Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:31, реферат
Русский космизм является философским направлением с большими традициями
в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных,
религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само
существование “русского космизма” как философского течения даже в наше
время вызывает острые дебаты.
ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА
Введение
Русский
космизм является философским
направлением с большими
в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных,
религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само
существование
“русского космизма” как
время вызывает острые дебаты.
Само
зарождение русского космизма
обусловлено в значительной
своеобразной
общественной и культурной
Развитие русского космизма обязано во многом непременному
противопоставлению
этого философского
западноевропейской науки и культуры. Это противостояние заключало в себе
возможность
продуктивного диалога,
космизма,
его прогрессивному
исследования в XX в. Значительный интерес представляет нравственный,
социально-философский смысл русского космизма. Он способен питать собой
весьма
широкий спектр воззрений - от
крайне реакционных до
которые озабочены поиском творческого примирения основных ценностей
традиционного
общества и культуры
Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в
том числе
и благодаря тому, что многие
предсказания космистов
продолжают сбываться.
1. Основные течения в философии русского космизма
1.1. Философско-религиозное течение.
1.1.1. Русский космизм П.А.Флоренского
П.А.Флоренский является одним из тех, кого по праву относят к традиции
"русского космизма". Он считал, что существует "идеальное родство" мира
и человека, их "пронизанность друг другом", взаимосвязанность. Подобно
древнегреческой философии он соотносит мир и человека как макрокосмос
(космос, большой
мир, среду) и микрокосмос,
"образом и подобием Вселенной" и несущий в себе всё, что есть в мире.
Несмотря на то, что космический подход к человеку лишает его полноты
личностного бытия, Флоренский сумел найти выход из этой трудной
ситуации. И мир и человек одинаково сложны и внутренне бесконечны,
поэтому они могут рассматриваться как части друг друга. Можно с полным
основанием считать мир биологически - вселенским телом человека, а
экономически - сферой его хозяйствования. "Мир есть раскрытие Человека,
проекция его" [2]. В этом заключается космически-антропологический
дуализм
(или двуединство) Флоренского,
рамках
традиционного платонического
миру противопоставляется иной, "премирный", который символически
приоткрывается в реальностях земного бытия). Такой дуализм, по мнению
Флоренского, можно преодолеть только в Церкви: "В ней действительность
одухотворяется, освящается, обоживается" [3]. "Обоживание" является
конечным
результатом спасения всего
которое происходит в Церкви силами Христа и Его Духа. Спасение устраняет
конфликт
человека и мира, это и есть
"космическая сторона
[4]. У Флоренского,
как впрочем и у многих
статична: динамические процессы, эволюция, история определяющего
значения
не имеют. Как считает
одна лишь "ночь, один страшный сон, растягивающийся в века". По моему
мнению философия Флоренского - это космизм без эволюционизма
("преображение мира" не выходит за рамки отдельных церковных очагов и не
проникает в мировую жизнь и социальную деятельность человека).
1.1.2. Христианский космос В.С.Соловьёва
Наиболее
полно тема космизма
"Чтения о Богочеловечестве". По мнению Соловьёва, истинной загадкой для
разума является не вечный, или божественный, мир. Напротив, как
идеальная полнота всего и осуществление добра, истины и красоты, он
является как ясное и нормальное. Лишь в этой вечной сфере можно обрести
безусловное мерило для признания разумной природы как чего—то условного
и преходящего.
Действительность окружающего
загадкой и задачей для разума. "Эта задача ... сводится к выведению
условного из безусловного, ... случайной реальности из абсолютной идеи,
природного
мира явлений из мира
звено
между божественным и
совмещает
в себе всевозможные
одной
великой противоположности
абсолютной
и вечной сущностью и
Человек есть вместе и божество, и ничтожество" [5]. Следовательно, для
человека
необходимо найти место и
Соловьёв видит в божественном существе двуединство: "действующее, или
производящее,
единство божественного
единство
произведённое, осуществленное.
