Лекции по по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 03:30, курс лекций

Краткое описание

Тема 3 ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
Тема 9 ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 11 МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вложенные файлы: 1 файл

ТАРИФНЫЕ И НЕТАРИФНЫЕ.docx

— 89.60 Кб (Скачать файл)

Тема 3

ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

1. Тарифная политика в  условиях глобализации.

2. Нетарифные методы регулирования  международной торговли.

3. Осуществление внешнеэкономической  политики государства в системе  ВТО.

1. Тарифная политика в  условиях глобализации

Таможенный тариф представляет собой систематизиро­ванный перечень товаров, подлежащих таможенному об­ложению при ввозе их на таможенную территорию данной страны или при вывозе из неё. При этом систематизация перечня  товаров осуществляется по определённым призна­кам и против каждого из товаров  указывается одна или не­сколько ставок таможенных пошлин. Различают  два типа таможенных тарифов: простой  и сложный.

Простой тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Данный тариф не предусматривает достаточной маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкурентной борьбы на мировом рынке.

Сложный тариф предполагает определение по каждо­му товару двух и более ставок таможенных пошлин. В рамках сложного тарифа выделяются: автономные, кон­венционные и преференциальные ставки.

Автономные ставки являются наиболее высокими, вво­дятся на основе односторонних решений органов  государ­ственной власти и применяются  в отношении товаров, происходящих из стран, с которыми не заключены торго­вые договора и соглашения.

Конвенционные ставки имеют  более низкую ставку та­рифа, чем  автономные, которая определяется на базе двухстороннего или многостороннего  соглашения и при­меняются в отношении  товаров из стран, заключивших торговые договора.

Преференциальные ставки предусматривают самые низкие ставки, которые устанавливаются в соответствии с многосторонними соглашениями и применяются для соз­дания  замкнутых экономических группировок, режимов ассоциаций, а также в  торговле с развивающимися страна­ми. Следует заметить, что преференциальные ставки могут и не выделяться в  отдельную колонку. В этом случае во вводной части, поясняющей правила  пользования тари­фом, может быть просто указано, что для перечисленных  в особом списке стран минимальная  ставка снижается на определённое количество процентов.

Кроме перечисленных ставок, размер которых устанав­ливается заранее, таможенные тарифы предусматривают  возможность введения дополнительных пошлин. К допол­нительным пошлинам относятся: антидемпинговые, ком­пенсационные и картельные.

Антидемпинговые пошлины  применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость, если такой импорт нано­сит экономический ущерб национальным товаропроиз­водителям.

Компенсационные пошлины  применяются в отношении тех  импортных товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если данный им­порт наносит  ущерб национальным производителям анало­гичной продукции.

Картельные пошлины применяются  против товаров, происходящих из стран, осуществляющих в отношении Данного  государства дискриминацию, недружественные  акты и т.п.

Величина ставок дополнительных пошлин обычно в не­сколько раз превышает  уровень максимальных ставок и, кроме  того, могут быть предусмотрены дополнительные формы Юридической ответственности  импортеров (штрафы и т. п.).

Сложный таможенный тариф  наиболее часто использу­ется во внешнеторговой политике государств, так как по­зволяет оказывать  давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами, или предоставлять льготы другим государствам, развивая более тесное эко­номическое сотрудничество. Общее число товарной про­дукции в тарифах развитых стран составляет около трёх тысяч. Причём каждая товарная позиция обычно содержит более мелкие позиции, позволяя, таким образом, увеличи­вать число товаров, облагаемых таможенными пошлинами.

Группировка товаров в  таможенных тарифах представ­ляет  собой важный элемент внешнеторговой политики. Выделяя определённые товары в отдельные позиции, госу­дарство может более эффективно тормозить  их импорт или, напротив, создавать  льготы для товаров отдельных  стран. При этом чем более дробной  является структура та­рифа, тем  эффективнее он может быть использован  в про­текционистских целях.

