Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2015 в 15:04, дипломная работа
Целью работы является разработка направлений повышения эффективности коммерческой деятельности на основе теоретических основ оценки эффективности и анализа деятельности СП ЗАО «Креатор».
Объектом исследования является коммерческая деятельность СП ЗАО «Креатор» за 2008 – 2009 годы.
Предметом исследования являются проблемы эффективности коммерческой деятельности розничной торговой организации.
Введение ……………………………………………………………………….
3
1 Роль коммерческой деятельности в эффективной работе организации торговли ………………………………………………………………………..
5
1.1 Сущность и особенности коммерческой деятельности в торговле …….
5
1.2 Основные требования и методология коммерческой работы в торговой организации ……………………………………………………………………
10
1.2.1 Концепция коммерческой работы торговой организации …………….
10
1.2.2 Методология коммерческой работы торговой организации …………
14
1.3 Совершенствование анализа эффективности деятельности коммерческой организации …………………………………………………...
18
2 Анализ и организация коммерческой деятельности СП «Креатор» ЗАО ..
26
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика торговой организации …………………………………………………………………….
26
2.2 Система организации и управления коммерческой деятельностью в СП «Креатор» ЗАО ……………………………………………………………
31
2.3 Закупочная деятельность организации ………………………………….
33
2.4 Организация продажи товаров ……………………………………………
37
2.5 Экономическая эффективность коммерческой деятельности …………..
46
3 Разработка мероприятий по активизации коммерческой деятельности СП «ЗАО «Креатор» …………………………………………………………...
50
3.1 Разработка организационного механизма управления конкурентоспособностью ……………………………………………………...
50
3.2 Совершенствование кредитной политики организации ………………..
56
3.3 Разработка положения о скидках …………………………………………
60
Заключение ……………………………………………………………………..
64
Список использованных источников
На этом уровне эффективность коммерческой деятельности определяется по следующим показателям:
- темпам роста розничного товарооборота торговой сети в сложившихся ценах в отчетном периоде (по месяцам, кварталам) по отношению к предшествующему периоду;
- темпам рота розничного товарооборота торговой сети в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предшествующего года;
- коэффициенту соотношения реализации товаров к их поступлению по месяцам, кварталам;
- отклонению товарных запасов от норматива на начало и конец месяца, квартала, года;
- товарооборачиваемости по месяцам, кварталам в разрезе товарных групп;
- коэффициенту соответствия товаров ассортиментному перечню (особенно для магазинов потребкооперации).
Коммерческие работники объектов торговой сети наиболее приближены к потребителю, т.е. максимально чувствуют его спрос.
Поэтому они должны уметь оценивать эффективность работы магазина и информировать вышестоящую организацию об избыточном или недостаточном спросе населения на те или иные товары, об оборачиваемости товаров (ускорении или замедлении) и возможных причинах ее изменения, о недостаточном обеспечении услугами.
Уже на этом уровне оценка экономической эффективности работы очень важна и особенно актуальна в условиях рынка, так как полученная информация дает базу для оценки эффективности торговых сделок на ту или иную партию товаров, что определяет в конечном итоге основу для разработки коммерческой стратегии организации на будущий период.
На уровне торговых организаций, основным видом деятельности которых является розничная торговля (торги, ОРСы, райпо, частные организации), которые являются юридическими лицами и представляют статистическую и бухгалтерскую отчетность, спектр показателей оценки эффективности коммерческой деятельности значительно расширяется.
