Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2015 в 15:04, дипломная работа
Целью работы является разработка направлений повышения эффективности коммерческой деятельности на основе теоретических основ оценки эффективности и анализа деятельности СП ЗАО «Креатор».
Объектом исследования является коммерческая деятельность СП ЗАО «Креатор» за 2008 – 2009 годы.
Предметом исследования являются проблемы эффективности коммерческой деятельности розничной торговой организации.
Введение ……………………………………………………………………….
3
1 Роль коммерческой деятельности в эффективной работе организации торговли ………………………………………………………………………..
5
1.1 Сущность и особенности коммерческой деятельности в торговле …….
5
1.2 Основные требования и методология коммерческой работы в торговой организации ……………………………………………………………………
10
1.2.1 Концепция коммерческой работы торговой организации …………….
10
1.2.2 Методология коммерческой работы торговой организации …………
14
1.3 Совершенствование анализа эффективности деятельности коммерческой организации …………………………………………………...
18
2 Анализ и организация коммерческой деятельности СП «Креатор» ЗАО ..
26
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика торговой организации …………………………………………………………………….
26
2.2 Система организации и управления коммерческой деятельностью в СП «Креатор» ЗАО ……………………………………………………………
31
2.3 Закупочная деятельность организации ………………………………….
33
2.4 Организация продажи товаров ……………………………………………
37
2.5 Экономическая эффективность коммерческой деятельности …………..
46
3 Разработка мероприятий по активизации коммерческой деятельности СП «ЗАО «Креатор» …………………………………………………………...
50
3.1 Разработка организационного механизма управления конкурентоспособностью ……………………………………………………...
50
3.2 Совершенствование кредитной политики организации ………………..
56
3.3 Разработка положения о скидках …………………………………………
60
Заключение ……………………………………………………………………..
64
Список использованных источников
При поставках продукции учитывается и цена упаковки. Стоимость упаковки устанавливается договором. Если продукция поступила с нарушенной упаковкой, то ответственность несет перевозчик, о чем составляется коммерческий акт на возмещение причиненных убытков. Приемку поступившей продукции от транспортных предприятий или перевозчика осуществляет получатель (кладовщик), при этом проверяется наличие исправной упаковки и маркировки.
Об исправности поступившей продукции (по качеству и количеству) грузополучатель расписывается в ТТН. Поступившие на склад торговой организации товарно-материальные ценности размещаются по местам хранения в соответствии с их назначением. Поставка «точно в срок» относится к внутрихозяйственным проблемам поставщика.
Оговаривается обязанность поставщика осуществлять поставки в определенных количествах по заранее установленному графику, что позволяет предприятию не накапливать запасы товаров у себя на складах, а получать их по мере необходимости.
2.4 Организация продажи товаров
Выполнить план по ассортименту и структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов. Изменение структуры продаж оказывает большое влияние на все экономические показатели: издержки обращения, прибыль, рентабельность.
Для оценки изменения показателей по ассортименту и структуре в отчетном, 2009 году, необходимо сравнить данные 2008 года и фактические значения 2009 года. Проведем анализ выполнения розничного и потового товарооборота в таблице 2.4.
Таблица 2.4 - Выполнение плана розничного товарооборота по ассортименту и структуре
Товарные группы |
2008 год |
Отчетный, 2009 год |
Темпы роста (%) | |||||
План |
Факт |
2009 / 2008 |
2009 / план | |||||
Сумма (млн руб) |
Уд. вес (%) |
Сумма (млн руб) |
Уд. вес (%) |
Сумма (млн руб) |
Уд. вес (%) | |||
Розничный товарооборот, всего |
1 714,0 |
100 |
1800 |
100,0 |
1872 |
100,0 |
109,2 |
104,0 |
Швейно-трикотажные изделия |
706,2 |
41,2 |
715 |
39,7 |
738 |
39,4 |
104,5 |
103,2 |
Парфюмерно-косметические товары |
735,3 |
42,9 |
780 |
43,3 |
776 |
41,5 |
105,5 |
99,5 |
Кожаная галантерея |
272,5 |
15,9 |
305 |
16,9 |
358 |
19,1 |
131,4 |
117,4 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Розничный товарооборот в 2008 г. составил 1714 млн рублей, в 2009 г. – 1872 млн руб., наблюдается рост показателя в размере 158 млн руб. данный показатель превысил в 2009 году плановое задание на 4%, а по отношению к прошлому году прирост составил 9,2%.