Следует подчеркнуть, что  в рамках варьирования та­рифных  ставок на готовую продукцию, полуфабрикаты  и сырьё многие государства проводят политику тарифной эскалации. Под политикой тарифной эскалации понима­ют повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки. Тарифная эскалация по­зволяет развитым странам активно стимулировать произ­водство сырья и полуфабрикатов в развивающихся странах и создаёт условия для дальнейшего роста их технологиче­ской отсталости.

Политика применения тарифных квот осуществляется посредством использования переменных таможенных по­шлин, ставки которых зависят от объёма импорта товаров:

при импорте в пределах определённых количеств он обла­гается  по базовой, внутриквотной ставке тарифа, при пре­вышении определённого  объёма импорт облагается по бо­лее высокой, сверхквотной ставке тарифа. Такая  политика позволяет стране проводить  гибкое регулирование притока импортных  товаров. Причем тарифная квота обычно по своей эффективности сравнима с количественным ограни­чением.

В рамках таможенно-тарифной политики также широко используется "разрешающая оговорка". Страна, включаю­щая эту оговорку в международное  соглашение, получает возможность отменить предоставленную уступку, снижен­ную пошлину, более льготную квоту и  ввести дополни­тельные ограничения  ввоза, если импорт иностранных то­варов возрастает до такой степени, что  может нанести ущерб национальному  производству.

В конце восьмидесятых  годов завершилась работа над  созданием Гармонизированной системы  описания и коди­рования товаров, которая  вступила в силу с 1 января 1988 года и  к ней присоединилось большинство  стран мира. На долю данных государств приходится 85% всего объёма международной  торговли.

Гармонизированная система  описания и кодирования товаров  включает в себя: Унифицированную  товарную номенклатуру. Основные правила  классификации товаров и Алфавитный указатель.

Унифицированная товарная номенклатура состоит из 21 раздела, 99 глав и 1214 товарных позиций, подразде­ляющихся на 3553 подпозиции, которые, в свою очередь, состоят из 5019 субпозиций. При этом 98-я и 99-я главы отведены для специального использования странами-участницами. При формировании глав в основу положен принцип степени обработки товаров: сырьё, полуфабрика­ты, готовые изделия. В основе построения товарных пози­ций, подпозиции и субпозиций применяется установленная последовательность признаков: назначение товара; степень его обработки; вид материала, из которого он сделан; удельный вес товара в мировой торговле и т. п.

Таможенная пошлина накладывается  на таможенную стоимость товара, которая  определяется в соответствии с законодательством  каждой страны и может отличаться от экспортной или импортной цены товара, фиксируемой ста­тистикой. Под таможенной стоимостью товара понимается нормально складывающаяся на открытом рынке между независимым продавцом  и покупателем цена товара, по второй он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации.

В процессе унификации определения  таможенной стоимости товара важную роль играет ВТО, которая уста­новила  Кодекс таможенной стоимости. В соответствии с данным Кодексом разрешается применять  пять различных методов оценки таможенной стоимости: по цене сделки;

цене идентичного товара; цене аналогичного товара; про­дажной цене за единицу идентичного или  аналогичного товара, ввезенного в  то же время; расчетной цене товара. На усмотрение стран поставлен вопрос о том, включать ли в таможенную стоимость  товара стоимость фрахта и стра­хования. Кроме того, дано право таможенным органам за­требовать дальнейшую информацию, если имеется сомне­ние в правильности заявленной стоимости импортируемых  товаров.

Учитывая, что в зависимости  от страны происхождения товара, товары могут облагаться: автономной, конвенци­онной или преференциальной пошлиной, то в рамках внешнеторговой политики крайне важной проблемой ста­новится определение  страны происхождения товаров.

Общее правило для определения  страны происхожде­ния товара гласит, что страной происхождения считается  и та страна, где товар был произведен или существенно пе­реработан. Страна происхождения товара устанавливается из следующих основных факторов:

во-первых, признание товара, не подлежащим перера­ботке. Такие  товары признаются происходящими из одной страны и к ним отнесены: полезные ископаемые; живот­ные; продукты животного происхождения, рыба, продукты рыбного промысла; вторичное сырье, полученное в данной стране; все  товары, произведенные в данной стране из вы­шеперечисленной продукции;

во-вторых, признание товара существенно перерабо­танным в  зависимости от добавленной стоимости. Следует отметить, что в разных странах для признания товара су­щественно переработанным учитывается  разная добавлен­ная стоимость импортного сырья и материалов. Так, в США  товар считается существенно  переработанным, если добавленная стоимость  в нем составляет 35% для разви­вающихся стран и 50% для остальных государств.

