Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:17, курсовая работа
Цель исследования: разработка и создание функционально и социально-ориентированного дизайн-проекта кафе в районе « Бирюзовая Катунь»
Задачи: 1. Рассмотреть содержание понятия "кафе " и его виды
2. Исследовать современные зарубежные и отечественные аналоги проектирования кафе
3. Изучить современное состояние проектирования кафе
4. Проанализировать индустрию питания в туризме
5. Создать дизайн- проект кафе на территории «Бирюзовая Катунь».
Введение 3
Глава 1. Кафе – как индустрия питания 5
§ 1.1. Классификация предприятий общественного питания 5
§ 1.2. Содержание понятия "кафе" и его виды 9
§ 1.3. Исторические этапы развития общепита 11
§ 1.4. Современные зарубежные и отечественные аналоги проекти-
рования дизайна кафе 18
Глава 2. Современное состояние проектирования кафе 19
§2.1. Современное состояние и значение общественного питания 19
§2.2. Специфика проектирования кафе в Алтайском крае как туристи-ческой зоне России 23
Глава 3. Конструктивно – технологический раздел 25
§ 3.1. Объёмно – планировочные и конструктивные решения зданий общественного питания 27
§ 3.2. Эргономические особенности кафе 32
§ 3.3. Экономические расчёты оборудования кафе 36
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Первый вид - это
общее, обычно это верхний
Второй вид применяемого
в кафе и барах освещения
это локальное освещение,
Следующий вид это
локальное освещение стойки
§ 1.3. Исторические этапы развития общепита
Массовое питание играет важную роль в жизни общества. От того, как человек питается, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность. Существуют доказательства, что племена в Дании приготавливали пищу в больших кухнях и если вместе большими группами 12.000 лет назад. На Руси приготовление пищи долгое время было делом сугубо семейным. Профессиональные повара впервые появились при княжеских дворах, а затем уже- в монастырских трапезных.
Приготовление пищи на Руси
выделилось в отдельную
На формирование русской
кухни оказывали влияние
Становиться модным выписывать поваров из Франции, причём сразу нескольких, т.е. для приготовления каждого вида блюд. Рестораны и трактиры в России постепенно преобразовывались в своего рода клубы: определённый ресторан или трактир посещали люди одной профессии. Таким образом, рестораны и трактиры превратились не столько в места питания, сколько стали частью образа жизни людей. 8 ноября 1917 г. Подписан декрет об организации общественных столовых, контроле за их деятельностью и распределению продовольственных фондов. Первые столовые появились на Путиловском заводе в Петрограде, а затем в Москве и других городах. В период нэпа общественные столовые были переданы на хозяйственный расчёт. К началу 1921 года в них питалось свыше 8 миллионов человек. До тридцатых годов отрасль не получала должного развития, так как внимание страны было направлено на индустриализацию и организацию хозяйства. Во время великой отечественной войны 1941-1945гг. система общественного питания способствовала более равнодушному распределению продуктов питания среди населения в зависимости от качества и количества их труда, помогла обеспечить дополнительным питанием рабочих ведущих отраслей народного хозяйства и в первую очередь оборонной промышленности. В конце 80-х годов открылось множество кооперативных предприятий общественного питания, хотя большая часть из них продолжала оставаться в составе государственных торговых объединений. Создание в России предприятий общественного питания с высоким качеством приготавливаемых продуктов, уровнем обслуживания, максимально удобных для посетителей - одна из важнейших задач, стоящих перед системой общественного питания.[8]
Связь туризма с общественным питанием
Отрасль туризма - одна из самых прибыльных в мире. Туризм как межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры играет одну из наиболее главных ролей в мировой экономике. Международный туризм оказывает очень сильное воздействие на занятость населения. Сегодня передвижение людей в туристических целях охватило все страны земного шара. Крупнейшие предприниматели вкладывают в развитие массовых форм туризма, внедряют достижения технического прогресса в организации питания, и других видах обслуживания. Удовлетворение спроса туриста на продукты и напитки имеет не меньшее значение, чем обеспечение ночлега и отдыха.