Работнику коммерческой
службы такой организации для
оценки эффективности
Таблица 1 – Система показателей оценки эффективности коммерческой деятельности
Показатели эффективности |
Алгоритм расчетов | |
1 |
2 | |
1. Темп роста физического объема
|
стр. 24 стр. 24 : (стр. 25*стр. 26 ) | |
2. Темп изменения физического объ
|
стр. 27 стр. 27 : (стр. 25*стр. 28 ) | |
3. Рентабельность продаж, %
|
(стр. 29: стр. 23)100 (стр. 29: стр. 22)*100 | |
4. Рентабельность коммерческой сд |
(стр. 32 : стр. 31 )*100 | |
5. Рентабельность экономических р |
(стр. 29: стр. 34)100 | |
6. Рентабельность средств, вложенных в товарные запасы, % |
(стр. 29: стр. 35)*100 | |
7. Доля прибыли от торговой деяте |
(стр. 29: стр. 36)100 | |
8. Доля прибыли в валовом доходе |
(стр. 28: стр. 33)*100 | |
9. Уровень валового дохода от реа |
(стр. 33: стр. 23)100 | |
10. Уровень дохода по товарной гру |
(стр. 37: стр. 30)100 | |
11. Оборачиваемость товарных запас 1.1 раз 1.2 дней |
(стр. 23-стр. 33): стр. 35 количество дней в периоде : стр. 11 | |
12. Оборачиваемость запасов по тов
12.2 дней |
(стр. 30-стр. 37): стр. 38 количество дней в периоде : стр. 12 | |
13. Уровень расходов на реализацию (издержек обращения), % |
(стр. 39: стр. 23)* 100 | |
14. Издержкоемкость товарной групп |
(стр. 40: стр. 30)* 100 | |
15. Уровень расходов по кредиту, % |
(стр.41 : стр. 23)* 100 | |
16. Уровень транспортных расходов, % |
(стр. 42: стр. 23)* 100 | |
17. Уровень расходов по содержанию |
(стр. 43 : стр. 23)*100 | |
18. Доля расходов на реализацию (издержек обращения) в валовом доходе от реализации |
(стр. 39 : стр. 33)*100 | |
19. Доля рынка, % 19.1 по товарообороту 19.2 по реализации |
(стр. 23 : стр. 44)*100 (стр. 22:стр.44)*100 | |
20. Доля рынка по товарной группе, % |
(стр. 30 : стр. 45)*100 | |
21. Коэффициент соответствия струк |
стр. 46: стр.47 | |
22. Объем реализации в розничной т |
Форма N° 1 -торг (стр.01 минус стр.04) | |
23. Розничный товарооборот торгово |
Форма № 1 -торг стр.03 | |
24. Темп роста розничного товарооб |
Расчет на основании Формы № 1 –торг, стр.03 за отчетный и базисный периоды | |
25. Коэффициент соотношения дней в |
Расчет на основании производственного календаря | |
26. Индекс цен на товары и услуги, % |
Информация Минстата и анализа в периодической экономической печати | |
27. Темп роста продаж по товарной |
Расчет на основании формы № 3-торг | |
28. Индекс цен по товарной группе, % |
Ежегодники «Основные итоги работы народного хозяйства», ежемесячные издания, «Статистический бюллетень» | |
29. Прибыль розничной торговли |
Расшифровка формы № 2 Баланса «Финансовый результат по отраслям» кооперации форма N2 3 Баланса «Отчет о расходах на реализацию товаров» (стр. 150, кол. 1) | |
30. Розничный товарооборот по това |
Форма № 3-торг «Отчет по розничной торговле» | |
31. Оборот реализации партии товар |
Рассчитывается как стоимость закупленной партии товаров | |
32. Прибыль от реализации партии товаров |
Рассчитывается как разница между доходом, расходами и платежами, приходящимися на реализованную партию товаров | |
33. Валовой доход от реализации в |
Форма № 2 Баланса, для потребительской кооперации форма № 3 Баланса «Отчет о расходах на реализацию товаров» (стр. 110, кол. 1) | |
34. Стоимость экономических ресурс 34.1. фонд заработной платы работник |
Сумма строк 34.1, 34.2, 34.3 Форма № 1-т «Отчет по труду», стр. 110, кол. 2 | |
34.2. средняя стоимость основного ка |
Стр. 020 формы стат. отчетности № 11 «Отчет о наличии и движении основных средств» | |
34.3. средняя стоимость оборотного к |
Форма № 3-торг «Отчет по розничной торговле», стр. 92, кол. 2 + ((стр. 290 - стр. 210 баланса) х Доля розничного товарооборота в совокупном объеме деятельности : 100) | |
35. Среднегодовая стоимость средст |
Расчет на основании Формы №3-торг «Отчет по розничной торговле» на начало и конец периода | |
36. Прибыль |
Форма № 2 Баланса «Отчет о прибылях и убытках», стр. 200, кол. 2 | |
37. Доход по товарной группе |
На основании данных учета по магазинам | |
38.Среднегодовая стоимость тов |
Расчет на основании Формы № 3-торг «Отчет по розничной торговле» на начало и конец периода | |
39. Расходы на реализацию (издержки обращения) розничной торговли |
Форма № 5-з «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)» (стр. 002 или стр. 106), для организаций потребительской кооперации Форма № 3 Баланса «Отчет о прибылях и убытках» (стр. 080, кол. 1) | |
40. Расходы на реализацию (издержки обращения) по товарным группам |
Рассчитываются на основании специальных обследований (прямым счетом или по доле товарной группы в товарообороте) | |
41. Расходы по кредиту |
Форма № 5-з «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)» (стр. 025, кол. 2), | |
42. Транспортные расходы |
Форма № 5-з «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)» (стр. 007, кол. 2) | |
43. Расходы по содержанию товарных |
Форма № 5-з «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)» (стр. 043, кол. | |
44. Розничный товарооборот зоны де |
Материалы районного отдела статистики | |
45. Розничный товарооборот по това |
-//- | |
46. Доля продтоваров в поступлении |
Расчет на основании формы № 3-торг | |
47. Доля продтоваров в розничном т |
Расчет на основании формы № 1-торг |
Примечание — Источник: собственная разработка на основе [39]
Для повышения эффективности работы работникам розничных торговых организаций следует учитывать и оценивать результаты их хозяйственно-финансовой деятельности и на этой основе принимать коммерческие решения.
