Прогнозирование системы начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия на 2012 – 2015 годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – анализ развития системы начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия и прогноз развития этой системы на 2012-2015 годы.
Задачи работы:
– анализ современного состояния системы начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия;
– анализ состояния системы начального и среднего профессионального образования методом кластерного анализа;
– составление прогноза состояния системы начального и среднего профессионального образования на краткосрочный период;
– составление рекомендаций по усовершенствованию системы образования.

Содержание

Введение 5
1 Образование как объект прогнозирования и методы его
прогнозирования 7
1.1 Образование как объект прогнозирования 7
1.2 Методы прогнозирования образования 11
2 Анализ начального и среднего профессионального образования
в Республике Мордовия 18
2.1 Современное состояние начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия 18
2.2 Анализ состояния системы начального и среднего
профессионального образования методом кластерного анализа 23
3 Прогноз системы начального и среднего профессионального
образования в Республике Мордовия 32
3.1 Прогноз системы начального профессионального образования 32
3.2 Прогноз системы среднего профессионального образования 39
3.3 Рекомендации по усовершенствованию системы 44
профессионального образования в Республике Мордовия
Заключение 48
Список использованных источников 49

Вложенные файлы: 1 файл

Начало.doc

— 861.50 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «Мордовский  государственный университет им. Н.П. Огарева»

 

Факультет экономический

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА 2012-2015 ГОДЫ

 

 

 

 

Автор курсовой работы_________________________________А.Е. Рыжова

Специальность     080504 «Государственное и муниципальное  управление»

Обозначение курсовой работы   КР-02069964-080504-08-12

Руководитель курсовой работы   

Преподаватель________________________________________ И.В. Моисеева

 

 

 

 

 

 

Саранск 2012

ФГБОУ ВПО «Мордовский  государственный университет им. Н.П. Огарева»

 

Факультет экономический

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

Студент    Рыжова Анастасия Евгениевна

1 Тема: Прогнозирование  системы начального и среднего  профессионального образования  в Республике Мордовия на 2012 –  2015 годы

2 Срок предоставление  работы к защите 00.00.0000 г.

3 Исходные данные для  научного исследования:

4 Содержание курсовой  работы:

   4.1 Образование  как объект прогнозирования и методы его прогнозирования

   4.2 Анализ начального  и среднего профессионального  образования в Республике Мордовия

   4.3 Прогноз начального  и среднего профессионального  образования в Республике Мордовия

5 Расчетно-графическая  часть: таблицы, рисунки

 

 

 

 

 

Руководитель работы                      _________________             И.В. Моисеева

 

Задание принял к исполнению       _________________             А. Е. Рыжова

 

Реферат

Курсовая работа содержит  52 страницы, 30 использованных источников, 21 таблицу, 19 рисунков.

ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ, ПРОСТАЯ ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ. ДЕНДОГРАММА, ВРЕМЕННЫЕ РЯДЫ, ПОЛИНОМИАЛЬНЫЙ ТРЕНД.

Цель работы – анализ развития системы начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия и прогноз развития этой системы на 2012-2015 годы

Объектом исследования является система начального и среднего профессионального образования  в Республике Мордовия.

Предметом исследования является прогнозируемое состояние системы начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия на 2012-2015 годы

В процессе работы использовался кластерный метод; метод простой экстраполяции.

В результате исследования изучено прогнозирование системы образования, было спрогнозировано состояние системы начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия на 2012 – 2015 годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                   5

1 Образование как объект прогнозирования и методы его

 прогнозирования                                                                                                   7

  1.1 Образование как объект прогнозирования                                                  7

  1.2 Методы прогнозирования образования                                                       11

2 Анализ начального и среднего профессионального образования

в Республике Мордовия                                                                                       18

   2.1 Современное состояние начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия                                                               18                                                                                            

   2.2 Анализ состояния системы начального и среднего

профессионального образования методом  кластерного анализа                     23

3 Прогноз системы начального и среднего профессионального 

образования  в Республике Мордовия                                                                32

   3.1 Прогноз системы начального  профессионального образования             32

   3.2 Прогноз системы среднего  профессионального образования                 39

   3.3 Рекомендации по усовершенствованию системы                                     44

профессионального образования в  Республике Мордовия

 Заключение                                                                                                            48

Список использованных источников                                                                  49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Управление образованием как динамической системой требует  про-гнозной информации о перспективах ее развития для принятия необходимых управляющих решений. От качества прогнозных оценок, их эффективного использования в процессе управления системой образования зависит качест-во человеческого (интеллектуального) капитала и эффективность функцио-нирования экономики в целом. Прогнозирование для целей управления сис-темой образования, рассматриваемое как предсказание будущих изменений, является выбором методов и подходов для наилучшего использования нако-пленных знаний о развитии образования в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В развитых странах прогнозированию  развития системы образования придается  очень большое значение. Затраты  на исследования и разработки в этом направлении составляют ежегодно около 2% всех ассигнований на нау-ку в области образования. Выигрыш от исследований и разработок более чем в 50 раз превышает затраты, связанные с их проведением. Особо важная роль должна придаваться прогнозированию развития системы образования в усло-виях экономического кризиса.

В своей работе мы попытались проанализировать и спрогнозировать  лишь систему начального и среднего профессионального образования, чтобы  в результате исследования можно  было бы предложить рекомендации к  со-вершенствованию системы.