В общественном питании сезонность влияет на финансовые больше, чем в гостиничном хозяйстве. Это связано с высоким удельным весом материальных затрат, причём большую часть последних составляют продовольственные продукты, которые быстро портятся. Таким образом, если объём запасов продуктов недостаточно тщательно определён в условиях колеблющегося спроса, предприятие может понести серьёзные убытки.
Размещение предприятий общественного питания на территории страны в принципе соответствует потребностям туризма: 36 %(без киосков) расположены в горных районах, т.е. там, где туристский сезон наиболее продолжителен. На берегах озёр действует 11,4% этих предприятий, а на балтийском побережье – 9,8%. На остальную территорию страны, приходится 42,8%.
Пища не просто является
потребностью каждого человека, но
и рассматривается туристами
как развлечение и
Роль туризма в современном мире колоссальна, он затрагивает все сферы деятельности современного общества, в том числе экономику, культуру, социальную жизнь. На протяжении последнего двадцатилетия туризм рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10 % мирового валового национального дохода.
На сегодняшний день во всем мире туристский бизнес является наиболее прибыльной и перспективной сферой вложения капитала. И в отличие от любой другой отрасли, туризм, в частности, направленный на прием иностранных туристов (въездной туризм), сохраняет темпы своего развития.
В Алтайском крае туризм - одна из немногих сфер хозяйствования, которая динамично развивается, превращаясь в одну из ведущих отраслей экономики республики. В качестве весомой предпосылки и большой возможности для развития индустрии туризма, прежде всего внутреннего и въездного является рекреационный потенциал. Это около 7 тысяч озер общей площадью более 600 кв. километров. Привлекательность Алтайского края как объекта развития туризма определяется следующими факторами: природно-экологическими, политическими, экономическими, научно-техническим прогрессом. Наличие этих факторов на Алтае можно конкретизировать и выявить его привлекательность для развития туризма.[2]
Алтай является своеобразным стыком цивилизаций, обладает историко-археологическим наследием. На его территории находятся уникальные археологические и исторические памятники: всемирно известная "Денисова пещера" в Солонешенском районе, "Царский курган" в Чарышском районе, памятники архитектуры в гг. Барнауле, Бийске, Камне-на-Оби.
Значительный природно-
Для развития туристской индустрии Алтайского региона характерна тенденция постоянного роста числа туристов, посетивших его. Подтверждением являются следующие данные: в 1991 г. турпоток составил около 40 тыс. человек, а в 2003 уже 413 тыс. человек. Количество организованных туристов в 2003 г. составило - 130-140 тыс. человек, в том числе иностранных туристов - более 4,5 тыс. человек. Характерной чертой сегодняшнего туризма стало резкое повышение требований туристов к качеству обслуживания. В целях обеспечения качества туристских услуг Алтайского региона и безопасности обслуживания туристов, в Министерстве туризма Республики Алтай на основе нормативных документов Туристско-спортивного союза были разработаны требования по регистрации паспортов трасс, планированию и эксплуатации туристских маршрутов.[2]
Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» позиционируется как первый в России крупный единый комплекс природного и экстремального туризма в горах, с четким разделением на «молодежно-экстремальную» зону с культовым статусом, привлекательным архитектурным решением молодежного отеля и центрами горнолыжников, рафтеров, треккеров, скалолазов, и на зону для состоятельных туристов с эксклюзивными и комфортабельными гостиницами, включающими в дополнение к приключениям на природе, оздоровительные и СПА-комплексы и процедуры.
Территория, на которой расположена особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь», — самая большая среди всех ОЭЗ туристско-рекреационного типа России и составляет 3326 га. Определяющими характеристиками данной местности является сочетание бурной реки Катунь и различных типов первозданного природного ландшафта – гор высотой до 1000 м, равнинных участков, пастбищ и смешанных лесов.
