Становление свободы: от природного к социокультурному бытию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:55, монография

Краткое описание

В монографии предлагается система базовых онтологических гипотез, отправляясь от которых автор последовательно рассматривает неживую природу, живую природу, становление и развитие ориентации, статус ментального в отношении статуса материального, философские проблемы антропосоциогенеза, социокультурный мир как особый тип бытия. Книга завершается обоснованием трехмерности пространства как формы чувственного созерцания и концепцией генезиса понятий. Ответ на оба гносеологических вопроса также выводятся из предложенных онтологических гипотез. Монография предлагает существенно новую и в значительной мере целостную онтолого-гносеологическую концепцию.

Содержание

Аннотация
· Гносеологическое введение: О праве на онтологию
· Неживая и живая природа. Неживая природа
· Генезис и онтологический статус психики. Традиционные подходы
· Эмоционально-когнитивная концепция
· Антропосоциогенез: начало, логика, завершение
· Предпосылки и начало антропосоциогенеза
· Проблема "верхней границы" антропосоциогенеза
· О специфике социокультурного бытия
· Гносеологическое заключение: почему мир нам дан таким, каким дан. Почему мы видим мир трехмерным
· Сопереживание как основание рационального познания
· Сноски

Вложенные файлы: 1 файл

0943835_5DDE8_shalyutin_b_s_stanovlenie_svobody.doc

— 467.50 Кб (Скачать файл)

Б.С. Шалютин. Становление  свободы: от природного к социокультурному бытию

 

Содержание

·  Аннотация

·  Гносеологическое введение: О праве на онтологию

·  Неживая и живая природа. Неживая природа

·  Генезис и онтологический статус психики. Традиционные подходы

·  Эмоционально-когнитивная концепция

·  Антропосоциогенез: начало, логика, завершение

·  Предпосылки и начало антропосоциогенеза

·  Проблема "верхней границы" антропосоциогенеза

·  О специфике социокультурного бытия

·  Гносеологическое заключение: почему мир нам дан таким, каким дан. Почему мы видим мир трехмерным

·  Сопереживание как основание рационального познания

·  Сноски

 

 

Аннотация

Становление свободы: от природного к социокультурному бытию. Курган. Изд-во "Зауралье", 2002г.- 88с.

Автор: Шалютин Борис Соломонович, д.филос.н., проф., проректор по уч.раб. Курганского госуниверситета.

В монографии предлагается система  базовых онтологических гипотез, отправляясь  от которых автор последовательно рассматривает неживую природу, живую природу, становление и развитие ориентации, статус ментального в отношении статуса материального, философские проблемы антропосоциогенеза, социокультурный мир как особый тип бытия. Книга завершается обоснованием трехмерности пространства как формы чувственного созерцания и концепцией генезиса понятий. Ответ на оба гносеологических вопроса также выводятся из предложенных онтологических гипотез. Монография предлагает существенно новую и в значительной мере целостную онтолого-гносеологическую концепцию.

ISBN 5-87247-253-6 (c) Б.С. Шалютин, 2002

 

·  Гносеологическое введение: О праве на онтологию

После Канта  всякий высказывающий онтологическое суждение, должен быть готов к ответу на вопрос, какое он имеет на это право. Из тех, кто проигнорировал Канта, лишь гениальному Гегелю удалось сказать нечто стоящее. После Канта он дал блестящее завершение докантовской философии, поставив в конце ее истории восклицательный знак. Сегодня тот, кто пытается строить философию как систему достоверного знания, просто невежда.

Прежняя метафизика в качестве науки невозможна. Это банальная  истина. Вместо нее Кант предложил  метафизическую науку с другим предметом. Послекантовский опыт философствования развеял и эту иллюзию. Но что с прежней метафизикой, с теми самыми "идеями" - космологической, психологической, теологической (и вряд ли это исчерпывающий перечень), - которые составляли ее прежний предмет?

