Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 21:35, курсовая работа
Цель работы – анализ основных направлений развития новых платежных технологий на базе пластиковых карт на основе изучения проблем и выявления особенностей развития рынка банковских пластиковых карт в России.
Для достижения данной цели решаются следующие основные задачи: 1. Выявление сущности и осуществление классификации основных разновидностей пластиковых карт. 2. Определение особенностей функционирования платежных систем на их основе. 3. Проведение комплексного анализа рынка пластиковых карт, выявление особенностей внедрения пластиковых карт в практику работы кредитных организаций с физическими лицами в России. Выявление причин одностороннего развития карт в РФ.
Введение ……………………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Пластиковые карты: сущность и механизм функционирования ……………… 4
1.1. Сущность и классификация пластиковых карт ……………………………………… 4
1.2. Механизм функционирования карточных платежных систем …………………….. 13
Глава 2. Развитие платежных систем в РФ ………………………………………………. 31
2.1. Международные платежные системы в РФ …………………………………………. 31
2.2. Российские системы расчетов пластиковыми картами …………………………….. 42
2.3. Взаимодействие международных и локальных платежных систем в РФ ………… 50
2.4. Состояние и перспективы развития платежных систем на основе пластиковых
карт в РФ ………………………………………………………………………………. 59
Глава 3. Платежные пластиковые карты в Кировском отделении Сбербанка РФ …… 72
3.1. Характеристика Северо-Западного Банка Сбербанка РФ и Кировского
отделения Сбербанка РФ ………………………………………………………………. 72
3.2. Операции Сбербанка РФ и Кировского отделения Сбербанка РФ с
пластиковыми картами ………………………………………………………………….. 80
3.3. Контроль по операциям с пластиковыми картами в Кировском отделении
Сбербанка России ……………………………………………………………………… 85
Заключение …………………………………………………………………………………. 97
Литература …………………………………………………………………………………. 103
Ответственность за устранение недостатков и нарушений, выявленных ревизией или проверкой, несут руководители проверяемого подразделения банка.
Ревизия
операций с банковскими картами
При ревизии организации работы с банковскими картами следует убедиться в том, что сотрудники, выполняющие функции по осуществлению работы с банковскими картами, прошли специальное обучение и имеют соответствующие сертификаты, если это предусмотрено нормативными документами Сбербанка России. Проверить соблюдение порядка эмиссии, обслуживания и уничтожения банковских карт, в том числе: порядка работы с делами клиентов-держателей банковских карт; порядка открытия (закрытия) счетов и выдачи банковских карт (по всем видам карт на выборку, в размере 5 – 10% от выпущенного (перевыпущенного) в ревизуемом периоде объема карт, но не менее 100 карт), производилась ли проверка заявлений операционными работниками, службой безопасности, подтверждается ли обоснованность выдачи и списания в расход банковских карт внебалансовыми ордерами ф. 203, отправленными в Банк уведомлениями о выдаче карт держателям, актами на уничтожение карт, подтверждениями о поступлении в Банк карт, отправленных филиалами на уничтожение, а прием карт от держателей – квитанциями ф.№ 31. Кроме того, при выдаче карт по зарплатным проектам с выездом в стороннюю организацию – обоснованность получения в кладовой ценностей, возврата нереализованных и списания в расход выданных банковских карт, а также порядок осуществления последующего контроля выдачи карт клиентам по заявлениям и внебалансовым ордерам ф.203; полнота открытия резервных счетов при выдаче международных банковских карт, регламент обслуживания которых предусматривает данное условие; корректность и полноту оформления документов, представляемых предприятием в рамках договора о порядке выпуска и обслуживания зарплатных карт для их сотрудников, в том числе заявлений-условий установленной формы и дополнительных Условий; правомерность выдачи в ревизуемом периоде международных банковских карт с льготными условиями обслуживания; своевременность и правильность отражения в бухгалтерском учете овердрафта по счетам банковских карт, а также полноту и очередность направления денежных средств, поступающих в погашение ссудной задолженности и процентов; своевременность и правильность пересылки в подчиненные подразделения банковских карт и ПИН-конвертов к ним, а также своевременность отправки в Банк подтверждения о получении карт установленной формы; соблюдение правил хранения служебных карт АС СБЕРКАРТ и паролей к ним, а также карт терминала.
При проверке порядка осуществления спискового зачисления денежных средств сотрудников предприятий на счета банковских карт следует убедиться в том, что:
- ответственные сотрудники
- представленные предприятиями
списки в электронном виде (если
они не подписывались ЭЦП)
По счетам банковских карт международных платежных систем на выборку (за 1 – 5 дней, в зависимости от объема операций) следует проверить:
При наличии расхождений следует выяснить их причины, с какого времени они имели место, почему не выявлялись ранее. Необходимо провести сверку остатков балансовых счетов для учета операций с банковскими картами на дату ревизии с данными аналитического учета, ведущегося соответственно в АС СБЕРКАРТ (АРМ бухгалтера) и в автоматизированной системе по счетам банковских карт.
