Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 14:39, курсовая работа
Существенную роль в охране конституционных прав и свобод граждан играют органы внутренних дел, которые наделены соответствующими государственными полномочиями оперативно и своевременно реагировать на происшествия и другие события, в силу которых они вынуждены в отдельных случаях применять различные меры принудительного воздействия в целях предотвращение и пресечения противоправных действий и недопущения наступления общественно опасных последствий. Определение мер административно-правового пресечения является актуальным, т.к. в деятельности ОВД выявление и пресечение правонарушений имеет приоритетное значение, что обусловлено необходимостью обеспечения правопорядка и безопасности в сфере государственного управления.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..… 6-8
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕР АДМИНИСТРАТИВ-НОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ………………………………………………………….
9-42
1.1. Административное пресечение в структуре мер административного принуждения………………………………………
9-25
1.2. Основания применения мер административного пресече-ния……………………………………………………………………
25-42
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АД-МИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ………………………………………………………………………………
43-81
2.1. Органы внутренних дел как субъекты применения мер административного пресечения…………………………………………..
43-59
2.2. Проблемы правового регулирования и обеспечения законности при применении мер административного пресече-ния……………………………………………………………………..
59-81
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………………… 82-86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕ-РАТУРЫ…………………………………………………………..…
87-92
ОВД являются одновременно управляющей и управляемой системой, их деятельность взаимообусловлена. Например, районный отдел внутренних дел по отношению к управлению внутренних дел края (области) является объектом управления, но он одновременно выступает в качестве субъекта управления, руководя подчиненными звеньями (службами, подразделениями, территориальными отделениями полиции и т.п.). Управление осуществляется как внутри самой системы ОВД, с целью обеспечения эффективной деятельности структурных подразделений в решении стоящих пред ними задач, так и во внешней сфере во взаимоотношениях ОВД с гражданами предприятиями и организациями59. Эти отношения характеризуются обязанностью объекта воздействия (физического или юридического лица) по исполнению управленческих решений субъекта под угрозой принудительного воздействия. Указание на внешневластный характер полномочий ОВД представляется важным, поскольку они предоставлены органу для управления субъектами, не состоящими с ним в иерархических связях. В этом проявляется одна из основных особенностей административно-правовых отношений, выражающихся в юридическом неравенстве сторон .
Система органов
внутренних дел построена по двум
критериям: административно-
Целостность системы органов внутренних дел объясняется общими задачами и функциями, закрепленными за ними действующим законодательством. При этом задачи ОВД представляют собой круг тех вопросов, которые требуют своего немедленного решения и направлены на достижение основной цели - защиту от противоправных посягательств жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства61. К ним относятся:
- охрана общественного порядка
и обеспечение общественной
безопасности;
В решении этих задач принимают участие все звенья органов внутренних дел, которые можно классифицировать в зависимости от масштаба территориальной деятельности на федеральные, региональные, органы внутренних дел субъектов Российской Федерации и местные органы внутренних дел. Данные ОВД в своей деятельности применяют весь спектр мер административного пресечения, рассматриваемый в дипломной работе.
Сфера внутренних дел государства является многоуровневой. Она включает в себя разнообразные общественные отношения, которые связаны с защитой прав, свобод и интересов личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств; предупреждением и пресечением преступлений и иных правонарушений; осуществлением оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия; обеспечением безопасности дорожного движения; осуществлением лицензионно-разрешительной деятельности. Не случайно применение мер административного пресечения законодатель возлагает, как правило, на те органы (должностные лица), которые осуществляют контроль (надзор) в соответствующей сфере деятельности62.
Рассмотрев все признаки
в совокупности, можно вывести
следующее определение ОВД: органы
внутренних дел, как субъекты применения
мер административного
Непосредственное применение мер административного пресечения осуществляется не органом внутренних дел в целом, а субъектом (должностным лицом), принимающим решение и действующим от его имени в пределах предоставленной ему компетенции.
