Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 21:35, курсовая работа
Цель работы – анализ основных направлений развития новых платежных технологий на базе пластиковых карт на основе изучения проблем и выявления особенностей развития рынка банковских пластиковых карт в России.
Для достижения данной цели решаются следующие основные задачи: 1. Выявление сущности и осуществление классификации основных разновидностей пластиковых карт. 2. Определение особенностей функционирования платежных систем на их основе. 3. Проведение комплексного анализа рынка пластиковых карт, выявление особенностей внедрения пластиковых карт в практику работы кредитных организаций с физическими лицами в России. Выявление причин одностороннего развития карт в РФ.
Введение ……………………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Пластиковые карты: сущность и механизм функционирования ……………… 4
1.1. Сущность и классификация пластиковых карт ……………………………………… 4
1.2. Механизм функционирования карточных платежных систем …………………….. 13
Глава 2. Развитие платежных систем в РФ ………………………………………………. 31
2.1. Международные платежные системы в РФ …………………………………………. 31
2.2. Российские системы расчетов пластиковыми картами …………………………….. 42
2.3. Взаимодействие международных и локальных платежных систем в РФ ………… 50
2.4. Состояние и перспективы развития платежных систем на основе пластиковых
карт в РФ ………………………………………………………………………………. 59
Глава 3. Платежные пластиковые карты в Кировском отделении Сбербанка РФ …… 72
3.1. Характеристика Северо-Западного Банка Сбербанка РФ и Кировского
отделения Сбербанка РФ ………………………………………………………………. 72
3.2. Операции Сбербанка РФ и Кировского отделения Сбербанка РФ с
пластиковыми картами ………………………………………………………………….. 80
3.3. Контроль по операциям с пластиковыми картами в Кировском отделении
Сбербанка России ……………………………………………………………………… 85
Заключение …………………………………………………………………………………. 97
Литература …………………………………………………………………………………. 103
Кроме того, карточка может быть использована в качестве пропуска – на нее могут быть нанесены фотография держателя и логотип предприятия.
Со своей стороны, владельцы карточек не только повышают свою платежную культуру до европейского уровня, но и приобретают независимость от времени работы банка и предприятия при получении денег и оплате товаров и услуг, имеют повышенную потенциальную возможность получения банковского кредита.
Они могут получить наличную сумму денег в требуемой валюте (при желании можно снять всю сумму) в любом банкомате, в том числе за рубежом. При этом не требуется заполнять таможенную декларацию на вывоз валюты.
Кроме того, по договоренности с банком-эмитентом предприятие может организовать выдачу кредитных пластиковых карт своим сотрудникам, так как возврат средств на счета сотрудников гарантируется их будущей заработной платой.
Для банка же зарплатный проект – это не только укрепление отношений с предприятием и привлечение новых клиентов, но и увеличение ресурсной базы банка и, соответственно, расширение возможностей безэмиссионного кредитования экономики. В итоге улучшается имидж банка, как организации, использующей передовые и перспективные технологии.
Помимо «зарплатных» проектов практически каждый банк, работающий с частными лицами, предоставляет своим клиентам целый ряд дополнительных услуг. Все больше и больше операций сегодня можно совершить с их помощью. Еще несколько лет назад карта ассоциировалась в понимании потребителя с возможностью удобного способа совершения покупок без необходимости использовать наличные денежные средства. Сегодня с помощью карт оплачивается использование мобильных телефонов, покупки в Интернете, дается доступ к дистанционному управлению банковскими счетами, возможность пользоваться всевозможными дисконтными и бонусными программами.
Динамика привлеченных кредитными организациями средств для расчетов с использованием банковских карт представлена в таблице 5.
Таблица 5.
Динамика депозитов
(в млрд руб.)
01.07.98 |
01.01.02 |
01.01.03 |
01.01.04 |
01.01.05 | ||
1. |
Депозиты юридических лиц для расчетов с использованием банковских карт |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,9 |
0,2 |
-в рублях |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
0,8 |
0,1 | |
в иностранной валюте |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 | |
2. |
Депозиты физ. лиц для расчетов с использованием банковских карт |
6,8 |
10,5 |
7,8 |
8,9 |
9,4 |
- в рублях |
3,0 |
7,2 |
4,4 |
5,8 |
6,6 | |
- в иностранной валюте |
3,8 |
3,3 |
3,4 |
3,1 |
2,8 |
Данные табл. 5 показывают, что банки постепенно увеличивали объем средств, привлекаемых как от юридических, так и физических лиц, для расчетов с использованием банковских карт. Но в 2004г. произошел резкий спад объемов привлеченных депозитов юридических лиц.
Основные показатели развития пластикового бизнеса приведены в таблице 6.
