Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 23:57, шпаргалка
В социологии массовая коммуникация понимается как социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через содержание передаваемой информации. Для социологии коммуникации это определение недостаточно, так как в нем не учтен существенный фактор массовой коммуникации как процесса - механизм актуализации информации при помощи коммуникативных средств. Массовая коммуникация, рассматриваемая как один из видов общения, представляет собой социально обусловленное явление с основной функцией воздействия через смысловую и оценочную информацию.
1. Социология СМК как система знаний.
В социологии массовая коммуникация понимается как социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через содержание передаваемой информации. Для социологии коммуникации это определение недостаточно, так как в нем не учтен существенный фактор массовой коммуникации как процесса - механизм актуализации информации при помощи коммуникативных средств. Массовая коммуникация, рассматриваемая как один из видов общения, представляет собой социально обусловленное явление с основной функцией воздействия через смысловую и оценочную информацию. Рассматриваемая как вид речевой деятельности, массовая коммуникация является социально обусловленным процессом, в котором эта функция актуализируется при помощи различных коммуникативных средств и каналов.
Социология средств массовой коммуникации (СМК) - отрасль социологии, изучающая функционирование социальных институтов, производящих и распространяющих информацию на численно большие и рассредоточенные аудитории. Современные средства массовой коммуникации, приобретая глобальный характер, создают новый тип культуры, трансформируют структуры повседневности человека, вносят изменения в характер его деятельности и общения.
Главной
теоретической проблемой является осмысление отношений между
средствами массовой информации и обществом
путем исследования массовой коммуникации,
власти и влияния, средств массовой информации
как институтов, профессиональной культуры
и практики работников таких
организаций, аудитории массовых
коммуникаций, роли средств массовой информации
во всеобщем воспроизводстве культуры.
2. Изменение коммуникационных процессов в зависимости от вида общества.
Актуальность темы исследования. О проблемах коммуникации сегодня говорят и пишут представители разных дисциплин, а термин «коммуникация» уже прочно вошёл в понятийный аппарат социально-гуманитарного знания. Очевидно, что процесс коммуникации развивается и совершенствуется вместе с обществом, происходит его постоянная трансформация. Меняется количество передаваемой информации, возникают новые каналы коммуникации, количество передаваемых и получаемых сообщений непрерывно растёт. Происходят и качественные изменения. Некоторые сообщения редуцируются, общение становится более опосредованным. Трансформация затрагивает все уровни коммуникации от массовой до межличностной.
С появлением сети Интернет произошло
очередное ускорение и
Для успешной
социализации, личностного и
В экономике увеличение каналов
коммуникации и средств передачи
информации ведёт к ряду серьёзных
изменений. Это, прежде всего бурное
развитие таких отраслей бизнеса
как реклама и связи с
Появилась необходимость
исследовать влияние
Всё возрастающее влияние СМИ, которые с одной стороны выступают как ресурс власти и обеспечивают её поддержку, а с другой являются средством контроля над действиями властей, усложняет коммуникационный процесс. Кроме того, непрерывное появление новых законов и подзаконных актов, регулирующих действие СМИ, обусловливает трансформацию коммуникационного процесса.
В духовной
сфере трансформация
Трансформация коммуникационного процесса приводит и к изменениям в социальной сфере. Облегчение контактов, всеобщая коммуникационная связанность ведёт к изменению идентичностей. Постепенно трансформируются и критерии социальной стратификации, одним из ведущих критериев становится информированность, которая понимается как включенность в наибольшее число коммуникаций. Социально-философский анализ этих явлений позволит ближе подойти к пониманию их сущности.
Сложность и многоаспектность коммуникации, её интегрированность во все сферы жизни общества значительно осложняют изучение этого явления. Пока не сложилось единого подхода к изучению явления коммуникации и нельзя сказать, что понятие «коммуникация» достаточно хорошо определено. Поэтому оно нуждается в уточнении, раскрытии его содержания.
