Планирование и анализ ассортимента продукции на промышленном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в рассмотрении планирования и анализа ассортимента и структуры продукции.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучить понятие ассортимента;
- рассмотреть планирование ассортимента;
- выявить методы планирования ассортимента.

Содержание

Введение 3
1. Планирование ассортимента продукции как основная часть формирования производственной программы предприятия 5
1.1. Понятие ассортимента 5
1.2. Планирование ассортимента 9
1.3. Методы планирования ассортимента 13
2. Содержание планирования ассортимента продукции на предприятии 21
2.1. Изменение ассортимента продукции 21
2.2. Метод ранжирования ассортимента на основе матрицы БКГ 23
2.3. Метод линейного программирования 27
3. Анализ влияния структуры ассортимента продукции на прибыль предприятия 30
Заключение 36
Список литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

Планирование и анализ ассортимента продукции на промышленном предприятии.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение

 

Актуальность данной  темы заключается в том, что  при  формировании  ассортимента  и  структуры  выпуска  продукции предприятие  должно  учитывать,  с  одной  стороны,  спрос  на  данные  виды продукции,  а  с  другой  –  наиболее  эффективное  использование  трудовых, сырьевых,  технических,  технологических,  финансовых  и  других   ресурсов, имеющихся в его распоряжении.

Увеличение объема производства (реализации)  по  одним  видам  и сокращение по другим видам продукции  приводит  к  изменению  ее  структуры, т.е. соотношения отдельных  изделий в общем их  выпуске.  Выполнить  план  по структуре производства – значит сохранить в  фактическом  выпуске  продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Искусство планирования ассортимента продукции состоит  в умении воплощать уже имеющиеся  и/или потенциальные технические и материальные возможности в продуктах, которые, принося производителю прибыль, обладают потребительской ценностью, удовлетворяющей покупателя. Иными словами, производитель не просто занят созданием и производством товаров, но также формированием клиентуры и удовлетворением ее специфических потребностей.

Формирование ассортимента — проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений  между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного  производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами, овеществленными товарами и или лицензиями и «ноу-хау». При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера  в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями.

Цель данной работы  заключается в рассмотрении планирования и анализа ассортимента и структуры продукции.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- изучить понятие ассортимента;

- рассмотреть планирование ассортимента;

- выявить методы планирования ассортимента.

Предметом данной работы является анализ ассортимента и структуры  продукции.

Источниками написания  работы служили учебные пособия  таких авторов, как Бороненкова  С.А., Маслова Л.И., Крылов С.И., Артеменко В.Г., Беллендир М.В., Большаков С.В., Абрюшина М.С., Грачев А.В. и других.

1. Планирование ассортимента продукции как основная часть формирования производственной программы предприятия

1.1. Понятие ассортимента

 

Ассортимент товаров  — совокупность сортов и разновидностей какого-либо товара, объединенных и сочетающихся по определенному признаку.

Ассортимент товаров  характеризуется широтой, глубиной, полнотой, степенью обновления, структурой.

Широта ассортимента означает количество изделий того или иного назначения.1

Глубина ассортимента представляет собой количество разновидностей конкретного  вида изделий, количество позиций каждого  вида товара.

Полнота ассортимента определяется отношением фактического количества разновидностей товаров к его количеству, предусмотренному соответствующим прейскурантом или спецификацией.

Степень обновления ассортимента означает удельный вес новых изделий  в общем объеме, поставленных на продажу.

Структура ассортимента характеризуется удельным весом  товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в общей сумме товарооборота.

Различают производственный и торговый ассортимент товаров.

Производственный ассортимент — это номенклатура товаров, выпускаемая промышленными или сельскохозяйственными предприятиями. Как правило, предприятия, производящие товары, выпускают узкий ассортимент товаров, что позволяет им внедрять передовую технологию производства, совершенствовать ассортимент выпускаемых товаров, улучшать их качество.

Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: производственные и непроизводственные товары.

Формирование ассортимента — проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами, овеществленными товарами и или лицензиями и «ноу-хау». При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера  в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями. 2

Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой, — необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.

Суть проблемы формирования ассортимента состоит в планировании фактически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для будущего производства и реализации на рынке и на приведение характеристик этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей. Формирование на основе планирования ассортимента продукции — непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы.

Управление ассортиментом  предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности — научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели — оптимизации ассортимента с учетом поставленных стратегических рыночных целей предприятием. Если этого достигнуть не удается, то может получиться, что в ассортимент начнут включаться изделия, разработанные скорее для удобства производственных подразделений предприятия, нежели для потребителя.

Еще один важный элемент  ассортимента – изъятие из программы  неэффективных товаров. Изыматься  могут товары, морально устаревшие и экономически, неэффективные, хотя и, возможно, пользующиеся некоторым спросом. Принятию решения об изъятии или оставлении товара в программе предприятия предшествует оценка качества показателей каждого товара на рынке. При этом необходимо учитывать объединенную информацию со всех рынков, где они реализуются, чтобы установить реальный объем продаж и уровень рентабельности (прибыльности) в динамике, которые обеспечивает изготовителю каждый из его товаров.

