Расчет и анализ технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа состоит из двух частей: теоретической и практиче-ской. В первой части, раскрыт вопрос ценообразование в современном предприятии. Подробно рассмотрены такие вопросы как: цели принципы и методы ценообразования. Во второй части курсовой работы рассчитаны и выполнен анализ основных технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия на планируемый год.
Цель теоретической части курсовой работы изучить ценовую политику на предприятии, её формирование и направления ее совершенствования.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить задачи ценовой политики на предприятии;
- разобрать формирование цены и проведение ценовой стратегии на предприятии;
- рассмотреть направления совершенствования ценообразования в современных условиях;
- сделать анализ методики ценообразования в ОАО «АвтоВАЗ»;

Содержание

Введение 2
1. Организация ценообразования на предприятии и направления ее совершенствования 6
1.1 Цели, принципы и методы ценообразования. 6
1.2 Совершенствование подходов к системе ценообразования 17
1.3 Особенности ценообразования на предприятии ОАО «АвтоВАЗ» 19
2. Расчет и анализ технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия 30
2.1 Исходные данные для расчетной части курсовой работы 30
2.2. Выполнение расчетов 37
2.2.1. Расчет трудоемкости годовой производственной программы 37
2.2.2 Расчет потребности в основных производственных средствах 39
2.2.3 Расчет потребности в трудовых ресурсах 44
2.2.4 Расчет потребности в материальных ресурсах 48
2.2.5 Расчет годовых затрат на производство продукции (по экономическим элементам) 49
2.2.6 Расчет затрат на единицу продукции (по статьям калькуляции) 51
2.2.7 Проверка правильности произведенных расчетов 55
2.2.8 Расчет отпускных цен 58
2.2.9 Сводные экономические показатели 59
2.2.10 Анализ безубыточности 62
Заключение 65
Список литературы 68

Вложенные файлы: 1 файл

курсач на печать2.docx

— 217.86 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУК РФ

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                      Институт финансов, экономики и управления

       Кафедра  экономики и управления предприятием

 

         КУРСОВАЯ РАБОТА

 

   по дисциплине «Экономика организаций (предприятий)»

 

        на тему «Расчет и анализ  технико-экономических показателей

         производственно-хозяйственной деятельности предприятия»

 

         Вариант № 26

 

Выполнил:

   студент группы МЕНбз- 1201

   Шуняева Виктория Игоревна

 

    Руководитель:

   к.п.н., доцент Азовская

    Ольга Николаевна

 

 

Работа проверена       Оценка руководителя

и допущена к защите      ___________________

«___» _________20__г.      «___»__________20__ г.

 

 

Тольятти 2013

Содержание

 

Введение

 

Выбранная тема данной курсовой работы отвечает современным проблемам, существующим в области ценовой политики. Тема является актуальной, так как цена – это важнейший показатель для каждого конкретного предприятия. Цена предопределяет размер его доходов и прибыли, т.е. его финансовое благополучие. Поэтому специалисты высшей квалификации (экономисты, коммерсанты, маркетологи, бухгалтеры, банкиры, риелторы и др.) должны владеть информацией по ценообразованию и принимать экономически обоснованные ценовые решения.

Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций. Основная из них - учетная функция цены. Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Подробнее об этой и других функциях я расскажу по ходу написания работы.

Цена является одним из основных факторов, влияющих на размер получаемой прибыли, а также на ряд других количественных и качественных показателей работы предприятия: рентабельность, оборот, конкурентоспособность, долю рынка и т.д. Более того, устанавливая тот или иной уровень цены, предприятие может достичь различных целей в зависимости от сложившейся ситуации на рынке: выживаемость фирмы, максимизация темпов роста, увеличение объемов продаж, стабилизация или рост рыночной доли и т.д.

Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через цены, их динамику. В условиях рынка динамика цен будет формироваться непредсказуемо, и необходимо глубоко и тщательно изучать все рыночные факторы и научиться правильно, пользоваться ими.

