Меры административного пресечения, при-меняемые органами внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Существенную роль в охране конституционных прав и свобод граждан играют органы внутренних дел, которые наделены соответствующими государственными полномочиями оперативно и своевременно реагировать на происшествия и другие события, в силу которых они вынуждены в отдельных случаях применять различные меры принудительного воздействия в целях предотвращение и пресечения противоправных действий и недопущения наступления общественно опасных последствий. Определение мер административно-правового пресечения является актуальным, т.к. в деятельности ОВД выявление и пресечение правонарушений имеет приоритетное значение, что обусловлено необходимостью обеспечения правопорядка и безопасности в сфере государственного управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..… 6-8
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕР АДМИНИСТРАТИВ-НОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ………………………………………………………….
9-42
1.1. Административное пресечение в структуре мер административного принуждения………………………………………
9-25
1.2. Основания применения мер административного пресече-ния……………………………………………………………………
25-42
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АД-МИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ………………………………………………………………………………
43-81
2.1. Органы внутренних дел как субъекты применения мер административного пресечения…………………………………………..
43-59

2.2. Проблемы правового регулирования и обеспечения законности при применении мер административного пресече-ния……………………………………………………………………..
59-81
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………………… 82-86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕ-РАТУРЫ…………………………………………………………..…
87-92

Вложенные файлы: 1 файл

Меры админ. характера.doc

— 507.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки Российской Федерации

Национальный исследовательский 
Иркутский государственный технический университет

Заочно-вечерний факультет

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

Допускаю к защите

Зав. Кафедрой ГПД 

 

_______________/

 

 

 

 

Меры административного  пресечения, применяемые органами внутренних дел

Специальность 021100 (030501) – «Юриспруденция»

 

 

 

Дипломная работа выполнена

Студентом группы Юр(зу)-07-2   /__________/

Научный руководитель:

 

Доцент кафедры 

государственно-правовых

дисциплин,

кандидат исторических наук   /__________/

 

 

Нормоконтроль:

зав.кафедрой ГПД        /__________/   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск – 2011

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…

6-8

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ………………………………………………………….

 

9-42

 

    1. Административное пресечение в структуре мер административного принуждения………………………………………

 

9-25

 

1.2. Основания применения  мер административного пресечения……………………………………………………………………

 

25-42

ГЛАВА 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ………………………………………………………………………………

 

 

43-81

 

2.1. Органы внутренних  дел как субъекты применения  мер административного пресечения…………………………………………..

 

43-59

 

 

2.2. Проблемы правового  регулирования и обеспечения законности при применении мер административного пресечения……………………………………………………………………..

 

 

59-81

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………

82-86

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..…

 

87-92




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Существенную роль в  охране конституционных прав и свобод граждан играют органы внутренних дел, которые наделены соответствующими государственными полномочиями оперативно и своевременно реагировать на происшествия и другие события, в силу которых они вынуждены в отдельных случаях применять различные меры принудительного воздействия в целях предотвращение и пресечения противоправных действий и недопущения наступления общественно опасных последствий. Определение мер административно-правового пресечения является актуальным, т.к. в деятельности ОВД выявление и пресечение правонарушений имеет приоритетное значение, что обусловлено необходимостью обеспечения правопорядка и безопасности в сфере государственного управления.

В силу того, что административно-правовое принуждение и административное пресечение как его вид, на протяжении более пятидесяти лет подвергались неоднократному исследованию, в юридической науке сформировалось множество различных позиций, которые нередко противоречат.

Таким образом, особую актуальность приобретает систематическое изучение сформировавшихся позиций для приведения накопившихся теоретических разработок в аргументированную точку зрения.

Необходимость комплексного исследования мер административного  пресечения вызвана двумя основными проблемами. Во-первых, возникают теоретические разногласия по поводу отнесения тех или иных мер к мерам административно-правового пресечения, а во-вторых, частое неправомерное применение данных мер, происходящее в силу недостаточной теоретической разработки их классификации и отсутствия их системы в едином нормативно-правовом акте. Теоретическое осмысление названных проблем и их исключительная практическая важность определили выбор темы данной работы.

