Государственное регулирование национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Современная экономика невероятно сложна, она призвана создавать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности человека. В зависимости от того, насколько хорошо организована экономика, на каких принципах эта организация построена, можно определить, какие задачи она в состоянии решить и какие интересы общества она может удовлетворить.
Целью моей работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

Содержание

Введение
I ГЛАВА Сущность государственного регулирования экономики
1.1. Границы и основные сферы государственного регулирования--------6
1.2. Цели, объекты, субъекты экономической политики-----------------------11
1.3. Методы государственного регулирования и способы
вмешательства государства в экономические процессы-----------------------15

II ГЛАВА Государственное регулирование национальной экономики в России
2.1. Бюджетная политика России-----------------------------------------------------23
2.2. Проблемы государственного долга в России-------------------------------25
2.3. Кредитно-денежная политика России-----------------------------------------26
2.4. Социальная политика государства---------------------------------------------27
III ГЛАВА Направления совершенствования государственного регулирования России
3.1. Направления совершенствования государственного
регулирования инфраструктурных секторов-----------------------------------29
3.2. Комплексный подход к поддержке малого бизнеса---------------------42

Заключение-------------------------------------------------------------------------------50
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Гос регул. экономики КУРСОВАЯ.docx

— 176.18 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  по науке РФ

ГОУ ВПО «Волжский  государственный инженерно-педагогический университет»

 

Кафедра: «Экономика организации»

 

Курсовая работа

по дисциплине: Экономическая  теория

 

Тема: Государственное регулирование национальной экономики

 

                                                                              Выполнил: студент 2 курса    

                                                                              группы ПЗ-09-1 

                                                                              Потапов П.П.

                                                               Проверила: Романовская Е.В.

 

 

 

г. Н. Новгород

2010г.

Содержание:

Введение

I ГЛАВА Сущность государственного регулирования экономики

1.1. Границы и основные  сферы государственного регулирования--------6

1.2. Цели, объекты, субъекты  экономической политики-----------------------11

1.3. Методы государственного  регулирования и способы

вмешательства государства  в экономические процессы-----------------------15

 

II ГЛАВА Государственное регулирование национальной экономики в России

2.1. Бюджетная политика  России-----------------------------------------------------23

2.2. Проблемы государственного  долга в России-------------------------------25

2.3. Кредитно-денежная политика  России-----------------------------------------26

2.4. Социальная политика  государства---------------------------------------------27

III ГЛАВА Направления совершенствования государственного регулирования России

3.1. Направления совершенствования государственного

регулирования инфраструктурных секторов-----------------------------------29

3.2. Комплексный подход к поддержке малого бизнеса---------------------42

 

Заключение-------------------------------------------------------------------------------50

Список литературы

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственное регулирование экономики - это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Как известно, возможность  государственного регулирования экономики появляется по достижению определенного уровня развития экономики, концентрации производства и капитала. Это необходимо, так как нарастают проблемы, трудности, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.

Государственное регулирование экономики направленно на решения различных задач, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогресса развития в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственное регулирование экономики определяются характером экономических и социальных проблем в той или иной стране в данный конкретный период.

Наиболее развитыми механизмами  государственного регулирования экономики считаются механизмы регулирования в некоторых странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито государственное регулирование экономики в США, Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений, аналогичных последствиям II мировой войны и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Однако, государственное регулирование экономики и в этих странах играет заметную роль, особенно при высоких показателях безработицы и инфляции.

Очень важна роль государственного регулирования экономики в развивающихся  странах, создающих свою независимую  экономику и в бывших социалистических странах, переходящих к рыночному  хозяйству на базе частной собственности.

Современная экономика невероятно сложна, она призвана создавать условия  для самых разнообразных видов  жизнедеятельности человека. В зависимости  от того, насколько хорошо организована экономика, на каких принципах эта  организация построена, можно определить, какие задачи она в состоянии  решить и какие интересы общества она может удовлетворить.

Целью моей работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование  экономики.

Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

В качестве основных методов  влияния на экономику для достижения необходимых обществу результатов  государство использует методы прямого  и косвенного воздействия. Использование  этих методов предполагает применение характерных для них приемов  и средств. Так, метод прямого  воздействия на экономику реализуется  средствами административного и  экономического влияния. Косвенный  метод регулирования реализуется  только экономическими средствами. Особенностью прямого метода государственного регулирования  является прежде всего то, что он основан на авторитете государственной власти и не связан с созданием дополнительных материальных стимулов для его осуществления. Важная специфическая его черта состоит еще в том, что им предполагаются меры запрета, разрешения, принуждения (законотворческая деятельность, лицензирование и др.), а также предусматривает организацию управления предприятиями государственного сектора, государственной собственностью. Косвенный метод государственного регулирования хозяйственной жизни характеризуется опосредованным способом влияния на социально-экономические процессы и хозяйственные объекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_________________________________________________________________

Холланд С. «Планирование и смешанная экономика. Вопросы экономики», М 2003 г.,186с.

I ГЛАВА. Сущность государственного регулирования экономики

Важная роль в экономическом  развитии общества принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории  своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации  национальной обороны и т.п. выполняло  определенные функции в сфере  экономики.

В современных условиях невмешательство  государства в социально-экономические  процессы немыслимо. В дискуссиях и  спорах сторонников различных экономических  школ не отрицается необходимость государственного регулирования экономики. Разные подходы и взгляды существуют по поводу масштабов, форм и интенсивности государственного вмешательства в экономику.

