Меры административного пресечения, при-меняемые органами внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Существенную роль в охране конституционных прав и свобод граждан играют органы внутренних дел, которые наделены соответствующими государственными полномочиями оперативно и своевременно реагировать на происшествия и другие события, в силу которых они вынуждены в отдельных случаях применять различные меры принудительного воздействия в целях предотвращение и пресечения противоправных действий и недопущения наступления общественно опасных последствий. Определение мер административно-правового пресечения является актуальным, т.к. в деятельности ОВД выявление и пресечение правонарушений имеет приоритетное значение, что обусловлено необходимостью обеспечения правопорядка и безопасности в сфере государственного управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..… 6-8
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕР АДМИНИСТРАТИВ-НОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ………………………………………………………….
9-42
1.1. Административное пресечение в структуре мер административного принуждения………………………………………
9-25
1.2. Основания применения мер административного пресече-ния……………………………………………………………………
25-42
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АД-МИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ………………………………………………………………………………
43-81
2.1. Органы внутренних дел как субъекты применения мер административного пресечения…………………………………………..
43-59

2.2. Проблемы правового регулирования и обеспечения законности при применении мер административного пресече-ния……………………………………………………………………..
59-81
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………………… 82-86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕ-РАТУРЫ…………………………………………………………..…
87-92

Вложенные файлы: 1 файл

Меры админ. характера.doc

— 507.00 Кб (Скачать файл)

а) выбирать из всего арсенала рассматриваемых мер те, применение 
которых в каждом конкретном случае является оптимальным, 
целенаправленным и наиболее действенным;

б) использовать их в комплексе, обеспечивая тем самым 
разностороннее воздействие на объект применения, что существенно 
повышает вероятность достижения цели, к которой стремится 
правоприменитель;

в) индивидуализировать способы воздействия на объект 
правоприменения с учетом особенностей последнего, чем обеспечивается не 
только его желаемое поведение, но и значительный воспитательный эффект.

Меры административного  принуждения, классифицируются на:

-меры административного  предупреждения;

-меры административного пресечения;

  • меры административно-процессуального обеспечения;
  • меры административной ответственности.

Для более глубокого  уяснения сущности и специфики мер  административного пресечения представляется целесообразным дать краткую характеристику всех мер принуждения, не являющихся предметом исследования, но входящих в состав выделенной классификации7.

Первую группу мер  административно-правового принуждения, обозначенных в приведенной классификации, составляют меры административного предупреждения. Они обладают всеми признаками,   присущими   административному   принуждению,   но   имеют отличительные    особенности,    выделяющие    их    среди    других    форм принуждения. Так в отличие от мер административного пресечения, а равно мер   административной    ответственности,    которые    связаны   с   фактом совершения противоправного деяния, данная категория мер характеризуется четко  выраженной  профилактической  направленностью.  В  необходимых случаях, специально уполномоченные государством субъекты вправе, не дожидаясь реализации потенциальной возможности нарушения охраняемых законом   общественных   отношений,   применить   принудительные   меры административного   воздействия,   ограничивающие   отдельные   права   и свободы граждан, в целях достижения правопорядка и обеспечения гарантий общественной безопасности. Д.Н. Бахрах обоснованно выделяет следующие характерные черты,  присущие рассматриваемому виду мер8:

1) предупредительные меры несвязанны с совершением 
административного правонарушения, т. е. правонарушение еще не 
совершено, а принудительные механизмы в отношении соответствующих 
лиц уже функционируют;

2) принудительный характер мер рассматриваемой группы состоит в 
реализации властных и односторонних действий, которые не 
согласовываются с противоположной стороной (тем не менее, последняя 
обязана исполнить предписанное ей со стороны уполномоченных органов 
(должностных лиц), выполнить необходимые в данной ситуации действия 
либо воздержатся от их совершения);

3) административно-предупредительные меры закреплены в 
законодательных и иных нормативных правовых актах, предусматривающих 
обязательные действия либо устанавливающих известные запреты и 
ограничения под угрозой применения административных санкций за их 
неисполнение.

Как      следует     из      самого      наименования      административно - предупредительных мер, цель их применения, с одной стороны, - оградить общество от совершения противоправных действий, упредить их наступление, а с другой - предотвратить опасность, угрожающую жизни и здоровью людей, защитить интересы граждан, общества и государства при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях и иных обстоятельствах, не связанных с совершением конкретным лицом какого-либо правонарушения.

