командообразования 12

  1. Проблема определения понятия «команда» в социальной психологии 12
  2. Анализ представлений о моделях развития групп в отечественной и зарубежной социальной психологии 23
  3. Существующие технологии командообразования 45
  4. Современные методы оценки эффективности командной работы 52
  5. Краткие выводы 56

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И 
ТЕХНОЛОГИЯ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 58

  1. Концептуальный подход к построению социально-психологической модели командообразования 58
  2. Процесс построения модели командообразования 66
  3. Детальный анализ основных составляющих и особенностей модели командообразования 83
  4. Описание технологии командообразования 92
  5. Краткие выводы 117

ГЛАВА 3. АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ

КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 120

  1. Предварительная диагностика исследуемого объекта 120
  2. Основные результаты тренинга командообразования 134
  3. Краткие выводы 146

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 151

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 152

ПРИЛОЖЕНИЯ 

162

 

з

ВВЕДЕНИЕ

Следует констатировать, что большинство российских (особенно «постсоветских») организаций оказались совершенно не готовы к глобальным социально-экономическим изменениям, происходящим в стране. Отсутствие стабильности, жесткая и, часто, недобросовестная конкуренция, слабая проработанность юридических норм и постоянные кризисные явления всех сторон жизни общества приводят к серьёзным нарушениям внутренних и внешних организационных связей, механизмов функционирования организации и, в ряде случаев, ее полному уничтожению. Вполне логично, что в этих условиях появляется объективная необходимость такой реструктуризации деятельности большинства организаций, которая бы способствовала их устойчивому функционированию и развитию. В такой ситуации применение командного подхода в управлении организацией оказывается одним из наиболее перспективных. Только хорошо сформированная команда способна самостоятельно ставить и эффективно решать крупные и междисциплинарные проблемы и задачи за минимально короткий срок.

Сейчас вопросам формирования и развития команды уделяется огромное внимание со стороны различных специалистов по менеджменту, социальной психологии, управленческому консультированию и организационному развитию. С одной стороны, это говорит о большой популярности командного подхода в управлении организацией. В то же время, множество разноплановых и разнопредметных исследований приводит к дезинтеграции теоретико-методологических оснований командообразования. Отсутствие единого подхода свидетельствует о том, что на сегодняшний день существует целый спектр точек зрения по поводу определения самого понятия «команда», границ его соотнесения с такими понятиями, как «малая группа» и «коллектив», а также возможных стадий

 

4 развития   группы   до   уровня   команды.   Имеющаяся   картина  достаточно широка и, вместе с тем, очень «пестра», не целостна.

В настоящее время одной из актуальных исследовательских задач является построение социально-психологической модели развития группы до уровня команды. Оценивая текущее состояние разработанности данной проблематики, следует отметить, что подобной модели не существует, а имеющиеся варианты, зачастую не включающие в себя все возможные стадии, трудно приложить к множеству реально функционирующих групп. Кроме того, недостаточно четкое понимание того, что представляет собой команда и какие детерминанты должны лежать в основе ее формирования, определяет не высокий уровень качества практических исследований в этой области.

В связи с этим, актуальность данной работы определяется существующими потребностями как в теоретико-методологическом плане, который выражается в построении социально-психологической модели командообразования, так и в научно-практическом плане, а именно в области разработки такой технологии командообразования, которая способствовала бы быстрому и эффективному переходу группы от одной стадии к другой, более развитой.

Степень научной разработанности проблемы

Различия в истории развития социальной психологии в нашей стране и за рубежом определяют слабую разработанность проблематики командообразования в отечественной науке. В то время как первые представления о командах за рубежом сложились в 60-е гг. XX вв., и сейчас история рассмотрения этого явления насчитывает около 50 лет (P.M. Белбин, Р. Блейк, Дж. Моутон, Дж. Катценбах, Д. Смит, W.G. Dyer, J. Gulowsen, G.M. Parker), советская социальная психология в качестве высшей формы развития группы рассматривала и изучала коллектив (А.В. Петровский, Л.И. Уманский, М.Г. Ярошевский и др.).

 

5

Соответственно в зарубежной практике социальной психологии существует довольно большое количество хорошо проработанных и современных подходов к возможной технологии оценки и развития группы до уровня команды: трехуровневая технология командного развития (М. Геллерт и К. Новак); ролевая концепция командообразования (Р. Белбин); интерперсональный подход (С. Argyris, W. Schutz); оценочная модель эффективности командной работы (Ч. Маргерисон и Д. МакКенн); программа анализа командной эффективности (Дж. Катценбах). Среди современных исследователей, занимающихся разработкой технологий командообразования и оценкой эффективности деятельности команд в нашей стране, можно назвать Т.Ю. Базарова, Ю.М. Жукова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнееву, Ю.Д. Красовского, С.К. Сергиенко, Ю.В. Синягина и других. Однако необходимо отметить, что в настоящее время отечественные исследования в этой области социальной психологии значительно уступают зарубежным.

Таким образом, представляется необходимым разработать концепцию построения и развития команды, что снимет существующие пробелы по вопросам модели и технологии командообразования в отечественной социальной психологии.

Актуальность проблемы и степень ее разработанности обусловили тему настоящей диссертации «Социально-психологические детерминанты командообразования».