Далее следует убедиться в наличии и действенности последующего контроля за операциями с банковскими картами. Выборочной, за 5 – 30 дней (в зависимости от объема операций) проверкой первичных документов, послуживших основанием для совершения операций по счетам банковских карт, установить, не имелось ли случаев отсутствия расписок клиентов в получении банковских карт на внебалансовых ордерах ф. 203, документов, подтверждающих, законность выдачи денег наследникам владельца счета, наличия исправлений сумм и даты в приходных и расходных ордерах, отсутствия на них подписей операционно-кассовых работников, и т.п., если допускались – то выявлялись ли они своевременно последующим контролем и какие меры по ним принимались.
Удостовериться, осуществлялись ли бухгалтерской службой (последующим контролем) ежемесячные сверки операций по счетам клиентов с данными отчетов, поступающих из Сбербанка России. Проверить порядок проведения сверки информации о пополнении счетов международных карт с получаемыми из Сбербанка России ежедневными реестрами обработанных операций. При наличии нарушений своевременности и полноты сверки выяснить их причины.
Проверить порядок ведения СТОП-листов и блокировки карт, их уничтожения и закрытия счетов, в частности: своевременность блокировки карт, на счетах которых возник неразрешенный овердрафт или нарушены сроки его погашения и постановки в СТОП-лист карт по заявлениям владельцев об их утрате; своевременность и правильность обработки заявлений об утрате карты; соблюдение порядка и сроков закрытия карточных счетов; своевременность отправки микропроцессорных карт АС СБЕРКАРТ, подлежащих уничтожению, в Сбербанк России; соблюдение порядка разблокировки АС СБЕРКАРТ в случае утраты ПИНа или технической блокировки карты, правильность документального оформления разблокировки.
По операционным дневникам контролеров АС СБЕРКАРТ, реестрам инкассации банкоматов и торговых терминалов, установленных в пунктах выдачи наличных, за 5 – 30 дней проверить соблюдение условий и тарифов Банка на выпуск и обслуживание карт АС СБЕРКАРТ, правильность взимания комиссии при выдаче наличных денег по картам, эмитированным другими участниками, своевременность перечисления денежных средств торгово-сервисным предприятиям.
Проверить соответствие операций, совершаемых с использованием корпоративных карт, перечню допустимых операций в соответствии с требованиями Банка России, убедиться в осуществлении контроля за соблюдением валютного законодательства при совершении операций с использованием корпоративных карт.
Проверить правильность открытия счетов и проведения операций с картами по счетам нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Срок хранения материалов ревизий и проверок – 5 лет, в том числе по результатам проверки обстоятельств хищений и злоупотреблений – 5 лет спустя после погашения ущерба.
Для представления экономической картины карточного бизнеса крайне важно правильно организовать ведение и хранение информации по операциям. Карточные операции в своем физическом выражении представляют базу данных, т.е. большой объем структурированной информации. Именно от того, как организована эта структура, и зависит в конечном итоге возможность и эффективность учета и контроля по операциям с международными пластиковыми картами. В структурировании информации важными являются две основные составляющие: программная оболочка и план счетов бухгалтерского учета.
Программная оболочка позволяет вести операции над базой данных – изменять, пополнять, удалять и производить комбинированные манипуляции над данными.
Для эмиссионной части: группировать карт-счета и карты по первичным признакам, поддерживать тарифные или маркетинговые группировочные параметры картсчетов, обеспечивать хранение транзакционной информации в формате, где указаны номер карты, валюта и сумма транзакции (как минимум), место ее проведения и тип (наличные, торговая транзакция, возврат и т.д.);
Для эквайрингового бизнеса: группировать торговые организации, места реализации товаров/услуг и точки продаж; поддерживать тарифные ставки и маркетинговые группировочные параметры.
Для серьезных систем все вышесказанное воспринимается как само собой разумеющееся, но для небольших банков, а в частности и для Сбербанка России, зачастую использующих отечественное, а иногда и самостоятельно написанное программное обеспечение, пожелание будет нелишним. На опыте работ с пластиковыми картами замечу, что, чем больше в базе данных различных признаков у каждой записи (карты, транзакции, точки обслуживания), тем лучше, но при этом чрезмерная полнота увеличивает операционные затраты на ввод данных и поглощает технологические ресурсы производительности на их обработку.
План счетов бухгалтерского учета также необходимо тщательно продумать. Должны быть обязательно учтены на перспективу задачи масштабирования: дробление видов операций и разрастание клиентских групп. Поэтому разработанный план счетов необходимо непрерывно обновлять. Чтобы оптимизировать ведение учета и контроля по счетам с пластиковыми картами, необходимо применять раздельное ведение синтетического и аналитического учета. Аналитический учет по лицевым счетам физических лиц должен вестись карточной автоматизационной системой, а синтетический на сводных счетах – системой автоматизированного ведения операционного дня банка.
Что касается счетов корпоративных карт, учет ведется на лицевых балансовых счетах, которые дублируются в карточной подсистеме и операционном дне. Транзитные счета (Счета по учету обязательств и требований) и счета доходов и расходов, а также конверсионные счета ведутся в операционном дне, а в системе Сбербанка они зеркально ведутся и в карточной подсистеме.
При этом должны соблюдаться следующие принципы:
1. Группировка карточных счетов на свободных балансовых счетах должна быть в разрезе:
2. Счета доходов должны быть открыты:
Информация о работе Пластиковые карты: сущность и механизм функционирования