Показатели эффективности коммерческой деятельности необходимо анализировать в динамике, чтобы сделать необходимые выводы о развитии организации, рассчитывая темпы их изменения и отклонения за ряд лет. Эффективность работы организации в целом и коммерческой деятельности, в частности, повышается при условии, когда показатели результата торговой (коммерческой) деятельности растут более быстрыми темпами, чем экономические ресурсы или расходы, идущие на достижение этого результата.
Соотношение темпов роста результатов торговой деятельности [33, с. 294]:
где — индекс прибыли от торговой деятельности;
— индекс валового дохода от реализации;
— индекс розничного товарооборота торговой сети (выручки от реализации);
— индекс расходов на реализацию (издержек обращения) в торговле.
Для роста прибыли и рентабельности необходимо давать оценку по опережающим темпам роста прибыли в следующем соотношении [33, с. 294]:
, (1.2)
где — индекс капитала;
— индекс фонда заработной платы;
— индекс численности работников.
Экономическую эффективность работы коммерческого работника торговой организации целесообразно оценивать по следующему соотношению [33, с. 296]:
где — рентабельность коммерческой сделки;
— рентабельность продаж (розничного товарооборота) организации.
Эффективность коммерческой деятельности необходимо оценивать не только с экономической, но и с социальной стороны, так как функциональное назначение торговли заключается в качественном удовлетворении спроса обслуживаемого населения и экономии его времени. Особенно важно учитывать социальную эффективность в работе кооперативной торговли. Поэтому критерием оценки социальной и экономической эффективности торговой сделки является ее прибыльность (рентабельность) при высокой оборачиваемости товаров. Прибыльность отражает экономическую эффективность, а высокая оборачиваемость как экономическую, так и социальную эффективность (удовлетворение спроса и качество обслуживания).
Рассчитанные показатели необходимо сравнивать с аналогичными показателями подобных сделок с целью выявления наиболее эффективной из сделок для изыскания неиспользованных возможностей роста эффективности коммерческой деятельности.
Рост экономической эффективности каждой отдельно взятой сделки ведет к росту эффективности использования всего экономического потенциала и, следовательно, к повышению эффективности деятельности всей организации.
Главным критерием оценки эффективности оптовой торговли для работника коммерческой службы является качественное и своевременное обслуживание объектов розничной торговой сети. Своевременность реализации товаров в розничную торговую сеть выражается показателем реализации в соответствии с заключенными договорами, а объем реализации - долей в поставках товаров со складов в розницу. Вследствие этого материальная база и трудовой потенциал многих оптовых баз (потребительской кооперации, в частности), в настоящее время используется достаточно неэффективно. Оптовые базы потребительской кооперации в ущерб своей основной деятельности занимаются другими видами деятельности (производство, заготовки и т.д.). Без эффективно действующих оптовых баз невозможно будет обеспечить выполнение основной функции торговли — удовлетворение потребностей населения в товарах. При оценке эффективности коммерческой деятельности оптовой торговли правомерно использование тех же подходов и показателей, которые применяются и в розничной торговле. Одним из важнейших показателей, характеризующих эффективность опта, является коэффициент звенности товародвижения, рассчитываемый в основном, двумя методами как отношение валового оборота к розничному (операционная звенность) или как отношение оптового товарооборота к розничному (складская звенность). В первом случае он отражает, сколько звеньев прошла товарная масса от производителя до потребителя, значение второго показателя отражает какая часть товара в обеспечении розницы прошла через оптовое звено. В качестве совершенствования оценки эффективности опта представляется возможным в формулы коэффициента звенности товародвижения ввести показатель изменения товарного запаса в опте и в рознице на начало и конец периода, что придает значению этих показателей более реальный оттенок. Тогда, коэффициенты звенности будут рассчитываться следующим образом [44, с. 64]:
,
где Kt — коэффициент операционной звенности;
К2 — показатель складской звенности;
Т — розничный товарооборот обслуживаемых организаций;
О — оптовый товарооборот по реализации организациям торговли;
изм.З — изменение товарных запасов за рассматриваемый период.