Если о трансцендентной  вещи в себе невозможны достоверные  суждения - а они невозможны - то это еще не повод пустить пулю агностицизма в лоб познающего сознания человечества. Познающее сознание хочет жить, и ироде энергии ее воплощение в некие определенные процессы движения происходит хаотически. Именно такова, по-видимому, причина повышения температуры тела в случае болезни, а технические системы в аналогичных ситуациях перегорают. Имманентно присущая энергии неопределенность относительно адекватно выражается в хаотичности определенных движений.

Детерминистские процессы являются результатом детерминирования, т.е. определения, т.е. установления пределов, границ, т.е., опять-таки, канализирования. Вода течет по руслу, если русло проложено. Для технических систем русла прокладывает человек, для, например, живой природы они формируются в ходе эволюции.

Предопределенность обеспечивается определенностью. Но никогда не бывает полной предопределенности, т.к. никогда нет полной определенности. Всегда остается свободная энергия - условие возникновения нового, в.т. ч. за сче манипулирования определенностями.

3. Третья гипотеза, по сути  дела, уже использовалась в пояснении  ко второй. Она заключается в  том, что наряду с неопределенностью  миру имманентна определенность. Если бы энергия существовала только как абсолютная неопределенность, никаких определенностей никогда не могло бы возникнуть вообще.

4. Четвертая гипотеза: существует  взаимодействие; не существует образований,  не способных к взаимодействию.

Эта гипотеза противостоит одному из основополагающих тезисов онтологии  Лейбница, согласно которому каждая монада полностью несет в себе свое будущее и ни с чем не взаимодействует.

Таковы базовые онтологические гипотезы. Последующее содержание, как мне представляется, в полной мере основывается на них. Я стараюсь объяснить при их помощи явленный мир, или, что то же самое, вывести его из данных гипотез как следствие. В этом и должно состоять обоснование их правомерности. Насколько мне это удалось - судить другим.

 

·  Неживая и живая природа. Неживая природа

Внутри неживой  природы можно выделить ряд уровней. Первый - это уровень свободной энергии, о которой уже сказано достаточно.

Второй уровень - уровень  элементарных частиц. Нас не интересует, действительно ли элементарны все  те частицы, которые сегодня принято  так называть. Под элементарными частицами мы понимаем те простейшие вещественные образования, которые не содержат в себе других, меньших вещественных образований.

Элементарные частицы  могут аннигилировать, полностью  превращаясь в свободную энергию. Так, при столкновении аннигилирую  электрон и позитрон, что показано экспериментально, так же, как и обратный процесс: при чрезвычайно высокой концентрации свободной энергии образуются пары электрон - позитрон.

Всякая элементарная частица  представляет собой сгусток энергии  высочайшей концентрации, что видно из уже приводившейся формулы E=mc2. Почему при рождении частиц появляется атрибутивная веществу масса покоя, каков механизм этого рождения - пока в конкретно-научном плане здесь, насколько мне известно, сказать нечего. В отношении последнего вопроса, правда, надо высказать ряд важных для дальнейшего общеонтологических соображений.

Можно сказать, что при  возникновении частиц е структуры, способа связи элементов системы.

Пора вернуться к оставленному ранее вопросу о функции диссимиляции. Представим построенный в гнилом месте и брошенный деревянный дом. Через пару десятков лет он сгниет, от него ничего не останется, ни формы, ни материи. Но допустим, что, построив дом, плотник занялся следующей странной деятельностью: вытащит доску из пола, выбросит и заменит на другую, потом также со следующей доской, бревнами, ставнями и т.д., и так все двадцать лет. Тогда по истечении этого срока дом сохранится как новенький.

Организм - это и есть такой  дом вместе с сумасшедшим плотником  в нем. Организм все время себя разбирает, для того, чтобы освободить место новому веществу. В этом смысле можно сказать, что диссимиляция первична по отношению к ассимиляции. Обмен веществ обеспечивает сохранение существования организма как себетождественной формы.

Воспроизводство формы обеспечивается тем, что каждая клетка содержит генетический материал, единственная функция которого как раз и состоит в сохранении, несении структуры. Но эта единственная функция как раз и является сущностной. Все остальное ей подчинено. Гены спрятаны в сердцевине клетки за несколькими мембранами и слоем цитоплазмы. Геном - Царь и Бог, и вся жизнедеятельность организма посвящена его обслуживанию. И он же, в конечном счете, ею управляет, ибо в нем же записана структура функционирования организменного целого.

Тем не менее, высокоразвитые организмы смертны. Несмотря на определенные успехи науки в решении проблемы увеличения продолжительности жизни, смерть индивида неизбежна. Среди возможных  прочих причин, она неизбежна как  следствие накопления генетических ошибок, то есть ошибок в процессе воспроизводства формы.

Индивиды смертны, но вечны (или, если так можно выразиться, "почти вечны") виды. Природа  создала несколько обеспечивающих эту вечность механизмов, о двух из которых следует сказать сейчас. Первый - половое размножение. Появление потомства происходит только через процедуру взаимоконтроля генетического материала двух организмов. Ключ должен подходить к замку, и если одно из двух неисправно - продолжение невозможно. Второй же механизм заключается в дополнительном страховом звене, которым как раз и выступают сами индивиды. То же самое, что отдельный организм, индивид, делает с веществом своих клеток, сбрасывая с себя вечно меняющуюся и ненадежную материю во имя сохранения формы, вид делает с самими индивидами, сбрасывая с себя поколение за поколением индивидов и неся сквозь время свою "священную" сущность - видовую форму.

И здесь мы подошли, видимо, к важнейшему для понимания сущности живого моменту. Виды - это и есть не что иное, как формы, созданные и отобранные эволюцией устойчивые динамические структуры, по отношению к которым инициативно взаимодействующие со средой организмы, даже самые сложные, со сложным, дифференцированным, даже психически регулируемым поведением оказываются всего лишь носителями, временными пристанищами в их царственном и неизменном бытии.

Мир живого в действительности есть царство форм. Здесь появляется форенность. На уровне энергии как  порождающего движение начала не формируется определенности этого движения. Эта мысль хорошо иллюстрируется, если взять количественный аспект: энергия как величина не является векторной. Вектор - понимаемый в широком смысле, именно как определенность - обусловливается другими факторами.

Проиллюстрирую это некоторыми примерами. Есть понятие энергичного человека, человека, который "кипит" энергией. Он не может сидеть без дела. Он всегда найдет себе какое-нибудь занятие. Какое - зависит от ситуации. Именно ситуация придаст определенность конкретного воплощения его энергии, определенность воплощения обусловлена отнюдь не имманентными характеристиками самой энергии, высвобождающейся в процессе жизнедеятельности его организма. В процессе жизнедеятельности энергия высвобождается. Пока энергия связана в вещество, она имеет определенность. Высвобождаясь, он эту определенность утрачивает, превращаясь в своего рода апейрон.

Итак, вторая гипотеза: энергия  по своей изначальной природе есть неопределенность, апейрон.

Как это часто  бывает, язык "зрит в корень". Выражение "высвобождение энергии" схватывает самое глубоко существо дела. В этом контексте нельзя не вспомнить Бердяева с его свободой как безосновной основой бытия. При этом сама по себе свобода есть нечто чисто негативное. Позитивно она себя реализует в творческом процессе. Так вот, энергетическое начало как начало движущее есть начало созидающее, а благодаря внутренне присущей энергии неопределенности процесс созидания оказывается не развертыванием заранее предопределенного сценария - как это происходит по Лейбницу, ибо у него сила есть абсолютная определенность и, следовательно, предопределенность - а творчеством, процессом возникновения подлинно нового, не содержащегося в предшествующем состоянии.