Главный вывод из сказанного относительно своевременного изъятия  товара из программы (ассортимента) состоит  в том, что изготовитель должен организовать систематический контроль за поведением товара на рынке, за его жизненным циклом. Только при таком условии будет получена полная и достоверная информация, позволяющая принимать верные решения. Для облегчения решения проблемы следует иметь методику оценки положения товара на различных рынках, где предприятие работает. Методика должна быть относительно простой.

Принятие окончательного решения об изъятии товара из программы  или о продолжении его реализации можно упростить, если уже на стадии разработки изделия установить количественные требования к нему: уровень (норматив) окупаемости, объем продаж и/или прибыли (с учетом полных затрат ресурсов). Если товар перестает отвечать этим критериям, то тем самым предопределяется и характер решения по его изъятию. 3

Товар, вовремя не изъятый  из производственной программы, приносит большие убытки, требуя несоразмерно получаемым результатам затрат средств, усилий и времени. Поэтому, если производитель  не будет иметь четкой системы  критериев изъятия товаров из производственно-сбытовой программы и не будет систематически проводить анализ изготовляемых и реализуемых товаров, то его ассортимент неизбежно окажется «перегруженным» неэффективными изделиями со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями для производителя.

Ассортиментная политика — это одна из важнейших составляющих конкурентной стратегии предприятия. Вопрос о расширении/сужении ассортимента выпускаемой/продаваемой продукции  может иметь различные решения  в зависимости от целого комплекса конкретных условий: отрасль, товарная группа, размеры фирмы и прочие конъюнктурные составляющие.

Однако общие правила  и зависимости могут и должны быть определены и сформулированы на основании анализа состояния  и развития существующих сегментов  рынка (внешние факторы) и финансовых изменений, происходящих внутри предприятия (внутренние факторы)

Выбор той или иной ассортиментной стратегии должен основываться на оценке изменений денежных потоков, вызванных изменением ассортимента, а также на прогнозе состояния денежных потоков в перспективе.

Любое расширение ассортимента неизбежно влечет за собой увеличение расходов. При этом положительные  финансовые результаты от изменений  в ассортименте могут иметь место  только в будущем.

Иногда целью расширения ассортимента (например, выпуск аксессуаров, сопутствующих товаров под существующей торговой маркой) может быть реклама. В таком случае расширение ассортимента должно рассматриваться, как и всякие операционные расходы — с точки зрения их влияния на денежные потоки и финансовые результаты.

В любом случае главным  критерием при оценке решения  о выпуске новой продукции (будь-то новый и независимый вид товара или имиджевый продукт) или о  сокращении существующей товарной номенклатуры должно быть изучение денежных потоков и финансовых результатов, полученных в связи с такими изменениями. 4

1.2. Планирование ассортимента

 

Искусство планирования ассортимента продукции состоит  в умении воплощать уже имеющиеся  и/или потенциальные технические  и материальные возможности в продуктах, которые, принося производителю прибыль, обладают потребительской ценностью, удовлетворяющей покупателя. Иными словами, производитель не просто занят созданием и производством товаров, но также формированием клиентуры и удовлетворением ее специфических потребностей.

Планирование ассортимента (рис.1.1) начинается либо с момента выявления потребности, либо с момента, когда в результате изучения рынка или на основе другой информации сформировалось основное представление о продукте. Независимо от источника происхождения замысла нового продукта необходимо раньше или позже провести исследование рынка, чтобы выяснить, отвечает ли задуманный продукт осознанной или еще не осознанной потребности.

 

 



        









 

Рис.1.1. Планирование ассортимента продукции

Планирование ассортимента продукции заключается в планировании всех видов деятельности, направленных на отбор продукции для будущего производства и сбыта, разработки спецификаций и характеристик этой продукции в соответствие с требованиями потребителей.5

Планирование ассортимента является непрерывным процессом, продолжающимся в течение всего жизненного цикла  продукции, начиная с зарождения замысла о создании нового изделия  и кончая снятием его с производства. Иначе говоря, предприятие не может сколь угодно долго поставлять на рынок одну и ту же продукцию.

Постоянное новаторство  в выпуске продукции - обязательное условие выживания предприятия  в условиях рынка.

Любое предприятие-изготовитель, решившееся на инновацию, может выбрать один из следующих вариантов по поиску замысла новой продукции:

  • купить информацию о новых видах продукции у внешних источников;
  • изобрести самостоятельно новый вид продукции, используя информацию и аналитические материалы службы маркетинга;
  • усовершенствовать конструкцию или внешнее оформление ранее выпускаемой продукции;
  • привлечь другого партнёра к разработке новой продукции.

Необходимость действий в одном из этих направлений связана  с тем, что каждый вид продукции  имеет свой жизненный цикл. Однако время от времени появляются неординарные виды продукции, которые имеют исключительно высокую продолжительность жизненного цикла. В этом случае необходимо тщательно продумать систему её разработки.  Стадиями такого анализа могут быть, например:

  • принятие долгосрочных решений о стратегии технологических инноваций или действиях в случае непредвиденных событий;
  • проведение фундаментальных исследований, открывающих возможность прорыва в сфере технологии;
  • проведение прикладных исследований, обеспечивающих практическое использование прикладных исследований применительно к потребностям выявленных групп потребителей;
  • конструирование и разработка новых видов продукции, как на основе прикладных исследований, так и непосредственно на основе изучения рынка.

Информация о работе Планирование и анализ ассортимента продукции на промышленном предприятии