Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 14:35, курсовая работа
Создать модель взаимодействия социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии.
Для реализации этой цели решались следующие задачи:
изучить проблемы взаимодействия между педагогами и родителями детей с ОПФР;
изучить современные подходы, формы и методы работы социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии;
ВВЕДЕНИЕ……………..………………………………………………………стр. 3
ГЛАВА 1: Характеристика взаимодействия социального педагога с семьей ребенка с особенностями психофизического развития.
Анализ проблем взаимодействия педагога с родителями воспитывающими детей с ОПФР …………………….………………….стр.5
Формы и методы организации работы социального педагога с семъями воспитывающими детей ОПФР……………………………………..…....стр.7
ГЛАВА 2: Опытно-экспериментальная работа по внедрению различных форм и методов взаимодействия социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии в практику работы.
2.1 Изучения состояния работы с родителями на этапе констатирующего эксперимента………………………………………………………………..…стр.17
2.2 Формирующий этап работы с родителями по использованию экспериментальной модели взаимодействия социального педагога с семъями детей с ОПФР………………….…………………....... ……………стр.21
2.3 Констатирующий этап работы с родителями по внедрению экспериментальной модели взаимодействия социального педагога с семьями детей с ОПФР …………………...……………………………...…..стр.24
Заключение……………………………………………………..…………..….стр.28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………….....стр.29
Организация работы социального педагога
с родителями детей с особенностями
психофизического развития
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………..………………………………………
ГЛАВА 1: Характеристика взаимодействия социального педагога с семьей ребенка с особенностями психофизического развития.
ГЛАВА 2: Опытно-экспериментальная работа по внедрению различных форм и методов взаимодействия социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии в практику работы.
2.1 Изучения состояния
работы с родителями на этапе
констатирующего эксперимента……
2.2 Формирующий этап работы
с родителями по использованию
2.3 Констатирующий этап
работы с родителями по внедрению экспериментальной
модели взаимодействия социального
педагога с семьями детей с ОПФР …………………...……………………………...…..
Заключение……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………….....стр.
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………….……………………
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях перестройки
экономики и общественного сознания, когда
на здоровье и развитие детей и их семей
воздействуют многие неблагоприятные
факторы, приоритетной задачей межведомственного
уровня становится социально-медико-психолого-
В связи с рождением ребенка с нарушениями у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, своему ребенку - не такому, как все, к другим людям и к жизни вообще.
Поэтому важно исследовать не только детей с особенностями в развитии, но и их семьи, нуждающиеся в комплексной социальной помощи и поддержке. Только при решении этой проблемы можно обеспечить реабилитацию и интеграцию в общество детей с особенностями психофизического развития.
Семья ребенка с особенностями в развитии, как конкретная категория, подлежащая комплексной социальной защите, исследована крайне недостаточно. В нашей стране нет единой концепции многопрофильной социальной и психолого-педагогической помощи семьям детей с ограниченными возможностями развития.
Между тем связь уровня адаптации с выраженностью отклонения в развитии ребенка значительно опосредована характером внутрисемейных отношений. Именно поэтому последние можно рассматривать как один из важнейших факторов социально-бытовой и эмоционально-поведенческой адаптации «особых» детей.
Любая работа с родителями, воспитывающими детей с особенностями психофизического развития, подразумевает сотрудничество. Возникновению или не возникновению сотрудничества способствует взаимосвязь множества внешних и внутренних факторов.
Хотя объявленной целью всех усилий – как со стороны педагогов, так и со стороны родителей – является поддержание и улучшение психофизического состояния, между двумя сторонами возникают недопонимание, различия во мнениях, разочарования, противоположные действия и даже враждебность.
Несмотря на общий интерес, родители и педагоги находятся на совершенно разных позициях по отношению к ребенку с особенностями в развитии
В ходе организации и при проведении теоретического и экспериментального исследования ставилась цель:
Создать модель взаимодействия социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии.
Для реализации этой цели решались следующие задачи:
- изучить проблемы взаимодействия между педагогами и родителями детей с ОПФР;
- изучить современные подходы, формы и методы работы социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии;
- изучить практический опыт работы социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии;
- разработать экспериментальную модель работы социального педагога с родителями детей с ОПФР.
Гипотеза: организация работы с родителями детей с особенностями психофизического развития будет наиболее эффективной при следующих условиях: участие родителей в воспитательно-образовательном процессе и досуговой деятельности; использование разнообразных форм и методов работы с родителями; создание атмосферы взаимодоверия на принципах сотрудничества, партнерства;
Объектом являются семьи воспитывающие детей с особенностями в развитии.
Предметом исследования выступает работа социального педагога с родителями детей с ОПФР.
В ходе проведения исследования использовались следующие методы:
ГЛАВА 1
Характеристика взаимодействия социального педагога с семьей ребенка с особенностями психофизического развития.