Цель данной работы – анализ развития системы начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия и прогноз развития этой системы на 2012-2015 годы.

Задачи работы:

– анализ современного состояния  системы начального и среднего профессионального  образования в Республике Мордовия;

– анализ состояния системы  начального и среднего профессионального  образования методом кластерного  анализа;

– составление прогноза состояния системы начального и  среднего профессионального образования  на краткосрочный период;

– составление рекомендаций по усовершенствованию системы образования.

В результате данного  исследования была проанализировано состояние  системы профессионального образования  и спрогнозировано ее состояние  на период с 2012 по 2015 годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Образование как объект прогнозирования и методы его

прогнозирования

1.1 Образование  как объект прогнозирования

 

Прогноз представляет собой  вероятностную оценку будущих результатов и путей развития системы образования, а также ресурсов и организационных мероприятий, необходимых для его осуществления. В процессе разработки прогнозов развития системы образования необходимо соблюдать следующие методические принципы:

– системности, который  требует рассматривать объект прогнозирования и прогнозный фон как систему взаимосвязей и соотношений;

– оптимальности, предусматривающий  разработку точных и достоверных прогнозов при минимальных затратах;

– аналогичности, предполагающий использовать в качестве источника  опережающей информации о развитии анализируемого объекта знания о траектории развития сходных объектов;

– комплексности, обеспечивающий всестороннее описание объекта прогнозирования;

– специфичности, предполагающий обязательный учет отличительных, характерных  особенностей и признаков, присущих только анализируемому объекту[7, 23].

Прогнозирование системы  образования следует рассматривать  как предсказание будущих изменений  в ее развитии в перспективе. Цель прогнозирования, которое включает набор методов и подходов – наилучшим образом использовать накопленные знания об образовании для выбора приоритетных направлений его научно-инновационного развития.

Прогнозирование – необходимый  элемент государственного регулирования системы образования, разработки перспективных стратегических планов, национальных программ и проектов. Принятие стратегических решений без учета прогнозных оценок последствий их реализации, углубляет кризисные явления в экономике и жизни общества. В этой связи следует отметить, что в России и других постсоциалистических странах начиная с 90-х годов ХХ столетия работа по прогнозированию и стратегическому планированию развития образования практически свернута, что привело к множеству ошибок и провалов.

Государственное регулирование  системы образования должно строится на сочетании прогнозирования, стратегического и индикативного планирования, программирования, научного, финансового, материально-технического и кадрового обеспечения. Каждый из этих элементов единой системы выполняет присущие только ему функции, они действуют в определенной последовательности[26, 385с.].

Прогнозирование (долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное) определяет возможные тенденции развития системы образования под воздействием внешних и внутренних факторов, оценивает траектории его динамики, пути и последствия воздействия на эти траектории, чтобы можно было выбрать оптимальный путь развития в прогнозном периоде.

Стратегическое планирование ориентировано на реализацию оптимального пути развития системы образования на основе выбранных приоритетов, определяемых исходя из результатов прогнозирования, достижения поставленных целей для обеспечения общедоступности образования, повышения его качества и конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг.

Индикативное планирование обеспечивает сбалансированное развитие экономики образования при реализации стратегических планов, национальных и территориальных программ и проектов на основе системы обобщающих показателей (индикаторов) развития и балансов важнейших видов ресурсов.

Программирование обеспечивает реализацию выбранных приоритетов на основе национальных и территориальных программ и проектов, концентрации ресурсов на прорывных направлениях развития образования[10,11].

Научное обеспечение  развития образования должно дать ответы на следующие основные вопросы: какие  направления научных исследований и разработок будут приоритетными в ближайшие 15-50 лет; когда и в каких областях знания исчерпают свой потенциал доминирующие научные теории, произойдет формирование новых парадигм; какие отрасли науки будут формировать технико-технологический облик образования будущего; какой мощности должен быть научно-технический потенциал, обеспечивающий: ускоренное развитие науки в рамках выбранных приоритетных направлений, переход образования на инновационный путь развития; каково должно быть оптимальное соотношение между фундаментальными исследованиями, прикладными исследованиями и разработками в области образования; какие и когда необходимы кластеры комплексных радикальных инноваций для обеспечения устойчивого развития образования на инновационной основе; какой ожидаемый эффект от получения и применения результатов научно-исследовательской и (или) научно-технической деятельности[28, 36 с.].

Финансовое обеспечение  развития системы образования в  соответствии со стратегическими и  индикативными планами, национальными и территориальными программами и проектами, должно осуществлятся на основе сочетания бюджетной поддержки науки и инновационной деятельности с системой налоговых и таможенных льгот и других финансово-кредитных регуляторов, для создания заинтересованности частных инвесторов в реализации выбранных приоритетов, программ и проектов.

Материально-техническое  обеспечение предполагает организацию  работ по строительству новых и капитальному ремонту действующих образовательных учреждений (ОУ) и лечебно-оздоровительной инфраструктуры, обеспечении учебного процесса учебным оборудованием и учебно-наглядными пособиями, средствами информатизации, учебниками, учебной мебелью, а также на основе специально разработанных нормативов с учетом специфики уровня образования.

Информация о работе Прогнозирование системы начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия на 2012 – 2015 годы