Никто и никогда не снимал с государства ответственности  за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что "невидимая рука" рынка  должна дополняться видимой рукой  государства, его регулированием экономических и социальных процессов общества. Что же представляет собой государственное регулирование экономики?

Государственное регулирование  экономики (госрегулирование) — процесс  воздействия государства на хозяйственную  жизнь общества и связанные с  ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая  и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов)

Cформулируем сущность государственного регулирования экономики. Государственное регулирование экономики — представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями. К общественным организациям, которые также участвуют в регулировании экономики, можно отнести профсоюзы, союзы предпринимателей и фермеров, советы по экологии и пр.

 

 

 

 

 

_____________________________________________________________________________

Большая энциклопедия Кирилла  и Мефодия. 2005 г

1.1. Границы и основные сферы государственного регулирования.

Экономической основой государственного регулирования экономики является ВВП, перераспределяемый через госбюджет  и внебюджетные фонды и государственную собственность. Эффективность государственного регулирования экономики при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем больше доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в экономике играет госсектор. Но у государственных доходов и госсектора есть относительные границы роста.

1. Границы роста государственных  доходов:

- границы достаточной  мотивации предпринимательской  деятельности;

- социальные границы налогообложения  лиц, работающих по найму и  средних слоев;

- границы прироста ВВП  (конъюнктурные границы).

2. Ограничены и возможности  государственной собственности.  Госсектор не может расти, захватывая  все новые позиции в ключевых  отраслях народного хозяйства.  Не случайно в конце 80—90-х  гг. во многих развитых странах  (СШA, Великобритания, ФРГ, Италия) проводилась приватизация объектов государственной собственности. Хотя есть страны, где доля госсектора все еще высока: ФРГ — 30% в промышленности, Дания — 70 %.

Итак, главная граница  государственного регулирования — возможное несовпадение его целей с частным интересом собственников капитала в условиях относительной свободы принятия хозяйственных решений.

В общих чертах допустимые пределы государственного вмешательства  в экономику достаточно широки для  того, чтобы разумные меры государственного регулирования и эффективно работающий рыночный механизм позволили решать основные социально-экономические  проблемы. Если государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, то, как правило, происходят негативные деформации рыночных процессов, падает эффективность производства и, как следствие, снижается уровень  и качество жизни народа. Тогда  рано или поздно становится необходимым  разгосударствление экономики, освобождение ее от чрезмерного государственного вмешательства. Так уж устроено рыночное хозяйство. С этим следует считаться  при проведении экономической реформы  в нашей стране. Надо более решительно снимать с государства ненужные, обременительные функции в экономике, передавая их рыночной

_____________________________________________________________________________

Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой - М.: Инфра - М, 2002 - 714 с.

системе.

Напрасно думать, что, превысив допустимые пределы, сохранив опасную  для конкурентного рынка экономическую  мощь государства, можно построить  какое-то свое, невиданное доселе рыночное хозяйство. Такие взгляды ничего не имеют общего с реальной действительностью  России. Поскольку государство спасает  развалившееся хозяйство, прощая кредитную  задолженность, ведет недальновидную фискальную политику, применяет популистские мероприятия и обещания без учета  экономических возможностей, постольку  народное хозяйство остается нерыночным. Стало быть, сохраняется устаревшая структура производства, консервируется низкое качество продукции, увеличивается  отставание от развитых стран в области  НТП и качества жизни людей.

Когда мы говорим о проблеме государства и рынка, это не значит, что она решается таким путем: государство решает свои задачи, а  рынок — свои. Вопрос о том: что? как? и для кого? производить решает не только рынок, но и государство. Но решать эти вопросы оно должно на основе рыночного механизма.

В командной экономике  экономические методы управления подменяются  административными. Государство жестко контролирует и опекает предприятия, они лишаются хозяйственно-оперативной самостоятельности, хозрасчет провозглашается лишь на словах. Конечно, предприятия стремятся ориентироваться на рынок, но требования рынка не являются определяющими. Да и сам такой рынок состоит из сплошного дефицита.

Директивное планирование превращается для предприятий в администрирование,   которое противоречит законам экономического развития. Отрицательные черты государственного вмешательства в экономику заключаются  в бюрократизации хозяйственных  и политических структур. Не случайно они назывались административно-командной  или административно-бюрократической  системой. Такое вмешательство государства  переходит разумные границы, блокирует  механизм конкуренции, ставя на ее место  государственную монополию.

В смешанной экономике,  основанной на многоукладном хозяйстве, на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству в хозяйственной  жизни отводится строго определенная роль. Даже система свободной конкуренции  не работает без государства, которое  берет на себя определенную ответственность  в тех пределах экономической  жизни, где механизм рынка не дает нужного обществу эффекта. Ведь рынок  при всем его позитивном значении не является идеальным механизмом: он имеет как положительные, так  и негативные моменты (монополизм, инфляция, кризисы, безработица). Рыночный механизм ведет к существенному подъему  экономики, но сопровождается и значительными спадами и кризисами. Поэтому естественно, что государство стремится разработать механизм прогнозирования и программирования рынка.

В результате должен быть осуществлен  переход к системе, где рынок  регулирует деятельность предприятий  и фирм, а государство — функционирование рынка в соответствии с его  законами. Это означает минимум вмешательства  государства в деятельность предприятий  и рынка. Данное вмешательство осуществляется через механизм государственного регулирования  экономики. При этом механизм государственного регулирования должен отвечать интересам  не только государства, но и интересам  предприятий, фирм и работников.

Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики