Современные подходы в теории спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:07, реферат

Краткое описание

В литературе западных стран этот вопрос показан в достаточной степени. В современной казахстанской литературе спрос как таковой до начала демократических преобразований не рассматривался, поэтому казахстанских общедоступных книг по этому вопросу практически нет, что определяет актуальность выбранной темы.
Цель данной курсовой работы - рассмотрение законов спроса и

Содержание

1.1Сущность спроса……………………………………..…….5
Спрос и кривая спроса…………………..….………..…7
Закон спроса……………………………..……………...8
Кривая спроса…………………………...................…..10
Факторы изменения спроса…………...........................10
1.2Предложение и кривая предложения………...…………..13
Закон предложения………………………..……..……14
Кривая предложения……………………………….…14
Факторы изменения предложения……………..….…15
1.3Предложение и спрос: рыночное равновесие…………..18
2.1Рыночное равновесие………………………….….…….20
Равновесие модели…………………….....….…….20
Равновесие модели в статистике…..………...…..20
Равновесие модели в динамике………………….24
Особые случаи рыночного равновесия………….…25
2.2Равновесие по Вальрасу………………………..……27
2.3Стабильность равновесия…………………………...…29
Паутинообразная модель поведения……………29
Заключение………………………………………...………32
Список используемой литературы…………………….…35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по теории экономики.doc

— 430.00 Кб (Скачать файл)

 

Курсовая  работа

Тема: «Современные подходы в теории спроса и предложения»

Екатеринбург 2011г.  
Введение

1.1Сущность спроса……………………………………..…….5

Спрос и кривая спроса…………………..….………..…7

Закон спроса……………………………..……………...8

Кривая спроса…………………………...................…..10

Факторы изменения  спроса…………...........................10

1.2Предложение  и кривая предложения………...…………..13

Закон предложения………………………..……..……14

Кривая предложения……………………………….…14

Факторы изменения  предложения……………..….…15

1.3Предложение  и спрос: рыночное равновесие…………..18

2.1Рыночное равновесие………………………….….…….20

Равновесие  модели…………………….....….…….20

Равновесие  модели в статистике…..………...…..20

Равновесие  модели в динамике………………….24

Особые случаи рыночного равновесия………….…25

2.2Равновесие по Вальрасу………………………..……27

2.3Стабильность равновесия…………………………...…29

Паутинообразная модель поведения……………29

Заключение………………………………………...………32

Список используемой литературы…………………….…35

 

-3-

Введение.

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Данные инструменты способствуют установлению равновесия на рынке.

Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия: спрос и предложение.

Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

Изменение соотношения  между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен  вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается  тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

В литературе западных стран этот вопрос показан в достаточной  степени. В современной казахстанской  литературе спрос как таковой  до начала демократических преобразований не рассматривался, поэтому казахстанских общедоступных книг по этому вопросу практически нет, что определяет актуальность выбранной темы.

Цель данной курсовой работы - рассмотрение законов  спроса и 

 

-4-

предложения с  позиций экономической теории и в их взаимодействии.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие  задачи:

- рассмотреть  теоретические понятия спроса  и предложения; 

-раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;

- проанализировать  основы взаимодействия спроса и предложения на рынке.

Предмет исследования в работе - экономические категории  спроса и предложения.

Объект исследования - факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.

Приемы и методы исследования, использованные в процессе написания курсовой работы, заключаются в синтезе и анализе имеющихся теоретических материалов, группировке и обобщении теоретического материала с практическими данными и практическими выводами по рассматриваемой теме.

В настоящее  время рассматриваемая проблема широко обсуждается на страницах  научных и специализированных изданий. Вместе с тем для большинства  работ свойственна узкая направленность исследований, связанная с историческим развитием экономической мысли и современными реалиями. В качестве перспективного направления исследований представляется изучение законов спроса и предложения и их практической реализации в рыночной экономике.

Практическая  значимость работы состоит в том, что спрос и предложение - это не только экономические категории, но и реальные закономерности современного рынка. Поэтому важно знать, как они взаимодействуют в теории и на практике, каковы законы спроса и предложения и как они функционируют в рыночной экономике.

 

-5-

 Сущность спроса

Каждый человек  нуждается в тех или иных благах. И если он не может произвести эти  блага сам или ему выгоднее купить их, он приходит за ними на рынок. Естественно, он должен располагать  деньгами для покупки, поскольку  бесплатно на рынке ничего получить нельзя. А это значит, что на рынке мы сталкиваемся уже не с потребностями как таковыми, а со спросом.

Впервые понятия  спроса и предложения в экономической  науке исследовали в своих  работах английский экономист Альфред  Маршалл (1842-1924) (Принципы политической экономии. А. Маршал. - М: Экономика, 1983. - 318 с.).

Определенное  воздействие на взгляды А. Маршалла оказали идеи А.О. Курно (1810-1877 г.), который  впервые в работе "Исследование математических принципов теории богатства" (1838 г.) определил и изобразил графически функцию спроса, проанализировал процесс максимизации прибыли. А. О. Курно не только рассматривал проблему ценообразования на рынке совершенной конкуренции, но и заложил основы теории чистой монополии и теории дуополии.