Отказ признать наличие индетерминистского компонента в самом основании  бытия неизбежно влечет признание абсолютной предзаданности мирового процесса, как, скажем, у Лейбница или Лапласа, а по сути уже у Демокрита. В том числе он превращает в иллюзию и всякую человеческую свободу. Вся история философии показала, что нет никакого способа вывести свободу из необходимости. Это понял еще Эпикур, наделивший атом способностью самопроизвольного отклонения от линии движения. Но эта способность оказалась в противоречии с сохраненной от Демокрита абсолютной определенностью самого атома.

Представьте себе очень высокую, очень хрупкую пробирку с плоским дном, стоящую на идеально ровном полу.

По мере заливания в  нее воды давление у дна буде все  более возрастать, и пробирку в  конце концов разорвет. При этом вода потечет во все стороны, пока ее будет хватать, и весь пол вблизи пробирки будет мокрым, без сухих пятен.

Аналогично происходит и  распространение свободной энергии. Для примера: известное всем из средней  школы электрическое поле точечного  заряда распространяется равномерно и  не содержит пустот.

В устойчиво работающих упорядоченных системах высвобождающаяся энергия жестко канализируется. Но если происходят какие-либо сбои, то сообразно собственной прающийся в хаотическое перепроизводство движений установлен еще в начале века Г. Дженнингсом. Имеются некоторые косвенные данные, говорящие в пользу наличия подобного механизма и у бактерий*. Все это позволяет предположить, что в эволюции прокариот очень рано могла установиться связь между разрушением и раскупориванием энергетического "резервуара", или, как принято говорить, энергетических депо организма. В таком случае обусловленный разрушением сильный сверхнормативный "выброс", мощная "утечка" энергии должны привести к более или менее значительным случайным перемещениям организма, продолжающимся, пока организм не погибнет, или же, в случае успеха, пока он не удалится за счет хаотического изменения местоположения от разрушающего его внешнего агента. В основе формирования такого механизма могло лежать то важное обстоятельство, что связь между началом разрушения и высвобождением энергии "вникуда" закономерна: всякая "поломка" означает нарушение нормальной циркуляции энергии в организме, и если предписанное воплощение энергии невозможно, она неизбежно порождает хаотические процессы*.

Закрепление в ходе эволюции такого рода механизма и означало бы становление локомоции и ориентации в неразрывном единстве друг с другом. Подобный механизм представляет собой элементарную общеактивационную ориентирующую реакцию (далее - ООР), с более сложными формами которой нам еще предстоит неоднократно столкнуться. На основе элементарной ООР, формирования и "шлифовки" в ее рамках конкретных способов связи между высвобождением "поверх-метаболической" энергии и взрывом хаотических телодвижений могла сформироваться та единая перманентная локомоторно-ориентационная активность, которую мы уже можем "воочию" наблюдать у современных подвижных бактерий.

Итак. Ориентационная активность возникает в русле эволюционного  нарастания автономного, "самостного" начала в существовании живых  организмов. Это нарастание выразилось в становлении самопорождаемой, идущей изнутри активности, тогда как ранее все процессы жизнедеятельности непосредственно "запускались" средовыми воздействиями. В отличие от прежних, жестко детерминированных (витально и через обеспечивающий эту витальную детерминацию механизм) в своем течении физиологических процессов, новая форма активности имеет непосредственно витально нейтральный и индетерминистский характер. Соответственно, эта активность оказывается хаотической. Последнее, в свою очередь, создает возможность построения на основе проб и ошибок генетически не предзаданного, но объективно целесообразного поведения. Поисковый компонент этого поведения - хотя он здесь еще неотделим от исполнительского - и составляет начальную форму ориентационной активности. Благодаря тому, что процесс ориентации бактерий развертывается вне организма, оказывается возможным вычленить общую структуру ориентации, в главном сохраняющуюся неизменной вплоть до ее высших форм: высвобождение аккумулированной организмом энергии - хаотическое зондирование среды - ограничение неудачных проб.

Информация о работе Становление свободы: от природного к социокультурному бытию