Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:23, реферат
Управление природопользованием и охраной окружающей среды - это проявление экологической функции государства. Оно представляет собой деятельность компетентных государственных органов, направленную на организацию рационального использования и воспроизводство природных ресурсов, сохранение и улучшение окружающей природной среды. Одной из важнейших задач экологической деятельности государства в современных условиях является создание эффективной системы управления природопользованием и охраной природы, которая бы обеспечила надежный механизм экологической безопасности, ресурсосбережение, заинтересованность предприятий и организаций в защите окружающей среды от загрязнения и других вредных последствий хозяйственной деятельности.
Понятие государственного экологического управления
Управление
Одной из важнейших задач экологической деятельности государства в современных условиях является создание эффективной системы управления природопользованием и охраной природы, которая бы обеспечила надежный механизм экологической безопасности, ресурсосбережение, заинтересованность предприятий и организаций в защите окружающей среды от загрязнения и других вредных последствий хозяйственной деятельности.
Сохранение и оздоровление окружающей среды входит в национальные интересы России в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ.
Экологическое управление можно рассматривать как сознательную деятельность по регулированию экосферы в соответствии с практическими целями цивилизации на основе познанных объективных экологических закономерностей естественного или антропогенного характера.
Целью правового регулирования
в экологическом праве является
«гармонизация отношений
Нормотворческая работа должна
осуществляться одновременно, как в
направлении системного развития законодательства,
предполагающего главным
Управление
Управление в данной сфере
призвано обеспечить реализацию экологического
законодательства. Оно выступает
как средство формирования реальных
общественных эколого-правовых отношений,
образующих само экологическое право.
Социальное значение управления в целом
и государственного особенно определяется
тем, что путем последовательной
реализации требований законодательства
относительно распоряжения природными
ресурсами, их рационального использования
и охраны окружающей среды от вредных
воздействий обеспечивается соблюдение
экологических прав и законных интересов
человека и гражданина, сохранение
и восстановление благоприятного состояния
природы. Прежде всего, в рамках управления
(а затем с помощью
Экологическое управление -
урегулированная нормами права
деятельность специально уполномоченных
органов государственной
В зависимости от субъекта экологического управления можно выделить его различные виды:
1) органы государственной власти и их должностные лица - государственное экологическое управление.
В масштабах государства
наибольшая ответственность за последовательное
исполнение экологического законодательства
лежит на органах государственного
управления. Определяя место
Роль государственного управления
в этой сфере определяется статусом
государственных органов в
Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов:
- законности управления;
- комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;
- сочетания бассейнового и административно-
- разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов;
- наиболее эффективного исполнения требований законодательства об окружающей среде в рамках реально существующих экономических и иных возможностей.
2) министерства экологии - отраслевое управление.
Отраслевое (ведомственное)
управление природопользованием и
охраной окружающей среды осуществляется
министерствами, государственными комитетами,
федеральными службами в пределах своей
отрасли или сферы
В природоохранительной практике России сохраняется резерв для повышения эффективности общественного, производственного и отраслевого управления. Он касается развития сотрудничества общественных формирований и граждан, предприятий и отраслевых министерств с государственными специально уполномоченными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды. Основой для такого сотрудничества служит единство целей деятельности в данной сфере. Такое сотрудничество, несомненно, способствовало бы повышению эффективности государственного управления.
3) органы местного
Муниципальное управление природопользованием
и охраной окружающей среды направлено
на решение местных экологических
проблем. Оно осуществляется исполнительно-
Деятельность по управлению природопользованием и охраной окружающей среды на местном уровне определяется Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими нормативными правовыми актами. К ведению местного самоуправления относятся:
- владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
- обеспечение санитарного благополучия населения;
- регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
- контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
- регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
- благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
- участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
- организация и содержание муниципальной информационной службы.
4) юридические лица, индивидуальные предпринимателя - производственное экологическое управление.
Содержание производственного управления природопользованием и охраной окружающей среды определяется практическими задачами, стоящими перед каждым юридическим лицом (предприятием) по выполнению адресованных ему правовых экологических требований. Эти задачи с учетом специфики предприятий могут быть связаны с обеспечением рационального использования недр, лесных ресурсов, с охраной водных объектов, атмосферного воздуха, обращением с производственными отходами и др. Наиболее специфическими функциями производственного управления являются планирование, учет вредных воздействий на природу, координация природоохранительной деятельности различных подразделений, экологический контроль. Управление осуществляется как функциональными службами (инженера, механика, технолога, энергетика, сбыта, контроля), руководителями производственных подразделений, так и специально создаваемыми отделами (службами) по охране природы. Если ранее на многих советских предприятиях создавались природоохранительные службы, то сейчас ответственность за охрану природу, как правило, возлагается на руководителя одного из функциональных подразделений, чаще всего главного инженера. Производственное управление природопользованием и охраной окружающей среды регулируется преимущественно локальными актами, то есть актами предприятия, с учетом его специфики.
5) граждане, общественные объединения - общегражданское экологическое управление.
Общественное управление
природопользованием и охраной
окружающей среды непосредственно
связано с реализацией
Каждому виду свойственны специфические методы, способы, задачи.
Формы экологического управления:
акты управления, административные соглашения,
материально-технические
Таким образом, экологическое
управление - объективно необходимая
деятельность, направленная на охрану
окружающей среды и рациональное
использование природных
1.2 Функции экологического управления
Так как в соответствии
с экологическим
Функция управления - закрепленное
в законодательных и иных нормативных
правовых актах направление деятельности
субъекта или группы субъектов экологического
управления по организации охраны окружающей
среды и использованию
Экологическая функция государства реализуется в разных формах, под которыми понимают методы и способы ее осуществления.
Выделяют правовые и организационные
методы осуществления экологической
функции государства. К правовым
методам относится принятие законов
и иных нормативных правовых актов
в данной области, правоприменительная
и правоохранительная деятельность.
К организационным методам
Функции государственного экологического управления выделяют, учитывая следующие признаки:
- принадлежность субъекта
управления к системе
- обозначение субъекта
управления в актах,
- осуществление управленческой функции от имени государства;
- наделение субъекта управления
для осуществления функции
Информация о работе Понятие государственного экологического управления