На 2009 год был запланирован рост розничного товарооборота на (1800 – 1714) 86 млн руб., в том числе каждого из показателей:
- швейно-трикотажные изделия в размере 715 млн руб., фактически продано по данной товарной группе на 738 млн руб., план выполнен на 104,0%, по отношению к показателю прошлого года рост оставил 104,5%;
- увеличение размера продаж порф
- наиболее высокие темпы роста продаж (как по плану, так и по факту) сложились по группе кожаной галантереи– планировалось продать на сумму 305 млн руб., продано на сумму 358 млн.руб., план выполнен на 117,4%, показатели прошлого года возросли на 131,4%.
Проведем анализ выполнения плана по ассортименту розничного товарооборота СП ЗАО «Креатор» по фактическим и плановым показателям за 2009 год (таблица 2.5).
Таблица 2.5 - Анализ выполнения плана розничного товарооборота по ассортименту за 2009 год
Товарные группы |
Объем реализации (млн руб.) |
%-т выполнения плана |
Объем товаров, зачтенный в выполнение плана, млн руб. | |
Плановые данные |
Фактическая реализация | |||
Швейно-трикотажные изделия |
715 |
738 |
103,2 |
715 |
Косметические товары |
780 |
776 |
99,5 |
776 |
Кожаная галантерея |
305 |
358 |
117,4 |
305 |
Итого: |
1800 |
1872 |
104,0 |
1796 |
Примечание – Источник: собственная разработка
В целом по всему объему розничного товарооборота можно сделать вывод, что план выполнен, поскольку предполагалось продать на 1800 млн руб., а фактически было продано на 1872 млн руб. Процент выполнения плана по рознице составляет (1872 / 1800)*100%=104,0%.
Теперь проанализируем выполнение плана по ассортименту в разрезе позиций. Можно заметить, что по товарной группе швейно-трикотажные изделия при плановом задании на реализацию в размере 715 млн руб. изделий было продано на сумму 738 млн руб., что свидетельствует о перевыполнении плана по этой товарной группе на 3,2 %:
100% - (738 / 715)*100%=3,2%.
При анализе выполнения плана по продаже косметических товаров при плановом показателе в 780 млн руб. было реализовано товаров на сумму 776 млн руб., то есть идет недовыполнение плана. Процент выполнения плана по данной товарной группе составляет (776 / 780)*100%=99,5%
Анализируя выполнение плана по ассортименту кожгалантереи, также следует его перевыполнение. При плане реализации в розницу на 305 млн.руб. за 2009 год продано на сумму 358 млн руб. Процент выполнения плана по данной ассортиментной группе составляет (358 / 305)*100%=117,4%.
Затем произведем расчет коэффициента ассортимента, который рассчитывается путем деления общего фактического объема розничного товарооборота, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый розничный товарооборот. При этом товары, проданные сверх плана и непредусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту. То есть в нашем случае данный коэффициент будет равняться:
(1796 / 1800)*100%=99,8%
Можно сделать вывод, что в разрезе ассортимента за 2009 год план розничного товарооборота не выполнен всего на 0,2%.