Степень разработанности проблемы. Понятие «коммуникация» стало активно применяться и разрабатываться в системе социально-гуманитарного знания только с середины XX века. До этого времени велись исследования общения, изучалась его структура, функции, то есть закладывались предпосылки современной теории коммуникации.
В период античности изучением человеческого общения занимались Платон и Аристотель («Риторика»). Вплоть до середины XIX века философы изучали сущность человеческого общения и искали более эффективные пути построения диалога.
Качественная оценка коммуникации и критерии подлинного общения раскрывается в трудах таких философов как К. Ясперс, М. Бубер, Ю. Хабер-мас, К.О. Аппель.
Классическая модель коммуникационного процесса была описана в середине XX века в работах Г. Лассуэлла, П. Лазарсфельда, К. Шеннона и У. Уивера. Структурные модели коммуникации разрабатывали также М. Де Флер, У. Шрам, Ч. Осгуд, В.П. Морозов и др.
Современное понимание коммуникационного процесса невозможно без изучения источников общефилософского и социально-философского характера, в которых разрабатываются понятия, имеющие методологическое значение для понимания сущности и роли социальной коммуникации: социальная система, социальная структура, социальное отношение, форма отношений, система социальных действий. Это работы отечественных и зарубежных социальных философов (К. Маркса, М. Вебера, Т. Парсонса, Ю. Хабермаса, П. Сорокина).
Значительную роль в исследовании коммуникации играют труды отечественных психологов (А.А. Леонтьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б. Д. Парыгина) и зарубежных психологов и социальных психологов (Г. Тар-да, Д. Уотсона, Д. Мида).
Семиотические структуры исследовали философы: Б. Рассел, Л. Витгенштейн и создатели семиотики Ф. Соссюр, Ч. Моррис и др. Сегодня невозможно представить изучение коммуникации без структурных исследований К. Леви-Стросса, М. Фуко, Р. Барта.
Подробное рассмотрение различных теорий коммуникации даётся в публикациях Г.Г. Почепцова, Ф.И. Шаркова, МЛ. Василика, М.С. Вершинина, А.В. Соколова и др.
Сущность, закономерности, последствия и проблемы манипулирования сознанием в процессах коммуникации находят отражение в монографиях В. М. Бехтерева, Л. Войтасика, Г. Грачева, В.Г. Крысько, Е. JI. Доценко, Р. Хар-риса, Г. Шиллера, Э. Шострома.
Наиболее активно, на сегодняшний день, анализируется коммуникативный дискурс в различных сферах жизни общества. Здесь можно отметить исследования В. В. Сметаны, О. Л. Михалёвой и монографию А. Н. Баранова «Политический дискурс: методы анализа тематической структуры и метафорики». Тем не менее, обобщающих исследований, по коммуникационному процессу сравнительно мало.
Работы по коммуникативистике связанные с рекламой, PR и маркетингом (А.Б. Зверинцев, А.Н. Чумиков, Морозова Е.Г.) не могут претендовать на системный и глубокий характер изучения коммуникационного процесса.
3.Роль массовой коммуникации
в механизме обеспечения
Медиа как средство
поддержания системной стабильности
Показательной в этом плане является попытка известного американского специалиста Мелвина Де Флюэра применить системный подход к СМК. Предложенная концептуальная схема разрабатывалась для конкретных условий и традиций деятельности медиа, сложившихся в США в середине 60-х годов XX века18.
Де Флюэром были исследованы отношения между содержанием продукции масс медиа и вкусами аудитории. При этом СМК рассматривались им как некоторые автономные (социальные) системы, состоящие из совокупности подсистем. В то же время необходимо учитывать, что СМК '"вписаны" в некоторую внешнюю систему, представляющую собой совокупность социальных, культурных и экономических условий.
Социальная система массовой коммуникации состоит из нескольких важнейших составляющих: аудитории, дифференцированной по вкусам, образовательному уровню, возрасту и т.д.; орга-
Схема 2.2.
'ч De F-leur M Fhcories of Mass Communication New York' David McKay 1966
35
низаций исследования аудитории; организаций, создающих и распространяющих содержание массовой коммуникации; спонсоров или рекламодателей; рекламных агентств19 (См. Схему 2.2.).
Естественно, что как и любая другая схема, предложенная модель предполагает определенные упрощения. В частности, содержание массовой коммуникации рассматривается прежде всего как развлекательное. Именно этот блок материалов составлял в рассматриваемый период большую часть материалов американских медиа, с одной стороны, и собирал наибольшую аудиторию — с другой.
Помимо перечисленных взаимосвязанных компонентов, выделяется также подсистема контроля, включающая в себя: совокупное гь законода гельных органов различного уровня; агентства по кот ролю за соблюдением нормативных актов; самодеяч ель-ные ассоциации, способствующие контролю.
Внутренним стержнем или базовым условием, обеспечивающим функционирование системы массовой коммуникации в целом, является, по Де Флюэру, финансовый. Большинство из компонентов системы представляют собой профессиональные ролевые структуры, мотивация персонала которых достигается посредством денег. Причем все они в той или иной степени зависят от аудитории, как центрального компонента системы.
Решающим, с точки зрения функционирования СМК, является обеспечение аудитории "развлекательным" содержанием. Развлекательное содержание выделяется именно потому, что оно способно привлекать самые широкие слои "платежеспособной" части аудитории. Потребление развлекательного содержания неразрывно связано с потреблением рекламы тех или иных продуктов и услуг Таким образом, СМК очевидно способствуют тому, чтобы представители аудитории активно выполняли роль потребителей рекламируемых продуюов и, тем самым, способствовали поддержанию всей системы в равновесном состоянии.
Существуют определенные требования, предъявляемые в этой связи к материалам СМК. Материалы массовой коммуникации должны привлекать внимание аудитории, способствовать
'ч 1 Годсистемы СМК, по мнению автора, в чис i о т еоретическом плане являются ролевыми системами и, таким образом, подсистемами.
36
убеждению в необходимости приобретения различных товаров Вместе с тем, эти материалы должны находится в рамках сложившихся моральных норм и стандартов Это позволит избежать нежелательных санкций в отношении прои шодитепей материалов со стороны регулирующих компонентов системы
Говоря о конкретном содержании, которое привлекало бы наибольшее число зрителей, Де Флюэр указывает, что на практике таковыми являются материалы, ориентированные на массовые, зачастую не взыскательные вкусы Речь идет о фильмах, телевизионных постановках, материачах газет и журналов, в которых акцент делается на упрощенном юморе, банальной мелодраме, а зачастую, и на физическом насилии, жестокости, сексе, и т п Широкое распространение подобных материалов определяется, по мнению автора, тем, что они привлекали внимание наиболее многочисленного сегмента аудитории в американском обществе 60-х годов В то же время, именно эта часть аудитории уже в силу своей многочисленности обладала значимостью на рынке товаров и услуг
Таким образом, массовое содержание является ключевым элементом медиа системы Трансляция материалов, адекватных вкусам наиболее многочисленной части аудитории, являющейся одновременно наибольшим сегментом рынка, позволяет обес-печива] ь финансовую стабильность системы в целом
Коммуникация как фактор стабильности и развития социума
Этапы развития средств коммуникации
Какие средства вырабатывало человечество для трансляции структурной информации? Первоначально таким средством был язык в его речевой ипостаси. Для того чтобы передавать информацию, достаточно было возможностей человеческого голоса.
Следующий этап — развитие «усилителей» человеческого голоса для дистанционной передачи информации: в этом ряду может оказаться гонец, передающий известия из уст в уста, или барабанный бой, предупреждающий об опасности, или веревка с узелками, переданная посланцем, или же сигнальный костер, означающий приближение врага. В Западной Европе в средние века, например, необычным образом использовались... колокола. Был «хлебный колокол» — в ранний час под его удары, не раньше и не позже, хозяйки принимались месить тесто. Только после призыва «колокола чистоты» жители выходили из домов подметать мостовую. Был и «трудовой колокол», который отмечал начало и конец работы; по ударам «пивного колокола» открывались по вечерам двери питейных заведений1.