Коммерческие работники торговых организаций (облпотребсоюзы, государственные оптово-розничные объединения и др.), имеющие в своем составе торговые организации, должны владеть навыками оценки эффективности торговли и учитывать особенности этой оценки для организации в целом. На уровне торговой организации алгоритм расчета некоторых показателей эффективности коммерческой деятельности несколько меняется, в связи с тем, что торговые организации занимаются несколькими видами деятельности [18, с. 85]. Например, вместе с традиционно рассчитываемыми показателями рентабельности на уровне организации целесообразно рассчитывать показатель итоговой рентабельности как отношение всей суммы прибыли, полученной от всех видов деятельности к совокупному объему деятельности, который представляет собой сумму всех объемных показателей (розничный товарооборот, оптовый товарооборот, товарооборот общепита, выручка от реализации продукции производства и др.) или же выручка от реализации. На уровне торговой организации в современных условиях также необходимо проводить сравнительную оценку эффективности коммерческой деятельности с аналогичными организациями (в потребкооперации — с облпотребсоюзами других областей).
По моему мнению, предложенные подходы будут способствовать:
- оценке эффективности торговли на уровне конкретного торгового объекта;
- оценке эффективности коммерческой (торговой) сделки по закупке и реализации отдельной партии товара. В статье на условном примере приведен расчет показателей эффективности торговой сделки;
- оценке эффективности коммерческой деятельности организации оптовой торговли, а также организаций, имеющих в своем составе юридические лица, путем определения комплексного показателя эффективности коммерческой деятельности по каждому хозяйствующему субъекту организации и путем их сравнения определить внутреннюю конкурентоспособность, а путем сравнения со среднерыночными показателями — конкурентоспособность организации в целом.
Таким образом, применение указанных подходов будет способствовать повышению уровня аналитической работы организаций торговли и тем самым росту эффективности и конкурентоспособности их работы.
2 Анализ и организация коммерческой деятельности СП «Креатор» ЗАО
2.1 Общая организационно-
Совместное предприятие «Креатор» Закрытое акционерное общество зарегистрировано Министерством Иностранных дел Республики Беларусь 03 августа 2001 года за № 600503112.
Юридический и фактический адрес: г. Минск, пр.Победителей 3, ком.2.
Форма собственности – частная.
Лицензия на осуществление розничной торговли № 50000/0316680 выдана Минским городским Исполнительным Комитетом на основании решения № 2681 от 28.12.2006г (взамен ранее выданной за № 50000/0269336, действительной до 30.09.2009г).
Учредители:
- Компания «Фарзин Лтд. Ко.» (США) – 99% уставного фонда (99 простых именных акций);
- Гражданка Республики Беларусь - Костюк Ирина Владимировна – 1% уставного фонда (1 простая именная акция).
Уставный фонд предприятия: 27 892 200 (двадцать семь миллионов восемьсот девяносто две тысячи двести) рублей (20 300 долларов США) сформирован полностью.
В 2009 году СП «Креатор» ЗАО являлось учредителем Частного торгового унитарного предприятия «Дисконт-магазин» (УНП 190883865, директор Ткачева Н.В.) с уставным фондом 3 000 000 рублей и соучредителем Общества с ограниченной ответственностью «Эллас интернешнл» (УНП 190657798, директор Денисман Ж.М.) с долей в уставном фонде 50%, сумма взноса в уставный фонд – 2 500 000 рублей.
Руководство СП «Креатор» ЗАО согласно Уставу осуществляет Общее собрание акционеров, Генеральный директор. В течение 2009 г. общее собрание акционеров состояло из представителя компании «Фарзин Лтд. Ко.» Геращенко Д.В. и Костюк И.В. Генеральным директором являлся Гусев Ф.В.
СП «Креатор» ЗАО
предприятие с долевым
Одно из общепризнанных в мировой практике определений гласит: «Совместное предприятие (СП) – это предприятие, корпорация или иное объединение, образованное двумя или большим числом юридических и физических лиц, которые объединили свои усилия с целью создания долгосрочного прибыльного бизнеса».
Учреждение совместного предприятия «Креатор» основывается на договоре, которым определяются права и обязанности партнеров по отношению друг к другу и перед третьими лицами. Совместные предприятия могут быть созданы как только национальными компаниями, так и иностранными.
Понятие международного совместного предприятия используется для обозначения предприятий (фирм), находящихся в совместной собственности двух или более владельцев (юридических и физических лиц), основанных на смешанной собственности разных стран. Именно такого вида предприятия были наиболее распространены в начале 90-х годов. Причем в те годы достаточно часто встречались терминологические ошибки. Многие считали, что СП – это организационно-правовая форма осуществления бизнеса. А ведь совместное предпринимательство – это только отражение сути операций международного бизнеса, при этом организационно-правовая форма может быть любой (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и т.п.).