Основными субъектами применения мер административного пресечения в рамках ОВД являются полицейские формирования, осуществляющие оперативно-служебную деятельность, носящую властный характер. Наиболее часто применять принуждение в своей деятельности приходится подразделениям полиции общественной безопасности. Эта особенность связана с кругом решаемых ими задач, круглосуточным режимом работы и постоянным присутствием в общественных местах. Где как подтверждает статистика, наиболее часто возникают конфликтные ситуации, требующие для своего разрешения применения мер принуждения со стороны сотрудников полиции (пресечение преступлений и административных правонарушений).
Правом принудительного воздействия наделены также сотрудники подразделений криминальной полиции, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность органов внутренних дел. При осуществлении данного вида деятельности сотрудники указанных подразделений, являясь сотрудниками полиции, имеют право применять установленные Законом РФ «О полиции» меры административного принуждения и, прежде всего, физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие64.
Содержание исполнительно - распорядительной деятельности раскрывается в компетенции органов внутренних дел ее осуществляющих, в методах, используемых этими субъектами в интересах решения поставленных перед ними задач. Как уже отмечалось, компетенция государственного органа представляет собой систему его полномочий - прав и обязанностей, носящих внешневластный характер65. В компетенции государственного органа или его должностного лица выделяется четыре составные части: функциональная компетенция, предметная компетенция, территориальная компетенция и процессуальная компетенция.
К функциональной компетенции органов, осуществляющих контроль (надзор), относятся властные полномочия, выражающиеся в правах, которыми наделены эти органы и обязанностях, возложенных на них. Поскольку ОВД являются органами административного надзора, а пресечение противоправных деяний выступает в качестве функции этих субъектов, можно утверждать, что данный элемент составляет функциональную компетенцию. Если рассмотреть функциональную компетенцию по применению мер административного пресечения применительно к должностным лицам органов внутренних дел ее можно определить как комплекс полномочий, позволяющих осуществлять функцию реализации государственной политики в сфере внутренних дел, а именно обеспечения исполнения правовых норм. Например, участковый уполномоченный полиции имеет право применить меры принуждения в отношении общественных и религиозных объединений, других организаций, если их деятельность сопряжена с совершением противоправных действий, либо с побуждением к их совершению, т.к. обязанность по выявлению и пресечению данных фактов входит в состав его функциональных обязанностей66.
Предметная компетенция субъекта административной юрисдикции определяется установленным кругом дел об административных правонарушениях, которые уполномочен рассматривать данный субъект. Что же касается предметной компетенции органов внутренних дел как субъектов контрольно-надзорной деятельности, она определяется рамками объекта административного надзора67. Таким объектом выступает сфера общественного порядка и общественной безопасности. Соответственно, меры административного пресечения должностные лица органов внутренних дел применяют в рамках своей основной деятельности - охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
Территориальная компетенция органа государственной власти определяется территорией, на которой функционирует данный субъект. Так участковый уполномоченный полиции вправе - применять меры административного пресечения на закрепленной за ним территории административного участка, деятельность сотрудника органов внутренних дел на транспорте ограничивается территорией функционирования того или иного вида транспорта.
Процессуальная компетенция ОВД при применении мер административного пресечения связана с обязанностями должностных лиц, действовать в рамках установленных процедур и последующим процессуальным оформлением применения указанных мер. Например, процессуальная компетенция при применении огнестрельного оружия будет выражаться в обязанности сотрудника полиции предупредить лицо о его применении, принятии мер к оказанию медицинской помощи, обязательном информировании прокурора о каждом случае ранения или смерти, а также написание рапорта по факту применения оружия68.