Таблица 6
Основные показатели динамики рынка пластиковых карт по операциям, совершаемым с использованием банковских карт
год |
Кол. карт, тыс. |
Количество карт на 100 человек |
Объем операций, млн руб. |
Снятие наличных, млн руб. |
Снятие наличных на 1 карту, руб. |
Оплата товаров и услуг, млн руб. |
Оплата товаров и услуг на 1 карту в руб. |
2003 |
|||||||
1 кв. |
16691 |
12 |
215136 |
198702 |
11 904,74 |
16434 |
984,60 |
2 кв. |
18481 |
13 |
262882 |
246135 |
13 318,27 |
16747 |
906,17 |
3 кв. |
21162 |
15 |
305348 |
285228 |
13 478,31 |
20120 |
950,76 |
4 кв. |
23914 |
16 |
363392 |
340913 |
14 255,79 |
22479 |
939,99 |
2004 |
|||||||
1 кв. |
25885 |
18 |
367706 |
343666 |
13 276,65 |
24040 |
928,72 |
2 кв. |
28568 |
20 |
441958 |
416426 |
14 576,66 |
25532 |
893,73 |
3 кв. |
31013 |
21 |
496701 |
469006 |
15 122,88 |
27695 |
893,01 |
4 кв. |
35040 |
24 |
570522 |
536047 |
15 298,14 |
34475 |
983,88 |
2005 |
|||||||
1 кв. |
38288 |
26 |
536954 |
501424 |
13 096,11 |
35530 |
927,97 |
2 кв. |
42317 |
29 |
653963 |
615905 |
14 554,55 |
38058 |
899,35 |
Источник: Вестник банковской статистики, № 9,2005
Из приведенной табл. 6 следует, что за период с 1 кв. 2003г. до 2 кв. 2005г. количество карт возросло в 2,1 раза, а объем операций – в 3,1 раза, т.е. растет не только число карт, но и еще большими темпами их использование. Существенный рост операций с использованием карт является следствием динамичного развития инфраструктуры, предназначенной для осуществления операций с их использованием. В 2,3 раза вырос объем покупок, совершаемых с использованием карт. Но, вместе с тем, видно, что в абсолютном выражении доля покупок с использованием пластиковых карт от общего объема операций с картами остается весьма низкой и даже падает: в 1 кв. 2003г. она составляла 7,6%, а во 2 кв. 2005г. – снизилась до 5,8%. Таким образом, россияне предпочитают сначала снимать деньги по карте и лишь затем использовать полученные наличные для покупок и для других целей. Также снизился и объем товаров и услуг, приобретенных на 1 карту: во 2 кв. 2005г. он составил 91,3% от уровня 1 кв. 2003г. Вряд ли можно назвать обоснованным рост числа карт, если объем операций, совершаемых с одной картой, падает. Это ведет к росту транзакционных издержек использования карт.
Быстро растет обеспеченность россиян платежными картами, о чем свидетельствует нижеследующая диаграмма.
Но по этому показателю Россия 10 раз отстает от США (там в расчете на 100 человек используется 200 карт), в 5 раз — от стран Западной Европы (100 карт на 100 человек) и в 2 раза — от стран Восточной Европы, где на сотню жителей приходится 35 – 40 карт.
Но, несмотря на стремительное развитие рынка, нарастают серьезные диспропорции, которые со временем могут существенным образом сказаться на темпах роста отечественного карточного бизнеса. Между тем, рост количество пластиковых карт почти не влияет на рост объема платежей по ним. Подавляющее большинство перечислений денег по пластиковым картам в России приходится на снятие наличных, а не на оплату товаров и услуг, как во всем мире. При этом темпы роста операций по снятию наличных опережают темпы роста операций безналичной оплаты.
Рис. 6. Рост обеспеченности населения платежными картами, в шт. на 100 человек
Источник: данные ЦБ.
Кроме того, доля операций по расчетам в торговой сети по платежным картам в совокупном обороте в последние годы довольно устойчиво не увеличивается (см. рис. 7, составленный по данным табл. 6).
Рис. 7. Доля транзакций в общей сумме транзакций по картам, %
Источник: данные ЦБ.
При этом статистика ЦБ РФ показывает, что доля безналичной оплаты товаров и услуг в общем объеме использования карт остается практически неизменной. Так, в 2001 году на безналичную оплату товаров и услуг приходилось около 15,3% от общего количества транзакций, в 2002 году – около 15,2%, в 2003 году – примерно 12,9%, в 2004г. – 14,9%[25].