Климат территории — континентальный с ярко выраженным теплым летом и относительно холодной зимой. Средняя температура в январе (самый холодный месяц) около 18ºС, в июле +19 С. Снег выпадает в конце ноября и устойчиво лежит до конца марта. Высота снежного покрова достигает 88 см.
Концепция генерального плана и архитектуры зданий «Бирюзовой Катуни» предусматривает их органичное вхождение в природный ландшафт. Прибрежная территория оставлена свободной от застройки, что создает условия для отдыха туристов на берегу реки в естественных природных условиях, а также сохраняет «интерьер» реки. Здания сервиса размещены свободно, формируя просторный архитектурно-природный ансамбль главной «улицы» туристического комплекса. Для строительства применяются природные строительные материалы (дерево, камень, черепица и др.). Таким образом, строения находятся в гармонии с цветовой гаммой бирюзовой Катуни и общим горным ландшафтом. Градостроительный комплекс не соперничает с природой, а сотрудничает с ней. Это создает наилучшие условия для восприятия природной среды, насыщенной красотой. Центральная часть комплекса заслуживает наибольшего внимания, так как там располагаются основные объекты: искусственное озеро площадью 7 га, прогреваемое до 23 градусов. Для сравнения - температура в Катуни в самые жаркие дни едва превышает 10 градусов. Вокруг искусственного водоема находятся 5 кафе, аквапарк, детский водоем с аттракционам. Так же на территории тур комплекса расположены 8 баз отдыха, предлагающих самые разнообразные услуги: экскурсии, сплавы, конные и вело прогулки.[2]
Отличительной особенностью климата этой зоны является высокая ионизация воздуха, превышающая показатели Швейцарских Альп более чем в два раза.
Питание является одной из основных услуг в технологии туристского обслуживания. Туристская индустрия питания включает в себя рестораны, кафе, бары, столовые, фабрики-кухни, фабрики заготовочные, буфеты, шашлычные и удовлетворяет физиологическую потребность туриста в пище. Данные предприятия могут находиться как в собственности туристских фирм, так и на правах аренды. Большинство из них встроено в туристско-гостиничный блок, и является их частью, реже данные предприятия работают в автономном (самобытном) режиме и являются компонентами огромного комплекса под названием общественное питание .
Классификация предприятий питания в туризме
Классификация предприятий питания в туризме выполняется по многим признакам, которые приведены ниже.
По признаку связанности управления различают предприятия, объединенные в цепи, и работающие самостоятельно. К крупнейшим ресторанным цепям США относят Макдональд-с (с числом предприятий 9460), Бургер Кинг.
В зависимости от ассортимента различают предприятия: комплексные, универсальные, специализированные. Обобщенная классификация предприятий питания в туризме: по типу предприятия: ресторан, кафе, бар, и т.д.; по виду собственности: собственные, арендованные; по месту расположения: в составе туристско-гостиничного комплекса. В составе других средств размещения, автономные; по классности: люкс, высший, первый; по режиму обслуживания: завтрак, полу пансион, полный пансион, шведский стол, специальное питание, детское питание.
В зависимости от обслуживаемого контингента предприятия могут работать с постоянным контингентом, такое предприятие питания находится при гостинице, санатории, с переменным контингентом (городской ресторан).
В зависимости от метода обслуживания различают предприятия, в которых потребители обслуживаются официантами; предприятия самообслуживания, предприятия смешанного обслуживания.
Предприятия питания различаются также по полноте технологического цикла, объему и характеру услуг, виду питания, режиму работы, времени функционирования и другим признакам. По аналогии со средствами размещения туристов предприятия питания классифицируются в зависимости от культуры и качества обслуживания, а также кухни и ассортимента предлагаемых блюд, числа посадочных мест, режима работы, формы обслуживания посетителей.
Большой популярностью у туристов пользуются рестораны. Они подразделяются на 2 большие группы: классические и быстрого обслуживания.