Решения, принимаемые руководством фирмы в области ценообразования, относятся к наиболее сложным и ответственным, поскольку они способны не просто ухудшить показатели финансово-хозяйственной деятельности, но и привести предприятие к банкротству. Кроме этого ценовые решения могут иметь долговременные последствия для потребителей, дилеров, конкурентов, многие из которых сложно предвидеть и, соответственно, оперативно предотвратить нежелательные тенденции после их проявления [2].

Курсовая работа состоит из двух частей: теоретической и практической. В первой части, раскрыт вопрос ценообразование в современном предприятии. Подробно рассмотрены такие вопросы как: цели принципы и методы ценообразования. Во второй части курсовой работы рассчитаны и выполнен анализ основных технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия на планируемый год.

Цель теоретической части курсовой работы изучить ценовую политику на предприятии, её формирование и направления ее совершенствования.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- изучить задачи ценовой политики на предприятии;

- разобрать формирование цены и проведение ценовой стратегии на предприятии;

- рассмотреть направления совершенствования ценообразования в современных условиях;

- сделать  анализ методики ценообразования  в ОАО «АвтоВАЗ»;

Цель практической части курсовой работы научиться рассчитывать и выполнять анализ основных технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия на планируемый год. Актуальность  данной темы очевидна, так как в настоящее время в условиях рыночной экономики на первое место выходит эффективность производственно-хозяйственной деятельности любого предприятия, в связи продолжающейся интеграцией в мировое экономическое пространство показатель эффективности приобретает первостепенное значение. Важнейшим фактором, влияющим на эффективность производственно-хозяйственной деятельности, является планирование численности работников, фонда оплаты труда и стоимости основных производственных фондов, а также себестоимости продукции, так как именно она отражает конкурентные преимущества того или иного экономического субъекта по сравнению с конкурентами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Организация  ценообразования на предприятии  и направления ее совершенствования

1.1 Цели, принципы и методы ценообразования.

Цена – денежное выражение товарной стоимости продукции (изделий), работ, услуг.

Таблица 1 – Формирование цен

Элементы цены

Себестоимость производства и реализации товаров (услуг, работ)

Прибыль производителя

Косвенные налоги

Посредническая надбавка

Торговая надбавка

Акциз

Налог на добавленную  стоимость

Издержки  посредника

Прибыль посредника

Налог на добавленную стоимость посредника

Издержки торговли

Прибыль торговли

Налог на добавленную стоимость торговли

Оптовая цена изготовителя

     

Оптовая цена отпускная

   

Оптовая цена закупки

 

Розничная цена


Цена в условиях рыночной экономики – один из важнейших факторов, определяющих прибыльность предприятия. Следовательно, ценовая политика, т.е. общие цели, которых предприятие собирается достичь с помощью цен на свою продукцию, и система мер, направленных на это, должны быть хорошо продуманны и обоснованы.

В настоящее время ценовая политика приобретает для предприятия все большую значимость, поскольку потребители стали обращать все больше внимания на соотношение цены и полезности (ценности) продукции, что обусловило возрастание роли цены в маркетинговом комплексе. При этом надо иметь в виду, что улучшение этого соотношения далеко не всегда напрямую определяется снижением цены. В этом смысле повышение конкурентоспособности может быть достигнуто не за счет снижения издержек, а за счет продуманной системы мер, направленных на усиление ценовой чувствительности потенциальных покупателей.

Политика ценообразования – это система принципов ценообразования, применяемых предприятием (фирмой) для определения своих общих и функциональных целей, связанных с процессом ценообразования и формированием продуктового (товарного) портфеля.


 

 






 



 

 

 

 

 

 

     Рисунок 1 – Принципы ценообразования

 

Рассмотрим по подробнее каждый принципы ценообразования представленные на рис.1.

Научная обоснованность цен. Речь идет о необходимости учета при ценообразовании объективных экономических законов. Научной обоснованности установления цен способствует тщательный сбор и анализ информации относительно действующих цен, уровня издержек, соотношения спроса и предложения, других рыночных факторов. Особое значение приобретает прогнозирование макро- и микроэкономических показателей.

Принцип целевой направленности. Предприятие должно определить, какие экономические и социальные задачи оно будет решать в результате использования выбранного подхода к ценообразованию.

