Экспериментальное обоснование развития прыгучести у баскетболисток 15-16 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику развития прыгучести баскетболисток на этапе спортивного совершенствования.
Гипотеза исследования. Процесс развития прыгучести баскетболисток станет более динамичным и эффективным, если использовать дифференцированные комплексы упражнений, направленные на ее совершенствование.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВАI. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОВ
1.1 Роль и сущность прыгучести как физического качества
1.2 Научно-методические основы развития прыгучести
1.3 Методика развития прыгучести у баскетболистов
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Организация исследования
ГЛАВАIII.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОК 15 – 16 ЛЕТ
3.1 Экспериментальная методика использования дифференцированных упражнений на развитие прыгучести в процессе подготовки баскетболисток 15 – 16 лет
3.2 Результаты педагогического эксперимента и обсуждение полученных результатов
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие прыгучести у баскетболистов 15-16 лет.docx

— 92.47 Кб (Скачать файл)

  ОГЛАВЛЕНИЕ

  ВВЕДЕНИЕ

  ГЛАВАI. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОВ

  1.1 Роль и сущность прыгучести  как физического качества

  1.2 Научно-методические основы развития  прыгучести

  1.3 Методика развития прыгучести  у баскетболистов

  ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

  2.1 Задачи исследования

  2.2 Методы исследования

  2.3 Организация исследования

  ГЛАВАIII.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОК 15 – 16 ЛЕТ

  3.1 Экспериментальная методика использования  дифференцированных упражнений  на развитие прыгучести в процессе  подготовки баскетболисток 15 – 16 лет

  3.2 Результаты педагогического эксперимента  и обсуждение полученных результатов

  ВЫВОДЫ

  ЛИТЕРАТУРА

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ВВЕДЕНИЕ   

  Актуальность. Современный баскетбол характеризуется интенсификацией соревновательной деятельности, что проявляется в увеличении плотности игровых действий, уменьшении времени выполнения как технических приемов в целом, так и их отдельных фаз, в быстроте и стремительности тактических взаимодействий, увеличении числа индивидуальных игровых действий [7; 21].

  Все это базируется на высоком уровне физической подготовленности игроков, в основе которого лежит способность  проявления каждым баскетболистом игрового атлетизма в процессе соревновательной деятельности. Современные требования к уровню развития физических качеств  заключаются в обеспечении возможности  игроков выполнять сложные технические  приемы и активные тактические взаимодействия на высокой скорости, в условиях силового прессинга, удерживать высокую  интенсивность игры до последних  секунд матча [7; 17; 40].

  В настоящее время в баскетболе произошли значительные изменения  в правилах проведения соревнований, а также в структуре игровой  деятельности, которая характеризуется  значительным смещением акцентов на усиление защитных действий и технических  возможностей отдельных игроков, а  также в увеличении продолжительности  соревновательного периода и  количества официальных игр. В соответствии с правилами современного баскетбола сокращено время на выполнение атакующих  действий и вывод мяча в передовую  зону, данные изменения требуют от команд применения быстрых, основанных на индивидуальных способностях игроков  тактических схем в нападении. Предоставление возможности защитнику использовать более активные действия привели  к возникновению контактной, силовой  борьбы, как под кольцом, так и  по всей игровой площадке. Баскетболисты  различного соревновательного уровня и различного игрового амплуа все  чаще используют в нападении бросок сверху, как наиболее точный и затрудняющий блокирование, что требует проявления высокого уровня развития прыгучести и прыжковой выносливости [19; 24; 26; 29; 34].

  Специалисты отмечают, что одним из резервов результативности соревновательной деятельности является совершенствование специальной  физической подготовки баскетболистов, а именно: скоростно-силовых способностей, проявлением которых является прыгучесть [32; 34; 42; 43].

  Многие  исследователи отмечают, что физическая работоспособность и функциональные возможности отечественных баскетболистов различной квалификации пока не отвечают уровню требований современного баскетбола [1; 15; 24; 26]. Однако в изученной литературе мы не нашли рекомендаций по совершенствованию  процесса подготовки игроков с учетом современного состояния баскетбола, сделавшего за последние годы значительный скачок в своем развитии.

  Таким образом, налицо противоречие между  повышением требований к уровню прыгучести баскетболистов в современных условиях с одной стороны, и недостаточностью существующих методик развития прыгучести игроков – с другой. Данное противоречие актуализирует проблему совершенствования  прыгучести баскетболистов с использованием специфических средств и методов.

  Объект  исследования: средства и методы развития прыгучести.