Следующей группой  мер административно-правового принуждения, обозначенных в приведенной классификации, являются меры административного пресечения. Они наиболее многочисленны, а их применение чаще других затрагивает конкретные права и свободы граждан.

Являясь разновидностью административно-правового принуждения, меры административного пресечения обладают всеми его признаками, но им присущи и свои, сугубо видовые признаки. Их особенность состоит в целевом назначении и в самой сущности мер9.

Как представляется, основной чертой, характеризующей природу  указанной формы административного принуждения, является их объективная нацеленность на немедленное прекращение нарушения, устранение противоправной либо общественно опасной ситуации. Эта основная функциональная направленность заложена в самом наименовании данных правовых средств - «пресекать» правонарушение, т.е. останавливать его резким вмешательством, не давать возможности нанести урон охраняемым интересам личности, общества, государства. Таким образом, временные рамки мер административного пресечения ограничены реагированием на начавшееся и еще не оконченное антиобщественное, противоправное поведение. В этом их отличие от предупредительных мер, осуществляемых до возникновения противоправной ситуации и мер административной ответственности, применяемой после совершения правонарушения.

Помимо главной цели, меры данной группы в зависимости  от конкретной обстановки преследуют дополнительные (сопутствующие) цели: недопущение противоправного поведения, устранение его вредных последствий, создание необходимых условий для возможного в будущем привлечения виновных лиц к ответственности. К примеру, физическая сила может  быть  применена  в  установленных   законом  случаях   в  процессе доставления,   производства личного  досмотра.  Ее  использование определяется характером отношений, в рамках которых она применяется.

Реализация  мер  административного  пресечения  самым тесным образом связана с повседневной деятельностью органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями. Они играют важную роль в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, в выполнении государственных задач по недопущению правонарушений и устранению причин, их порождающих10.

Помимо специфической  целевой направленности административно-пресекательные меры отличает особая оперативность  применения. Они всегда являются мгновенной реакцией органов власти на противоправные действия и характеризуются резким вмешательством в организационную, физическую и имущественную строну жизни подвластного лица. Применение данных мер часто происходит в условиях дефицита информации об обстановке, характере противоправного деяния. В этой связи справедливо утверждение Л.Л. Попова о том, что уполномоченное должностное лицо ОВД объективно определяет необходимость самостоятельной и быстрой реакции на правонарушения, оперативно использует предоставленные ему государственно-властные полномочия11. Следовательно, для применения той или иной меры административного пресечения не требуется, получения предварительного согласия руководителя (командира, начальника и другого вышестоящего должностного лица), составления специального протокола или акта, а также вынесения специального постановления о применении   данной  меры.  

Для применения мер административного  пресечения важен сам факт противоправного поведения и не требуется установления вины или ее формы как обязательного условия их применения. В этом еще одно отличие мер пресечения от мер административной ответственности, важным условием наступления которой является наличие состава правонарушения и вины как одного из его элементов.

Административно-пресекательные меры, не являясь карой за совершенное правонарушение, связаны с временными ограничениями действий, поведения, передвижения конкретного лица, например в случае задержания транспортного средства, которое не имеет характера наказания.

Специфика применения сотрудниками ОВД мер административного пресечения, состоит в том, что их осуществление происходит в рамках особых охранительных отношений, складывающихся в сфере государственного управления в процессе выполнения контрольно-надзорных функций. Данные меры имеют небольшой круг субъектов их применения12.

Применение административно-пресекательных мер осуществляется в соответствии с установленными правилами и, как  уже было отмечено, не требует предварительного вынесения акта управления. В связи с этим, нормы, устанавливающие названные принудительные меры, обращены не к лицам, в отношении которых они применяются, а к органам и должностным лицам, их осуществляющим. Эти меры закреплены в диспозициях материальных и процессуальных норм административного права, регламентирующих властные полномочия должностного лица, осуществляющего принудительное воздействие. Как правило, факт применения какой-либо меры административного пресечения должен быть оформлен соответствующим процессуальным актом. Следует подчеркнуть, что процессуальный порядок оформления меры административного пресечения проще порядка совершения и оформления действий по применению административных наказаний13.