Следует отметить, что сделанные  теоретические выво­ды находят  реальное подтверждение на практике. В сере­дине 90-х годов ведущие  индустриальные страны, исполь­зующие  эффективную систему регулирования  междуна­родной торговли, создавали 70% мирового ВНП и осуществляли более 70% объема международной торговли, При  этом 66% международного потока прямых иностран­ных инвестиций было направлено всего в десять ведущих стран, возглавляющих список получателей  этих инвести­ций. В то время как  на 100 стран, замыкающих список по­лучателей инвестиций, приходилось всего 1% об­щемирового  потока прямых инвестиций, и они, осуществ­ляя либеральную внешнеэкономическую  политику, имели устойчивое отрицательное  сальдо торгового баланса.

2. Нетарифные методы  регулирования международной торговли

Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а  реализуются в рамках административного  управления, выполняя роль регуляторов  внешнеторгового оборота.

Применение нетарифных методов  государственного ре­гулирования международной  торговли обусловлено тем, что на национальной территории государство  может уста­навливать специальный  порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров  и услуг, а так же соз­давать благоприятные  предпосылки для эффективного раз­вития  экспортных производств и проводить  специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных про­изводителей  и потребителей. Наиболее эффективно систе­му нетарифного регулирования  применяют в рамках внеш­неторговой  политики развитые страны.

Нетарифные методы регулирования  являются наиболее эффективным элементом  осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:

• во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны  какими-либо международными обяза­тельствами. В этой связи объем и методика их применения полностью регулируется национальными государственны­ми  органами и определяется рамками  хозяйственного и технического законодательства страны;

• во-вторых, нетарифные методы более удобны в дос­тижении искомого результата во внешнеэкономической  политике;

• в-третьих, нетарифные методы позволяют учесть кон­кретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономи­ке и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока;

• в-четвертых, нетарифные методы не являются допол­нительным налоговым  бременем для населения.

Следует отметить, что до настоящего времени не выра­ботано  единой классификации нетарифных методов  регу­лирования. Однако наибольшее распространение  получила классификация, разработанная  Секретариатом ГАТТ/ВТО, в соответствии с которой нетарифные ограничения  под­разделяются на пять основных групп:

количественные ограничения  импорта и экспорта;

таможенные и административные импортно-экспортные формальности;

стандарты и требования к  качеству товаров;

ограничения, заложенные в  механизме платежей;

участие государства во внешнеторговых операциях.

Количественные  ограничения импорта и экспорта

Под количественными ограничениями  импорта и экс­порта понимается административная форма нетарифного  регулирования торгового оборота, определяющая количе­ство и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

Данные методы нетарифного  регулирования торгового оборота  получили наибольшее распространение  в между­народной торговле. При этом к ним относятся: квотирова­ние; лицензирование; добровольные ограничения  экспорта и соглашения об упорядочении рынка; эмбарго.

Квотирование представляет собой ограничение госу­дарственной властью экспорта или импорта товара в опре­деленном количестве, объеме или сумме на конкретный период времени. В международной практике используются в основном два вида квот: глобальная квота и индивиду­альная квота.

Глобальная квота устанавливает  размер импорта (экс­порта) в стоимостных  или натуральных единицах на опре­деленный  период времени, вне зависимости  от того из ка­кой страны импортируется  или в какую страну экспорти­руется  товар. Основная цель данной квоты заключается  в обеспечении необходимого уровня потребления и рассчи­тывается  как разность внутреннего производства и потреб­ления товара. В настоящее  время глобальная квота являет­ся  наиболее распространенным видом квотирования.

Информация о работе Лекции по по "Экономике"