Значительная доля операций по снятию наличных денег обусловлена большим количеством проектов кредитных организаций по переводу юридических лиц на выплату заработной платы своим сотрудникам с использованием банковских карт, которые отдают предпочтение операциям по снятию наличных денег, а не оплате товаров, работ и услуг. В условиях добровольно-принудительного порядка выдачи карт специфика потребительского поведения их владельцев состоит в стремлении побыстрее получить свои деньги в банкомате, с тем, чтобы обеспечить текущее потребление. Невысокий уровень потребления основной массы населения побуждает совершать каждодневные покупки на рынках и в недорогих магазинах, тогда как торгово-сервисная сеть, оборудованная для приема карт, – это, в основном, бутики, дорогие супермаркеты, рестораны, где уровень цен не всегда доступен рядовому потребителю.
Вместе с тем, доля платежей за товары и услуги общественного питания и розничного товарооборота, совершенных с использованием карт, в общем объеме платных услуг населению, за I полугодие 2005 года увеличилась незначительно и составила 2,5%, против 1,1% за весь 2003 год[26].
Более того, величина оплаты товаров и услуг на 1 карту практически за анализируемый период не увеличивается и остается на уровне примерно 900 рублей. Если принять во внимание инфляцию, то реальная стоимость товаров, приобретенных на одну карту, в последние годы снижается.
Данный процесс сопровождался дальнейшим развитием инфраструктуры обслуживания пластиковых карт. Важный фактор увеличения безналичных платежей – рост количества предприятий торговли и услуг, принимающих к обслуживанию платежные карты, а также появление банкоматов, позволяющих осуществлять оплату коммунальных услуг, услуг мобильной связи и т.п. Это должно способствовать увеличению доли платежей, совершенных с использованием карт. Однако не все проходит в области привлечения предприятий торговли к обслуживанию операций с банковскими картами гладко. Магазины и предприятия сферы обслуживания зачастую отказываются принимать при оплате товаров и услуг платежные карты, в том числе из-за нежелания повышать прозрачность своего бизнеса, нести дополнительные затраты на оборудование, платить торговую эмиссию, обучать персонал.
Наиболее яркой тенденцией развития банковской системы являются масштабные сдвиги в области розничного бизнеса, что невозможно без развития филиальной сети банков. Как следствие, наблюдается широкое наращивание присутствия финансово-кредитных учреждений в регионах. Экономически целесообразно открывать филиалы и представительства в регионах с развитым промышленным производством и большой численностью населения.
Рис. 8. Число эмитированных карт на 100 жителей в региональном разрезе (на 1.06.05)
Наибольшее количество эмитированных карт приходится на две столицы и Тюменскую область, наименьшее количество – на северокавказские республики.
По количеству и объему операций, совершенных за I полугодие 2005 года держателями карт на территории России, по снятию наличных денежных средств лидируют г. Москва и Московская область (удельный вес соответственно 18,44% и 26,11%), Тюменская область (6,35% и 9,38%), г. Санкт-Петербург (9,21% и 9,14%), Свердловская область (4,48% и 4,65%). По оплате товаров и услуг – г. Москва и Московская область (удельный вес соответственно 33,03% и 60,67%), г. Санкт-Петербург (7,37% и 9,32%). Налицо следующая закономерность. Как правило, чем выше уровень экономического развития, тем большее распространение получили пластиковые карточки[27].
Наибольшая величина среднего размера снимаемой суммы за одну транзакцию по различным регионам приведена на рис. 9. Она определяется уровнем благосостояния, а также степенью распространенности «зарплатных» проектов. При этом, чем меньше уровень развития пластиковых карт, тем они в большей степени используются для снятия наличных.
Рис. 9. Дифференциация средней снимаемой суммы по регионам
При этом надо иметь в виду, что понятие «регионы» на карточной карте России постепенно становится все менее отчетливым. Некоторые города по числу платежных карт и торгово-сервисных точек на душу населения уже сейчас развиты гораздо лучше Москвы.
Например, в небольшом шахтерском
городке Нерюнгри на юге Якутии карточные
терминалы установлены
Более быстрый рост эмиссии в некоторых регионах объясняется не только невысокими тарифами на местные выпускаемые пластиковые карты, но и имеющимся потенциалом роста.
С точки зрения истории пластикового бизнеса можно выделить следующие этапы его развития в регионах. Первоначально на первом этапе в регионе платежными картами обзаводились наиболее состоятельные клиенты банков, использовавшие их во время поездок за границу, а впоследствии и при посещении отечественных элитных магазинов. Это приводило к тому, что при очень низком уровне обеспечения населения в целом картами они активно использовались для расчетов в торговой сети и размер платежа на одну операцию был выше среднего. Ряд регионов, где основная масса предприятий не обладает большими материальными возможностями, начали переходить на «покупательскую модель» роста еще на среднем (и даже ниже среднего) уровне развития карточного бизнеса. Именно такую стадию сейчас переживают большинство северокавказских республик.
Информация о работе Пластиковые карты: сущность и механизм функционирования