Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2015 в 15:04, дипломная работа
Целью работы является разработка направлений повышения эффективности коммерческой деятельности на основе теоретических основ оценки эффективности и анализа деятельности СП ЗАО «Креатор».
Объектом исследования является коммерческая деятельность СП ЗАО «Креатор» за 2008 – 2009 годы.
Предметом исследования являются проблемы эффективности коммерческой деятельности розничной торговой организации.
Введение ……………………………………………………………………….
3
1 Роль коммерческой деятельности в эффективной работе организации торговли ………………………………………………………………………..
5
1.1 Сущность и особенности коммерческой деятельности в торговле …….
5
1.2 Основные требования и методология коммерческой работы в торговой организации ……………………………………………………………………
10
1.2.1 Концепция коммерческой работы торговой организации …………….
10
1.2.2 Методология коммерческой работы торговой организации …………
14
1.3 Совершенствование анализа эффективности деятельности коммерческой организации …………………………………………………...
18
2 Анализ и организация коммерческой деятельности СП «Креатор» ЗАО ..
26
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика торговой организации …………………………………………………………………….
26
2.2 Система организации и управления коммерческой деятельностью в СП «Креатор» ЗАО ……………………………………………………………
31
2.3 Закупочная деятельность организации ………………………………….
33
2.4 Организация продажи товаров ……………………………………………
37
2.5 Экономическая эффективность коммерческой деятельности …………..
46
3 Разработка мероприятий по активизации коммерческой деятельности СП «ЗАО «Креатор» …………………………………………………………...
50
3.1 Разработка организационного механизма управления конкурентоспособностью ……………………………………………………...
50
3.2 Совершенствование кредитной политики организации ………………..
56
3.3 Разработка положения о скидках …………………………………………
60
Заключение ……………………………………………………………………..
64
Список использованных источников
Важным признаком СП «Креатор» является совместная собственность партнеров. По этому признаку отличают совместную компанию от организационного оформления других операций международного бизнеса. Этот признак кладется в основу и определяет порядок расчетов между партнерами.
СП являются единственно возможной формой совместной собственности на средства производства и потому, по сути, ориентированы на взаимную заинтересованность и взаимное стремление партнеров к эффективному и долгосрочному сотрудничеству. Любые другие операции международного бизнеса, будь то импортно-экспортные контракты, кооперационные соглашения, аренда оборудования за рубежом или торговля лицензиями, франчайзинг, ориентированы на определенные сроки действия, порой близкие по времени к моменту заключения соглашений. Создание СП связано с решением множества проблем стандартизации и сертификации производства, материально-технического обеспечения, обхода существующих во многих странах экспортных ограничений.
Цели СП «Креатор» различны. В качестве основных из них и наиболее распространенных можно назвать:
- повышение
- изучения специфических
потребностей зарубежных
- привлечение дополнительных
финансовых и материальных
Подчеркнув позитивные черты совместного предпринимательства, нельзя не остановиться и на его недостатках. А самая большая опасность, которая может ожидать при создании совместного предприятия, – это проблемы взаимоотношений с партнерами. Как показывает практика, они имеют место в большинстве как вновь создаваемых, так и давно функционирующих совместных компаний. В рамках совместного предприятия непосредственное руководство хозяйственной деятельностью, проблемы стратегии и тактики могут быть решены исключительно с учетом мнения партнера. Порой возникает необходимость достаточно длительного согласования и достижения взаимопонимания при разработке совместной концепции, что ведет к потерям времени. Основные сферы, в которых, как правило, возникают конфликты между партнерами: распределение прибыли (стремление одной стороны получить дивиденды, а другой направить их на развитие предприятия, извлечение одной из сторон больших выгод для себя, чем для партнера и т.п.), неравнозначная активность партнеров, стремление к более активному участию в управлении одного из партнеров. СП могут даже потерпеть крах, если партнеры будут преследовать разные цели.
Виды деятельности, осуществляемые СП «Креатор» ЗАО в отчетном периоде характеризуются в приведенной таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Виды деятельности СП «Креатор» ЗАО в 2009 году
Вид деятельности |
Выручка (млн руб.) |
Валовый доход без налогов (млн руб.) |
Рентабельность продаж (%) |
Численность сотрудников (человек) |
Розничная торговля швейно-трикотажными изделиями, осуществляемая через магазин «Алеся», расположенный по адресу пр. Победителей,3 |
1 872 |
487 |
26,0 |
26 |
Оптовая торговля косметическими товарами через магазин-склад, расположенный по адресу ул. Ландера, 2, а также швейно-трикотажными изделиями |
4 764 |
400 |
8,4 |
6 |
Услуги хранения товаров, оказываемые юридическим лицам - резидентам Республики Беларусь |
9 |
8 |
88,9 |
2 |
Сдача в субаренду помещения |
22 |
18 |
81,8 |
1 |
Комиссионная торговля минеральной водой |
77 |
64 |
83,1 |
1 |
Примечание - Источник: собственная разработка
Как показывают данные таблицы 2.1, наибольший удельный вес в выручке за 2009 год составили поступления от оптовой торговли косметическими товарами через склад – магазин. Однако, наибольшую прибыль от реализации (валовой доход) организация получила от розничной торговли швейно - трикотажными изделиями. Наиболее эффективными (на основании показателя рентабельности продаж) можно признать низкозатратные виды деятельности: услуги по хранению товаров, комиссионная торговля минеральной водой, сдача в субаренду помещений, - все указанные направления принесли доход более 80% на 1 рубль выручки, а численность сотрудников, которые выполняли данные мероприятия – минимальная.
В таблице 2.2 приведем динамику основных технико–экономических показателей торговой организации за 2008 -2009 годы.
Таблица 2.2 – Основные технико–экономические показатели ЗАО СП «Креатор» за 2008 -2009 годы
Показатели |
2008 год |
2009 год |
Отклонение |
Темп роста, % |
Валовой товарооборот (без налогов и иных платежей), млн руб. |
6734 |
6744 |
10 |
100,15 |
Розничный товарооборот, млн руб. |
1714 |
1872 |
158 |
109,22 |
Валовой доход, млн руб. |
962 |
1280 |
318 |
133,06 |
Уровень валового дохода в валовом товарообороте, % |
14,29 |
18,98 |
4,69 |
- |
Налоги с товарооборота, млн руб. |
1261 |
1137 |
-124 |
90,17 |
Покупная стоимость товаров и издержки обращения, млн руб. |
5418 |
5556 |
138 |
102,55 |
Уровень издержек обращения, % |
80,46 |
82,38 |
1,92 |
- |
Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг, млн руб. |
55 |
51 |
-4 |
92,73 |
Сальдо операционных доходов и расходов, млн руб. |
-16 |
-16 |
0 |
100,00 |
Сальдо внереализационных доходов и расходов, млн руб. |
-17 |
-23 |
-6 |
135,29 |
Итого прибыль (убыток) отчетного периода, млн руб. |
22 |
12 |
-10 |
54,55 |
Рентабельность продаж , % |
0,3 |
0,2 |
-0,1 |
- |
Среднемесячная зарплата, тыс. руб. |
897,2 |
1012,3 |
115,1 |
112,83 |
Среднесписочная численность, чел. |
42 |
36 |
-6 |
85,71 |
Примечание – Источник: собственная разработка на данных организации
Данные таблицы 2.2 характеризуют деятельность организации следующим образом:
- из всех статей финансово
– хозяйственной деятельности
за 2008 -2009 гг. положительный рост
наблюдался по показателю валов
- вырос как валовой товарооборот предприятия (+10 млн.руб. или 0,15 %), так и розничный товарооборот (+ 158 млн.руб. или 9,22 %). Темы роста розничного товарооборота выше, т.к. именно розничная торговля более прибыльна;
- сократились налоги от реализации, данная тенденция связана с уменьшением числа налогов (с 2009 года отменили налог с продаж), сокращение достигло 10% или 124 млн руб.;
- отрицательной тенденцией является рост в 2009 г. уровня издержек обращения на 1,92 п.п. больше, чем в прошлом 2008 г.
- в 2009 г. доходы от операций
с имуществом составили 1 млн рублей.
Расходы от операций с
- внереализационные доходы за 2009 г. составили 5 млн рублей (положительные курсовые разницы от переоценки кредиторской задолженности, страховое возмещение за поврежденное имущество). Внереализационные расходы составили 28 млн рублей, в том числе: отрицательные курсовые разницы от переоценки кредиторской задолженности -20 млн руб., убытки от списания недостач (на забывчивость покупателей) и порчи ТМЦ – 2 млн руб., убытки от покупки валюты – 1 млн руб. и прочие.
- рентабельность продаж очень невысокая как в 2008 г. (0,3%), так и в 2009 г. (0,2%), кроме этого он снижается (-0,1 п.п.);
- в 2009 г. наблюдается рост суммы средней заработной платы (+115,1 тыс.руб. или на 12,83 %) при сокращении численности работников (-6 человек или 14,29 %). Можно сделать вывод, что заработная плата растет за счет сокращения численности, а не за счет улучшения показателей эффективности работы предприятия. В 2009 году на предприятии прекратили свою деятельность две розничные секции по торговле швейно-трикотажными изделиями и косметическими товарами, располагавшиеся по адресу: г.Минск, ул.Ландера,2.
Согласно Положению по учетной политике предприятия выручка от реализации товаров учитывалась по мере отгрузки товаров, оказания услуг.
Учет товаров и других материальных ценностей осуществлялся по покупным ценам.
Расходы учитывались на счете 44 «Расходы на реализацию». Для расходов, не принимаемых для целей налогообложения, был открыт специальный субсчет к счету 44.
Начисление износа основных средств в 2009 году осуществлялось линейным способом по нормам и в порядке, установленным для юридических лиц Республики Беларусь. Индексация амортизационных отчислений не производилась.
Согласно действующей в 2009 году на предприятии Учетной политики при определении финансовых результатов деятельности предприятия экологический налог, земельный налог, налог на недвижимость, местные налоги и сборы учитывались ежемесячно с соответствующим отражением на счетах бухгалтерского учета.
При определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль из суммы выручки исключалась сумма налога с продаж, начисленная за отчетный месяц. При определении налоговой базы по налогу на прибыль из полученной суммы прибыли исключались суммы экологического налога, земельного налога и налога на недвижимость, начисленные за отчетный месяц.
В 2010 году СП «Креатор» ЗАО планирует активно развивать свою деятельность в сфере розничной и оптовой торговли швейно-трикотажными изделиями и парфюмерно-косметическими товарами.
В целях пополнения
оборотных средств
2.2 Система организации
и управления коммерческой
В настоящее время на СП ЗАО «Креатор» существует следующая организационная структура управления отдела маркетинга и сбыта: руководит процессом изучения потребности, рекламой и сбытом заместитель коммерческого директора по сбыту и маркетингу.
Непосредственно в
его подчинении находятся руководители
отделов по следующим
- изучение потребителей и реклама;
- заведующий складским хозяйством;
- непосредственно организация сбыта товаров.
Изучают поведение потребителей и разрабатывают рекламную компанию следующие специалисты: по рекламе, а также художник – проектировщик по рекламе и непосредственно маркетолог. В функции данного отдела входят следующие: выявить, кто твой покупатель (по полу, возрасту, уровню достатка – для розничной торговли; по величине, территориальной принадлежности – для оптовой торговли), а затее разработать рекламную компанию с целью дальнейшего увеличения продаж. В их функции также входит контакты с потенциальными покупателями: ответы на звонки, интернет – заказы, проведение различных акций с целью увеличения продаж и информирования покупателей о возможностях компании.