В своих трудах данную тему в общей характеристике и отдельным аспектам административно- правового принуждения посвящены работы современных ученых- административистов – А.В. Серегина, А.С. Князькова, Д.Н. Бахраха, Ю.М. Козлова, М.И. Еропкина, В.Л. Зеленько, А.И. Каплунова, И.Ш. Килясханова, А.П. Клюшниченко, В.Р, В.И. Новоселова, Л.Л. Попова, Б.В. Россинского, Ю.С. Рябова, Н.Г. Салищевой, Ю.Н. Старилова, М.С. Студеникиной, А.В. Самойленко, Ю.П. Соловья, В.А. Тюрина, А.А, Фатьянова, В.В. Черникова, А.П. Шергина, А.Ю. Якимова и др.

Степень научной разработанности проблемы. Различные аспекты принуждения исследуются в науке административного права на протяжении длительного периода, начиная с конца XIX века. Существенный вклад в административно-правовую науку при изучении данных мер внесли такие ученые как Н.Н. Белявский, В.А. Гаген, В.М. Гессен, В.Ф. Дерюжинский, А.И, Елистратов, В.В. Ивановский, И.Т. Тарасов и другие, научное наследие которых оказало заметное влияние на разработку исследуемой проблематики. Учеными исследовались как само понятие административного пресечения, так и характеристики отдельных его мер, формы их нормативного закрепления.

Цель дипломной работы заключается в комплексном исследовании мер административного пресечения применяемые органами внутренних дел. Для достижения указанной цели предопределено постановку и разрешение в ходи исследования следующих задач:

- определить место  и роль административно-правового  пресечения в системе мер административно-правового  принуждения;

- сформулировать определение  понятия «меры административного пресечения»;

- классифицировать и  рассмотреть виды мер административного  пресечения, применяемых органами внутренних дел.

- рассмотреть особенность  применения мер административного  пресечения сотрудниками органов внутренних дел против правонарушений посягающих на общественный порядок и нравственность.

Объект исследования в дипломной работе являются общественные отношения, складывающиеся в процессе применения должностными лицами органов внутренних дел мер административного пресечения в различных отраслях и сферах государственного управления.

Предметом исследования являются нормативные правовые акты Российской Федерации, закрепляющие полномочия органов внутренних дел по реализации мер административного пресечения, а также российская практика их применения уполномоченными должностными лицами.

Методологической базой  дипломного исследования выступили общенаучные и частные научные методы. Методологическую основу исследования составляют общенаучный метод познания, метод системного анализа, нормативно-логический метод, методы сравнительного правоведения и правового моделирования.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях, иные законодательные и подзаконные нормативные правовые акты.

Структура и объем  работы соответствует целям и  задачам исследуемой темы. Дипломная  работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфов, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ

1.1. Административное пресечение  в структуре мер административного принуждения

Меры административного  пресечения, является разновидностью мер государственного принуждения, и поэтому они не могут быть изучены в отдельности. Именно поэтому существенно важно обратить особое внимание на то, что между мерами государственного, административного принуждения и мерами административного пресечения существует диалектическая взаимосвязь общего, родового, частного. В соответствии с диалектическим учением исследование отдельных явлений может быть осуществлено лишь на основе выяснения их связи с более общими категориями. Очевидно и то, что отдельное не существует иначе, как в неразрывной связи с общим. Следовательно, прежде чем приступить к изучению мер административного пресечения, необходимо рассмотреть более общие категории, которыми в данном случае являются государственное и административное принуждение.

Поэтому важно, в первую очередь, рассмотреть собственно институт государственного принуждения.