Это свидетельствует об изменении структуры реализации в розницу СП ЗАО «Креатор» в сторону увеличения продаж швейно-трикотажных изделий и кожаной галантереи и снижения реализации товаров косметических. Среди причин невыполнения плана по ассортименту можно назвать следующие: изменение конъюнктуры рынка, изменение спроса, изменение качества товаров и другие. Произошедшие изменения в структуре ассортимента по фактическому розничному товарообороту привели к увеличению числа менее дорогостоящих товаров, что свидетельствует об увеличении объема продаж по отдельным товарным группам по сравнению с плановыми данными, то есть изменения в структуре положительным образом повлияли на конечные показатели деятельности предприятия.
Далее, в таблице 2.6 и 2.7 проанализируем выполнение плана оптового товарооборота в 2009 году и рассчитаем показатель выполнения плановых заданий. Рассмотрим общую цифру динамики показателя в разрезе ассортимента товарных групп (таблица 2.6).
Таблица 2.6 - Выполнение плана оптового товарооборота по ассортименту и структуре
Товарные группы |
2008 год |
Отчетный, 2009 год |
Темпы роста (%) | |||||
План |
Факт |
2009 / 2008 |
2009 / план | |||||
Сумма (млн руб) |
Уд. вес (%) |
Сумма (млн руб) |
Уд. вес (%) |
Сумма (млн руб) |
Уд. вес (%) | |||
Оптовый товарооборот, всего |
4 913 |
100 |
5000 |
100,0 |
4764 |
100,0 |
97,0 |
95,3 |
Бытовая химия |
1 071 |
21,8 |
1080 |
21,6 |
1023 |
21,5 |
95,5 |
94,7 |
Косметические товары |
1 896 |
38,6 |
1900 |
38,0 |
1911 |
40,1 |
100,8 |
100,6 |
Минеральная вода |
1 395 |
28,4 |
1450 |
29,0 |
1257 |
26,4 |
90,1 |
86,7 |
Вспомогательные товары |
550 |
11,2 |
570 |
11,4 |
573 |
12,0 |
104,1 |
100,5 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Оптовый товарооборот составил в 2008 г. – 4913 млн руб., в 2009 г. – 4764 млн руб. и в данной ситуации наблюдается снижение размера оптового товарооборота на 149 млн руб. Планируемые показатели не сильно отличаются от данных прошлого года. Структура реализации в разрезе ассортиментных групп по плану не существенно отличаться от прошлого года, т.к. она оптимальна по результатам изучения покупательского спроса.
На 2009 год был запланирован рост оптового товарооборота на (5000 – 4913) 87 млн руб., в том числе каждого из показателей:
- бытовой химии в размере 1080 млн руб., фактически продано по данной товарной группе на 1023 млн руб., план выполнен на 94,7,0%, по отношению к показателю прошлого года рост оставил 97,0%;
- увеличение размера продаж средств по косметике планировалось в размере (1900-1896) 4 млн.руб., фактически продано на сумму 1911 млн руб., выполнение плана оставило 100,6%, а по отношению к показателю прошлого года темпы роста составляют 100,8%;
- минеральной воды планировали продать на сумму 1450 млн руб., фактически продано по данной товарной группе на 1254 млн руб., план выполнен на 86,7%, по отношению к показателю прошлого года рост составил 90,1%;
- наиболее высокие темпы
роста продаж (как по плану, так
и по факту) сложились по вспомогательных
товаров – планировалось
Проведем анализ выполнения плана по ассортименту оптового товарооборота СП ЗАО «Креатор» по фактическим и плановым показателям за 2009 год (таблица 2.7).
Таблица 2.7 - Анализ выполнения плана по ассортименту оптового товарооборота за 2009 год
Товарные группы |
Объем реализации (млн руб.) |
%-т выполнения плана |
Зачтенный в выполнение плана, млн руб. | |
Плановые данные |
Фактическая реализация | |||
Бытовая химия |
1080 |
1023 |
94,7 |
1023 |
Косметические товары |
1900 |
1911 |
100,6 |
1900 |
Минеральная вода |
1450 |
1257 |
86,7 |
1257 |
Вспомогательные товары |
570 |
573 |
100,5 |
570 |
Итого: |
5000 |
4764 |
95,3 |
4750 |