тела" [5]. Иначе говоря, первое единство - это Бог (Логос), второе
единство (произведённое единство, София) - "начало человечества, ...
идеальный
или нормальный человек. И
человеческому началу, есть человек, или, по выражению священного
Писания, второй Адам" [5]. Вечность Бога как Логоса и действующего Бога
предполагает вечность человечества, но не природного, которое возникает
на Земле в определённый период, а человека умопостигаемого, идеального.
Это универсальное существо заключает в себе всех людей. "Каждый из нас,
каждое
человеческое существо
участвует в универсальном и абсолютном человеке" [5]. Он -
всечеловеческий организм, вечное тело Божие и вечная душа мира, София.
Поэтому
человек является необходимым
и незаменимым звеном в
целом.
Именно это оправдывает
свободы и человеческого бессмертия.
Исключительное самоутверждение или эгоизм, всесильный в практической
жизни, является коренным злом нашей природы, и так как эгоизм
свойственен
всему в природе, то зло -
это общее свойство всей
Природа является отражением всеединой идеи и существования
обособленного, разделённого, разрозненного, чуждого этой идеи. Соловьёв
приходит к выводу, что природа зла метафизична, усматривая зло в
отношении души мира (Софии, "первообразного человечества") и Бога. Её
посредствующее
положение между Богом и
возможность
обретения самостоятельности,
себя, а
не от Бога и тем самым
нарушается единство
всеединство возможно только тогда, когда происходит соединение
божественного начала с душой мира, где первое - образующий элемент, а
второе - пассивная сила, которая воспринимает идеальное и снабжает его
материей для развития, оболочкой для его полного обнаружения. Это
соединение
не носит характера
совершенного и вечного организма - это медленный и мучительный путь,
который объясняется только одним, без чего немыслимы ни Бог, ни природа
- свободой. "Если всё существующее (в природе или мировой душе) должно
соединиться с Божеством - а в этом цель всего бытия, - то это единство,
чтобы
быть действительным единством,
идти
не только от Бога, но и от
природы, быть и её
[5].
Мировой
космогонический процесс
Начинаясь эпохой звёздной (астральной), когда действием всемирного
тяготения материя стягивается в великие космические тела, он завершается
созиданием
органической жизни и её
организма.
"В человеке мировая душа
впервые соединяется с
Логосом в сознании как чистой форме всеединства... В человеке природа
перерастает саму себя и переходит (в сознании) в область бытия
абсолютного. Воспринимая и нося в своём сознании вечную божественную
идею
и вместе с тем по
неразрывно связанный с природой внешнего мира, человек является
естественным посредником между Богом и материальным бытиём, проводником
всеединящего
божественного начала в
устроителем и организатором вселенной" [5]. Кроме человека все иные
существа лишены божественного начала и причастны к нему лишь подчинением
внешнему естественному закону. Подобно мировой душе, человек, причастный
к всеединству Бога, свободен захотеть иметь его как Бог. Для этого он
"утверждает себя отдельно от Бога, вне Бога, отпадает или отделяется от
Бога
в своём сознании так же, как
первоначально мировая душа
от Него во всём бытии своём" [5]. Таким образом начинается новая фаза
уже не космогонического, а теологического развития, в процессе которого
человек
проходит путь от астральных
религий через
фаллической, где, наконец, возвращается к своему собственному
материальному
началу и высшее проявление
мировой связи находит в
единстве родовой организации жизни.
Можно выделить несколько бесспорных идей космизма Соловьёва:
Идея
всеединства, вечного
которая имеет религиозный характер (вне божественного начала бытие - это
хаос).
Тайна
сопричастности человека
природе (человек являясь посредником между Богом и материальным бытиём,
проводником
единящего действия на
устроитель и организатор вселенной.
В космосе
Соловьёва главенствуют
(целесообразности), которые определяют существо всех фаз и узловых
моментов его эволюции и бытия.
Проблема полноты познания вообще не может быть представлена как
гносеологическая (полное знание - это религиозно-мистическое
мировосприятие ("восприятие мира в элементе софийности"), тем самым