Рассматривая взаимодействия олигополистов, А. Курно показал, что каждая фирма предпочитает продавать такое количество продукции, которое максимизирует ее прибыль. При этом он исходил из того, что объем продаваемых товаров у конкурентов остается неизменным. Курно сделал два главных вывода:

- для любой  отрасли существует определенное  и стабильное равновесие между  объемом продаж и ценой товара;

 

-6-

- цена равновесия  зависит от числа продавцов  (Курно О.А. Исследование математических  принципов теории богатства. - М.: Республика, 1998. - с. 214).

Монопольная цена возникает при единственном продавце. С увеличением количества продавцов  цена равновесия падает, приближаясь  к предельным издержкам. Таким образом, модель А. Курно показывает, что конкурентное равновесие достигается в тем большей мере, чем больше возрастает число продавцов.

 

-7-

Спрос и кривая спроса

Спрос описывается  шкалой, отражающей готовность покупателей  покупать данный продукт в течение  определенного периода по каждой из разных цен, по которым его могут  продавать. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. В таблице приведена гипотетическая шкала спроса одного потребителя, покупающего какое-то количество тонн пшеницы.

Цена  за тонну (руб.)

Величина  спроса в неделю

5

10

4

20

3

35

2

55

1

80


Таблица 1. Спрос индивидуального покупателя на пшеницу (гипотетические данные)

Эта таблица  отражает связь между ценой пшеницы и количеством, которое покупатель хочет и может купить по каждой из цен. Шкала спроса сама по себе не дает ответа на вопрос, какая из пяти возможных цен реально существует на рынке. Это зависит от спроса и предложения. Спрос, следовательно, - это просто выраженные в форме таблицы планы или

 

-8-

намерения покупателя относительно покупки продукта. При  этом надо обратить внимание, чтобы  величины спроса имели какое-то значение, они должны относиться к определенному  отрезку времени – дню, неделе, месяцу и т.д.

Закон спроса

Коренное свойство спроса заключается в следующем, при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение  цены ведет к уменьшению величины спроса. То есть существует отрицательная или обратная связь между ценой и величиной спроса. Экономисты назвали эту обратную связь законом спроса.

Рассмотрим, что  лежит в основе этого закона.

1.Здравый смысл  и наблюдение действительности согласуется с тем, что нам показывает нисходящая кривая спроса. Обычно люди действительно покупают больше данного продукта по низкой цене, чем по высокой. Можно сказать, что высокая цена отбивает у потребителя желание совершить покупку, а низкая наоборот, стимулирует. Уже тот факт, что фирмы устраивают "распродажи", служит доказательством их веры в закон спроса. Предприятия сокращают запасы товаров, понижая цены, а не повышая их.

2.В любой  данный период времени каждый  покупатель продукта получает  меньше удовлетворения, или выгоды, или пользы от каждой последующей единицы продукта. Отсюда следует, что потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности, то потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при

 

-9-

условии, что  цена на него снижается.

3.На несколько  более высоком уровне анализа  закон спроса можно объяснить  эффектами дохода и замещения.  Эффект дохода указывает на  то, что при более низкой цене  человек может позволить себе  купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо иных товаров. Снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны замещать дорогие товары более дешевыми.

Кривая  спроса.

Обратную связь  между ценой продукта и величиной  спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной.

Рисунок 1 Кривая индивидуального спроса на пшеницу

Таблица индивидуального  спроса представлена на графике в  виде нисходящей кривой DD, поскольку между ценой и величиной спроса –

-10-

существует  обратная зависимость. При этом по закону спроса потребители покупают большее  количество продукта, когда цена на него снижается.

Факторы изменения спроса.

Изменение одной  или более основных детерминант спроса вызывает сдвиг рыночной кривой спроса. Ее смещение вправо означает повышение спроса, а смещение влево – сокращение спроса. Изменение в спросе следует отличать от изменения величины спроса, причем последние влечет за собой передвижение от одной точки к другой на фиксированной кривой спроса в результате изменения цены рассматриваемого продукта.

Рассмотрим, какие  неценовые факторы и как влияют на величину спроса.

1.Потребительские  вкусы. Благоприятное для данного  продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды, будет означать, что спрос возрастет по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшения спроса и смещение криво спроса влево. Надо отметить, что технологические изменения в виде появления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Например, создание и принятие потребителем арифмометра практически ликвидировало спрос на логарифмические линейки. Точно также появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на долгоиграющие пластинки.

2.Число покупателей  на рынке. Очевидно, что увеличение  числа покупателей на рынке  обусловливает повышение спроса. А уменьшение их числа к  сокращению. Так бум рождаемости  после второй мировой войны повысил спрос на пеленки, детский лосьон и акушерские услуги. Увеличение продолжительности жизни повысило спрос на медицинские

 

-11-

услуги, на места  в дома для престарелых и клиниках.

3.Денежные доходы  потребителей. В отношении большинства  товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, покупают больше бифштексов, стереоустановок и виски. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории или нормальными товарами. Хотя большинство продуктов относятся к нормальным товарам, существует несколько исключений. В том случае, когда доходы превышают известный уровень, потребители могут покупать меньше хлеба, картофеля, капусты, поскольку возросший доход позволяет им покупать продовольствие с более высоким содержанием протеина, как, например, молочные продукты и мясо. Увеличение доходов может также вести к снижению спроса на поношенную одежду и третьесортные автомобили. В свою очередь, повышение доходов может снизить спрос нагамбургеры и маргарин, так как более состоятельные потребители переключаются на потребление натуральных котлет и сливочного масла. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает, при снижении доходов, называются товарами низшей категории.

Информация о работе Современные подходы в теории спроса и предложения