  Предмет исследования: методика развития прыгучести у баскетболисток 15 - 16 лет.

  Цель  исследования: теоретически обосновать и разработать методику развития прыгучести баскетболисток на этапе спортивного совершенствования.

  Гипотеза  исследования. Процесс развития прыгучести баскетболисток станет более динамичным и эффективным, если использовать дифференцированные комплексы упражнений, направленные на ее совершенствование.

  Задачи  исследования:

  1. Изучить теоретическое и практическое состояние проблемы развития прыгучести баскетболистов.

  2. Теоретически обосновать и разработать содержание методики в соответствии с преимущественной направленностью на развитие прыгучести у баскетболисток на этапе спортивного совершенствования.

  3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность использования дифференцированных упражнений на развитие прыгучести в процессе совершенствования физической подготовки баскетболисток.

  Теоретико-методологической основой исследования явились основные положения теории спортивной тренировки (Ю.В. Верхошанский, 2006; Л.П. Матвеев, 2004; В.Н. Платонов, 2004; В.К. Бальсевич, 2000; Н.Г. Озолин, 2004), организация и методика проведения процесса физической подготовки баскетболистов (А.Я. Гомельский, 1997; Т.А. Зельдович, 1964, Р.А. Корнеев, 2004, В.И. Кудряшов, 1980).

  Практическая  значимость исследования заключается в разработке содержания дифференцированных упражнений как средства развития прыгучести баскетболистов, в определении условий выбора упражнений и параметров нагрузки в соответствие с основными задачами тренировочного занятия. Полученные результаты исследования могут быть использованы в учебно-тренировочном процессе баскетболистов на этапе спортивного совершенствования, в повышении квалификации преподавателей физического воспитания вузов, учителей физической культуры, тренеров по баскетболу средних и высших специальных учебных заведений.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ГЛАВА I. ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОВ  

  1.1 Роль и сущность  прыгучести как  физического качества

  Эффективность спортивных движений, связанных с  активным взаимодействием спортсменов  с объектами внешнего окружения, определяется главным образом характером развивающихся при этом сил, а  также направлением и скоростью  движения [9; 11]. Анализ динамики разнообразных  спортивных движений, проведённый рядом  исследователей [11; 28], позволил сделать  вывод о том, что совершенствование  рабочего эффекта связано, прежде всего, с проявлением большей величины внешней силы за наименьшее время  или как высказывается Л.П. Матвеев  «высокой мощностью мышечных сокращений» [30]. На характер этой закономерности влияют режим и внешние условия работы мышц при выполнении конкретного  спортивного движения. Проявление данного  качества получило в литературе название «скоростно-силовые качества (способности)».

  Наиболее  емкое определение скоростно-силовым  способностям дает Л.П. Матвеев. Под  ними он понимает такое соотношение  силовых и скоростных характеристик  движений, при котором значительная сила проявляется в возможно меньшее  время [30].

  Обращение к работам ведущего теоретика  спортивной подготовки В.Н. Платонова  показало, что им не употребляется  термин «скоростно-силовые качества». Данное качество он называет «взрывной  силой» и подразумевает под ней  способность преодолевать сопротивление  с высокой скоростью мышечного  сокращения [35]. В более поздних  работах В.Н. Платонов данное качество называет скоростной силой и дает такое определение: «скоростная  сила - это способность нервно-мышечной системы к мобилизации функционального  потенциала для достижения высоких  показателей силы в максимально  короткое время» [ 35, С.370].

  Говоря  о скоростно-силовой подготовке, большинство авторов указывают  в первую очередь на соотношение  А.Хилла, связывающем (за некоторым  исключением) обратно пропорционально  силу мышечного сокращения и скорость, с которой эта сила проявляется  в движении: с уменьшением внешнего сопротивления скорость движения возрастает, а проявляемая мышечная сила падает [33].

  В.В. Бойко выделяет два компонента мощности в скоростно-силовых действиях:

  1. Силовой компонент мощности (динамическая  сила): чем больше скорость движения, тем больше динамическая сила  при уступающем режиме сокращения  мышц;

  2. Скоростной компонент мощности: Одним из важных механизмов  повышения скоростного компонента  мощности служит увеличение скоростных  сократительных свойств мышц, другим - улучшение координации работы  мышц. Скоростные свойства мышц  в значительной степени предопределены  соотношением быстрых и медленных  мышечных волокон [9].

  Среди координационных факторов, играющих важную роль в проявлении взрывной силы, отмечаются характер импульсации мотонейронов активных мышц, частота их импульсации в начале разряда и синхронизация импульсации разных мотонейронов [31].

  Ю.В. Верхошанский пишет, что скоростные и силовые компоненты зависят не только от поперечного сечения, вязкостных свойств, плотности иннервации на единицу объема мышечного волокна, но и от состояния двигательных отделов коры головного мозга [11].

  В баскетболе, как правило, проявление скоростно-силовых способностей осуществляется в прыжках. По характеру мышечной деятельности прыжок относится к  группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене  толчке развивается мышечное усилие максимальной мощности, имеющие реактивно-взрывной характер. В связи с этим, такое  проявление скоростно-силовых способностей баскетболистов целесообразно называть прыгучестью.

  Ю.В. Верхошанский [11] под прыгучестью подразумевает возможность человека развить ту или иную степень мощности усилий при отталкивании.

  Л.Д. Назаренко [31] дает следующее определение прыгучести: это способность к максимальной концентрации мышечных и волевых усилий в минимальный отрезок времени при преодолении вертикального и горизонтального расстояний.

  Согласно  Ю.М. Портнову, специфическими особенностями  проявления прыгучести являются:

  - быстрота и своевременность прыжка;

  - выполнение прыжка с места  или короткого разбега, преимущественно  в вертикальном направлении;

  - неоднократное повторение прыжков  в условиях силовой борьбы (серийная  прыгучесть);

  - управление своим телом в безопорном положении;

  - точность приземления и готовность  к немедленным последующим действиям  [5].

  Как известно, сенситивный период развития прыгучести соответствует возрасту 11-14 лет и к 17-18 годам она достигает  наивысших результатов [1]. Однако говорить о консервативности прыгучести к  дальнейшему развитию или поддержанию  на высоком уровне достигнутых результатов  в более позднем возрасте нет  оснований, особенно в спорте высших достижений.

  Современные представления в теории и методике спортивной тренировки о развитии прыгучести сводятся к тому, что применение упражнений преимущественно прыжкового характера способствует улучшению  лишь скорости отталкивания, а применение упражнений силового и скоростно-силового характера обеспечивает прирост  и скорости, и силы отталкивания. Следует, по-видимому, считать доказанным положение о необходимости преимущественного  развития силы мышц в сочетании с  упражнениями на увеличение подвижности  в суставах и расслаблением с  целью воспитания прыгучести [9; 11; 22; 31; 35].

  Остается  открытым вопрос о качественных параметрах тренировочных воздействий силовой  и скоростно-силовой направленности, обеспечивающих развитие и поддержание  достигнутого уровня прыгучести.

  Таким образом, прыгучесть является одним из важнейших физических качеств баскетболистов и характеризует способность игрока максимально высоко выпрыгивать при различных игровых ситуациях (броски в прыжке, подборы мяча у щита, спорные броски, накрывания бросков соперника и т. д.).

  Различают общую прыгучесть, под которой  понимают способность выполнять  прыжок (вверх, в длину) и специальную  прыгучесть - способность развить  высокую скорость отталкивания. Основным звеном в воспитании прыгучести следует  считать сочетание разбега с  отталкиванием [31].

  Специфическими  особенностями прыгучести являются: взрывная сила, быстрота и ритм движений. Величина усилий, развиваемых за максимально  короткое время при выполнении толчка в прыжках, должна быть предельно  большой. Это возможно лишь при их взрывном характере. Взаимосвязь скорости и силы проявляется в мощности движений. Для короткого и сильного отталкивания необходимо проявление мгновенной сократимости мышц при их сильном  напряжении, что требует мощной концентрации волевых усилий. Следовательно, взрывная сила представляет собой способность  проявления ее наибольшей величины за наименьшее время [31]. Быстрота движений, как компонент прыгучести, обеспечивается высокой функциональной лабильностью нервных центров и, соответственно, сопровождается быстрой сменой возбуждения и торможения и, следовательно, сокращения и расслабления мышц. Кроме того, большое значение имеет координация деятельности мышц – синергистов и антагонистов, правильный выбор активируемых мышц-синергистов при ограниченной активности мышц-антагонистов конкретного сустава. Для проявления определенного уровня прыгучести большое значение имеет точность прилагаемых усилий при высокой скорости выполнения движений. Это соответствие обеспечивает ритм движений. Одним из важных факторов развития прыгучести является степень проявления физических и координационных качеств. Известно, что на начальных этапах тренировки уровень развития силы – важная предпосылка для увеличения показателей взрывной силы – одного из основных компонентов прыгучести [41].

Информация о работе Экспериментальное обоснование развития прыгучести у баскетболисток 15-16 лет