Меры административного пресечения, при-меняемые органами внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Существенную роль в охране конституционных прав и свобод граждан играют органы внутренних дел, которые наделены соответствующими государственными полномочиями оперативно и своевременно реагировать на происшествия и другие события, в силу которых они вынуждены в отдельных случаях применять различные меры принудительного воздействия в целях предотвращение и пресечения противоправных действий и недопущения наступления общественно опасных последствий. Определение мер административно-правового пресечения является актуальным, т.к. в деятельности ОВД выявление и пресечение правонарушений имеет приоритетное значение, что обусловлено необходимостью обеспечения правопорядка и безопасности в сфере государственного управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..… 6-8
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕР АДМИНИСТРАТИВ-НОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ………………………………………………………….
9-42
1.1. Административное пресечение в структуре мер административного принуждения………………………………………
9-25
1.2. Основания применения мер административного пресече-ния……………………………………………………………………
25-42
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АД-МИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ………………………………………………………………………………
43-81
2.1. Органы внутренних дел как субъекты применения мер административного пресечения…………………………………………..
43-59

2.2. Проблемы правового регулирования и обеспечения законности при применении мер административного пресече-ния……………………………………………………………………..
59-81
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………………… 82-86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕ-РАТУРЫ…………………………………………………………..…
87-92

Вложенные файлы: 1 файл

Меры админ. характера.doc

— 507.00 Кб (Скачать файл)

Действия,   препятствующие   осуществлению   полномочий   полиции, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1ст. 193 КоАП РФ и выражаются в пассивных действиях правонарушителя31.

Например, недопущение  сотрудника полиции в помещение, принадлежащее гражданину или организации, при преследовании лица, подозреваемого в совершении преступления, создание физических препятствий для движения патрульного автомобиля.

Следующей мерой  пресекательного характера является доставление в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и

содержание там лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения (п. 14 ст. 13 Закона РФ «О полиции»). Основаниями применения данной принудительной меры выступают действия, содержащие признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ «Появление в общественных местах в состоянии опьянения». Они выражаются:

-в неспособности лиц самостоятельно передвигаться или 
ориентироваться в окружающей обстановке;

         -в возможности причинения вреда окружающим или себе.

При этом необходимо отметить, что в ряде случаев реализация данной меры требует соблюдения дополнительного условия. Так, доставление пьяных лиц из жилища возможно - по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества.

Основная цель доставления в медицинские учреждения и дежурные части ОВД лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения, это пресечение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ.

При этом, как  отмечает в своем Определении  от 19 мая 2005 г. № КАС05-187 Верховный Суд РФ, пребывание лица в медицинском вытрезвителе по своей правовой природе не может относиться к административному задержанию или лишению свободы, поскольку своей целью имеет вытрезвление гражданина32.

Задержание и доставление  в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения назначенных им в установленном законом порядке принудительных мер медицинского и воспитательного характера (п. 7 ст. 14 Закона РФ «О полиции»), может быть осуществлено при наличии совокупности обстоятельств, вызывающих его применение. Во-первых, необходим факт назначения указанных принудительных мер (санкция судьи, постановление судьи о госпитализации в недобровольном порядке и т.д.), во-вторых, факт уклонения от прохождения данных принудительных мер, в-третьих, необходим акт уполномоченного органа (должностного лица) о доставлении, либо обращение медицинских работников.

Принудительные  меры медицинского характера устанавливаются  в соответствии со ст. 13 Закона РФ от 2 июля 1992 г. №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (в редакции от 27 февраля 2009г.) и Постановлением Пленума Верховного суда РФ  №6 от 7 апреля 2011г. « О практике применения судами принудительных  мер медицинского характера» судебным решением в порядке, предусмотренном УК РФ и УПК РФ. Кроме принудительных мер медицинского характера указанных предусматривается принудительная (недобровольная) госпитализация, как по постановлению судьи, так и до его вынесения. В исключительных случаях, если обследование или лечение больного   возможно только   в   стационарных  условиях,   а   психическое расстройство является тяжелым и обусловливает33:

а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или

б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно 
удовлетворять основные жизненные потребности, или

в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения 
психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической 
помощи.

При этом сотрудники полиции обязаны оказывать содействие медицинским работникам при госпитализации.

Задержание  и доставление в специализированные учреждения несовершеннолетних (п. 15 ст. 13 Закона РФ «О полиции»), совершивших правонарушение или антиобщественное действие, может рассматриваться как мера административного пресечения только в том случае, когда оставление несовершеннолетнего правонарушителя на свободе повлечет продолжение им противоправного поведения. Основания такого задержания и процессуальный порядок его реализации определяются Федеральным законом. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»34. При этом необходимо отметить, что из шести оснований, предусмотренных ст. 22 данного Закона, только 2 преследуют пресекательпые цели. К ним относятся:

- самовольное оставление специальных учебно-воспитательных 
учреждений закрытого типа;

- совершившие общественно опасного деяния до достижения возраста, 
с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, 
если это необходимо для недопущения совершения ими повторного 
общественно опасного деяния.

Необходимо  отличать задержание несовершеннолетнего  и его доставление от административного задержания лица, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, и его доставления в орган внутренних дел. В данном случае задержание понимается аналогично уголовно-процессуальному задержанию, то есть ограничение свободы. Интересно, что задержание в таком смысле предшествует доставлению, тогда как обеспечительное задержание, предусмотренное ст. 27.3 КоАП РФ, зачастую следует после доставления. В то же время, рассматриваемая мера является обеспечивающей, поскольку доставление несовершеннолетнего правонарушителя необходимо для принятия специальных мер воспитательного воздействия, определения его в специальное учебно-воспитательное учреждение.

Беспрепятственный вход в жилые и иные помещения  граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями (п. 15 Закона РФ «О полиции») применяется при наличии следующих оснований:

- преследование лиц, подозреваемых в совершении преступлений;

  • наличие достаточных данных полагать, что в жилище находится лицо, скрывающееся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющееся от исполнения уголовного наказания;
  • наличие достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление;

 

  • наличие достаточных данных полагать, что там произошел несчастный случай;
  • для обеспечения личной и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.

Как видно  из приведенного перечня, только первые три основания полностью соответствуют целевому назначению мер административного пресечения и направлены на прекращение реально совершаемых противоправных, уголовно наказуемых действий, составляющих объективную сторону того или иного преступления.

Основание, связанное  с наличием достаточных данных полагать, что в жилище или ином помещении произошел несчастный случай, носит обеспечительный характер. Его целевое назначение связано с закреплением (документальным оформлением) факта произошедшего события (смерти или получение вреда здоровью).

Применение  мер пресечения, направленных на обеспечение личной и общественной безопасности при вхождении на объекты частной собственности, носит пресекательный характер только в том случае, если его применение направлено на прекращение группового противоправного поведенческого акта, сопровождающегося насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, т.е. совершением преступного деяния, предусмотренного ст. 212 Уголовного кодекса Российской Федерации35 «Массовые беспорядки». Применение пресекательных средств воздействия для устранения иных угроз, вызываемых природными и техногенными явлениями, носит профилактический характер.

Детально рассмотрим перечисленные выше основания применения данных мер административного пресечения и порядок их реализации36.

Основания подозревать граждан в совершении преступления следует формулировать применительно к основаниям доставления в полицию лиц, подозреваемых в совершении преступлений, установленных ст. 91 УПК РФ.

В соответствии с п. 247 Устава ППС МОБ РФ сотрудники полиции, оказавшиеся на месте совершения преступления, обязаны организовать преследование и задержание лиц, его совершивших. При этом преследование преступников «по горячим следам» ведется до тех пор, пока они не будут задержаны и обезврежены. Наряды полиции во время преследования должны действовать самоотверженно и инициативно, соблюдая меры предосторожности, при необходимости обращаться за помощью к должностным лицам и представителям общественности.

При совершении преступления в помещении наряды могут входить туда только для его пресечения, задержания лиц, совершивших преступление, оказания помощи потерпевшим (п. 258 Устава ППС МОБ РФ)37.

Достаточными  данными, наличие которых дает основания  полагать, что совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, могут служить показания очевидцев, потерпевших, крики о помощи, звуки выстрелов или взрыва, запах дыма, газа.

Сотрудник полиции должен проанализировать и оценить полученную информацию. У него должна быть твердая уверенность в достаточности данных, позволяющих осуществить беспрепятственное вхождение в помещение по конкретным основаниям. Сотрудник полиции также должен быть готов аргументировать «достаточность данных» в рапорте, других служебных и процессуальных документах.

Следующая группа мер административного пресечения технического характера связана с отстранением от управления, задержанием и запрещением эксплуатации транспортных средств. Причем единственной целью всех этих средств является пресечение правонарушения38.

В Законе РФ «О полиции» и в ст. 27.12 КоАП РФ перечислены следующие основания отстранение от управления транспортным средством39:

  • имеются достаточные основания полагать, что лицо, управляющее транспортным средством, находятся в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ);

        - управление транспортным  средством  без документов  на  право управления или пользования транспортным средством, а также страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности (ч. 1 ст. 12.3 КоАПРФ);

- управление транспортным средством с неисправной тормозной 
системой (ч. 2 ст. 12.5 КоАП РФ);

  • управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления или лишенным такого права (ч. 1 и 2 ст. 12.7 КоАП РФ);

              - нахождение транспортного средства в розыске.

При выявлении нарушений  правил хранения или торговли оружием, боеприпасами, а также взрывчатыми материалами сотрудникам органов внутренних дел предоставлено право ограничивать деятельность соответствующих объектов (п. 22 ст. 13 Закона РФ «О полиции»).

Право сотрудников полиции изымать вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения, предусмотрено п. 16 ст. 13 Закона «О полиции»40.

В данном пункте речь идет, прежде всего, о вещах и предметах  изъятых из оборота или ограниченных в обороте. Такими веществами, согласно признаются: оружие и боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, а также находящиеся у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки.

Данный вид изъятия применяется для пресечения таких противоправных деяний, которые в соответствии с действующим законодательством квалифицируются как преступление либо административное правонарушение41.

Об изъятии оружия и патронов составляется протокол, в котором указываются вид, тип, модель, калибр, серия и номер изымаемого оружия, а также вид и количество патронов либо делается соответствующая запись в протоколах об административном правонарушении, о досмотре вещей или административном задержании в случаях, предусмотренных федеральным законодательством42. При возбуждении дела об административном правонарушении протокол составляется в порядке, установленном ст. 27.10 КоАП РФ.

Перечисленные меры административного  пресечения носят унифицированный (общий) характер и применяются уполномоченными сотрудниками ОВД в качестве обычной правоохранительной реакции на выявленное противоправное деяние при выполнении возложенных на них функциональных обязанностей.

Меры пресечения специального назначения составляют комплекс исключительных, экстраординарных средств административно-правового воздействия (применение физической силы, специальных средств и оружия). Реализация этих средств административного принуждения существенным образом вторгается в сферу конституционных прав и свобод граждан (право на жизнь, личную неприкосновенность, свободу передвижения и пр.) и связана с их ограничением43. Данные обстоятельства требуют законодательной регламентации применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Такими законодательными актами для сотрудников полиции является Закон РФ «О полиции», а для сотрудников    изоляторов    временного   содержания    подозреваемых   и обвиняемых    органов    внутренних    дел    -    Федеральный    закон    от 15 июля 1995 г. (ред. от 27.09.2009)  № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Основания применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия - это исключительные по своему характеру условия, с возникновением которых Закон связывает возможность их применения (использования) сотрудниками органов внутренних дел. Под условиями в данном случае понимаются совокупность признаков фактического поведения лица (лиц), либо животного, закрепленных в законодательстве44.

Информация о работе Меры административного пресечения, при-меняемые органами внутренних дел