Объект исследования: совместная деятельность людей по принятию управленческих решений в организации.

Предмет исследования: социально-психологические закономерности процесса командообразования.

Цель исследования: разработка социально-психологической модели и технологии командообразования.

 

6

Для достижения поставленной цели потребовалось последовательное решение следующих задач:

  1. Проанализировать особенности и характерные черты командной работы, рассмотреть ключевые отличия от других видов совместной деятельности или группового взаимодействия.
  2. Определить основные стадии, которые проходит группа на пути к команде, и выявить социально-психологические детерминанты, соответствующие каждой стадии развития группы.
  3. На основе проведенного анализа разработать социально-психологическую модель командообразования.
  4. Создать технологию, позволяющую переходить группе от одного этапа развития к другому.
  5. Оценить работоспособность предлагаемой модели командообразования и проанализировать эффективность работы технологии на практике.

Гипотеза исследования

Социально-психологическими детерминантами, обеспечивающими эффективность процесса командообразования, являются общее видение, социально-психологическая структура, коммуникативная среда, ролевая структура, сфера ответственности и контроля, набор определенных компетенций и статус членов группы.

Теоретико-методологические основы исследования

  1. Теория и методология командообразования (Т.Ю. Базаров, P.M. Белбин, М. Бир, И.П. Волков, М. Геллерт, К. Дэвис, Ю.М. Жуков, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Дж. Катценбах, Ю.Д. Красовский, К.А. МакКензи, Ч. Маргерисон, К. Новак, Дж.В. Ньюстром, С.К. Сергиенко, Ю.В. Синягин, Д. Смит, Л: Томпсон, К. Фоппель, С. Argyris, J.R. Hackman, М.Е. Kelly, Е.А. Mabry, W. Schutz, B.W. Tuckman и др., R.S. Wellins и др., D. Yankelovich).
  2. Основы методологии научно-технической деятельности (В.Г. Горохов, В.Я. Дубровский, А.А. Пископпель, В.М. Розин, С.К. Сергиенко, Г.П. Щедровицкий, Л.П. Щедровицкий).
  3.  

7

  1. Социально-психологические концепции совместной деятельности (Э. Берн, А.И. Донцов, Ю.М. Жуков, А.Л. Журавлев, Р.Л. Кричевский, А.В. Петровский, Л.А. Петровская).
  2. Теория и методология социально-психологических тренингов и деловых игр (B.C. Дудченко, Н.В. Жадько, Ю.Д. Красовский, Ю.А. Левада, X. Миккин, Л.А. Петровская, В.М. Розин, С.К. Сергиенко, М.А. Чуркина, Г.П. Щедровицкий).
  3. Теория и методология групповой психотерапии, психодиагностики, экспертных оценок (А. Анастази, А.Д. Наследов, К. Рудестам, В.В. Семенова, П.Б. Шошин).

Эмпирическая база исследования

  1. Материалы серии деловых игр со студентами - социологами Государственного университета управления и группой руководителей коммерческой организации, проведенных для разработки списка критериев групповой и командной работы. В деловых играх приняло участие пять групп общей численностью 103 человека.
  2. Данные экспертного опроса руководителей и членов управленческих команд коммерческих и государственных организаций, посвященного разработке социально-психологической модели командообразования. Всего в опросе участвовало 10 экспертов.
  3. Материалы серии пилотажных исследований, проведенных для апробации и модификации методик, позволяющих диагностировать текущее состояние группы. В пилотажных исследованиях приняло участие 60 человек.
  4. Данные групповой психодиагностики и социально-психологического тренинга командообразования, полученные в результате консалтинга функционирующей в коммерческой организации управленческой команды для апробации предлагаемой технологии командообразования. Исследуемая группа состояла из 6 человек.
  5.  

8 Методы исследования

Использованные   в  диссертационной   работе   методы   целесообразно разделить на две группы:

1. Теоретические методы, которые, в свою очередь, включают:

Познавательные методы: анализ и синтез, категоризация, идеализация, парадигматическое противопоставление, классификация, проблематизация, критика, схематизация.

Конструктивные методы: процессуальное проектирование, имитационное моделирование.

2. Эмпирические методы, которые, в свою очередь, включают:

Метода сбора и анализа: глубинное интервью, экспертный опрос, психологическое тестирование, групповая психодиагностика. В процессе обработки и анализа данных использовались качественные и количественные (в том числе, компьютерные статистические) методы.

Методы воздействия: мозговой штурм, групповые дискуссии, ролевые игры, техники командообразования, психогимнастические упражнения. Научная новизна исследования

 

  1. В работе операционализировано понятие «команда», выявлены основные критерии, задающие содержание этого феномена.
  2. Систематизированы основные социально-психологические детерминанты, соответствующие различным стадиям развития группы.
  3. Построена социально-психологическая модель развития группы до уровня команды, отражающая конкретные характеристики совместной деятельности в группах различного уровня.
  4. Разработан оригинальный подход к технологии командообразования, позволяющей переходить группе от одного этапа развития к другому.
  5. Разработан комплекс диагностических и конструктивных процедур, позволяющих определить текущую стадию развития группы и построить технологию эффективного развития группы до уровня команды.
  6.  

Информация о работе Социально-психологические детерминанты командообразования