Таким образом, меры административного пресечения, применяемые в деятельности органов внутренних дел - это совокупность способов и средств принудительного воздействия, имеющих с целью прекращение поведения нарушающего норму права или представляющего угрозу для личной и общественной безопасности на месте обнаружения путем прямого вмешательства субъекта административной власти в деятельность организационно не подчиненного юридического или физического лица, а также ориентированных на предотвращение возможных негативных последствий этих проявлений и создание организационных условий для последующего привлечения виновных к соответствующему виду юридической ответственности.

Меры административного пресечения делятся на общие и специальные.

Общие меры административного  пресечения обладают признаками общими для всех мер административного пресечения. Меры пресечения специального назначения составляют комплекс исключительных, экстраординарных средств административно-правового воздействия (применение физической силы, специальных средств и оружия). Их применение является преимущественно прерогативой полиции.

Анализ содержания Закона РФ «О полиции» и КоАП РФ позволяет, выделить следующие меры административного пресечения общего назначения, применяемые сотрудниками органов внутренних дел;

  • требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий полиции (п. 1 ст. 13 Закона РФ «О полиции»)14;
  • доставление в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержание там лиц, находящихся в состоянии опьянения (п. 14 ст. 13 Закона РФ «О полиции»);
  • задержание различных категорий лиц (уклоняющихся от исполнения административного ареста, принудительных мер медицинского и воспитательного характера, несовершеннолетних правонарушителей), подозреваемых в совершении административного правонарушения (ст. 14 Закона РФ «О полиции»);
  • беспрепятственный вход в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление (ст. 15 Закона РФ «О  полиции»);

- отстранение от управления транспортными средствами лиц, в 
отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они 
находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право 
управления или пользования транспортным средством (п. 21 ст. 13 Закона РФ 
«О полиции», ч. 1-5 ст. 27.12 КоАП РФ);

- запрещение эксплуатации транспортного средства при наличии у них 
технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного 
движения (п. 21 ст. 13 Закона РФ «О полиции», ч. 2-5 ст. 27.13 КоАП РФ);

  • задержание транспортных средств, находящихся в розыске (п. 21 ст. 13 Закона РФ «О полиции»)15;
  • запрещение деятельности объектов разрешительной системы (п. 24 ст. 13 Закона РФ «О полиции»);
  • личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей (п. 16 ст. 13 Закона РФ «О полиции»);
  • изымать вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения, предусмотрено ( п. 16 ст. 13 Закона «О полиции»).

К мерам административного  пресечения специального назначения относятся:

  • применение физической силы (ст. 20 Закона РФ «О полиции»);
  • применение специальных средств принуждения (других подручных средств) (ст. 21 Закона РФ «О полиции»);

 

  • применение огнестрельного оружия (ст. 23 Закона РФ «О полиции»)

Третьей группой мер административно-правового принуждения являются меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Меры данной группы объединяются по их урегулированности  нормами административно-процессуального права, содержащимися в единственном нормативном правовом акте - Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Такое заключение можно вывести из смысла ст.ст. 1.1 и 1.3 КоАП РФ, в соответствии с которыми законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации, а установление мер обеспечения отнесено к ведению Российской Федерации, следовательно, только нормам КоАП РФ.

Указанные меры, как сказано в ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ, применяются в целях пресечения    проступка,    составления    протокола    об    административном правонарушении при невозможности его составления на месте совершения, обеспечения    своевременного    и    правильного    рассмотрения    дела    об административном   правонарушении   и   исполнения   принятого   по   делу постановления. В данной норме законодатель одной из целей определяет пресечение   правонарушения,     что     сближает     указанные     меры     с административно-пресекательными  мерами16.  В то  же  время,  они имеют существенные различия. Так,  меры процессуального принуждения могут применяться не только в условиях реально совершаемого правонарушения, но и   при   наличии   достаточных   оснований   для   предположения   о   таком нарушении. Например, работникам полиции предоставлено право проверки документов у лиц в случае подозрения их в совершении преступлений. Кроме того,   меры  административно-процессуального   принуждения   могут   быть применены после совершения нарушения в пределах давностных сроков.

Информация о работе Меры административного пресечения, при-меняемые органами внутренних дел