Принцип непрерывности процесса ценообразования. Согласно этому принципу продукция на каждом этапе изготовления имеет свою цену. Кроме того, в реальной рыночной ситуации постоянно корректируется уровень действующих на рынке цен.

Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен. Прежде всего это имеет отношение к установлению цен на продукцию предприятий-монополистов и на продукцию первой необходимости, имеющую большое социальное значение. За нарушение установленных государством принципов ценообразования предусматриваются  административные и экономические санкции.


 

 

 


 

 

 


 

 

 

 



 

 


 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Цели ценообразования

 

Обеспечение выживаемости предприятия. Данная цель становится главной в тех случаях, когда на рынке слишком много производителей и царит острая конкуренция или резко меняется политика конкурентов. Кроме того, предприятие может столкнуться с проблемой затоваривания складов из-за неправильно организованного процесса производства или сбыта. Чтобы обеспечить работу и сбыт продукции, предприятие вынуждено устанавливать низкие цены в надежде на благожелательную ответную реакцию потребителей. Выживание на рынке становится важнее прибыли. Чтобы выстоять, попавшие в трудное положение предприятия прибегают к реализации обширных программ ценовых уступок. Цену снижают до тех пор, пока ее величина покрывает часть переменных и постоянных издержек производства продукции [7].

Завоевание лидерства по показателю «доля рынка». Предприятие придерживается мнения, что если ему принадлежит самая большая доля рынка, то у него будут самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Добиваясь лидерства по показателю «доля рынка», предприятие стремится к максимальному снижению цен. Разновидностью этой цели является стремление добиться определенного приращения доли рынка. Например, в течение одного года предприятие хочет увеличить свою долю рынка с 10 до 15%.

Завоевание лидерства по показателю «качество продукции». Предприятие устанавливает  максимальную цену на свою продукцию, объясняя это улучшением показателя качества продукции. У предприятия, преследующего эту цель, должны быть достаточно высокие затраты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Устанавливая, высокие цены на свою продукцию и объясняя это высоким качеством, предприятие может параллельно формировать престижный спрос на нее.

Проведение политики «снятие сливок», или «сборка урожая». Предприятие устанавливает максимально возможную цену на свою продукцию, используя благоприятно складывающуюся на рынке ситуацию, например: неограниченный рост цен, неустойчивый курс национальный валюты, кризис экономики, резкий скачок инфляции, дефицитность данного продукта на рынке. Понимая, что такая ситуация не продлится долго, предприятие за короткий срок получает прибыль, во много раз превышающую тот ее размер, который возможен в нормальных условиях функционирования рынка. Через определенный промежуток времени предприятие начинает постепенно снижать цену, стараясь привлечь к себе дополнительных потребителей, или уходит с рынка при невозможности обеспечить дальнейшее поступление прибыли.

Краткосрочное увеличение объемов сбыта продукции. Используя благоприятно сложившуюся конъюнктуру рынка, предприятие устанавливает очень низкую цену на свою продукцию, стремясь реализовать как можно больший объем продукции. Понятно, что для проведения такой политики даже краткосрочном периоде предприятие должно иметь достаточно низкие издержки производства, а покупатели должны обладать повышенной чувствительностью к изменению цен.

Максимизация текущей прибыли. Предприятие, придерживающееся этого принципа, оценивает спрос и издержки применительно к разным уровням цен и выбирает такую цену, которая обеспечивает максимум поступлений текущей прибыли и наличности, а также максимум возмещения затрат. Во всех подобных случаях текущие финансовые показатели для предприятия важнее долговременных. Для применения этого принципа предприятие должно рассчитывать два основных показателя, опираясь на которые оно строит свою деятельность: спрос на продукцию и издержки производства. В результате цена будет устанавливаться на самом высоком уровне, который соответствует спросу на продукцию и может значительно превышать издержки производства [1].

Методы ценообразования – это методы формирования цены товары услуги в рамках принятой ценовой стратегии.

Несмотря на многообразие методов и подходов к ценообразованию существует алгоритм расчета цен. Он складывается из ряда последовательных этапов:

Информация о работе Расчет и анализ технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия