Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2015 в 15:04, дипломная работа
Целью работы является разработка направлений повышения эффективности коммерческой деятельности на основе теоретических основ оценки эффективности и анализа деятельности СП ЗАО «Креатор».
Объектом исследования является коммерческая деятельность СП ЗАО «Креатор» за 2008 – 2009 годы.
Предметом исследования являются проблемы эффективности коммерческой деятельности розничной торговой организации.
Введение ……………………………………………………………………….
3
1 Роль коммерческой деятельности в эффективной работе организации торговли ………………………………………………………………………..
5
1.1 Сущность и особенности коммерческой деятельности в торговле …….
5
1.2 Основные требования и методология коммерческой работы в торговой организации ……………………………………………………………………
10
1.2.1 Концепция коммерческой работы торговой организации …………….
10
1.2.2 Методология коммерческой работы торговой организации …………
14
1.3 Совершенствование анализа эффективности деятельности коммерческой организации …………………………………………………...
18
2 Анализ и организация коммерческой деятельности СП «Креатор» ЗАО ..
26
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика торговой организации …………………………………………………………………….
26
2.2 Система организации и управления коммерческой деятельностью в СП «Креатор» ЗАО ……………………………………………………………
31
2.3 Закупочная деятельность организации ………………………………….
33
2.4 Организация продажи товаров ……………………………………………
37
2.5 Экономическая эффективность коммерческой деятельности …………..
46
3 Разработка мероприятий по активизации коммерческой деятельности СП «ЗАО «Креатор» …………………………………………………………...
50
3.1 Разработка организационного механизма управления конкурентоспособностью ……………………………………………………...
50
3.2 Совершенствование кредитной политики организации ………………..
56
3.3 Разработка положения о скидках …………………………………………
60
Заключение ……………………………………………………………………..
64
Список использованных источников
Примечание – Источник: собственная разработка
В целом по всему объему оптового товарооборота можно сделать вывод, что план не выполнен, поскольку предполагалось продать на 5000 млн руб., а фактически было продано на 4764 млн руб. Процент выполнения плана по опту составляет (4764 / 5000)*100%=95,3%.
Далее рассмотрим выполнение плана по ассортименту в разрезе позиций.
План выполнен по товарным группам:
-косметические товары в размере 100,6% (100% - (911/ 1900)*100%);
- вспомогательным материалам в размере 100,5% (100% - (573 / 570)*100%).
Невыполнение плана наблюдается по таким товарным группам, как:
- бытовая химия недовыполнение плана на 5,3 % (100% - 94,7%);
- минеральная вода недовыполнен план на 13,3% (100%-86,7).
Произведем расчет коэффициента ассортимента, который рассчитывается путем деления общего фактического объема оптового товарооборота, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый оптовый товарооборот.
При этом товары, проданные сверх плана и непредусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту. То есть в нашем случае данный коэффициент будет равняться:
(4750 / 5000)*100%=95,0%
Можно сделать вывод, что в разрезе ассортимента за 2009 год план оптового товарооборота не выполнен на 5,0%. Это свидетельствует об изменении структуры реализации оптом на СП ЗАО «Креатор» в сторону сокращения продаж бытовой химии и минеральной воды и незначительного увеличения реализации косметических товаров и вспомогательных товаров.
Причиной невыполнения плана по ассортименту оптовых продаж, как и в целом планового задания на 2009 год можно назвать снижение доли рынка данной продукции, роста закупочных (и, как следствие, оптовых) цен.
Далее необходимо провести анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов. Выполнение плана и динамики розничного и оптового товарооборота зависят от трех основных групп факторов:
- обеспеченности товарными ресурсами, правильности их использования;
- обеспеченности трудовыми
ресурсами и эффективности
- состояния, развития и эффективности использования материально – технической базы торговли.
Главный фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность товарными ресурсами и рациональность их использования. В ходе анализа прежде всего проверяют, насколько товарные ресурсы обеспечивают успешное выполнение плана и развитие товарооборота в динамике. Валовой товарооборот зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На объем товарных запасов оказывает влияние прочее выбытие товаров.
На выполнение плана и динамику товарооборота положительное влияние оказывают сверхнормативные завышенные товарные запасы на начало изучаемого периода (если товар пользуется спросом) и рост поступления товаров, отрицательное – увеличение прочего выбытия товаров и завышенные товарные запасы на конец отчетного периода. Таблица 2.8. позволит проанализировать товарный баланс СП ЗАО «Креатор».
Таблица 2.8 - Товарный баланс валового товарооборота
Показатели |
Фактически за 2008год |
Отчетный, 2009 год |
Отклонение (+ / -)от: | ||
план |
факт |
плана |
2008 года | ||
Запасы товаров на начало года (млн руб.) |
1571 |
1534 |
1534 |
0 |
-37 |
Поступление товаров (млн руб.) |
6823 |
6966 |
6559 |
-407 |
-264 |
Прочее выбытие товаров (млн руб.) |
126 |
0 |
131 |
131 |
5 |
Запасы товаров на конец года (млн руб.) |
1534 |
1600 |
1218 |
-382 |
-316 |
Валовой товарооборот, всего (млн руб.) |
6734 |
6900 |
6744 |
-156 |
10 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Данные для анализа взяты из баланса организации и отчета о прибылях и убытках за 2008 -2009 годы. В частности, показатели товарных запасов соответствуют значению стр.215 балансов, а данные о валовом товарообороте – показателю выручки от реализации из «Отчета о прибылях и убытках». Данные о прочем выбытии товаров получены в бухгалтерии организации.
Общая схема расчета следующая (формула 2.5) [56, с. 118]:
З нач. + Поступл. = З кон. + Вал.То + Пр выб. (2.5)
где З нач., З кон. - запасы товаров на начало года и конец года соответственно (млн руб.);
Поступл. - поступление товаров в течение года (млн руб.);
Вал.То - валовой товарооборот, всего (млн руб.);
Пр выб. – прочее выбытии товаров (млн руб.).
Данные таблицы 2.8 показывают, что в 2009 году организация не выполнила доведенный план валового товарооборота на 156 млн руб., фактически превысив показатель прошлого, 2008, года только на 10 млн руб.
Рассмотрим причины невыполнения плана по валовому товарообороту. Общее невыполнение плана сложилось за счет следующих факторов:
- сокращение поступления
товаров привело к уменьшению
планируемого валового
- прирост прочего выбытия
товаров на 131 млн руб. данный показатель
сократил объем валового
- планируемые запасы товаров
на конец отчетного периода
сократились на 382 млн.руб. Снижение
данного показателя
Общее отклонение показателя 2009 г. от планового составляет:
∆ Вал.То (план) = -407-131+382 = -156 млн руб.
Далее рассмотрим за счет каких факторов произошел рост показателя валового товарооборота по сравнению с 2008 годом:
- отклонение (в сторону
уменьшения) товарных запасов на
начало 2009 года на 37 млн руб. отрицательно
сказалось на показателе
- сокращение размера
- рост показателя прочего выбытии товаров на 5 млн руб., уменьшил возможную реализацию, увеличение данного показателя говорит о недостатках при хранении товаров, их предпродажной подготовке;
- основную положительную
роль при формировании
Таким образом, суммарное влияние всех факторов на изменение валового товарооборота составляет:
∆ Вал.То (факт) = -37-264-5+36 = +10 млн руб.
Основными каналами сбыта товаров является розничная торговля через магазин и оптовая – через склад - магазин. К методам изучения спроса на товары относятся: в первую очередь изучение аналитических данных по реализации товаров в каждой товарной группе, используются также и методы личных продаж. Коммерческая деятельность по продаже товаров и стимулированию сбыта заключается в предоставлении организации определенных скидок на товары, реализуемые через торговую сеть.
Руководители ЗАО СП «Креатор» имеют право предоставлять своим покупателям скидки. Такое право установлено постановлением Минэкономики РБ от 28.09.2005 № 166, которое внесло изменения и дополнения в Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденное постановлением Минэкономики РБ от 22.04.1999 № 43. Скидки можно применять ко всем товарам, за исключением реализуемых по фиксированным розничным ценам. Для того, чтобы правильно применять скидки, предприятиям розничной и оптовой торговли необходимо учитывать нормы целого ряда других нормативных документов, которыми установлены ограничения по применению торговых надбавок.
В последнее время большое внимание уделяется проблемам, связанным с предоставлением различных скидок покупателям товаров, работ, услуг. Ведь целью каждой организации, занимающейся предпринимательской деятельностью, является максимальное увеличение уровня продаж товаров (работ, услуг), привлечение как можно большего количества покупателей. Грамотно разработанная система скидок позволяет продавцу не только привлекать новых покупателей, но и удерживать старых, которые могут стать постоянными покупателями.
На сегодняшний день
применяется огромное число
Розничные цены на товары формируются организациями торговли в соответствии с Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным постановлением Минэкономики РБ от 22.04.1999 № 43 (с изменениями и дополнениями), за исключением отдельных групп продукции, на которые установлены фиксированные розничные цены.
Согласно вышеуказанным нормативным актам розничная цена продукции определяется ЗАО СП «Креатор» исходя из отпускной цены предприятия-изготовителя, первого, оплаченной оптовой и торговой надбавки, не превышающей предусмотренный предельный уровень, суммы налога на добавленную стоимость по установленным ставкам.
Согласно локальному нормативно – правовому акту организации, «Положению по формированию и применению скидок и надбавок на 2009 год», сформированные организацией оптовые и розничные цены на товары учитываются в реестре цен и книге учета поступления товаров, в которых по каждому виду реализуемых товаров указываются наименование и основные характеристики продукции, дата поступления товара и объем партии, а также необходимые данные по расчету розничных цен, а именно:
- отпускная цена предприятия-изг
- оплаченная оптовая надбавка (процент и сумма);
- взимаемая ЗАО СП
«Креатор» оптовая или
- налог на добавленную стоимость (ставка и сумма);
- конечная оптовая или розничная цена на товары (с учетом округления для розничной торговли).
Скидки ЗАО СП «Креатор» может предоставлять только в размерах, не превышающих примененные торговые надбавки. При невозможности реализации товаров (продукции) организация за счет уменьшения размера или отмены торговой надбавки (наценки) может снизить цены на условиях, предусмотренных договором с организациями-изготовителями (поставщиками).
При отсутствии указанных
условий в договорах и (или) наличии
письменного отказа
Если организация предоставляет скидку от общей стоимости товаров, то размер скидки должен быть не выше 9,09% (10% / 110). В этом случае ни по одному из товаров не будет осуществлена реализация по цене ниже отпускной цены производителя. Если организация на какие-либо товары устанавливает, например, надбавку в размере 5%, то скидка, предоставляемая от суммы покупки, не должна превышать 4,76% (5% / 105).
Применение различных систем дисконтных продаж (продажа дисконтных карт с предоставлением ее владельцу права на определенный процент скидки со стоимости покупки, предоставление скидок в определенные часы или дни работы магазина и склада, предоставление скидок на определенные виды товаров и т.п.) не противоречит нормам Гражданского кодекса и Правил торговли, поскольку субъект торговли не выделяет категорию покупателей, которой будет предоставлять скидку на товары, а определяет лишь единые для всех покупателей условия получения этой скидки, например приобретение дисконтной карты, посещение магазина в определенное время и т.п.