Пределы компетенции
отдельных сотрудников органов
внутренних дел на применение конкретных мер административного
принуждения определяются занимаемой
ими должностью, и, прежде всего, характером
должностных обязанностей. Чем
выше статус должностного
лица, тем большими правами по применению
мер административного принуждения он
обладает. Данное высказывание
подтверждается нормами
КоАП РФ, регламентирующими
административно-
При рассмотрении объема компетенции сотрудников различных служб в отношении такой принудительной меры как досмотр, СБ. Щербаков отмечает, что данную меру не имеют право осуществлять сотрудники патрульно-постовой службы полиции (ППСП)70. Представляется, что данное высказывание не соответствует нормативному закреплению данной меры как в самом Уставе ППС МОБ РФ, так и в других законодательных актах. В настоящее время личный досмотр не закреплен в Уставе ППС МОБ РФ, определяющей общие правомочия нарядов данной службы. Однако, как право сотрудников ППСП он указан в качестве особой меры применяемой ими при задержании лица, подозреваемого в совершении преступления (п.7.3 Уставе ППС МОБ РФ)71. Далее, если обратиться к нормативному акту высшей юридической силы, а именно к Закону РФ «О полиции» (п. 1 ст. 13), данное право предоставлено любому сотруднику полиции и применимо не только в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений, но и в отношении лиц, совершивших административное правонарушения. Таким образом, на основе выше изложенного72, представляется целесообразным устранить коллизию, имеющую место в ведомственном акте и привести его в соответствии с Законом РФ «О полиции» включив в Устав ППС МОБ РФ норму, предоставляющую право нарядам полиции осуществлять личный досмотр.
ОВД (их должностные лица) являясь государственными органами, реализуют право в форме применения, поскольку применять законы могут лишь уполномоченные органы исполнительной власти строго в пределах своей компетенции. Государственно-властный, публичный характер исключает граждан из круга субъектов применения административно-правовых норм. Под непосредственным применением мер административного принуждения, следует понимать реализацию санкции или диспозиции правовой нормы, закрепляющей ту или иную принудительную меру73. Принудительные меры, закрепленные в санкции правовой нормы, реализуются в форме применения нормы права (посредством правоприменительных юрисдикпионных актов) как формы реализации предписывающих норм в поведении обязанных субъектов. Сущность применения административно-правовых норм состоит в действиях компетентного органа (должностного лица) по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта под соответствующую административно правовую норму и принятии государственно-властного решения, т.е. в разрешении на основе административно правовых норм индивидуально конкретных управленческих дел. Например, сотрудник Госавтоинспекции, выявив лицо, управляющее транспортны средством в состоянии опьянения, оценивает действия последнего как правонарушение (ст. 12.8 КоАП РФ) и принимает решение об отстранении его от управления транспортным средством.
Принудительные меры,
закрепленные в диспозиции правовой
нормы, регламентирующей поведение властного субъекта, осуществляются
посредством использования права (правоохранительных
актов управления - путем физического совершения
юридически значимых действий фактического характера), как формы реализации
управомочивающих норм. Когда идет речь применении меры административного
принуждения, закрепленной в
диспозиции нормы административного права,
регламентирующей действия
самого должностного лица, к примеру, о
применении им физической силы,
решение принимается о возможности использования
данного полномочия в
конкретной ситуации. Реализация диспозиции
такой нормы (которая состоит
из гипотезы и диспозиции) осуществляется
не посредством ее применения
уполномоченным субъектом, а путем использования
предоставленного данной
нормой уполномоченному должностному
лицу правомочия (права). А
фактическая реализация властного полномочия
в конкретной ситуации
состоит в осуществлении правоохранительного
акта, а не в принятии
управленческого решения об использовании
данного властного полномочия в
отношении конкретного лица74.
Правоприменительный процесс (деятельность) осуществляется органами внутренних дел как на стадии возникновения правоотношений в реальной жизни общества, так и на стадии реализации заинтересованными субъектами этих правоотношений принадлежащих им субъективных прав и обязанностей, и направлен на урегулирование на основе соответствующих норм права конкретных жизненных ситуаций и в конечном итоге на обеспечение правопорядка в обществе. В свою очередь правоприменительную деятельность по содержанию и свойствам норм, применяемых компетентными органами и должностными лицами, и непосредственным целям можно подразделить на две формы: регулятивную и правоохранительную75.
Информация о работе Меры административного пресечения, при-меняемые органами внутренних дел