С рождением ребенка с особенностями в развитии, семья испытывает множество трудностей различного характера. Помимо стрессового состояния, которое испытывают все семьи, здесь имеет место ряд специфических проблем, которые вызывают цепную реакцию неблагоприятных изменений в семье. Во-первых, родители, как правило, не подготовлены к такому трагическому для них событию и, как следствие, ощущают свою беспомощность. Во-вторых, оказываются затронутыми все основные сферы жизни семьи.
Каждая
семья по-разному принимает
Таким образом, родители бессознательно используют такие формы воспитания, которые закладывают фундамент невротизации детей. Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию. Поэтому, чтобы преодолеть трудности, родители нуждаются в помощи из вне.
Большинство проблем возникает по той причине, что родители и педагоги имеют разные ожидания в отношении друг друга и при этом они не могут достаточно ясно выразить эти ожидания. Это может привести, например к следующим результатам:
Как правило, родители не могут проследить, как проходит повседневная жизнь в реабилитационно-корректирующих учреждениях. Поэтому зачастую они оценивают качество заботы и ухода за детьми только по внешнему виду.
Так, родители и близкие не могут понять, является ли неопрятная одежда ребенка признаком проявления неудавшейся самостоятельности, либо это свидетельство запущенности детей, проявления равнодушия со стороны персонала или чрезмерной занятости педагогов.
Недоверие возникает, когда какие-либо решения касательно ребенка принимаются без ведомa родителей. Такая же реакция наступает, когда родителям недостаточно подробно говорят о каких-либо происшествиях либо болезнях, связанных с их сыном или дочерью.
Конфликты также возникают, когда персонaл плохо информирует родителей о ходе, методах и педагогических концепциях воспитания.
Педагоги часто жалуются на недостаточную готовность помочь и на отсутствие интереса со стороны родителей о задачах и проблемах учреждений.
Это может иметь различные причины и быть также связано с действительным отсутствием интереса. Часто причина незаинтересованности кроется в том, что сотрудники учреждений недостаточно интенсивно стараются пробудить у родителей и близких такой интерес и готовность помочь.
Прежде всего неработающие мамы порой охотно готовы отозваться на призыв иногда несколько часов провести в учреждении с целью оказания какой-либо помощи. Педагоги должны заблаговременно и чётко объявить, когда необходима такая помощь (сообщить можно в письме, можно также запланировать время встречи за несколько месяцев или вывесить броское объявление, которое будет заметно при посещениях родителями своих детей).
Родители должны чётно знать, какого рода помощь от них ожидается (например, испечь пирог на праздник, помочь обслужить воспитанников во время таких праздников или присутствовать вместе с воспитателями и детьми на каких-либо мероприятиях).
При этом родители должны чувствовать, что их помощь действительно полезна детям и педагогам.
Даже когда родители очень чутко воспринимают своего больного ребёнка, им зачастую бывает довольно трудно без помощи специалистов получить объективное представлении о конкретных условиях и степени развития ребёнка с особенностями психофизического развития.
Им не хватает в этом случае критериев или образцов для сравнения, какими обладают родители здоровых детей. Это приводит, как правило, к неадекватному развитию больных детей способам воспитания.
Как ни стараются родители наладить контакт и сотрудничество в реабилитационно-корректирующих учреждениях, они всё равно сталкиваются с определёнными ограничениями. Естественная причина таких ограничений кроется в чрезмерном эмоциональном участии со стороны родителей и невозможности дистанцироваться от больного ребёнка. Такая умеренная дистанциронанность помогает профессиональному сотруднику в его корректирующе-развивающей деятельности.
Если же специалисты расценят такие ограничения со стороны родителей как их сильные стороны, а не как педагогическую некомпетентность, то проблем для организации конструктивного диалога с родителями не останется.
При анализе причин, препятствующих достижению взаимопонимания между родителями и специалистами в вопросах совместного воспитания и оказания помощи детям с особенностями психофизического развития выделяется одна самая важная проблема. [9, 6-10]
Между родителями и педагогами возникают трудности при разговоре о конкретных ожиданиях, наблюдениях, оценках и проблематичном опыте взаимоотношений с больными детьми.
Причиной таких трудностей могут быть коммуникационные проблемы.
Описание причин и фактов тем не менее недостаточно для объяснения всех трудностей налаживания взаимоотношений между родителями и близкими больных детей с одной стороны и специалистами реабилитационно-корректирующих учреждений с другой.
Таким образом, первопричина непонимания между родителями и педагогами кроется в том, что родители воспринимают ситуацию с их ребенком в большей степени на чувственно-эмоциональном уровне, педагоги же подходят к этому вопросу с профессионально-практической точки зрения. По причине различного восприятия ситуации педагоги в первую очередь должны постараться посмотреть на свою деятельность с позиций родителей, а именно – на чувственно-эмоциональном уровне. педагоги должны также дать понять родителям, что они точно также как и родители воспринимают проблему воспитания и развития детей с особенностями психофизического развития.
При этом обязательно необходимо испытывать искренность, открытость и уважение по отношению к родителям воспитывающим детей с особенностями в развитии. Необходимо создать атмосферу взаимодоверия, и создать такую атмосферу следует осторожно и постепенно.