В теории права государственно-правовое принуждение рассматривается, прежде всего, как средство (метод) организации волевых устремлений субъектов с целью подчинения государственной воле, а также как неблагоприятное последствие нарушения норм права, оказывающее предупредительное воздействие на психику. С точки зрения государственного управления правовое принуждение определяется, как процесс воздействия на управляемый объект с целью понудить его к должному поведению способами, указанными в законе. При этом используются «универсальные методы государственного управления - убеждение и принуждение1».

Проблема определения  оптимального соотношения убеждения  и принуждения в процессе практической реализации государственной власти является актуальной для общества и государства в любой исторический период. Вместе с тем, представляется достаточно очевидным тот факт, что любое современное правовое государство, являясь гарантом общечеловеческих ценностей, прав и свобод, а также законных интересов своих граждан, в тех случаях, когда им что-либо реально угрожает, не только вправе, но и обязано использовать весь арсенал доступных ему средств (включая инструменты государственного принуждения) для устранения состояния подобной незащищенности2.

Необходимость применения принуждения, т.е. осуществления действий, направленных на то, чтобы заставить лицо исполнить юридическую обязанность, может возникнуть не только в связи с нарушением этим лицом наказуемого запрета, но и в связи с нежеланием исполнять установленную юридическую обязанность при возникновении иных угроз. Кроме того, в сфере государственного управления основанием для применения принуждения может быть также невыполнение законных распоряжений и требований уполномоченных органов и должностных лиц3.

Такое неисполнение в  соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях является административно наказуемым. И, наконец, это нежелание исполнять юридическую обязанность, в том числе дополнительную в связи с возникновением чрезвычайных условий.

Представляется, что дефиниция  государственного принуждения как  социально-правового явления и  метода государственного руководства  обществом должна содержать характеристику его основных структурных элементов (субъекта, объекта и содержания воздействия). Причем содержание данного способа воздействия целесообразно раскрывать через применение установленных законом мер принуждения.

Государственное принуждение, являясь правовым принуждением, т.е. нормативно определенным, представляет собой правоприменительную деятельность публичных органов, где виды и размеры принудительных мер, основания и порядок их применения установлены и регламентируются правом.

Административное  принуждение  является разновидность государственного принуждения, состоящее в применении специально уполномоченными субъектами мер принудительного характера, предусмотренных нормами административного права и направленных на обеспечение общественной безопасности, а также защиту общественных отношений в сфере государственного управления4.

Государственное принуждение является монополией государства  и осуществляется только публичными органами, одними из которых являются органы внутренних дел. К этому методу ОВД (полиции) прибегают тогда, когда другие способы воздействия на граждан и юридических лиц, нарушающих правовые нормы, не дали положительных результатов. Данное утверждение нашло свое закрепление в законодательстве Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 20 Закона Российской Федерации «О полиции» сотрудники полиции имеют право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях5:

1) для пресечения  преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления  в служебное помещение территориального  органа или подразделения полиции,  в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение  лиц, совершивших преступления  и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления  противодействия законным требованиям  сотрудника полиции.

2. Сотрудник  полиции имеет право применять  физическую силу во всех случаях,  когда Федеральным законом разрешено  применение специальных средств  или огнестрельного оружия.

Учитывая, что специфика  административного принуждения  связана с регулированием общественных отношений в сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов и проявляется в его воздействии на объект правоприменения, я полностью поддерживаю точку зрения ученых, считающих, что использование в своей сфере указанного вида принуждения имеет важное значение во внутригосударственном регулировании общественных правоотношений. В этой связи необходимо отметить, что административное принуждение (наряду с иными видами правового принуждения) направлено на достижение своей главной цели - обеспечения выполнения требований правовых норм гражданами и другими лицами на территории государства6.

Действующее законодательство закрепляет достаточно широкий перечень мер административного принуждения. Наличие их большого многообразия позволяет правоприменителю:

Информация о работе Меры административного пресечения, при-меняемые органами внутренних дел